- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа кружка «Химия вокруг нас »
Рабочая программа кружка «Химия вокруг нас »
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Добрякова М.В. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рабочая программа кружка
«Химия вокруг нас »
Добряковой Марины Валентиновны учителя химии
МБОУСОШ № 51
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Знания, получаемые в школе по химии, мы не очень часто используем в повседневной жизни, конечно, если мы не связали свою жизнь с химией в профессиональном плане. Тем не менее, этот предмет может стать источником знаний о процессах в окружающем мире, так как только при изучении химии мы знакомимся с составом веществ на нашей Земле. Благодаря этому мы узнаем, каким образом эти вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, да и в целом на саму жизнь человека, что полезно нам и в каких количествах и, наконец, что вредно и до какой степени.
Предлагаемая программа имеет естественнонаучную направленность, которая является важным направлением в развитии и формировании у школьников первоначального целостного представления о мире на основе сообщения им некоторых химических знаний".
В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Решение задач различного содержания является неотъемлемой частью химического образования. Решение задач воспитывает у учащихся трудолюбие, целеустремленность, способствует осуществлению политехнизма, связи обучения с жизнью, профессиональной ориентации, вырабатывает мировоззрение, формирует навыки логического мышления.
Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной направленностью базового курса химии 8-9 класса и повышенным количеством болеющих детей. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Это такие понятия, как пища и её состав, а также вредная и полезная пища. Часто люди не задумываются над тем, что они едят, насколько питательны продукты.
Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний.
Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности.
Цели и задачи программы
Цель программы - является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение.
Задачи программы:
Обучающие:
-
формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;
-
формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
-
формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
-
продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели, креативных способностей учащихся;
-
продолжить формирование коммуникативных умений;
-
формирование презентационных умений и навыков;
-
на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;
-
дать возможность учащимся проверить свои способности в естественнообразовательной области.
-
Формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии
Развивающие:
-
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
-
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Воспитательные:
-
Вызвать интерес к изучаемому предмету
-
Занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учащихся о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения.
Воспитывать нравственнее и духовное здоровье
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа кружка предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, полученных детьми на уроках химии, биологии, географии, информатики.
Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются познавательные интересы. Чтобы не терять познавательного интереса к предмету кружка учебная программа предусматривает чередование теоретических и практических видов деятельности. Для вводных занятий кружка характерно сочетание элементов занимательности и научности. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение.
Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Основные формы занятий кружка - лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят рефераты и доклады, презентации , сообщения.
Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание рефератов, выполнение практических работ с элементами исследования, и социологический опрос населения.
Важная роль отводится духовно - нравственному воспитанию учащихся и профориентационному самоопределению учащихся.
Программа данного кружка рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Химический кружок - экспериментальный, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Годовой курс программы рассчитан на 70 часов (1 занятие по 2 ч. в неделю).
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формами подведения итогов реализации целей и задач программы кружка «Химия вокруг нас » являются:
-
Решение олимпиадных задач различного уровня;
-
Создание сборников задач, интеллектуальных игр, кроссвордов
-
доклады и рефераты учащихся;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
В результате прохождения программного материала, учащийся имеет представление о:
-
о прикладной направленности химии;
-
необходимости сохранения своего здоровья и здоровья будущего поколения;
-
о веществах и их влияния на организм человека;
-
о химических профессиях.
Учащиеся должны знать:
-
Правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
-
Правила сборки и работы лабораторных приборов;
-
Определение массы и объема веществ;
-
Правила экономного расхода горючего и реактивов
-
Необходимость умеренного употребления витаминов, белков, жиров и углеводов для здорового образа жизни человека;
-
Пагубное влияние пива, некоторых пищевых добавок на здоровье человека;
-
Качественные реакции на белки, углеводы;
-
Способы решения нестандартных задач
Учащиеся должны уметь:
-
Определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации полученной информации, ее обработки и оформления;
-
Пользоваться информационными источниками: справочниками, Интернет, учебной литературой.
-
Осуществлять лабораторный эксперимент, соблюдая технику безопасности;
-
работать со стеклом и резиновыми пробками при приготовлении приборов для проведения опытов;
-
осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание, определять плотность исследуемых веществ;
-
Определять качественный состав, а так же экспериментально доказывать физические и химические свойства исследуемых веществ;
-
Получать растворы с заданной массовой долей и молярной концентрацией, работать с растворами различных веществ;
-
Находить проблему и варианты ее решения;
-
Работать в сотрудничестве с членами группы, находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
-
Уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.
-
Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, найти компромисс;
-
Проводить соцопрос населения: составлять вопросы, уметь общаться.
Учащиеся должны владеть:
-
Навыками обработки полученной информации и оформлять ее в виде сообщения, реферата или компьютерной презентации
-
Навыками экспериментального проведения химического анализа.
Мониторинг результатов выполнения целей и задач программы предполагает наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, отслеживание количества учащихся, занимающихся исследовательской и проектной деятельностью и её результативности.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Количество часов в неделю -2.
