Урок КВН по теме Периодическая система

Данный урок проводится как заключительный урок при изучении периодической системы Д.И.Менделеева. Урок посвящен одному из фундаментальных законов науки - Периодическому закону  и его иллюстрации - Периодической системе химических элементов.  Материал урока помогает увидеть Менделеева как личность, расширить и углубить знания об ученом и его великом открытии.Урок содержит разнообразные задания, включая домашние, при подготовке которых учащимся необходимо будет обратиться к различным источникам. У...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок «Периодическая система химических элементов»

Форма проведения: КВН между учащимися 8 и 9 классов

Цель урока: закрепить знания учащихся о свойствах химических элементов, основанных на их положении в ПСХЭ ДИМ; раскрыть многогранность таланта Менделеева.

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все - от песчинок малых до планет-
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Наш урок посвящен человеку энциклопедических знаний, человеку, который сделал так много для своей страны и всего мира, что невозможно рассказать обо всех его открытиях и достижениях. Весь мир знает и помнит Дмитрия Ивановича Менделеева не только как химика, но и как педагога, физика, воздухоплавателя, Один из фундаментальных законов науки - Периодический закон был открыт Д.И.Менделеевым и до сих пор не потерял своей актуальности. Наш урок посвящен Периодическому закону и его иллюстрации - Периодической системе хим.элементов. Девизом будут слова:
"Человек рождается на свет,
Чтобы жить, творить, а не иначе.
Чтоб оставить в жизни добрый след,
И решить все сложные задачи".

К концу урока мы узнаем о научных победах, гражданской позиции, увлечениях Менделеева, улыбнёмся друг другу и напишем коллективное стихотворение.
Вопрос к классу: Какие ассоциации у вас возникают при упоминании имени Д.И. Менделеева?
Я хочу, чтобы к концу урока этих ассоциаций было больше


№1 Разминка

1.Самая вредная часть выхлопных газов автомобиля (уг.газ)

2.Спирт, вызывающий наркотическое привыкание (этиловый)

3.Ядовитый металл, содержащийся в термометрах (ртуть)

4.Стимуляторы роста растений (удобрения)

5.Вещество, создающее парниковый эффект (углекислый газ)

6.Приборы для очистки воды (фильтры)

7.Топливо для заправки самолетов (керосин)

8.Излучениея, вызывающие необратимые изменения в живых тканях (излучение)

№2. Интересные факты из жизни Д.И.Менделеева

(Готовится командами заранее - как домашнее задание. По3-4 факта из жизни)

№3.Химические символы. Химические элементы, названные 1)в честь стран, 2)в честь ученых, 3)в честь планет Дуэль

№4 Викторина

По средам в квартире Менделеевых собирался небольшой круг ученых, писателей, художников, которые были друзьями Менделеева. В одну из таких сред ДИМ показал занимательный опыт: собрал дым от сигар в закрытую банку. Мы сейчас проделаем то же самое.

№5. Дальше, дальше, дальше

1.Аллотропная модификация кислорода

2.Основные источники кислотных дождей

3.Соединение серы, имеющее запах тухлых яиц

4.Галоген, используемый в водонапорных башнях

5.Самый распространенный в природе элемент

6.Вещества, увеличивающие скорость реакции

7.Вещества, снижающие скорость реакции

8.Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства

9.Превращение одних веществ в другие

10.Природные катализаторы (ферменты)

11.Жженый сахар (карамель)

12.Химические средства для уничтожения растений- сорняков (гербициды)

13.Галоген, недостаток которого вызывает кариес

14.Токсичный туман

15.Вещества, изменяющие окраску в присутствии других веществ

16.Превращение солнечной энергии в химическую в растениях

17.Химическая реакция, сопровождающаяся выделением теплоты и света

18.Жидкая смесь природных углеводородов (нефть)

№6 Задание на листочках - знание ПСХЭ

1. Какая из приведенных схем соответствует строению атома натрия:
а) 2 8 3 б) 2 8 1 в) 2 8 7 г) 2 8 4
2. Укажите электронную формулу атома азота:
a) Is22s22p63s23p2; б) Is22s22p3; в) Is22s22p5; г) Is22s22p1.
3. Сколько энергетических уровней имеется в атоме с порядковым номером 29:
а)1; 6)3; в) 4; г) 5?
4. Схема распределения электронов по энергетическим уровням 2, 7 соответствует атому:
а) хлора; б) фтора; в) брома; г) азота.
5. Электронная формула Is22s22p63s23p4 соответствует атому:
а) серы; б) кислорода; в) бериллия; г) кремния.
6. Укажите электронную формулу наружного уровня атомов элементов главной подгруппы I группы:
a) Is1; б)...2s1; в)...3s1; г) ...(3d10)4s1
7. Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов главной подгруппы VII группы:
а) 2; 6)3; в) 5; г) 7

