- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по естествознанию
Рабочая программа по естествознанию
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Игнатьева Е.Г. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Бурятский республиканский техникум строительства и городского хозяйства»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Естествознание
по специальности среднего профессионального образования
100126 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»
2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
17
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
19
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИны
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100126 «Сервис домашнего и коммунального хозяйства»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
Учебная дисциплина принадлежит к базовым учебным предметам федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Естествознания» студент должен:
знать/понимать
-
смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, белок, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, организм, энтропия, самоорганизация;
-
вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
уметь
-
приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
-
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
-
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
-
работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
-
энергосбережения;
-
безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
-
профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
-
осознанных личных действий по охране окружающей среды.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 175 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;
-самостоятельной работы обучающегося 58 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117
в том числе:
лабораторные занятия
30
практические занятия
10
контрольные работы
10
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
0
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
58
в том числе:
Доклады, рефераты, оформление мультимедийных презентации
Физика
26
Закон всемирного тяготения
1
Невесомость
1
Импульс
1
Реактивное движение
1
Закон сохранения энергии
1
Звуковая волна
1
Ультразвук
1
Атомно-молекулярное учение
1
Необратимость тепловых процессов
1
Устройство паровой турбины
1
Развитие энергетики
1
Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин
1
Проблема энергосбережения
1
Существование электромагнитного поля
1
Взаимосвязь электрического и магнитного полей
1
Волновые и корпускулярные свойства света
1
Электрогенератор
1
Радиосвязь
1
Телевидение
1
Свет
1
Влияние на организм человека радиоактивных излучений
1
Влияние на организм человека электромагнитных волн
1
Использование фотоэффекта в технике
1
Принцип действия и использование лазера
1
Ядерная энергетика
1
Экология и применение АЭС
1
Химия с элементами экологии
14
Вода как источник жизни
1
Основные источники загрязнения воды
1
Охрана водоемов от загрязнений
1
Уникальность Байкала как мирового запасника пресной воды
1
Последствия кислотных дождей
1
Озоновые «дыры»
1
Смоги и их предотвращение
1
Роль микро и макроэлементов в организме человека
1
Классификация органических соединений , их значение и воздействие на человека
1
Классификация неорганических соединений, их значение и воздействие на человека
1
Бытовая химия и человек
1
Молочные продукты - в любом возрасте
1
Искусственные добавки в пищевых продуктах
1
Сбалансированное питание
1
Биология с элементами экологии
18
Основы классификации живых организмов, бинарная номенклатура
1
Химические основы жизни. Общая характеристика жизненных процессов
1
Строение клетки, клеточная теория. Развитие цитологии во второй половине XX века
1
Этапы происхождения и развития органической жизни на Земле
1
Молекула ДНК - носитель наследственной информации
1
Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов)
1
Строение и функции тканей
1
Значение опорно-двигательной системы
1
Влияние ритма и нагрузки на работу мышц, утомление мышц
1
Значение физических упражнений для формирования скелета мышц
1
Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция
1
Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен
1
Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма
1
Пищевые инфекции и их профилактика
1
Гигиена юноши и девушки
1
Классификация загрязнителей и пути из воздействия на человека
1
Промышленные предприятия нашего города и проблема утилизации отходов
1
Экологические последствия заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
1
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Естествознание
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория
2
2
Раздел1. Физика
78
Содержание учебного материала
4
3
1
Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона.
