Элективный курс по химии для учащихся 7 класса. ХИМИЧЕСКАЯ МАЗАЙКА

Образовательная программа дополнительного образования по «химии» рассчитана на обучающихся  7-8 классов общеобразовательной школы (13 – 15 лет). Объем элективного курса  – 34 часа (1 год обучения). Программа естественнонаучной направленности. Актуальность программы. Программа нацелена на углубление  и  расширение  знаний  по  химии,  полученных  обучающимися в  общеобразовательных школах. Базовый уровень преподавания химии  в школах города различен, и существуют значительные отличия между школь...
Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс по химии для учащихся 7 класса.

ХИМИЧЕСКАЯ МАЗАЙКА.

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования по «химии» рассчитана на обучающихся 7-8 классов общеобразовательной школы (13 - 15 лет). Объем элективного курса - 34 часа (1 год обучения). Программа естественнонаучной направленности.

Актуальность программы.

Программа нацелена на углубление и расширение знаний по химии, полученных обучающимися в общеобразовательных школах. Базовый уровень преподавания химии в школах города различен, и существуют значительные отличия между школьным образованием и требованиями к уровню подготовки абитуриентов. Поэтому при проектировании организации образовательного процесса и отборе содержания программы использовались современные научные химические представления.

Педагогическая целесообразность программы.

Обучающиеся тяжело усваивают учебный материал по химии, поэтому большой упор в программе сделан на практическую часть. От типовых программ, уже действующих в настоящее время в средних школах России, ее отличают в первую очередь более выверенные междисциплинарные связи и более точный отбор материала, необходимого для создания целостного естественнонаучного восприятия мира, комфортного и безопасного взаимодействия с окружающей средой в условиях производства и в быту. Программа построена таким образом, что в ней главное внимание уделяется тем разделам химии, терминам и понятиям, которые так или иначе связаны с повседневной жизнью, а не являются "кабинетным знанием" узко ограниченного круга лиц, чья научная или производственная деятельность тесно связана с химической наукой.

Цель программы - повышение уровня химической подготовки обучающихся, развитие интереса учащихся к самостоятельному получению знаний, подготовка к участию в олимпиадах .

Задачи программы.

Обучающие:

  1. Заинтересовать обучающихся химией как предметом, применение химии в жизни.

  2. Показать межпредметную связь химии.

  3. Научить работать с химическими веществами и химическим оборудованием.

  4. Научить делать исследовательские работы.

Развивающие:

- Развить познавательные интересы и творческие способности;

- Формирование научного мировоззрения.

Воспитательные:

- Развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности учащихся;

- Сформировать позитивные, здоровые, экологически безопасные бытовые привычки;

- Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

Формы и режим занятий

1 час в неделю Плановое количество обучающихся в объединении - не менее 15 человек. Возраст обучающихся - 13 - 15 лет (7 - 8 классы общеобразовательной школы).

Объем программы.

Программа рассчитана на 34 ч.

Особенности построения образовательной программы.

На первом году обучения (7-8 классы) главное внимание уделяется на изучение окружающего мира с помощью химии. В специальном разделе рассматривается история возникновения химии. Также уделяется внимание экологическим проблемам. Основная идея этой части курса изучить окружающий мир с помощью науки.

В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции между полученными учащимися в классе элементарными химическими знаниями и навыками и свойствами тех объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни, но до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне. На основе химических представлений учащимся предлагается взглянуть на драгоценные и отделочные камни, стекло, фарфор, краски, продукты питания, современные материалы. В программе расширен круг объектов, которые описываются и обсуждаются лишь на качественном уровне, не прибегая к громоздким химическим уравнениям и сложным формулам. Большое внимание уделяется стилю изложения, который позволяет вводить и обсуждать химические понятия и термины в живой и наглядной форме. В этой связи постоянно подчеркиваются междисциплинарные связи химии с естественными и гуманитарными науками.

Ожидаемые результаты программы.

