- Преподавателю
- Химия
- Разработка урока по химиии
Разработка урока по химиии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зверева Д.И. |
Дата | 21.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Каликинская СОШ
РАЗРАБОТКА УРОКА
химии
в 8 классе
с учётом требований ФГОС
Тема: «Физические явления в химии»
Составил: практикант Зверева Дарья Игоревна
городской округ город Бор
2015 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по химии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральным государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней учитываются основные идеи положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) - трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Образовательный стандарт по химии включает систему прикладных знаний и умений, значимых для самого ученика, востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Это вопросы обеспечения собственной безопасности в процессе использования веществ и определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Приоритетной задачей преподавания школьного курса химии на этапах основного и среднего (полного) общего образования является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:
- познавательной деятельности, предполагающей использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования; приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки;
- информационно-коммуникативной деятельности, предполагающей развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.
- рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Овладение этими видами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
Проект урока
Тема: «Физические явления в химии»
Класс: 8
Тип урока: комбинированный
Учебник: химия.8класс: учебник для образовательных учреждений/О.С.Габриелян.-16-е издание, стереотип.-М.: Дрофа,2012
Цель
Способствовать полному формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях.
Формировать УУД:
-личностные УУД: толерантное отношение к проявлениям иной культуры;
-регулятивные УУД: планирование личной деятельности, прогнозирование результатов;
-коммуникативные УУД: развитие умений взаимодействия в группе, толерантное отношение к чужой точке зрения;
-познавательные УУД: развитие умений извлекать нужную информацию из текста.
Задачи:
Практические:
- применение новых знаний на практике;
- умение объяснить различие между физическими и химическими явлениями.
Образовательные:
содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями; о признаках и условиях протекания химических реакций;
Развивающие:
развитие умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ. Установление межпредметных связей.
Воспитательные:
содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету, гордости за отечественную науку.
Планируемые
результаты
Предметные:
- умение объяснить различие между физическими и химическими явлениями;
- знание техники безопасности на уроках химии (работа с реактивами и химической аппаратурой, посудой).
Личностные:
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации;
Метапредметные:
-умение применять полученные знания и умения на практике
Организация пространства
индивидуальная, фронтальная, взаимопроверка, самоконтроль по эталону, тестовые задания
Технологическая карта к уроку
«Физические явления в химии»
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1
Организационный этап
1 мин
Девиз урока: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. А не одной памяти» (Л.Н.Толстой)
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает положительную психологическую атмосферу в классе, желает учащимся успеха.
Слушают учителя, реагируют на его слова
Личностные:
умение управлять своей познавательной деятельностью
2
Мотивация
3 мин
О каких явлениях, физических или химических, идет речь в следующем стихотворении?
Слайд 1
Читает стихотворение:
Без химии ты глух и нем И шагу не шагнешь порою, Не вырастишь хороший хлеб И дом хороший не построишь. Химию любить и не лениться - Значит, понятно будет все: Почему коптит порою примус, На морозе сушится белье. Жизнь вокруг себя узнаешь, Разрешишь любой серьезный спор, Без огня в дороге яйца сваришь И без спичек разведешь костер.
Подводит учащихся к формулировке основной цели урока, создает условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу")
Слайд 2
2. Актуализирует требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо").
3. Устанавливает тематические рамки ("могу")
Используют нетбук (Используют на рабочем столе презентацию)
Вступают в обсуждение,
высказывают свою точку зрения, аргументируют выводы, точно выражают свою мысль.
Формулируют цель и задачи урока.
Взаимодействуют с учителем
Адекватно оценивают свои
Познавательная:
Структурирование знаний
Личностные:
Мотивационная основа учебной
деятельности
Регулятивные:
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещѐ неизвестно).
Анализ условий достижения цели прогнозирование результата и оценивания уровня достижения результата
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество
3
Актуализация и подготовка мышления учащихся
6 мин
Организует повторение
контролируемых способов деятельности.
Актуализирует мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.), необходимые для выполнения контрольного тестирования
Организует фронтальную работу с учащимися. Ставит вопросы:
1. Какие еще физические и химические явления окружают Вас в повседневной жизни? Где они находят свое применение? Благодаря какому процессу происходит химическое явление?
В виде чего можно представить химический процесс?
В чем проявляется итог химической реакции?
По каким признакам мы можем судить, что произошла химическая реакция?
