- Преподавателю
- Химия
- Урок КВН по теме Периодическая система
Урок КВН по теме Периодическая система
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кошкина Л.В. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок «Периодическая система химических элементов»
Форма проведения: КВН между учащимися 8 и 9 классов
Цель урока: закрепить знания учащихся о свойствах химических элементов, основанных на их положении в ПСХЭ ДИМ; раскрыть многогранность таланта Менделеева.
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все - от песчинок малых до планет-
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Наш урок посвящен человеку энциклопедических знаний, человеку, который сделал так много для своей страны и всего мира, что невозможно рассказать обо всех его открытиях и достижениях. Весь мир знает и помнит Дмитрия Ивановича Менделеева не только как химика, но и как педагога, физика, воздухоплавателя, Один из фундаментальных законов науки - Периодический закон был открыт Д.И.Менделеевым и до сих пор не потерял своей актуальности. Наш урок посвящен Периодическому закону и его иллюстрации - Периодической системе хим.элементов. Девизом будут слова:
"Человек рождается на свет,
Чтобы жить, творить, а не иначе.
Чтоб оставить в жизни добрый след,
И решить все сложные задачи".
К концу урока мы узнаем о научных победах, гражданской позиции, увлечениях Менделеева, улыбнёмся друг другу и напишем коллективное стихотворение.
Вопрос к классу: Какие ассоциации у вас возникают при упоминании имени Д.И. Менделеева?
Я хочу, чтобы к концу урока этих ассоциаций было больше
№1 Разминка
1.Самая вредная часть выхлопных газов автомобиля (уг.газ)
2.Спирт, вызывающий наркотическое привыкание (этиловый)
3.Ядовитый металл, содержащийся в термометрах (ртуть)
4.Стимуляторы роста растений (удобрения)
5.Вещество, создающее парниковый эффект (углекислый газ)
6.Приборы для очистки воды (фильтры)
7.Топливо для заправки самолетов (керосин)
8.Излучениея, вызывающие необратимые изменения в живых тканях (излучение)
№2. Интересные факты из жизни Д.И.Менделеева
(Готовится командами заранее - как домашнее задание. По3-4 факта из жизни)
№3.Химические символы. Химические элементы, названные 1)в честь стран, 2)в честь ученых, 3)в честь планет Дуэль
№4 Викторина
По средам в квартире Менделеевых собирался небольшой круг ученых, писателей, художников, которые были друзьями Менделеева. В одну из таких сред ДИМ показал занимательный опыт: собрал дым от сигар в закрытую банку. Мы сейчас проделаем то же самое.
№5. Дальше, дальше, дальше
1.Аллотропная модификация кислорода
2.Основные источники кислотных дождей
3.Соединение серы, имеющее запах тухлых яиц
4.Галоген, используемый в водонапорных башнях
5.Самый распространенный в природе элемент
6.Вещества, увеличивающие скорость реакции
7.Вещества, снижающие скорость реакции
8.Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства
9.Превращение одних веществ в другие
10.Природные катализаторы (ферменты)
11.Жженый сахар (карамель)
12.Химические средства для уничтожения растений- сорняков (гербициды)
13.Галоген, недостаток которого вызывает кариес
14.Токсичный туман
15.Вещества, изменяющие окраску в присутствии других веществ
16.Превращение солнечной энергии в химическую в растениях
17.Химическая реакция, сопровождающаяся выделением теплоты и света
18.Жидкая смесь природных углеводородов (нефть)
№6 Задание на листочках - знание ПСХЭ
1. Какая из приведенных схем соответствует строению атома натрия:
а) 2 8 3 б) 2 8 1 в) 2 8 7 г) 2 8 4
2. Укажите электронную формулу атома азота:
a) Is22s22p63s23p2; б) Is22s22p3; в) Is22s22p5; г) Is22s22p1.
3. Сколько энергетических уровней имеется в атоме с порядковым номером 29:
а)1; 6)3; в) 4; г) 5?
4. Схема распределения электронов по энергетическим уровням 2, 7 соответствует атому:
а) хлора; б) фтора; в) брома; г) азота.
5. Электронная формула Is22s22p63s23p4 соответствует атому:
а) серы; б) кислорода; в) бериллия; г) кремния.
6. Укажите электронную формулу наружного уровня атомов элементов главной подгруппы I группы:
a) Is1; б)...2s1; в)...3s1; г) ...(3d10)4s1
7. Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов главной подгруппы VII группы:
а) 2; 6)3; в) 5; г) 7
Интересные факты из жизни ДИМ
Я думаю всем интересно узнать, чем увлекался Д. И. Менделеев. Я буду показывать вам предметы, а вы будете высказывать предположения, как они связаны с Дмитрием Ивановичем.
