- Преподавателю
- Химия
- Личностно-ориентированное обучение на уроках химии
Личностно-ориентированное обучение на уроках химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мельникова Н.Н. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление на педагогическом совете
Использование актуальных современных педагогических технологий на повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочное время в школе пенитенциарной системы.
Какой учитель не мечтает , чтобы его ученики получали только хорошие и
отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться, а в школе пенитенциарной системы тем более.
Учитывая что у каждого обучающегося нашей школы свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения и большая пестрота возрастного состава возникают вопросы:
Чем может помочь ученику учитель? Как заинтересовать ,чтобы твой предмет стал для него интересным? Как сформировать у оьучающегося интерес к учению и потребность в знаниях?
Перед любым педагогом стоит задача по формированию и развитию у обучающихся положительной мотивации к учебной деятельности .
Наибольшие трудности у наших обучающихся наблюдаются в эмоционально- волевой и интеллектуальной сфере ,у учащихся снижена самоорганизованность и целеустремленность , у них развита тревога и неуверенность в себе. Часто они неспособны справиться со школьной нагрузкой , у них неустойчивое внимание , слабая память и слабо развито мышление.
Как спланировать и провести урок, чтобы каждый обучающийся стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться? В условиях школы пенитенциарной системы такое обучение- это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю , приемам исследовательской деятельности ,умению добывать знания обобщать и делать выводы..
Каким образом организовать процесс обучения на основе: Личностно - ориентированного подхода?
Использование современных педагогических технологий личностно- ориентированного обучения помогают н повысить мотивацию учебной деятельности обучающихся.
Основные технологии личностно - ориентированного обучения: СЛАЙД 2
-
1.Технология разноуровневого обучения.
-
2.Технология проблемного обучения.
-
3.Технология проектной деятельности.
-
4.Игровые технологии.
-
5.Информационно-коммуникационные технологии.
Своеобразие целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями обучающегося
На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуется личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.
. Ставя перед cобой цель добиться появления у обучающихся познавательного интереса(мотивации) и активизации мышления нужно помнить , что существует два взаимосвязанных пути ее решения :
- через содержание учебного материала;
-через организацию учебной деятельности.
Первый путь связан с новизной изучаемого материала, с раскрытием практического значения знаний , с показом современных научно- технических достижений и.т.д.
Второй путь - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе урока; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа, занимательных опытов.
Деятельность учащихся наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация)
1.Технология разноуровневого обучения
Цель технология разноуровневого обучения:
-
обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам;
-
создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.
-
СЛАЙД 3
Формы использования в образовательном процессе:
1.Взаимообучение и взаимо-контроль в условиях работы пар.
2.Работа с разноуровневыми тестами,контрольными заданиями.
3.Выполнение практических заданий разного уровня.
Технология разноуровневого обучения позволяет учащимся реально оценивать возможности, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Хочу отметить, что повысилось качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся, да и у остальных знания стали более системными. Адекватной стала самооценка учащихся, исчез страх перед проверкой знаний..
Технология проблемного обучения
Проблемные ситуации , в которых неизвестным является цель, оправданно создаются и достаточно успешно решаются при установлении причинно- следственных зависимостей между строением вещества и его свойствами. Мой любимый вопрос на уроке - почему? Благодаря решению этого вопроса ребята более осознанно воспринимают, усваивают и применяют свои знания и умения на практике.
Урок начинается с мотивации:
Тайна,загадка
-
Тайна яхты «Зов моря». Коррозия 9,11 класс. Разгадайте тайну гибели дорогой яхты миллионера;
-
Одна из причин гибели английской полярной экспедиции во главе с Робертом Скоттом связана, с каким металлом? ( Аллотропия. 9,11 класс)
-
Загадка Клеопатры.Органические кислоты . 10 класс
4.Разгадайте химическую ошибку А. Конан - Дойля при описании собаки
Баскервилей. «Фосфор»- 9 класс.
Проблемный вопрос, проблемная ситуация.
Чаще других я использую вариант, где проблемная ситуация создается учителем , а разрешается учениками.
