8 февраля 2014 года 180-летие Д. И. Менделеева

В данной разработке собраны годы жизни Д.И.Менделеева, его творческая деятельность, личная жизнь, научные достижения.В уроке-конференции представлены корреспонденты, которые берут интервью у великого русского ученого, а также сам Д.И.Менделеев лично своим присутствием показывает, что его периодическая система химических элементов до нынешних дней является сокровищем и достоянием всего научного сообщества, а также обычных людей, которые так или иначе сталкиваются с химическими элементами в своей ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Методическое обоснование выбранной темы…………………….


  1. Цель мероприятия………………………………………………………….


  1. Задачи…………………………………………………………………


  1. Этапы …………………………………………………….…………..


  1. Организация …………………………………………….………….


  1. Подготовка …………………………………………………. ……..


  1. Наглядность……………………….…………………………….….

.

  1. Ход мероприятия…………………………………………………..


  1. Домашнее задание………………………………………………….

.

  1. Список использованной литературы………………………………


  1. Приложение…………………………………………………………






Методическое обоснование выбранной темы.

2014 год ознаменован как год 180-летия великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Заслуги этого человека перед отечественной наукой значительны и неоспоримы.

Актуальность данной методической разработки еще и в том, что проблемам воспитания гражданственности и патриотизма обучающихся уделяется на современном этапе большое внимание. Изучение жизни и деятельности ученых - благодатная почва для воспитания данных качеств личности обучающихся.

Использование интернет-технологий на уроке делает его интересным и современным для учащихся. Важно правильно подойти к созданию слайдов для презентации, которые должны быть яркой иллюстрацией урока, нести смысловую нагрузку. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися при записи материала. Для уменьшения текста можно предложить убрать вводные слова и оставить короткие тезисы. Во-вторых, отбираемые иллюстрации должны быть реалистичными, масштабы - оговорены заранее. Демонстрация образцов веществ также может сопровождаться фотографиями их в увеличенном масштабе. Важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.

В рамках личностно-ориентированного обучения при подготовке к уроку необходимо обратить внимание на умение учащихся пользоваться дополнительными источниками информации при написании докладов, обучение умениям работать с литературой, интернетом - одна из задач учителя на этапе подготовки к уроку.

Цель мероприятия: Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д.И.Менделеева для понимания значимости его вклада в отечественную науку.

Задачи:

  1. Показать значимость знаний по истории химии для понимания целостности науки и неразрывной связи с личностью ученого Д.И. Менделеева на примере его жизни и деятельности.

  2. Способствовать становлению грамотного химического языка обучающихся, логики диалогового общения.

  3. Побудить к поисковой деятельности с различными источниками информации для формирования познавательных умений работы с дополнительной литературой, интернет-технологиями.

  4. Воспитание гражданственности, патриотизма и гордости за отечественную науку.

Этапы проведения мероприятия:

  1. Организационный момент. Учитель поясняет тему мероприятия, кратко излагает цель, дает задание, организуя тем самым мыслительную деятельность обучающихся. Учитель нацеливает учеников на восприятие материала в форме репортажа, раздает учащимся карточки с вопросами и предлагает ответить на них письменно в тетради в течение мероприятия.

  2. Репортаж с ученым с использованием презентации.

  3. Самостоятельное творческое задание в группах на основе домашней работы. В качестве исследовательского материала при подготовке к мероприятию учащимся было предложено домашнее задание отыскать места, связанные с именем Менделеева.

  4. Подведение итогов. Учитель зачитывает письмо Менделеева к детям, проводит аналогию с современностью, осуществляя воспитательный элемент мероприятия.

Организация мероприятия: В кабинете царит обстановка конференц-зала. На доске цитата Ферсмана. Перед доской экран для показа слайдов. Рядом с экраном стол, за которым будут сидеть два корреспондента и Менделеев. Парты расставлены с учетом групповой работы в пять блоков. На столе у каждой группы лист с вопросами к уроку, на которые учащиеся должны ответить по ходу репортажа.

(см. в Приложении).

Подготовка к мероприятию: Подготовка к мероприятию в форме репортажа начинается за месяц, предполагает работу с обучающимися в два этапа.

