- Преподавателю
- Химия
- Разработка урока на тему Азотная кислота, физические и химические свойства, применение
Разработка урока на тему Азотная кислота, физические и химические свойства, применение
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Омельяненко Ю.А. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Азотная кислота, физические и химические свойства, применение.
Цель: на примере азотной кислоты углубить знания учащихся о свойствах кислот и их качественных реакциях; изучить особенные свойства азотной кислоты и ее значение в жизни человека.
Оборудование: Таблица «Электрохимический ряд напряжений металлов», таблица «Применение азотной кислоты», цветные таблички, штативы с пробирками, нагревательное оборудование.
Реактивы: раствор азотной кислоты, гидроксид меди (2), карбонат кальция, метиловый оранжевый.
Тип урока: Комбинированный.
Структура урока.
1. Организационный момент (1-2мин).
2.Мотивация учебной деятельности учащихся (3мин).
3.Оглашение темы и ожидаемых результатов (3мин).
4.Актуализация опорных знаний учащихся (7мин).
5. Изучение нового материала (20мин).
6. Закрепление изученного материала (7мин).
7. Подведение итогов урока (рефлексия) (3мин).
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие. Подготовка к уроку.
2.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Мотивация учебной деятельности учеников методом беседы.
Беседа о ценности элементов азота и фосфора, а также их соединений в жизни людей.
3.Оглашение темы и ожидаемых результатов.
Слово учителя: При изучении данных соединений нельзя обойтись без знакомства и изучения свойств «королевы» неорганических кислот - азотной кислоты. Поэтому тема сегодняшнего урока: «Азотная кислота, ее свойства и применение». Ожидаемые результаты: После изучение этой темы вы должны:
-
Убедиться, что азотная кислота действительно ценное соединение азота;
-
Вспомнить и повторить химические свойства кислот;
-
Изучить и усвоить специфические свойства азотной кислоты;
-
Уметь составлять химические уравнения, характеризующие свойства азотной кислоты;
-
Уметь анализировать, сравнивать и применять знания о свойствах кислот на практике.
4. Актуализация опорных знаний.
Для этого этапа урока применяется технология «Работа в парах».
Задание: Заполните карточки. Каждый правильный ответ - 1 балл. После выполнения работы ученики обмениваются карточками, проверяют и выставляют баллы соседу.
Перфокарта 1
-
Название соединения
Формула
Ортофосфорная кислота
NH
Оксид азота(4)
NH OH
N
Азотистая кислота
Перфокарта 2
-
Название кислоты
Формула
Нитрид лития
HNO
«Веселящий газ»
Оксид азота (5)
Белый фосфор
Р О
5.Изучение нового материала.
Для предоставления необходимой информации по данной теме используется интерактивная технология «Ажурная пилка».
Для выполнения этого упражнения заранее были подготовлены таблички с цветными обозначениями.
Перед уроком учитель прорабатывает отдельно с каждой «домашней» группой материал новой темы, который был им задан, демонстрирует проведение опытов, дает консультации. См. Приложение 1
Каждый ученик будет входить в две группы: «домашнюю» и «экспертную». Затем на данном этапе урока образуются «экспертные» группы, используя цветные таблички. См. Приложение 2. В каждой «домашней» группе все ее участники должны иметь таблички разных цветов, а в каждой экспертной одинаковые. Каждая экспертная группа должна выслушать всех представителей экспертных групп (лаборантов - консультантов), при этом, наблюдая демонстрацию соответствующих теме опытов, и проанализировать материал в целом, провести его экспертную оценку в определенное время. После завершения работы предложите ученикам вернуться «домой». Каждый ученик должен поделиться информацией, полученной в «экспертной группе». Заданием «домашних» групп в этом случае уже является окончательная систематизация и коррекция всей информации.
6 Закрепление изученного материала.
-
Тестовые задания:
-
Азотная кислота является
А) одноосновной;
Б) двухосновной;
В) трехосновной.
-
По степени диссоциации кислота является
А) неэлектролитом;
Б) сильным электролитом;
В) слабым электролитом.
-
Для азотной кислоты характерны следующие реакции
А) с кислотными оксидами;
Б) с основаниями;
В) с металлами;
Г) с солями.
-
С металлами азотная кислота взаимодействует с образованием
А) соли и воды;
Б) соли, воды и оксида азота;
В) соли и водорода.
-
При нагревании азотная кислота
А) разлагается;
Б) не разлагается.
-
Азотная кислота применяется для производства
А) удобрений;
Б) растворителей;
В) взрывчатых веществ;
Г) моющих средств.
2. Блиц-опрос.
-
Порядковый номер азота - 7 (да).
-
Атом азота имеет 3 энергетических уровня (нет).
-
Аммиак - бесцветный газ с резким запахом (да).
-
Азотная кислота является восстановителем (нет).
-
Раствор аммиака имеет щелочную среду (да).
-
Азот входит в состав воздуха (да).
-
В результате взаимодействия сильно разбавленной азотной кислоты с металлами образуется нитрат аммония (да).
-
Азот поддерживает горение (нет).
-
Азотная кислота применяется для производства пластмасс (да).
7.Подведение итогов.
-
Анализ проведенного урока.
-
Оценивание учащихся.
-
Домашнее задание: изучить параграф, конспект,
Приложение 1
1 ГРУППА
Общая характеристика:
Формула - HNO3
Кислота одноосновная, кислородсодержащая, кислотный остаток одновалентный, образует соли нитраты. Кислота является сильным электролитом:
HNO3 ----- H+ + NO3-
Катион водорода в растворе кислоты обеспечивает кислую среду раствора.
Подтверждение индикатором: метиловый оранжевый меняет свой цвет на красный. Э.
Физические свойства:
Азотная кислота - бесцветная жидкость с резким запахом, «Дымящая» на воздухе из-за образования при контакте ее паров с влагой воздуха капелек тумана. С водой смешивается в любых отношениях. При кипении (85градусов) и при длительном стоянии она разлагается, приобретая желто-красный оттенок из-за образующегося оксида.
2 ГРУППА
Химические свойства (общие):
-
Взаимодействует с основными оксидами:
-
с основаниями: Э
-
с солями: Э
3 ГРУППА
Химические свойства (специфические):
Азотная кислота очень сильный окислитель
1.Взаимодействие с металлами (металл не вытесняет водород, как у всех других кислот):
А) Концентрированная азотная кислота (60% и выше) реагирует с металлами с образованием оксида азота(4), соли и воды:
Б) Разбавленная азотная кислота (20-30%) реагируя с малоактивными металлами дает оксид азота(2), а с активными - оксид азота (1):
В) При реакции очень разбавленной кислоты (менее 10%) с металлами образуется нитрат аммония:
2. При нагревании азотная кислота разлагается:
ГРУППА 4
Применение:
Азотная кислота применяется в производстве удобрений, красителей, взрывчатых веществ, дезинфицирующих средств, лекарств, полиэфирных волокон и пластмасс. Она используется в процессах золочения, травления металлов, фотографии.