Статья: Обобщающие уроки в курсе средней школы

В предисловии описано значение обобщающих уроков в курсе химии.Обобщающие уроки позволяют не столько повторить изученный материал, сколько применить знания, умения в иной обстановке.     Приведены конспекты нетрадиционных уроков по обобщению темы в 8 классе: "Основные классы неорганических веществ".      Уроки проводятся не только используя теоретический материал , но и  подразумевается проведение опытов, т.е. формирование практических умений и навыков.В подготовке уроков принимают участие сами ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающие уроки в курсе химии средней школы.

Подготовила: учитель высшей категории МБОУ Колюдовская СОШ Куст Ирина Владимировна.

План

1.Значение обобщающих уроков.

2.Урок №1. Повторительно-обобщающий урок по теме «Основные классы неорганических соединений»

3.Урок№2. Урок-загадка «Что находится в черном ящике»

4.Урок №3 Урок-состязание.

5. Заключение.

6. Литература.

Обобщающие уроки очень важны в процессе обучения. Это уроки систематизации знаний, на которых выявляется прочность усвоения учащимися основных понятий темы, а также уровень сформированости умений. Кроме того каждый обобщающий урок - своеобразный способ оценки труда учителя, так как позволяет ему выяснить насколько он достиг поставленной в начале изучения темы целей.

На обобщающих уроках, как правило, повторяется обширный материал, поэтому. Для того чтобы урок был эффективен, нужно заинтересовать учащихся, активизировать их мыслительную деятельность. Имеет смысл не только использовать при обобщении обычные методы (семинары, зачеты), но и включать элементы игры, занимательные вопросы, кроссворды, некоторые познавательные факты.

Обобщение знаний учащихся необходимо на любой ступени изучения химии. Оно позволяет подвести итог определенному этапу обучения, привести знания учащихся в систему.

Обобщающие уроки важны тем, что на них проявляется в большей степени деятельность ученика , а не учителя. Учитель является лишь направляющей «рукой».

Лично для меня обобщающий урок интересен тем, что его можно провести в нетрадиционной форме, т.е. в виде какой-то игры, например «брэйн-ринг», «поле чудес».

На таких уроках проверяется не только знания учащихся по данной теме, но и способность учащихся применять свои знания для объяснения материала, с которым они уже не раз сталкивались. Единственное отличие данный материал предлагается в иной. Нетрадиционной для них форме. На таких уроках идет развитие активной мыслительной деятельности учащихся.

Я хочу рассмотреть обобщающий урок по теме»Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» (8класс).

Основные понятия которые необходимо повторить: определение, классификацию оксидов, кислот, солей, оснований, химические свойства.

Продолжить формирование у учащихся логического мышления, умения самостоятельно проводить практические исследования (химические опыты), делать на основе опытов правильные выводы.

На мой взгляд, данная тема представляет собой широкое поле для использования различных средств и методов обучения. Я предлагаю несколько вариантов обобщающих уроков по этой теме. На таких уроках учащиеся активно работают.

Следует обратить внимание, что на уроках используются те вещества, которые имеются в лаборатории. В нашей химической лаборатории нет особого разнообразия веществ, поэтому все предлагаемые мной уроки однообразны с точки зрения используемых веществ. Но каждое вещество можно заменить на другое, имеющееся в кабинете химии, а суть урока останется прежней.


Тема урока: Повторительно-обобщающий урок по теме «Основные классы неорганических соединений».

Тип урока: обобщающий урок - «Cмотр химических соединений».

Задачи урока:

Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся об оксидах, кислотах, основаниях, солях (определения, формулы, химические свойства, получение применение).

Развивающая: развивать психологические процессы: память, мышление; развивать химические умения, т.е. умения записывать формулы химических соединений, называть их, умения проводить химические опыты и уметь объяснять их.

Воспитательная: воспитывать чувство ответственности, повышать кругозор учащихся, показать связь химии с другими науками.

Оборудование и реактивы:

1.Набор формул химических соединений:HCl, KOH, CaCO3 , CaO.

2.Набор химических формул для дополнительного задания: Al(OH)3, NaHCO3, SiO2, HNO3 и т.д.