На первых уроках в 8 классе при изучении строения атомов важными моментами поиска истины становятся ответы на вопросы:
-
Почему одни электроны в своем движении находятся ближе к ядру, а другие на большом расстоянии? От чего это зависит?
-
Каким образом количество электронов на внешнем электронном сказывается на стремлении к его завершению?
-
С чем связано изменение свойств химических элементов от металлических до неметаллических ?
-
Объясните взаимосвязь между радиусом атома и способностью к отдаче или принятию электронов?
-
Почему водород имеет 2 места в ПСХЭ ( 1 группа и 7 группа)
При изучении темы
« Кислород. Оксиды, Горение.» создаются проблемы:
-
Существует ли в периодической системе химический элемент, у которого электроотрицательность выше, чем у кислорода? Поясните ответ.
-
Обобщив знания о строении атома, объясните проявление наиболее вероятной степени окисления кислорода в соединениях.
Проблемные ситуации , в которых неизвестным является цель, оправданно создаются и достаточно успешно решаются при установлении причинно- следственных зависимостей между строением вещества и его свойствами. Мой любимый вопрос на уроке - почему? Поэтому учащиеся знают, что просто выучить новый материал_ это не означает, что ты его знаешь. Благодаря решению этого вопроса ребята более осознанно воспринимают, усваивают и применяют свои знания и умения на практике.
Технология проектного метода.
Эта педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. К сожалению у нас ее в полную меру нет возможности использовать. Я использую элементы данного метода.
Например, при изучении темы «Основания» в 8 классе ребята проводят опыты с гидроксидом цинка и обнаруживают, что данное вещество, которое они знали как основание, способно проявлять свойства кислоты. Таким образом, они знакомятся с химическим понятием «амфотерность».
Творческая деятельность учащихся в обучении должна развивать пытливость и самостоятельность учащихся ,подготавливать их к самостоятельному приобретенному знаний и творческому их применению на практике.
Практически целесообразно учитывать три основных типа познавательной деятельности учащихся и соответственно различать самостоятельные работы трех типов :
-
Репродуктивные (копирующие)
-
Частично- поисковые (эвристические)
-
Исследовательские.
Задания для самостоятельных работ первого типа ( копирующих) .
Например, при объяснении сущности реакции нейтрализации в 8 классе я демонстрирую опыт с раствором фосфорной кислоты и гидроксидом натрия.
После этого предлагаю учащимся самостоятельно выполнить опыты ,подтверждающие реакции гидроксидов меди и бария с растворами кислот . Опыты являются иллюстрацией сказанного. Хотя эти задания и требуют в основном воспроизведения знаний, однако они, несомненно оказывают определенное развивающее влияние на учащихся ,которые часто впервые делают самостоятельно опыты. Повышается мотивация
Спрашивают всегда « А опыты будут сегодня?»
Самостоятельные работы частично-поискового характера побуждают к вполне осознанной деятельности, вызывают интерес .
Задания для такого типа работ дают учащимся возможность самим найти путь и способ решения на основе имеющихся знаний.
К такому типу заданий относятся экспериментальные задачи в 9 классе
-
Докажите качественный сульфата железа.
-
Докажите с помощью реакции обмена состав хлорида цинка. Ит.д.
К заданиям такого типа относятся упражнения на знание генетической связи и свойствах веществ.
Исследовательские самостоятельные работы - один из методов проблемного обучения.
Примером исследовательской самостоятельной работы может служить выполнение учащимися, например, таких заданий: «Глюкоза имеет химическую формулу C6H12O6. Какое строение молекул можно предположить у этого вещества? Как практически доказать , что глюкоза - это альдегидо-спирт? Ребята всегда с удовольствием выполняют эту работу и практически все запоминают , что глюкоза - это альдегидо -спирт.
Проектный метод. требует дополнительного учебного времени и выполняется в основном во внеурочной деятельности.
Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья. Например, при изучении темы: «Наркотические вещества», «Лекарства.» в 11 классе внимание учащихся привлекло строение и свойства природных алколоидов, к которым относятся многие наркотические вещества.. Проблема антинаркотического воспитания на уроках химии, а также во внеурочной деятельности является очень актуальной, особенно для обучающихся нашей школы где многие знают на собственном опыте влияние наркотиков..
Урок пресс-конференция «Наркомания - чума ХХ века» явился актуальной и важной формой антинаркотического воспитания обучающихся. Такая форма проведения урока способствовала мотивации, активизации учащихся, формированию социальной, коммуникативной, информационной компетентностей участников образовательного процесса. Пресс-конференция проводилась в форме деловой игры. Проведению деловой игры предшествовала активная работа учащихся в группах: учащиеся собирали, анализировали информацию и готовили материалы к конференции, с каждым выступавшим проводились индивидуальные собеседования. В этом году
с небольшими изменениями будет тоже проведен этот урок.
Хочу отметить, что на мой взгляд главная задача учителя при организации проектной деятельности учащихся заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала и даже не в результатах этой работы, сколько в создании у учащихся положительной мотивации, побуждению их к поиску.
Игровые технологииИгра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.
Примеры игр тренажеров
«Логические цепочки»
Учитель задает начало фразы: «Алюминий - металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры.
«Продолжи ряд»
Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:
а) Li, Al, As,....
б) F-,..., Na+, S2-, Ar,....
«Кто лишний»
В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:
а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3;
«Третий лишний»
В каждой строчке по три формулы. Например:
BaO CO2 CaO
« Кто достойнее»
1.Крахмал и целлюлоза : состав, строение, свойства, применение»Игра строилась на сравнении двух углеводов. Обучающиеся были поделены на две команды, которые доказывали, что их углевод самый достойный и значимый.
Информационно - коммуникационные технологии.
Использую только : Мультимедийные презентации и слайд -фильмы Это обеспечивает более высокий уровень проведения урока ,его информационную насыщенность, динамичность и наглядность. Но к сожалению этот метод я использую редко.
Использование технологий ЛОО на уроках химии и во внеурочной работе в стабильные результаты обучения развивает творческие исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.
Формирование мотивации на уроке состоит из 3 этапов
1 этап Возникновение мотивации ( готовность , включенность) *Зафиксировать мотивы предыдущих достижений - Мы хорошо поработали над предыдущей темой (Моносахариды, Дисахариды) и сегодня переходим к изучению новой темы. Какой тип Углеводов мы будем изучать сегодня?
* Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности. « Но не усвоилиусвоили еще одну важную сторону этой темы( Витамины- источники, функции. В конце урока спросили , про авитаминоз?) На следующем уроке узнаем.
*Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность - « А между тем это пригодится вам в дальнейшей жизни.Считаю что именно эжто направление играет немаловажную роль в мотивации на уроке.
-Приготовление кофе( урок « Дисперсные системы»)11кл
-Какую мебель купить и как обезопасить себя от вредного влияния фенола.
-Бензин . Октановое число. (10 кл.)
- Моющие средства. Зависит ли действие мыла от его видов.
- Покупка стирального порошка ( Тема Ферменты)
- Соляная кислота и желудочный со. Пищевая сода.
2 этап Подкрепление и усиление возникшей мотивации
*Чередование разных видов деятельности
Тема урока « Оксиды углнрода»
Тексты из литературных произведений, демонстрационные опыты, составление таблицы сравнения ( по тексту учебника) . Проверка знаний- «Выбери верные утверждения».
*Материалы различной трудности. Дифференцированные задания, которые вызывают мотивацию к деятельности.
*Активизация поисковой активности учащихся , подключение их к самоконтролю и самооценке.
3 этапю Мотивация завершения. Важно чтобы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом , чтобы в конце урока возникла положительная мотивация перспективы.Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся , сочетая ее с развернутой дифференцированной оценкой учителя.
Закончить своё выступление хочу словами. Гете
Он сказал: «Человек должен верить, что непонятное можно понять…». Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того, чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность на основе личного опыта. Помочь им в этом - задача всех учителей.