Первый этап подготовительный посвящен подготовке докладов о жизни и деятельности Менделеева, направлен полностью на индивидуальную работу. (Темы для исследования см. в Приложении)

Второй этап - это работа в группах с материалами докладов и другими источниками информации. На этом этапе важно выбрать трех учеников класса, которые потом сыграют на уроке ведущие роли ученого и корреспондентов. Необходимо познакомить данных учащихся с полным объемом материала по теме урока и сценарием урока. Сделать это можно разными способами, в том числе и при помощи такого приема, как совместная поверка докладов учащихся. Также к этой роли можно привлечь старшеклассников.

Остальные учащиеся класса, разделенные на группы (команды), под руководством учителя на основе своих докладов готовят материалы для презентации. Результатом работы каждой группы является создание одного слайда по заявленной теме. Учитель корректирует, комбинирует слайды, выстаивая их в соответствии с логикой.

Помимо этого на этапе подготовки к уроку обучающимся дается индивидуальное задание, связанное со значимостью и увековечиванием имени ученого: «Именем Менделеева названы…». На данном этапе вовсе не обязательно раскрывать секрет выполнения данного задания. О том, что соревновательный, игровой момент урока, когда каждая группа за 3 минуты должна будет специально созданному из учеников класса (или старшеклассников) жюри представить все известные участникам группы места, связанные и именем ученого, обучающиеся могут узнать непосредственно перед игровым моментом.

Наглядность: 1) Костюм Менделеева (мантия, шляпа).

2) Картина Куинджи. «Лунная ночь на Днепре»

3).Стихотворение Тютчева «Молчит сомнительно Восток»

4).Увертюра из оперы Бетховена «Леонора».

5). Торжественная мелодия, открывающая момент начала репортажа и завершающая его.

6). Письмо Менделеева своим детям.

7). Презентация о жизни и деятельности Менделеева.

Ход мероприятия.

Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы открываем новую рубрику: «Люди науки или как стать знаменитым». В ней вы услышите удивительные интервью, репортажи. Вам представится возможность познакомиться с великими учеными всего мира, задать им интересующие вас вопросы. Наши спец.корреспонденты пригласили к нам на урок одного из самых замечательных ученых. Сейчас мы узнаем кто это.

Первый корреспондент (читает цитату, написанную на доске):

«Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие обобщения, будут сменять наши устаревшие понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и открывать невиданные по новизне и широте горизонты - все это будет приходить и уходить, но Периодический закон Менделеева будет всегда жить, развиваться и совершенствоваться». (А.Е.Ферсман).

Звучит торжественная музыка. На экране появляется первый слайд.

Второй корреспондент: Сегодня у нас в гостях знаменитый ученый всех времен и народов, открывший человечеству тайну периодичности Дмитрий Иванович Менделеев.

Под аплодисменты Менделеев входит, садится за стол, снимает шляпу.

На экране появляется второй слайд. Музыка стихает.

Первый корреспондент: Дмитрий Иванович! В тот понедельник 17 февраля 1869 года действительно произошло чудо? Как это случилось?

Менделеев: Передо мной были 62 карточки элементов. Между атомным весом и свойствами элементов должна быть связь, я это чувствовал. Я стал подбирать сходные по свойствам элементы, комбинируя карточки. Три дня и три ночи я не мог выразить свои мысли на бумаге. В состоянии крайнего утомления лег спать и сразу же заснул. Вижу во сне таблицу, где все элементы расставлены, как нужно. Проснулся и тут же написал все это на клочке бумаги, только в одном месте потом сделал поправку.

Второй корреспондент: О Вашей гениальности известно всему миру?

На экране появляется третий слайд.

Обратимся к слайду. (Читает текст на слайде)

Как вы относитесь к славе?

Менделеев: Да, я - почетный доктор многих университетов. Не хватает лишь одного звания. Императорская Академия наук не избрала меня академиком. Это оскорбляло меня, как великого ученого.

Первый корреспондент: Говорят, на Ваших лекциях «стены потеют»?

Менделеев: Задолго до начала лекций не только 7-я аудитория, в которой проходят мои лекции, но и прилегающие к ней помещения всегда переполнены оживленной и шумной толпой студентов всех факультетов и всех курсов.

Второй корреспондент: Ваши лекции вызывали восторг.

Первый корреспондент: Студенты собирались, чтобы выразить чувства восхищения и признательности любимому профессору. «Будь я музыкантом», - писал один из Ваших учеников, - «я мог бы положить лекцию Менделеева на музыку». Да, такая признательность выше всех похвал. А вы любите музыку?