3.Набор химических веществ для дополнительного задания: сода, соль, аммиак и др.

4.Реактивы для 1 группы: HCl, Zn, KOH фенолфталеин, метиловый оранжевый.

5.Реактивы для 2 группы: CaO, H2O, HCl, фенолфталеин.

6.Реактивы для 3 группы: KOH H2O, HCl, фенолфталеин.

7.Реактивы для 4 группы: KOH H2O, HCl, CaCO3.

8.Оборудование: лабораторные штативы, пробирки, стаканы стеклянные, стеклянные палочки.

Ход урока.

1.Организационный момент: вступительное слово учителя.

2.Выступление участников смотра химических соединений.

1 группа представляет характеристику химического соединения: соляной кислоты.

HC l- хлороводородная кислота. Раствор её в воде называется соляной кислотой. Она состоит из одного атома водорода и кислотного остатка хлора. Значит, она относится к классу неорганических соединений, который называется кислоты. Валентность кислотного остатка хлора равна 1 (валентность определяется по числу атомов водорода в кислоте). Она относится к бескислородным кислотам, т.к. не содержит атомов кислорода; к одноосновным, т.к. содержит один атом водорода.

Она обладает химическими свойствами, которые характерны для всего класса кислот.

Во-первых раствор HCl взаимодействует с металлами, стоящими в ряду Бекетова до водорода. При этом выделяется водород и образуется соль.

Опыт №1. Возьмем раствор HCl и бросим туда кусочек цинка, наблюдаем выделение газа. Соберем газ в верх перевёрнутую пробирку и подожжем. Слышен хлопок, значит выделяется газ-водород. Запишем уравнение химической реакции:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Опыт № 2. Раствор HCl взаимодействует с основными оксидами с образованием соли и воды:

2HCL + CaO = CaCl2 + H2O

Опыт №.3. Чтобы определить соляную кислоту среди других веществ необходимо добавить индикатор, вещество, которое изменяет свой цвет в кислой среде - лакмус фиолетовый (в кислой среде становится розовым)

Применение: соляную кислоту используют для удаления оксидов железа перед покрытием изделий из этого же металла. Кроме того раствор кислоты прописывают больным с пониженной кислотностью желудочного сока.

После того, как 1 группа закончит свое выступление. Слово представляется 2 группе, которая характеризует следующее химическое вещества. Например, оксид кальция (CaO).

3 группа характеризует гидроксид калия.

4 группа характеризует карбонат кальция.

Каждая группа характеризует вещество по следующему плану:

1.Название вещества, состав, принадлежность к определенному классу.

2.Физические свойства

3.Химические свойства

4.Получение

5.Применение

Это основная часть урока: когда учащиеся рассказывают с одной стороны о конкретном веществе, а с другой о классе веществ в целом.

11 этап урока: Дополнительные задания.

Можно предложить задания следующего типа:

1 задание:Назовите вещество, формула которого следующая. Укажите класс соединений (заранее подготовлен набор формул)

2 задание: Назовите формулу следующего вещества. (Показывает пакетик с поваренной солью, питьевой содой, бутылек с раствором аммиака и т.д.)

3 задание: Найдите ошибку в следующих уравнениях химических реакций.

2H3PO4+ 3CaO = CaNO3 + 3H2O

2Al(OH)3 -- Al2O3 + 3H2

MgO + SO3 = MgSO5

4 задание: Докажите, что KNO3 связан с кислотой и основанием.

5 задание: Решите цепочку превращений:

SO3 - ZnSO4-Zn(OH)2 -- ZnO

111 этап урока: После выполнения дополнительных заданий, предлагаю загадки и занимательные вопросы.

1.Какая кислота находится в желудке?

2.Отгадайте о каких индикаторах идет речь:

А) От щелочи я желт, как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда,

А в воду я бросаюсь без оглядки:

Ведь здесь уж не заест меня среда.

(Метиловый оранжевый)

Б) Попасть в кислоту для него неудача,

Но он перетерпит без вздоха, без плача

Зато в щелочах у такого блондина

Начнётся не жизнь, а сплошная малина.

(Фенолфталеин)

В) Разгадайте шараду:

Мы первым слогом подзовём кота.