2
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость
3
Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность
4
Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине
Лабораторные работы
7
2
1
Относительность движения. Инертность тела. Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело
22
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия
33
Зависимость силы упругости от удлинения пружины
44
Невесомость
55
Реактивное движение, модель ракеты
66
Изменение энергии при совершении работы
77
Свободные и вынужденные колебания. Образование и распространение волн. Колеблющееся тело как источник звука
Практические занятия
1
Исследование зависимости силы трения от веса тела
2
Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
Контрольная работа
1
Контрольная работа №1 по теме1.1. Механика
Самостоятельная работа обучающихся:
7
1
Закон всемирного тяготения
2
Невесомость
3
Импульс
4
Реактивное движение
5
Закон сохранения энергии
6
Звуковая волна
7
Ультразвук
Тема1.2. Тепловые явления
Содержание учебного материала
6
3
1
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул
2
Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц
3
Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений
4
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов
5
Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения
6
Лабораторные работы
4
11
Движение броуновских частиц. Диффузия. Модель хаотического движения молекул
22
Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела
33
Испарение различных жидкостей. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
44
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. Устройство паровой турбины
Практические занятия
1
1
Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменениях агрегатных состояний
Контрольная работа
1
Контрольная работа №2 по теме 1. 2. Тепловые явления
Самостоятельная работа обучающихся:
6
1
Атомно-молекулярное учение
2
Необратимость тепловых процессов
3
Устройство паровой турбины
4
Развитие энергетики
5
Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин
6
Проблема энергосбережения
Тема1.3. Электромагнитные явления
Содержание учебного материала
9
3
1
Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле
2
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца
3
Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током
4
Электродвигатель
5
Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии
6
Электромагнитные волны
7
Радиосвязь и телевидение
8
Свет как электромагнитная волна
9
Интерференция и дифракция света
Лабораторные работы
6
11
Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел
22
Нагревание проводников с током. Действие магнитного поля на проводник с током. Взаимодействие проводников с токами
33
Явление электромагнитной индукции
54
Устройство и действие электродвигателя и электрогенератора
5
Излучение и прием электромагнитных волн
66
Интерференция и дифракция света
Практические занятия
2
1
Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.
2
Изучение интерференции и дифракции света.
Контрольная работа
1
Контрольная работа №3 по теме 1.3. Электромагнитные явления
Самостоятельная работа обучающихся:
9
1
Существование электромагнитного поля
2
Взаимосвязь электрического и магнитного полей
3
Волновые и корпускулярные свойства света
4
Электрогенератор
5
Радиосвязь
6
Телевидение
7
Свет
8
Влияние на организм человека радиоактивных излучений
9
Влияние на организм человека электромагнитных волн
Тема1.4. Строение атома и квантовая физика
Содержание учебного материала
5
3
1
Фотоэффект и корпускулярные свойства света. Использование фотоэффекта в технике.
2
Строение атома: планетарная модель и модель Бора
3
Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера
4
Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы
5
Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием
Лабораторные работы
2
11
Фотоэффект.Фотоэлемент
22
Излучение лазера. Счетчик ионизирующих излучений
Практические занятия
0
Контрольная работа
1
Контрольная работа №4 по теме 1.4. Строение атома и квантовая физика
Самостоятельная работа обучающихся:
4
1
Использование фотоэффекта в технике
2
Принцип действия и использование лазера
3
Ядерная энергетика
4
Экология и применение АЭС
Раздел 2. Химия с элементами экологии
41
Тема 2.1 Вода, растворы
Содержание учебного материала
4
3
1
Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора
2
Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.
Лабораторные работы
2
1
Лабораторная работа №1 Очистка загрязненной воды
Практические занятия
1
1
Практическая работа №1 Устранение жесткости воды
Контрольная работа
1
Контрольная работа №1 по теме 2.1. Вода, растворы
Самостоятельная работа обучающихся:
4
1
Вода как источник жизни
2
Основные источники загрязнения воды
3
Охрана водоемов от загрязнений
4
Уникальность Байкала как мирового запасника пресной воды
Тема 2.2. Химические процессы в атмосфере
Содержание учебного материала
4
2
1
Химический состав воздуха. Атмосфера и климат. Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры
2
Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН.