Количество детей в группе - 15 человек.
Материально-техническая база:
- кабинет химии, интерактивная доска, мультимедиа, набор видеокассет и мультимедийные средства, виртуальная лаборатория, химическая лаборатория.
Внутришкольные связи:
- кабинеты информатики, биологии
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Учебно-тематический план
№ разде
лов
Название тем
Форма занятий
Количество часов
Всего
Теория
Прак
тика
1.
Х
И
М
И
Ч
Е
С
К
А
Я
Л
А
Б
О
Р
А
Т
О
Р
И
Я
Введение
Лекция
1
1
Ознакомление с кабинетом химии
и изучение правил техники
безопасности
Игра по технике безопасности
1
1
Знакомство с лабораторным
оборудованием
Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования
2
2
Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.
1
1
Нагревательные приборы и пользование ими.
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
1
1
Взвешивание, фильтрование и перегонка
Практическая работа.
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей
2
2
Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли
2
2
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ
Лекция.
Практическая работа. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории. Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка.
4
1
3
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.
Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества.
2
1
1
Кристаллогидраты. Выращивание сада из кристаллов.
Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов
2
2
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
Показ демонстрационных опытов
2
2
2.
Л
О
Г
И
К
А
Вперед к покорению вершин олимпиад
Решение олимпиадных задач различного уровня
6
1
5
Проведение дидактических игр:
-
кто внимательнее
-
кто быстрее и лучше
-
узнай вещество
-
узнай явление
Игры с учащимися кружка
2
2
3.
П
Р
И
К
Л
А
Д
Н
А
Я
Х
И
М
И
Я
Химия в быту.
Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира
2
1
1
Практикум исследование «Моющие средства для посуды».
сообщение, презентация
2
1
1
Занятие - игра «Мыльные пузыри»
1
1
Химия в природе.
Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».
2
1
1
Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.
Круглый стол, сообщения учащихся
2
1
1
Профориентационная лекция.
Экскурсия в аптеку
2
2
Химия и медицина.
Лекция, сообщения учащихся Тест «Будьте здоровы»
2
1
1
Белки, жиры, углеводы в питании человека.
1
1
Витамины
1
1
Пищевые добавки
1
1
Практикум исследование «Чипсы».
сообщение, презентация
2
2
Практикум исследование «Мороженое»
сообщение, презентация
2
2
Практикум исследование «Шоколад»
сообщение, презентация
2
2
Практикум исследование «Жевательная резинка»
сообщение, презентация
2
2
Тайны воды.
1
1
Практикум исследование «Газированные напитки»
сообщение, презентация
1
1
Практикум исследование «Минеральные воды»
сообщение, презентация
1
1
Пивной алкоголизм
Лекция, презентация
2
1
1
Практикум исследование «Чай»
сообщение, презентация
1
1
Практикум исследование «Молоко»
сообщение, презентация
1
1
4.
Н
Е
Д
Е
Л
Я
Х
И
М
И
И
КВН «Посвящение в химики »
Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами
КВН «Посвящение в химики »
3
1
2
Проведение игр и конкурсов среди учащихся членами кружка.
Составление кроссвордов, ребусов, проведение игр:
"Химическая эстафета"
"Третий лишний".
4
4
Общий смотр знаний.
Игра "Что? Где? Когда?"
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов
4
4
Итого
70
16
54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. - М.: Сов.Россия, 1989.
-
Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. - М.:АРКТИ, 1999.
-
Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. - СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995.
-
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека - М.: Дрофа, 2004.
-
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Савина Л.А. - М.: АСТ, 1995.
-
Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
-
О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, А.А. Карцова Органическая химия 10 класс / М., Дрофа, 2005.
-
Не кури. Народ Ру напоминает: курение вредит Вашему здоровью. nekuri2.narod.ru/
-
Дом Солнца. Публицистика. Тайны воды. sunhome.ru/ journal/14191
-
Великая тайна воды. slavyanskaya-kultura.nnm.ru/velikaya_ tajna_vody_1
-
Комсомольская правда. Тайны воды. kp.ru/daily/23844. 3/62515/
-
aquadisk.ru/articles/157/158/interestingly.html
-
Яковишин Л.А. Химические опыты с жевательной резинкой // Химия в шк. - 2006. - № 10. - С. 62-65.
-
Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в шк. - 2006. - № 8. - С. 73-75.
Шульженко Н.В. Элективный курс «Химия и здоровье» для 9-х классов.festival.1september.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=310677
-
Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
-
Войтович В.А. Химия в быту. - М.: Знание 1980.
-
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. - Л. Химия , 1978.
-
Урок окочен - занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
-
В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
-
Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
-
А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе - М.:Просвещение 1978.
-
И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. - М.: Просвещение 1988.
-
Леенсон И.А. Занимательная химия. - М.: РОСМЭН, 1999.
-
Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
-
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. -М.: Просвещение 1976.
-
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
-
Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. - М. Просвещение, 1983.
-
Программно-методические материалы . Химия 8-11 классы. - М. Дрофа 2001