Вторым измерим с судна толщу вод,

Союз на окончание пойдёт

И целым станет слово…

(Кис-лот-а)

1V этап урока: подведение итогов.

Урок - загадка. «Что находится в черном ящике».

Суть урока в следующем:

1.Изготовить черный ящик.

2.Поместить в чёрный ящик химическое вещество

3.Дать характеристику этого вещества, не называя его и не указывая его формулу.

4.Учащиеся по описанию должны догадаться о каком веществе идет речь, записать уравнения химических реакций, о которых шла речь.

Подготовительная работа.

Из класса заранее выбирается инициативная группа учащихся (3-4 человека). Им даётся задание: описать вещество, не называя его. Указать основные характеристики, которые характерны для данного вещества, описать его таким образом, чтобы можно было узнать вещество. Опыты предварительно провести.

Перед началом урока класс можно поделить на небольшие группы (по 2-3 человека)

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

Учитель сообщает тему урока, задачи, правила игры на уроке.

2.Выступление первого учащегося с описанием вещества, находящегося в черном ящике.

Предлагаю описание некоторых веществ.

1-й учащийся: В чёрном ящике находится вещество: твердое, белого цвета, растворимое в воде (хотя растворимость его невелика 1,56г растворяется в 1л воды при 20С). Это сложное вещество, состоящее из трех элементов. Получается при «обливании» оксида металла водой. При этом выделяется большое количество тепла. Это же самое вещество взаимодействует со сложными веществами. Изменяет свой цвет под действием индикаторов, например фенолфталеина. Данное вещество служит реактивом для обнаружения газа, который выделяется при дыхании живых организмов. Раствор этого вещества нельзя хранить в открытом сосуде, т. к. через некоторое время он становится мутным. Оно широко используется в строительном деле. Оно имеет несколько названий: гашённая известь, известковое молоко, известковая вода.

Задание: Назовите, какое вещество находится в чёрном ящике. Укажите класс соединений, к которому оно принадлежит. Приведите уравнения химических реакций, подтверждающие выше сказанное.

После этого даётся несколько минут (3-5минут) для того, чтобы ученики на местах записали уравнения химических реакций с данным веществом.

Затем отвечает та или иная группа учащихся. Если учащиеся предлагают несколько вариантов ответа, необходимо рассмотреть их, и уточнить с выше приведенным описанием.

Вещество, находящееся в черном ящике - это гидроксид кальция. После того, как был дан правильный ответ, необходимо вынуть его, показать и предложить кому то провести химический опыт с ним.

Далее выступает второй учащийся с описанием следующего вещества.

2 учащийся: Твердое вещество. Практически нерастворимое в воде. Образует широко распространенные минералы (мрамор). Один из них, почти каждый день, каждый из вас держал в руке. При прокаливании данное вещество разлагается на два оксида. Один из них газ, который содержится во выдыхаемом воздухе. Взаимодействует со сложными веществами. При взаимодействии с некоторыми выделяется газ. Если взять избыток этого вещества и раствор вещества, в котором лакмус приобретает розовый цвет, то выделяющийся газ «вылазит» из пробирки.

Задание: Назовите, какое вещество находится в чёрном ящике. Укажите класс соединений, к которому оно принадлежит. Приведите уравнения химических реакций, подтверждающие выше сказанное.

После этого даётся несколько минут (3-5минут) для того, чтобы ученики на местах записали уравнения химических реакций с данным веществом.

Ответ: В черном ящике находится карбонат кальция.

3 учащийся. Сложное вещество. Состоит из двух элементов. Жидкость, растворяется в воде. Можно получить из поваренной соли в газообразном виде. Реагирует с некоторыми простыми веществами, при этом выделяется газ, который горит. Изменяет свой цвет под действием индикаторов, например, лакмус становится розовым. Данное вещество находится в желудке человека и помогает переваривать поступающую пищу. Взаимодействует со сложными веществами, например, солями. Если к ней добавить хлорид бария, мы не увидим никаких изменений. Но зато при добавлении нитрата серебра, образуется белый осадок.

Задание: Назовите, какое вещество находится в чёрном ящике. Укажите класс соединений, к которому оно принадлежит. Приведите уравнения химических реакций, подтверждающие выше сказанное.