Какие условия необходимо создать, чтобы произошла химическая реакция?
Слайд 3. Ставит проблемный вопрос: В реторту с зажимом поместили медную стружку, после чего зажим закрыли и сосуд прокалили. Изменилась ли масса реторты после прокаливания? Как изменилась масса реторты после того, как открыли зажим?
Запишите уравнения происходящей реакции
Устанавливают причинно-
следственные связи
Приводят примеры, выясняют значимость физических и химических явлений (на основе физических явлений получают в промышленности нужные человеку изделия и чистые вещества. Когда говорим, думаем, радуемся, печалимся, за этим скрываются миллионы химических реакций)
Дают понятие о химическом уравнении
Делают вывод: благодаря процессам, называемым химические реакции, возникло все многообразие химических веществ.
Вспоминают признаки (изменение цвета; выделение газа; появление или исчезновение запаха; выпадение или исчезновение осадка; выделение света; выделение или поглощение теплоты)
Называют условия (увеличить соприкосновение веществ; измельчить (растворить) вещества; нагреть; использовать катализатор; пропустить электрический ток)
Высказывают свою точку зрения, аргументируют выводы на основе атомно-молекулярного учения и закона сохранения массы веществ (масса в первом случае не изменилась, во втором случае - увеличилась из-за проникшего в реторту воздуха)
Осознают потребность к контролю и самоконтролю результата. Проводят взаимопроверку
2Cu+O2=2CuO
m=160г. m=160г.
Познавательные:
Определение понятий
Умение структурировать знания.
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Умение устанавливать причинно-следственные знания
Личностные:
Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Регулятивные: познавательная инициатива
Коммуникативные:
Умение организовывать учебное сотрудничество, учет разных мнений.
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Самоконтроль (взаимоконтроль)
8 мин
Организует работу с ЦОР
Слайд №4Расставьте коэффициенты в схемах реакций и определите их тип (на примере свойств воды):
Организует физкультминутку Слайд №5
Какие математические действия мы можем производить по формулам и химическим уравнениям?
Работают с использованием нетбука с ЦОР (слайд №4).
Контролируют и оценивают свои знания
Принимают участие в физкультминутке
Вспоминают формулы по которым производятся расчеты
Регулятивные:
Контроль
Коррекция
Коммуникативные:
Управление поведением
Самооценка
10 мин
Предлагает решить практико-ориентированные задачи по вариантам. Консультирует,
помогает
Приложение №1.
Предоставляет возможность учащимся провести самооценку решения задачи по заранее обоснованному критерию (раздает эталон ответа задачи с критерием оценки)
Решают задачу.
Сравнивают результаты своей работы и корректируют при необходимости
Познавательная:
Использование общих приемов решения задач
Выбор наиболее
эффективных способов решения задач
Использование знаково-символических средств
Личностные:
Развитие регуляторов морального поведения
Регулятивные:
Осуществление самоконтроля по результату и способам действия
Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
Постановка вопросов
Контрольное тестирование
12 мин
Организует индивидуальную деятельность учащихся, проводит тестирование с помощью программного обеспечения системы контроля и мониторинга качества знаний PROClassПрезентация №2
Воспринимают зрительно и на слух вопросы теста, выбирают правильный ответ, нажимают его на пульте
Регулятивные:
Контроль
Коррекция
Волевая саморегуляция
Коммуникативные:
Управление поведением
Рефлексия
3 мин
Показывает итоги тестирования с помощью отчета программы системы PROClass
Фиксирует степень соответствия поставленной цели контрольной деятельности и ее результатов. Применяет прием «Для меня сегодняшний урок…»
Получает оценку за контрольное тестирование на основе установленных ранее критериев
В индивидуальной карточке, подчеркивает слово напротив фраз, характеризующих его
работу на уроке и оценивает полученный результат собственной деятельности
На уроке я работал
Активно
пассивно
Своей работой на уроке я
Доволен
Не доволен
Результат собственной деятельности
Отлично
Хорошо
Удовлетворительно
неудовлетворительно
Познавательные:
Рефлексия способов и условий действия
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные:
Внутренняя позиция школьника
Самооценка на основе критерия успешности
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества
Домашнее задание
2 мин
Определяет задание для самоподготовки (занимательные вопросы, практико-ориентированные задачи, задания творческого и опережающего характера) Приложение №3 Комментирует
Получает задание в распечатанном виде, выбирает задание(я).