Лабораторные работы
0
Практические занятия
3
1
Практическая работа №2 Определение химического состава атмосферы
| 2 | Измерение уровня СО2 |
|
| ||
3 | Механизм образования кислотных дождей | |||||
Контрольная работа | 1 | |||||
Контрольная работа №2 по теме 2.2. Химические процессы в атмосфере | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
3 | |||||
1 | Последствия кислотных дождей | |||||
2 | Озоновые «дыры» | |||||
3 | Смоги и их предотвращение | |||||
Тема 2.3. Химия и организм человека | Содержание учебного материала |
7
| 3 | |||
1 | Химические элементы в организме человека | |||||
2 | Органические и неорганические вещества | |||||
3 | Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины | |||||
4 | Строение белковых молекул | |||||
5 | Углеводы - главный источник энергии организма | |||||
6 | Роль жиров в организме, холестерин | |||||
7 | Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание | |||||
Лабораторные работы | 2 | |||||
1 | Определение в молоке посторонних примесей | |||||
2 | Определение содержания витамина С в яблочном соке | |||||
Практические занятия | 1 | |||||
1 | Расчет суточной нормы потребления железа человеком | |||||
Контрольная работа | 1 | |||||
Контрольная работа №3 по теме 2.3. Химия и организм человека | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 7 | |||||
1 | Роль микро и макроэлементов в организме человека |
|
| |||
2 | Классификация органических соединений , их значение и воздействие на человека | |||||
3 | Классификация неорганических соединений, их значение и воздействие на человека | |||||
4 | Бытовая химия и человек | |||||
5 | Молочные продукты - в любом возрасте | |||||
6 | Искусственные добавки в пищевых продуктах | |||||
7 | Сбалансированное питание | |||||
Раздел 3. Биология с элементами экологии |
| 54 |
| |||
Тема 3.1. Наиболее общие представления о жизни | Содержание учебного материала |
6 |
3
| |||
1 | Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации |
| ||||
2 | Клетка - единица строения и жизнедеятельности организма |
| ||||
3 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК - носитель наследственной информации | |||||
4 | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор | |||||
5 | Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого | |||||
Лабораторные работы | 4 |
| ||||
1 | Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп | |||||
2 | Строение и функции органоидов клетки | |||||
3 | Синтез АТФ в клетке | |||||
4 | Биосинтез белка | |||||
Практические занятия | 0 | |||||
Контрольная работа | 1 | |||||
Контрольная работа №1 по теме 3.1. Наиболее общие представления о жизни | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
5 | |||||
1 | Основы классификации живых организмов, бинарная номенклатура | |||||
2 | Химические основы жизни. Общая характеристика жизненных процессов | |||||
3
| Строение клетки, клеточная теория. Развитие цитологии во второй половине XX века | |||||
4 | Этапы происхождения и развития органической жизни на Земле | |||||
5 | Молекула ДНК - носитель наследственной информации | |||||
Тема 3.2. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности | Содержание учебного материала |
16 |
3 | |||
1 | Ткани, органы и системы органов человека | |||||
2 | Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов | |||||
3 | Предупреждение пищевых отравлений - брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм | |||||
4 | Движение. Кости, мышцы, сухожилия - компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия | |||||
| 55 | Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система |
|
| ||
56 | Иммунитет и иммунная система. Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний | |||||
7 | Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др | |||||
8 8 | Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды | |||||
Лабораторные работы |
3 |
| ||||
1 | Действие слюны на крахмал | |||||
2 | Утомление при статической и динамической работе | |||||
3 | Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом | |||||
Практические занятия | 0 | |||||
Контрольная работа |
1 | |||||
Контрольная работа №2 по теме 3.2. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
10 | |||||
1 | Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов) | |||||
2 | Строение и функции тканей | |||||
3 | Значение опорно-двигательной системы | |||||
4 | Влияние ритма и нагрузки на работу мышц, утомление мышц | |||||
5 | Значение физических упражнений для формирования скелета мышц | |||||
6
| Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция | |||||
7 | Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен | |||||
8 | Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма | |||||
9 | Пищевые инфекции и их профилактика | |||||
10 | Гигиена юноши и девушки | |||||
Тема 3.3. Человек и окружающая среда | Содержание учебного материала |
4 |
3 | |||
1 | Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем | |||||
2 | Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Рациональное природопользование | |||||
Лабораторные работы | 0 |
| ||||
Практические занятия | 0 | |||||
Контрольная работа |
1 | |||||
Контрольная работа №3 « Итоговая контрольная работа» по теме 3.3. Человек и окружающая среда | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: |
3 | |||||
1 | Классификация загрязнителей и пути из воздействия на человека | |||||
2 | Промышленные предприятия нашего города и проблема утилизации отходов | |||||
3
| Экологические последствия заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами | |||||
| 175 |
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие специализированных кабинетов физики, химии и биологии и наличия лаборантских помещений в этих кабинетах.
