Комплексное применение знаний на уроке химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплексное применение знаний на уроке химииКомплексное применение знаний на уроке химииКомплексное применение знаний на уроке химииКомплексное применение знаний на уроке химии.

Цели урока:

  • образовательные - ученики должны знать теоретический материал и применять его в нестандартной ситуации на трех уровнях сложности;

  • воспитательные - помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности; способствовать формированию положительной мотивации к уроку;

  • развивающие

  • содействовать развитию логического и творческого мышления учащихся при работе с дидактическим материалом.

Формы организации познавательной деятельности учащихся - групповая, парная, фронтальная, индивидуальная.

Урок начинается словами: «На протяжении нескольких уроков мы работаем по теме «Первоначальные химические понятия». Ребятам предлагается определить цели урока. Возможные варианты ответов учеников - закрепить знания по теме, тренироваться составлять формулы, записывать уравнения химических реакций, решать задачи. Учитель конкретизирует ответы учащихся - должны знать, что такое атом, молекула, вещество, химический элемент, химическая формула, уравнение химической реакции. Должны уметь применять ранее полученные знания в измененной ситуации. Работая в группах, будет проведено несколько конкурсов, за которые группа наберет Определенное количество баллов, согласно представленным критериям. В каждой группе имеется ассистент (учащийся 10 класса) - его голь заключается в проверке некоторых заданий и подсчете баллов. Баллы выносятся ассистентом в оценочные листы учащихся:

Оценочный лист

Фамилия, имя учащегося

Название

Шкала баллов

Количество

баллов

1

Конкурс «Химическое лото»

За каждый правильно определенный знак - 1 балл. Максимальное количество баллов - 18

2

Конкурс «Химическая формула»

За каждую правильно составленную формулу - 2 балла. Максимальное количество баллов - 16

3

Конкурс «Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

За правильно названную работу - 1 балл. За правильно названное нарушение правил ТБ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 8

4

Конкурс «Ох, уж эти уравнения реакций»

За правильно составленное уравнение - 1 балл.

За правильно составленную задачу - 2 балла.

За решение задачи 3 балла. Максимальное количество баллов -7

5

Составление обобщающей схемы

За каждую правильно составленную логическую цепь - 1 балл.

Максимальное количество баллов -12

6

Самостоятельная работа

А - 3 балла

В - 4 балла

С - 5 баллов

Максимальное количество баллов -20

Критерии оценки:

70-79 баллов «5»

58-69 баллов - «4»

35-57 баллов - «3»

После того, как цели урока определены, учителем организуется работа по проведению конкурсов. При выполнении конкурса «химическое лото» каждая группа получает карточку, в которой записаны символы химических элементов

Ba

Mn

Cl

N

W

Li

Si

O

H

S

Fe

Ti

Cu

As

C

Al

Na

и отдельные квадраты с названиями элементов - барий, марганец, хлор, вольфрам, кремний, кислород, азот, водород, титан, медь, мышьяк, углерод, алюминий, бром, литий, сера, железо, натрий.

Ребятам необходимо быстро и правильно закрыть карточку квадратами. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Далее проводится разминка - учитель предлагает ребятам фронтально ответить на вопросы: Как называется наименьшая неделимая частица вещества? На какие две группы делятся вещества? Какие вещества называются простыми? Какие вещества называются сложными?

Затем проводится второй конкурс «Химическая формула» - учитель сообщает ребятам, что царство формул поразила «страшная болезнь» - раздвоение, разрушившая формулы на осколки, и предлагает ребятам помочь формулам справиться с болезнью, соединив осколки формул так, чтобы выполнялось правило валентности. Каждая группа получает конверт с набором осколков формул:

IV V II III VII IV III I II II II II I I II II

S N2 Ba Al2 Mn Ti Al Na S3 S O5 O3 F Cl3 O2 O7

Спасенные формулы необходимо написать на отдельном листе и отдать ассистенту на проверку: Мn2O7 ТiO2 ALСl3 NaF Al2S3 BaS N2O5 SO3. Каждая правильно составленная формула оценивается в 2 балла.

Затем учителем проводится разминка - что показывает химическая формула? Какое понятие надо использовать при составлении формулы вещества? Что такое валентность?