Личностные:
Личностное самоопределение
Рекомендуемая литература.
1. Литература, используемая учителем
- основная литература
1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа;
2. Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.
- дополнительная литература
1. Габриелян О.С. Изучаем химию в 8 кл.: дидактические материалы / О.С. Габриелян, Т.В. Смирнова. - М.: Блик плюс
2. Химия: 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М. : Дрофа;
3. Габриелян О.С., Вискобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа;
4. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 класс. - М.: Дрофа
5. Алхимик (alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.
2. Литература, рекомендуемая для учащихся.
- основная литература
Габриелян О.С. Химия: 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.
- дополнительная литература
1. Журнал «Химия в школе»;
2. Контрен - Химия для всех (kontren.narod.ru). - информационно-образовательный сайт для тех, кто изучает химию, кто ее преподает, для всех кто интересуется химией.
3. Алхимик (alhimik.ru/) - один из лучших сайтов русскоязычного химического Интернета ориентированный на учителя и ученика, преподавателя и студента.
4. Энциклопедический словарь юного химика
Заключение
Изучение химии на базовом уровне предполагается в классах физико-математического, информационно-технологического, индустриально-технологического, социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей, а также при обучении в непрофильных классах или в так называемых классах универсального (общеобразовательного) профиля.
Изучение химии на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, агро-технологического профилей.
Независимо от профиля обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к химии и ее практическим приложениям, школа может увеличить число часов на ее изучение путем предоставления возможности выбора элективных курсов по химии.
Предлагаемая тематика данного урока и коммуникативная ситуация соответствуют реальным интересам и возможностям учащихся, их потребностям и являются личностно значимыми для них. Для учащихся создаются условия для проявления творческой активности и самостоятельности. Кроме того, тема в большей степени ориентирована на коммуникативно-познавательные интересы школьников и отражает реальные потребности и условия использования полученных знаний жизни. Содержание урока нацелено на активное участие обучающихся в работе на уроке.
Конспект урока по теме «Физические явления в химии»
Цели урока способствовать формированию знаний учащихся о физических и химических явлениях;
обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями; о признаках и условиях протекания химических реакций;
развивающие: развитие умений проводить и анализировать лабораторные исследования, вырабатывать практические умения работать с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по ТБ. Установление межпредметных связей.
воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету, гордости за отечественную науку.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Форма урока: беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.
Оборудование: компьютер, экран, наборы для лабораторной работы, демонстрационные опыты, мультимедийная презентация, учебник «Химия 9» О.С. Габриелян, (Приложение 1)
Планируемые результаты:
- умение различать физические и химические явления;
-знать признаки и условия протекания химических реакций.
Личностные:
- интерес к изучению предмета.
Метапредметные:
- умение правильной работы с реактивами.
Ход урока
1. Организационный этап - Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создает положительную психологическую атмосферу в классе, желает учащимся успеха.
2. Мотивация (включаем презентацию) О каких явлениях, физических или химических, идет речь в следующем стихотворении?
Обучающиеся: Вступают в обсуждение, высказывают свою точку зрения, аргументируют выводы, точно выражают свою мысль.
Формулируют цель и задачи урока.
3. Актуализация и подготовка мышления учащихся : Организует повторение
контролируемых способов деятельности.
Актуализирует мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т. д.), необходимые для выполнения контрольного тестирования
Организует фронтальную работу с учащимися. Ставит вопросы.
Обучающиеся: Приводят примеры, выясняют значимость физических и химических явлений
Самоконтроль: Организует работу с ЦОР
Обучающиеся: выполняют работу ЦОР
Самооценка : Предлагает решить практико-ориентированные задачи по вариантам
Обучающиеся: решают задачу
Контрольное тестирование : Организует индивидуальную деятельность учащихся
Обучающиеся: Воспринимают зрительно и на слух вопросы теста, выбирают правильный ответ
Рефлексия : обсуждение итогов тестирования
Домашнее задание : Учитель объясняет домашнее задание (выполнить задание в РТ)
Подведение итогов урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке - подведение итогов урока, оценивание работы обучающихся.
Учитель предлагает обучающимся выразить свое отношение к уроку - «понравился», «не понравился»- и объяснить, почему, а также оценить свою работу на уроке.
Обучающиеся высказывают свое мнение и оценивают свою работу.