Разработка урока по теме Состав атома

 План урока по химии по теме "Состав атома" разработан для учащихся 8-го класса по учебно-методическому комплексу Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана. Разработка урока кроме плана содержит приложения, созданные для удобства проведения учебного занятия: проверочную работу, вопросы для фронтальной беседы, контрольный тест, ведомость опроса, шпаргалку по теме урока. Урок был проведён в виде открытого урока в рамках городского методического объединения. Полная разработка урока содержит презентацию и набор...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока


Предмет: химия

Класс: 8 класс

Дата проведения: 18.02.2013

Номер урока: урок №49 (между темами «Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева» и «Электроотрицательность химических элементов»)

Тема урока: Обобщение по теме «Строение атома»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока

Обобщить и закрепить знания обучающихся об электронном строении атома

Задачи урока

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся о строении атома,

- повторить строение атомного ядра и характеристику элементарных частиц,

- усовершенствовать умения рассчитывать число элементарных частиц

- закрепить навыки и умения составлять электронные формулы атомов химических элементов.

Развивающие:

- развитие у обучающихся умений анализировать и сравнивать строение атомов различных элементов,

- работать с интерактивной доской.

Воспитательные: формирование основных мировоззренческих идей: мир материален, мир познаваем, явления природы имеют причинно-следственные связи.

Необходимое оборудование:

Компьютер, интерактивная доска.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Сообщение темы урока (слайд №1)

Постановка цели урока учащимися


  1. Повторение.

Слабым учащимся (Гагарин Дмитрий, Горелый Владимир, Ивакин Павел, Сорокина Елена) раздаются карточки с заданиями для самостоятельной работы по теме «Состав атома» (Приложение 1)

С остальными учащимися Лазарев Никита проводит фронтальную беседу по теме «Состав атома». Улумбеков Вадим и Наваева Марина ведут статистику правильных ответов в заготовленной заранее ведомости (Приложения 2 и 3). Результаты будут учитываться про подведении итогов работы на уроке.


  1. Актуализация темы урока (слайд №2)

Ребята, мы повторили то, что изучили по теме «Состав атома». Сегодня на уроке мы постараемся решить вопрос, который мучил алхимиков: можно ли получить из простых металлов золото?

IV. Обобщение и систематизация знаний по теме «Состав атома»

Чтобы ответить на вопрос из чего состоят вещества, нужно разобраться, как устроен атом.

Раньше учёные считали, что атом - это мельчайшая неделимая частица. В переводе с греческого «атомос»- неделимый.

-Какие учёные утверждали неделимость атома?

(Роберт Бойль - химический элемент - это вещество, которое нельзя разложить на более простые вещества)

(М.В.Ломоносов - корпускулы состоят из элементов)

Но в 19 веке благодаря открытию А.Беккереллем радиоактивности было установлено истинное строение атома. На основе этого открытия Резерфорд создал планетарную модель строения атома.

-Почему модель Резерфорда назвали планетарной? (Куликов Алексей)

Предлагаю выполнить задание, где нужно заполнить схему (Слайд №3).

Обучающимся предлагается дополнить схему строения атома названиями его составляющих частей (нажимаем курсором на нужное понятие, отпускаем и переносим курсор в нужное место, слово перемещается вместе со стрелкой) (Багрова Анастасия, Мамбетов Максим, Криворучко Антон, Слепов Глеб, Колчина Нелля)

Итак, мы выяснили, что атом состоит из более мелких элементарных частиц. А сейчас нам нужно сформулировать понятие атом (Слайд 4). Во втором задании обучающимся предлагается собрать определение «атома» - Головатюк Ирина

(Так же перетаскиваем слова и закрепляем их в нужном месте)

В периодической системе Д.И.Менделеева каждый атом имеет своё определённое место, зависящее от его строения. Вспомним, какую информацию о строении атома мы можем получить из таблицы Менделеева (Слайд 5). Третье задание заключается в нахождении соответствий. Оно направлено на повторение физического смысла номера периода, группы, порядкового номера.

(Алкеев Кирилл, Глазков Александр, Заикина Анастасия, Ивакин Павел, Плужников Иван)

После этого задания делается вывод о том, что каждый атом индивидуален и имеет своё строение, т.е. определённое число электронов, протонов и нейтронов. И это можно сравнить с отпечатками пальцев у человека, где не бывает повторений.

(Так же перетаскиваем слова и закрепляем их в нужном месте)

Учащимся предлагается выполнить следующее задание, где нужно собрать модель атома углерода (Слайд 6). Четвертое задание позволяет в игровой форме проверить знания и умения по данной теме. Обучающимся предлагается собрать модель атома из его составных частей. Ученик должен не только правильно определить количество энергетических уровней, количество протонов, электронов, нейтронов, но и правильно их распределить. Другим ученикам предлагается изменить модель так, чтобы получилась модель другого атома - Семёнова Евгения, Рысаев Данил.

(На слайде представлен конструктор: три электронные орбитали, протоны, электроны и нейтроны. Перетаскивая элементы, можно собрать модели атомов первых трех периодов)

Как вы считаете, от чего зависят свойства атомов?

(зависят от количества в нём электронов, протонов и нейтронов)

Выполнив это задание, мы с вами должны вернуться на начало урока к поставленному вопросу.

- Так могли ли алхимики превратить с помощью философского камня любой металл в золото? (нет)

- Что нужно сделать для того, чтобы один атом превратить в другой?

- Как можно ртуть превратить в золото?

- Как называются реакции, в которых происходит превращение одних элементов в другие? (ядерные).

В следующем задании учащимся предлагается пять вариантов с разными неизвестными (Слайд 7). Можно ли определить название химического элемента, если известен, например, заряд его ядра? Если работа ведется на интерактивной доске, то ответы вписываются инструментом «маркер», если в режиме презентации, то впечатываются. (Тарыбаева Оксана, Ткаченко Ника, Улумбеков Вадим, Сорокина Елена, Ишалбаева Нина )

Мы научились составлять электронные формулы химических элементов. Сопоставьте, химический символ элемента и его электронную формулу (Слайд 8).

Здесь учащиеся должны показать своё умение определять химический элемент по его электронной формуле. Нужно поместить электронную формулу рядом с соответствующим элементом (Алкеев Кирилл, Головатюк Ирина, Криворучко Антон, Мамбетов Максим, Наваева Марина)

V. Самостоятельная проверочная работа по теме «Состав атома» (Приложение 4)

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание. При изучении темы «Состав атома» встречается много новых определений. Попробуйте самостоятельно составить кроссворд, сканворд, ребусы и т.д.


© 2010-2022