На следующем этапе урока, ученик 10 класса проводит фрагмент практической работы, нарушая технику безопасности (конкурс «Жизнь моя в опасности без правил безопасности»). Ребятам предлагается определить название работы и найти, допущенные учеником ошибки. Работа ученика комментируется словами учителя: «Налив воду в колбу с загрязненной солыо, Марат очень интенсивно перемешал содержимое стеклянной палочкой. Затем он поставил колбу на край стола, приготовил фильтр и вставил его в воронку так, что фильтр оказался на один сантиметр выше края воронки. Затем он отфильтровал жидкость, и весь образовавшийся раствор вылил в чашку для выпаривания. Зажег спиртовку от соседней спиртовки и долго нагревал жидкость в нижней части пламени спиртовки. Как только появились первые кристаллики соли, он отставил зажженную спиртовку на край стола и взял чашку для выпаривания руками».

Учитель организует разминку, в которой возможными ответами учащихся могут быть: название работы «Очистка загрязненной соли», ошибки - перемешивать вещества в пробирке стеклянной палочкой необходимо осторожно, чтобы не разбить пробирку; колбу нельзя ставить на край стола; фильтр не должен выходить за края воронки; весь раствор нельзя выливать в чашку для выпаривания; спиртовку зажигать только спичками и нельзя переносить зажженную спиртовку; чашку для выпаривания нельзя брать руками во избежание ожога. Ассистент помогает проверить данное задание и выставить баллы в оценочный лист согласно критериям. При проведении творческого конкурса «Ох уж эти уравнения реакций» ребятам предлагаются следующие задания:

- привести примеры двух реакций, записать уравнения, расставить коэффициенты;

- придумать задачу, при решении которой необходимо провести расчеты по одному из уравнений реакций;

- решить данную задачу.

На это задание ребятам отводится 7 минут. По истечении данного времени ассистент проверяет работу учащихся и выставляет баллы в оценочные листы согласно критериям.

Учителем проводится разминка: что собой представляет уравнение химической реакции? Что позволяют проводить уравнения химических реакций? Чему должна быть равна сумма атомов химических элементов в левой части уравнения?

На этапе обобщения и систематизации знаний ребятам предлагается следующее задание: «Если бы вы составляли толковый словарь, как бы вы дали определение понятию «обобщение»?» (Возможные ответы учащихся - приведение знаний в логическую последовательность, приведение знаний в единую систему). Учитель предлагает ребятам составить обобщающую схему из терминов по теме урока, использую схему с открытыми ячейками.

Далее учащимся предлагается выполнить индивидуально самостоятельную работу из четырех заданий, в каждом задании присутствует разноуровневость: A, В, С.

Учителем делается акцент на то, что в интересах ребят набрать максимальное количество баллов.

Самостоятельная работа.

(Один из вариантов. На слайдах задания можно записать в фигурах: треугольник, квадрат и пятиугольник. Так, зрительно, можно показать, разные уровни заданий)

  1. Определить валентность химических элементов но формулам соединений:

А. I II

CH4 SO2

B. FeO

C. N2O5 Li3N

2. Напишите формулы соединений, в состав которых входят следующие химические элементы:

А. азот (III) и водород

В. кальций и кислород

С. калий и сера.

3.

  1. Расставьте коэффициенты в схеме реакции:

K + Cl KCI

  1. Расставьте коэффициенты в схеме реакции, подчеркните формулы сложных веществ:

Fe + HCl FeCl2 + H2

  1. Заполните пропуски в схеме реакции:

… + Cl2 PCl5 + …

4.

А. Рассчитайте массу 1.5 моль кислорода.

В. Определите количество вещества углекислого газа, который выделится при разложении 200 г карбоната кальция.

С. Ученица 8-го класса забыла записать условие задачи на уроке, а когда пришла домой, то вспомнила, что учитель соберет завтра тетради на проверку. Единственное, что ей вспомнилось количество вещества кальция равно 4 моль, а найти надо массу оксида кальция. Помогите ученице восстановить в памяти задачу и решить её.

Далее учитель открывает записи на доске, и ребята с помощью взаимопроверки, обмениваясь тетрадями с соседями по парте, сверяют ответы своих товарищей с правильными, выставляют баллы в оценочный лист. С помощью ассистента подсчитывается общее количество баллов.

На этапе подведения итогов занятия учитель дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы, используя фронтальную форму организации познавательной деятельности и словесные методы: удалось ли достичь поставленной, в начале урока, цели? И чем возникали затруднения, и удалось ли их преодолеть? Что помогло и что мешало вам договориться в группе?


© 2010-2022