Оборудование учебного кабинета химии:
-
рабочее место обучающегося (двухместные лабораторные химические столы);
-
рабочее место преподавателя (специализированный демонстрационный химический стол (основное рабочее место), стол и стул для учителя, классная доска, экран, щит управления электроснабжением);
-
комплект учебно-наглядных пособий по учебной дисциплине «Химия» (в соответствии с Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации).
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
мультимедиапроектор
Оборудование лаборантского помещения:
-
вытяжной шкаф
-
реактивы, приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента (в соответствии с Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по дисциплине «Химия» для общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации).
-
мебель для:
- организации работы лаборанта (подготовки демонстрационного и ученического эксперимента);
- хранения средств обучения (химических реактивов, химической посуды, приборов, натуральных объектов, моделей);
- пособий на печатной основе (таблицы, карты, портреты ученых, дидактические материалы, альбомы и т.д.);
- хранения аппаратуры.
Оборудование учебного кабинета биологии:
-
рабочее место обучающегося (двухместные лабораторные столы);
-
рабочее место преподавателя: одна секция стола демонстрационного и стол для учителя со стулом:
-
комплект учебно-наглядных пособий по учебным дисциплинам «Биология» и «Естествознание» (в соответствии с Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации).
Технические средства обучения:
-
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-
мультимедиапроектор
Оборудование лаборантского помещения:
-
натуральные объекты, приборы, муляжи, модели (в соответствии с Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования по дисциплинам «Химия» и «Естествознание» для общеобразовательных учреждений России, утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации);
-
шкаф-стенку для хранения учебного оборудования,
-
препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов.
-
шкаф для хранения аппаратуры.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Естествознание: учебник - («Профессиональное образование») (ГРИФ)
Петелин А. Л., Гаева Т. Н., Бреннер А. Л., Берннер А. Л., серия: Профессиональное образование, Изд.: Форум 2010 г.
Дополнительные источники:
-
Габриелян О,С. Химия: учеб для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия, 2009. - 336с.
-
Габриелян О,С. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Издательский центр «Академия, 2009. - 256с.
-
Естествознание и основы экологии. Учебное пособие
Страут Е. К., Голов В. П., Сивоглазов Владислав, Петросова Рената, серия: Среднее профессиональное образование, Изд.: ДРОФА, Дрофа-Плюс, Академия/Academia 2007 г.
-
Естествознание. Для учащихся 10-х классов школ и средних учебных заведений с гуманитарным профилем. Авт. Битюцкая Л.А. и др. - М.: "АСТ-Пресс", 1999. - 336 с.
-
Константинов В.М. Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
-
Химия. Полный школьный курс. 8-11 классы. Авт. Е.В.Савинкина, Г.П.Логинова. - М.: "АСТ-ПРЕСС", 2000. - 496 с.
-
Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. Учебное пособие / авт. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. / под ред. проф. Р.А.Лидина - М.: Дрофа, 2001 - 576 с.
-
Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. Полный курс подготовки к выпускным и вступительным экзаменам. Авт. Р.А.Лидин, Л.Ю.Аликберова.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. - 512 с.
-
Химия: Энциклопедия химических элементов /под ред. А.М.Смолеговского - М.: Дрофа, 2000. - 432 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
-
Устранение жесткости воды видео-ролик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: video.yandex.ru/users/forestdm/view/8/, свободный. - Загл. с экрана.