Воздушный шарик - в г. Клине в возрасте 53 лет с целью наблюдения солнечного затмения и изучения высших слоёв атмосферы, он совершил подъём на воздушном шаре.
Пароход - Менделеев принимал участие в конструировании ледокола" Ермак" - первого в мире судна, способного форсировать тяжёлые льды.
Чемодан - Его хобби - мастерить из кожи и материи сумки, рамки для фотографий, чемоданы.
Пистолет - Дмитрий Иванович изобрёл технологию производства бездымного пороха, что содействовало усилению мощи огнестрельного оружия.
Сельскохозяйственный инструмент - в 1865 году Менделеев купил запущенное имение Боблово в Московской области, куда ежегодно приезжал на летние месяцы. Здесь он не только отдыхал, но и работал над научными проблемами, в частности исследовал методы рационального ведения сельского хозяйства, выяснял влияние на урожай глубины пахотного слоя и применения искусственных удобрений. По прошествии нескольких лет урожайность всех культур удвоилась, а имение стало образцовым. Профессора Сельскохозяйственной (ныне Тимирязевской) академии привозили сюда своих учеников на экскурсии и сельскохозяйственную практику.
Портрет А. Блока - дочь Менделеева Люба вышла замуж за поэта. Блок посвятил ей "Стихи о Прекрасной Даме ".
Шахматы - одно из любимых занятий, где Дмитрий Иванович проявлял свой глубокий ум.
Краски - в Петербурге в квартире Менделеевых устраивались художественные среды, на которых бывали Репин, Стасов, Куинджи, Маковский, Шишкин. Менделеев был незаурядным критиком и ценителем художественных произведений. Он был избран действительным членом Академии художеств. Его любимыми произведениями живописи были "Ночь на Днепре" А. Куинджи, "Бурлаки на Волге" И.Репина, "Утро в сосновом бору" И. Шишкина. Дмитрий Иванович долго работал над созданием долговечных красок, вместе с русским художником А.И. Куинджи.
№7. Загадки (см приложение)
Итоги соревнования
И вручение благодарностей
Приложение
Какая из приведенных схем соответствует строению атома натрия:
а) 2 8 3 б) 2 8 1 в) 2 8 7 г) 2 8 4
2. Укажите электронную формулу атома азота:
a) Is22s22p63s23p2; б) Is22s22p3; в) Is22s22p5; г) Is22s22p1.
3. Сколько энергетических уровней имеется в атоме с порядковым номером 29:
а)1; 6)3; в) 4; г) 5?
4. Схема распределения электронов по энергетическим уровням 2, 7 соответствует атому:
а) хлора; б) фтора; в) брома; г) азота.
5. Электронная формула Is22s22p63s23p4 соответствует атому:
а) серы; б) кислорода; в) бериллия; г) кремния.
6. Укажите электронную формулу наружного уровня атомов элементов главной подгруппы I группы:
a) Is1; б)...2s1; в)...3s1; г) ...(3d10)4s1
7. Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов главной подгруппы VII группы:
а) 2; 6)3; в) 5; г) 7
1. Какая из приведенных схем соответствует строению атома натрия:
а) 2 8 3 б) 2 8 1 в) 2 8 7 г) 2 8 4
2. Укажите электронную формулу атома азота:
a) Is22s22p63s23p2; б) Is22s22p3; в) Is22s22p5; г) Is22s22p1.
3. Сколько энергетических уровней имеется в атоме с порядковым номером 29:
а)1; 6)3; в) 4; г) 5?
4. Схема распределения электронов по энергетическим уровням 2, 7 соответствует атому:
а) хлора; б) фтора; в) брома; г) азота.
5. Электронная формула Is22s22p63s23p4 соответствует атому:
а) серы; б) кислорода; в) бериллия; г) кремния.
6. Укажите электронную формулу наружного уровня атомов элементов главной подгруппы I группы:
a) Is1; б)...2s1; в)...3s1; г) ...(3d10)4s1
7. Число электронов на внешнем энергетическом уровне элементов главной подгруппы VII группы:
а) 2; 6)3; в) 5; г) 7
Он повсюду и везде,
В камне, воздухе, воде.
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.
В минеральной воде я бурлю,
В газе летаю.
Растениям пользу несу,
Пожар затухать заставляю.
В воде она родится,
Но странная судьба,
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.
В ярком пламени рождаясь,
Я невзрачна и сера.
Если буквы переставить
Гибким стеблем стану я.
Он в белом песке и кварце,
В составе стекла и сплавах.
А если в резину войдет,
Стойкость к жаре и морозу придает
Я - металл, меня ты знаешь,
Мощь огромная во мне.
Если букву «Б» добавить,
Землю скрою я в туман.