1. Планировать и осуществлять химический эксперимент; применять химическую посуду и оборудование для проведения лабораторных опытов; соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами, химической посудой и приборами;
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту;
4. Составлять рефераты на заданную тему, делать по ним доклады;
5. Участвовать в дискуссиях, грамотно излагать свою точку зрения и внимательно выслушивать иную; анализировать существующие представления по обсуждаемым вопросам и совместно вырабатывать собственное отношение к ним;
6. Проводить самостоятельный поиск информации с использованием учебных пособий, теоретического материала, предоставленного учителем, а также дополнительной литературы, в том числе справочников и энциклопедий, сетевых ресурсов, электронных библиотек и т.д.; анализировать и систематизировать найденную информацию.

Ожидаемые результаты обучения:

в обучении:

- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;

- умение ставить химические эксперименты;

- умение выполнять исследовательские работы и защищать их;

в воспитании:

- воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;

- воспитание воли, характера;

- воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Умения и навыки.

1. Умение работать самостоятельно с химическими веществами и химическим оборудованием.

2. Уметь делать исследовательские работы и защищать их

4. Самостоятельное составление рефератов, отчетов по исследовательским работам.

5. Умение грамотно излагать свою точку зрения и выслушивать иную.

6. Умение работать с дополнительной литературой.

7. Умение применять полученные знания.

8. уметь решать тестовые задания


Механизм оценивания образовательных результатов.

Контроль знаний, умений и навыков.

Контроль ЗУН необходим для выявления степени усвоения полученных знаний и творческих способностей каждого обучающегося. В зависимости от цели и задач он может выполнять различные функции:

  1. Развивающая - позволяет обучающимся самостоятельно получать знания.

  2. Контролирующая - определяет результат обучения и развития обучающихся.

  3. Управляющая - позволяет выбрать содержание, формы и методы обучения.

По времени проведения контроль может быть входной, текущий, промежуточный и итоговый. Результаты контроля фиксируются в журнале.

Контроль знаний может осуществляться в форме собеседования, тестирования или зачета после прохождения соответствующей темы.

Организация работы по данной программе предполагает наличие высокого уровня профессиональной подготовки педагога, знание им основных требований, предъявляемых к выпускникам при поступлении в ВУЗы. От педагога требуется постоянное стремление к обновлению материала, что требует систематической работы с современной научной и учебной литературой. Для ведения данной программы педагогу необходим широкий спектр методической и учебной литературы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ ( 34 часа)

Тема

Всего

часов

Теоретических

Практических

1

Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами.

История химии как науки.

6

3

3

2

Химия на кухне

9

3

6

3

Домашняя аптечка

5

3

2

4

Химия в саду и огороде

2

0

2

5

Химия и косметика

3

3

6

Красители

5

1

4

7

Химия вокруг нас

4

2

2

Итого:

34

15

19

Содержание образовательной программы

Тема 1: Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами. История химии, как науки.

Тема 1.1 Предмет химия. Правила техники безопасности

Тема 1.2Л.р.№1 Знакомство с лабораторным оборудованием

Тема 1.3 История химии как науки.

Тема 1.4 От алхимии до современной химии

Тема 1.5 Л.р.№2 Химические вещества вокруг нас". 2. "Растирание, насыпание, растворение, фильтрование, выпаривание. 3. "Сгибание, резка стеклянных трубок, изготовление капилляров. Сборка простейших приборов".

Тема 1.6 Кристаллы в природе. Кристаллы в лаборатории. Л.р.№3 Выращивание кристаллов.

Тема 2: Химия на кухне

Тема 2.1 Химия и пища: хлеб, соль, мясо, рыба, Молоко, каша, жир, масло .Л.р.№4: Исследование: Хлеба, соли, мяса, рыбы, Молоко, каша, жир, масло

Тема 2.2 Химия и пища: картофель, капуста , грибы ,щавель, уксус, хрен, горчица. Л.р.№5: Исследование: картофеля, капусты и грибов, щавеля, уксуса, хрена, горчицы

Тема 2.3 Химия и пища: сахар, чай, мед. Л.р.№6: Исследование: сахара, чая и меда

Тема 2.4 Желудок и химический реактор. Химические элементы в организме человека

Тема 2.5 Витамины и минералы. Углеводы, жиры и белки- где они в еде

Тема 2.6 Консервирование

Серия опытов с семенами кресс-салата.