-
Жесткость воды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ref.by/refs/93/39326/1.html, свободный. - Загл. с экрана.
-
Атмосфера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: bigpi.biysk.ru/encicl/articles/03/1000395/1000395A.htm, свободный. - Загл. с экрана.
-
Сколько кислоты в капле дождя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: chem.msu.su/rus/journals/chemlife/2001/kaplja.html, свободный. - Загл. с экрана.
-
Дождь [Электронный ресурс].-Режим доступа: ttp://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%EE%E6%E4%FC, свободный. - Загл. с экрана.
-
Химический состав молока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: kalorya.ru/thematic-articles/66-art-00002, свободный. - Загл. с экрана.
-
Природа науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: elementy.ru/trefil/67, свободный. - Загл. с экрана.
-
Организм - единое целое [Электронный ресурс]. - Режим доступа: badis.narod.ru/home/nauka/aif/aifor_cha.html, свободный. - Загл. с экрана.
-
Организм человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: sch119comp5.narod.ru/index.htm, свободный. - Загл. с экрана.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы.
Текущий контроль:
- устный опрос
- письменная проверка
- тестовый контроль
- наблюдение за ходом выполнения лабораторных и практических работ;
- оценка самостоятельных работ (реферат, доклад, сообщение, презентации и т.д.)
Итоговый контроль:
- дифференцированный зачет
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
Текущий контроль:
- устный опрос
- письменная проверка
- тестовый контроль
- оценка самостоятельных работ (реферат, доклад, сообщение, презентации и т.д.)
Итоговый контроль:
- дифференцированный зачет
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы.
Текущий контроль:
- устный опрос
- письменная проверка
- оценка самостоятельных работ (реферат, доклад, сообщение, презентации и т.д.)
- наблюдение за ходом выполнения лабораторных и практических работ;
Итоговый контроль:
- дифференцированный зачет
работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации
Текущий контроль:
-тестовый контроль;
- устный опрос
- оценка самостоятельных работ (реферат, доклад, сообщение, презентации и т.д.)
Итоговый контроль:
-дифференцированный зачет
использовать приобретенные знания и умения для оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений.
Текущий контроль:
-тестовый контроль;
- устный опрос
- оценка самостоятельных работ (реферат, доклад, сообщение, презентации и т.д.)
Итоговый контроль:
-дифференцированный зачет
использовать приобретенные знания и умения для энергосбережения
Текущий контроль:
-тестовый контроль;
- устный опрос
- оценка самостоятельных работ (реферат, доклад, сообщение, презентации и т.д.)
Итоговый контроль:
-дифференцированный зачет
использовать приобретенные знания и умения для безопасного использования материалов и химических веществ в быту
Текущий контроль:
-тестовый контроль;
- устный опрос
- оценка самостоятельных работ (реферат, доклад, сообщение, презентации и т.д.)
Итоговый контроль:
-дифференцированный зачет
использовать приобретенные знания и умения для профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей.
Текущий контроль:
-тестовый контроль;
- устный опрос
- оценка самостоятельных работ (реферат, доклад, сообщение, презентации и т.д.)
Итоговый контроль:
-дифференцированный зачет
использовать приобретенные знания и умения для осознанных личных действий по охране окружающей среды
Текущий контроль:
-тестовый контроль;
- устный опрос
- оценка самостоятельных работ (реферат, доклад, сообщение, презентации и т.д.)
Итоговый контроль:
-дифференцированный зачет
Знания:
смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, белок, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, организм, энтропия, самоорганизация.
Текущий контроль:
-тестовый контроль;
- устный опрос
- оценка самостоятельных работ (реферат, доклад, сообщение, презентации и т.д.)
Итоговый контроль:
-дифференцированный зачет
вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира
Текущий контроль:
-тестовый контроль;
- устный опрос
- оценка самостоятельных работ (реферат, доклад, сообщение, презентации и т.д.)
Итоговый контроль:
-дифференцированный зачет