После этого даётся несколько минут (3-5минут) для того, чтобы ученики на местах записали уравнения химических реакций с данным веществом.

Ответ: В чёрном ящике - раствор соляной кислоты.

Вещества можно брать другие, исходя из возможностей химической лаборатории.

Данный тип урока развивает у учащихся логическое мышление, память; развивает у учащихся умения применять свои знания в нестандартных ситуациях.

Урок - состязание.

Задачи урока:

Образовательная: обобщить основные понятия по теме «Основные классы неорганических соединений», формирование умений записывать уравнения химических реакций. Отражающих химические свойства веществ.

Развивающая: развитие специальных химических умений, развитие воображения, умения наблюдать и описывать наблюдаемые явления химическим языком.

Воспитательная: формирование мировоззренческих идей, эстетическое воспитание.

Оборудование: набор пробирок, штатив для пробирок, реактивы.

Подготовительная работа.

Заранее (за несколько дней до урока) класс делится на три группы. Две группы теоретиков и одна группа практиков или лаборантов. Лаборанты заранее получают задание: подготовить и провести химические опыты, подтверждающие химические свойства веществ, относящихся к классам неорганических соединений. Они заранее подбирают необходимое оборудование и реактивы. Предварительно проводят опыты.

Правила игры.

Лаборанты проводят опыт, не называя веществ, которые использует, но характеризует данное вещество. Теоретики наблюдают за ходом опыта. После завершения опыта теоретикам даётся время (2-3мин), чтобы они объяснили данный опыт т.е. назвали возможные вещества и продукты. Записать уравнения реакции. Отвечает та группа . которая первой подняла руку или сигнальную карточку.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. После вступительного слова первый учащийся-лаборант показывает и объясняет опыт.

Опыт №1. Берем три пробирки. Наливаем бесцветный раствор жидкости, в первую пробирку приливаем несколько капель фенолфталеина. Цвет раствора не изменяется. Во вторую пробирку опустим лакмусовую бумажку она фиолетовая. В третью пробирку несколько капель метилоранжевого раствор оранжевый.

Задание для теоретиков: предложите возможные варианты вещества, которое находится в пробирках. Объясните опыт

Опыт №2. Берем раствор вещества №1, затем приливаем к нему фенолфталеин. Никаких изменений не происходит. Добавляем раствор №2, причем берем его избыток. После этого раствор в пробирке приобретает малиновую окраску. Объясните данный опыт. Запишите уравнения реакций, о которых идет речь в опыте.

Опыт №3. Берем кусочек белого вещества, помещаем в пробирку и приливаем к нему раствор вещества №2. наблюдаем выделение газа крупными пузырьками. Объясните данный опыт.

Опыт №4. Берём раствор бесцветный вещества №1, добавляем фенолфталеин, раствор приобретает малиновую окраску. Затем добавляем раствор соли в пробирке образуется осадок вещества №3.

Предложите возможные варианты ответа для объяснения данного опыта.

Опыт №5. Берем бесцветный раствор сложного вещества №1 и бросаем туда несколько гранул металлического вещества. Происходит выделение пузырьков газа. Объясните данное явление.

Ответы к опытам: (возможные):

Опыт №1. вода

Опыт №2. соляная кислота, гидроксид калия.

Опыт№3. карбонат кальция, соляная кислота.

Опыт№4. гидроксид калия, сульфат железа

Опыт№5. соляная кислота, цинк.

Урок можно разнообразить использованием занимательных вопросов, загадок, ребусов.

Заключение.

Все предложенные уроки носят нетрадиционный характер. Такие уроки следует проводить. Во-первых, они активизирую познавательные процессы учащихся. Во-вторых. Они прививают любовь к предмету, желание идти на урок и получить знания. В-третьих, это своеобразная проверка знаний и умений учащихся. Формирование умений использовать свои знания в разных ситуациях.

Используемая литература.

Габриелян О.С. Химия 8 класс.

Урок окончен - занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии Э.Г.Злотников, Л.В.Махова, Т.А. Веселова и др.

Журнал «Химия в школе»

© 2010-2022