Тема 2.7 Высадка семян кресс-салата. И подготовка растворов нужной концентрации. Опыт с выращиванием семян кресс-салата при низкой и высокой температуре.

температуре.

Тема 2.8 Поливаем растения водой из под крана, кофе, уксусом, соком, разбавленной кислотой, минеральной водой, дистиллированной водой, колой..

Тема 2.9абота с экспериментом «Влияет ли шум на рост и развитие растения» .Обсуждение результатов проведенного эксперимента. Подготовка к конференции.




Тема 3: Домашняя аптечка.

Тема 3.1 Оказание первой медицинской помощи пока не пришел врач

Тема 3.2 Аптечные старожилы: марганцовка, Пероксид водорода ( перекись), йод ,Нашатырный спирт, борная кислота, поваренная соль, питьевая сода, аспирин. Демонстрационный опыт №1

Тема 3.3Как нас лечит природ: мед, прополис. Л.р.№2: Исследование: меда и прополиса

Тема 3.4 Как нас лечит природ: Витамины.

Тема 3.5"болезни века" - аллергии.

Тема 4: Химия в саду и огороде

Тема 4.1 Чем кормить и как лечить растения .Сколько удобрений нужно для растений Л.р.№7: Удобрение растений

Тема 4.2 Пища растений Л.р.№8: Чем питается растение. Агрохимия Удобрения - природные и искусственные.



Тема 5: Химия и косметика

Тема 5.1 Косметика: разнообразие применения

Тема 5.2 Кожа, мыло и вода. Крем полезен всем

Тема 5.4 Гигиена зубов. Хлопоты от пота



Тема 6: Красители

Тема 6.1: Что такое пятна и как их выводить .Пятновыводители и их действия на пятна .Активные красители

Серия опытов.

Тема 6.2: Жирные и масляные пятна: Выведение жирных и масляных пятен

Тема 6.3: Цветные пятна: Выведение цветных пятен .Ржавчина: Выведение пятен ржавчины

Тема 6.4:Окраска одежды и тканей: Выведение пятен с цветных вещей

Тема 6.5: Хлопчатобумажные ткани, Шерсть, Капрон ,Нейлон, Смешанные волокна: Окраска хлопчатобумажных тканей, шерсти, нейлона, смешанных волокон.

Тема 7: Химия вокруг нас.

Тема 7.1: Бумага, карандаши ,Стекло. Л.р.№9: Бумага , карандаши, стекло, что это за материалы

Тема 7.2: Строительные материалы

Тема 7.3: Спички ,Керамика. Л.р.№10: Спички и огонь, керамика

Тема 7.4: Химические элементы в организме человека































Формы и методы организации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.
Предлагается использовать следующие методы организации учебной деятельности:
1. Создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока;
2. Выполнение самостоятельной работы ;

3. осуществление текущего опроса учащихся ;
4. Планирование и осуществление химического эксперимента с фиксацией наблюдений и обсуждением результатов;
5. Подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);
6. Выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления.
В процессе реализации программы используются:

1. Словесно-наглядно-практический.

2. Частично-поисковый метод.

3. Исследовательский.





Литература

1. Н. Глинка «Общая химия» П, 1999 год

2.Ю. Г. Гуревич «Загадка булатного узора» М, 2000 год

3.Ю.Н. Кукушкин« Химия вокруг нас» Дрофа, 2003 год

4.В.А. Легасов «Проблемы химии сегодня и завтра», Л, 2000 год

5. А.Г.Миронов «Нитратная кухня», М ,2000 год

6.Н. А. Мязенина «Занимательно о железе» , М, 1997 год

7.И. М. Титова «Вещества и материалы в руках художника» ,М, 2001 г.








11



© 2010-2022