Интересные факты из жизни ДИМ

Я думаю всем интересно узнать, чем увлекался Д. И. Менделеев. Я буду показывать вам предметы, а вы будете высказывать предположения, как они связаны с Дмитрием Ивановичем.
Воздушный шарик - в г. Клине в возрасте 53 лет с целью наблюдения солнечного затмения и изучения высших слоёв атмосферы, он совершил подъём на воздушном шаре.
Пароход - Менделеев принимал участие в конструировании ледокола" Ермак" - первого в мире судна, способного форсировать тяжёлые льды.
Чемодан - Его хобби - мастерить из кожи и материи сумки, рамки для фотографий, чемоданы.
Пистолет - Дмитрий Иванович изобрёл технологию производства бездымного пороха, что содействовало усилению мощи огнестрельного оружия.
Сельскохозяйственный инструмент - в 1865 году Менделеев купил запущенное имение Боблово в Московской области, куда ежегодно приезжал на летние месяцы. Здесь он не только отдыхал, но и работал над научными проблемами, в частности исследовал методы рационального ведения сельского хозяйства, выяснял влияние на урожай глубины пахотного слоя и применения искусственных удобрений. По прошествии нескольких лет урожайность всех культур удвоилась, а имение стало образцовым. Профессора Сельскохозяйственной (ныне Тимирязевской) академии привозили сюда своих учеников на экскурсии и сельскохозяйственную практику.
Портрет А. Блока - дочь Менделеева Люба вышла замуж за поэта. Блок посвятил ей "Стихи о Прекрасной Даме ".
Шахматы - одно из любимых занятий, где Дмитрий Иванович проявлял свой глубокий ум.
Краски - в Петербурге в квартире Менделеевых устраивались художественные среды, на которых бывали Репин, Стасов, Куинджи, Маковский, Шишкин. Менделеев был незаурядным критиком и ценителем художественных произведений. Он был избран действительным членом Академии художеств. Его любимыми произведениями живописи были "Ночь на Днепре" А. Куинджи, "Бурлаки на Волге" И.Репина, "Утро в сосновом бору" И. Шишкина. Дмитрий Иванович долго работал над созданием долговечных красок, вместе с русским художником А.И. Куинджи.

№7. Загадки (см приложение)

Итоги соревнования

И вручение благодарностей









Приложение

Какая из приведенных схем соответствует строению атома натрия:
а) 2 8 3 б) 2 8 1 в) 2 8 7 г) 2 8 4
2. Укажите электронную формулу атома азота:
a) Is22s22p63s23p2; б) Is22s22p3; в) Is22s22p5; г) Is22s22p1.
3. Сколько энергетических уровней имеется в атоме с порядковым номером 29:
а)1; 6)3; в) 4; г) 5?
4. Схема распределения электронов по энергетическим уровням 2, 7 соответствует атому:
а) хлора; б) фтора; в) брома; г) азота.
5. Электронная формула Is22s22p63s23p4 соответствует атому:
а) серы; б) кислорода; в) бериллия; г) кремния.
6. Укажите электронную формулу наружного уровня атомов элементов главной подгруппы I группы:
a) Is1; б)...2s1; в)...3s1; г) ...(3d10)4s1
7. Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов главной подгруппы VII группы:
а) 2; 6)3; в) 5; г) 7

1. Какая из приведенных схем соответствует строению атома натрия:
а) 2 8 3 б) 2 8 1 в) 2 8 7 г) 2 8 4
2. Укажите электронную формулу атома азота:
a) Is22s22p63s23p2; б) Is22s22p3; в) Is22s22p5; г) Is22s22p1.
3. Сколько энергетических уровней имеется в атоме с порядковым номером 29:
а)1; 6)3; в) 4; г) 5?
4. Схема распределения электронов по энергетическим уровням 2, 7 соответствует атому:
а) хлора; б) фтора; в) брома; г) азота.
5. Электронная формула Is22s22p63s23p4 соответствует атому:
а) серы; б) кислорода; в) бериллия; г) кремния.
6. Укажите электронную формулу наружного уровня атомов элементов главной подгруппы I группы:
a) Is1; б)...2s1; в)...3s1; г) ...(3d10)4s1
7. Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов главной подгруппы VII группы:
а) 2; 6)3; в) 5; г) 7

Он повсюду и везде,

В камне, воздухе, воде.

Он и в утренней росе,

И в небес голубизне.

В минеральной воде я бурлю,

В газе летаю.

Растениям пользу несу,

Пожар затухать заставляю.

В воде она родится,

Но странная судьба,

Воды она боится

И гибнет в ней всегда.

В ярком пламени рождаясь,

Я невзрачна и сера.

Если буквы переставить

Гибким стеблем стану я.

Он в белом песке и кварце,

В составе стекла и сплавах.

А если в резину войдет,

Стойкость к жаре и морозу придает

Я - металл, меня ты знаешь,

Мощь огромная во мне.

Если букву «Б» добавить,

Землю скрою я в туман.

© 2010-2022