Менделеев: Несомненно.

Второй корреспондент: Мы приготовили для вас сюрприз. Сейчас прозвучит музыка, от прослушивания которой Вы не сможете отказаться.

Звучит отрывок из оперы Бетховена «Леонора». Постепенно музыка стихает и звучит в виде фона.

Второй корреспондент: Вам знакома эта музыка? Что Вас связывает с данной мелодией?

Менделеев: У каждого человека есть любимая мелодия. Вы сейчас слышали мою любимую увертюру из оперы Бетховена «Леонора»… Друзья даже прозвали меня «Леонорой» за то, что я часто напеваю эту увертюру.

Первый корреспондент: Почему у Дмитрия Ивановича фамилия Менделеев, хотя дед его звался Соколов?

Менделеев: Отец мой Иван Павлович - родился в 1783 г. в семье священника Павла Максимовича Соколова. Четырем его сыновьям, как это было принято тогда у священнослужителей, были даны разные фамилии. Отец получил фамилию соседних помещиков Менделеевых.

Второй корреспондент: Дмитрий Иванович, расскажите пожалуйста нам о своих увлечениях.

Менделеев: Одним из моих увлечений есть игра в шахматы. Я посещаю шахматный клуб, изучаю шахматную литературу, и считаю шахматы настоящим искусством.

Еще, я очень люблю книги. В моём кабинете их много по всем отраслям знаний. Люблю читать Байрона, Пушкина, Тютчева, Шекспира, особенно приключенческую литературу.

Ещё я люблю париться в бане, после чего приглашаю гостей на чаепитие с мёдом и вареньем.

Первый корреспондент: У Вас много друзей. Среди них есть художники - передвижники Шишкин, Крамской, Куинджи. Говорят Вас рисовал сам Репин.

На экране появляется четвертый слайд.

Показывает на слайде репродукцию картины Репина «Портрет Д. И. Менделеева»

Первый корреспондент: Вы рисуете?

Менделеев: Нет. Я публикую рецензии о картинах, у меня есть альбом, в который я вклеиваю репродукции передвижников. Но я не пропускаю ни одной художественной выставки.

Второй корреспондент: Это Ваша любимая картина?

На экране появляется пятый слайд.

Показывает на слайде репродукцию картины Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

Менделеев: «Перед ней забудется мечтатель, у художника явится невольно своя мысль об искусстве, поэт заговорит стихами, а в мыслителе же родятся новые понятия - всякому она даст свое». С ее автором Куинджи мы работали над созданием долговечных красок.

Первый корреспондент: Всемирную славу Вы обрели в 35 лет, когда создали Периодический закон. Это про Вас говорят «проснулся знаменитым».

Сделаем экскурс в прошлое.

На фоне музыки звучит текстовая зарисовка с использованием слайдов о детстве Менделеева, приготовленная одной из групп учащихся (текст зарисовки см. в Презентации, слайд шестой) Одновременно с этим идет рассказ о детстве Менделеева от лица матери ученого, которую играет одна из учениц. Она вспоминает, перелистывая семейный альбом.

Открывается следующий седьмой слайд, на котором отражен краткий жизненный путь ученого. Звучит текстовая зарисовка, приготовленная другой группой учащихся (текст см. в Презентации, слайд седьмой).

Второй корреспондент: Вы считаете, свою судьбу удачной?

Менделеев: Мне повезло. Меня окружали друзья, умные, преданные науке люди.

Первый корреспондент: Это правда, что уже в 23 года Вы стали доцентом Педагогического университета, защитив 2 диссертации?

Менделеев: Да, я читал там лекции по органической химии.

Второй корреспондент: Вы вернулись в Петербург в 1861 году, Вас переполняли идеи? Расскажите, какого рода?

Менделеев: Это была идея создания первого в России учебника по органической химии.

На экране появляется восьмой слайд.

Первый корреспондент: Он назывался «Основы химии». Титульный лист этой книги показан на слайде. Это за него Вы были удостоены Демидовской премии?

Менделеев: Да.

Первый корреспондент: Обратимся к слайдам.

Открываются следующие два слайда, на которых отражен краткий экскурс в научную деятельность. Звучит текстовая зарисовка с использованием слайдов, приготовленная следующей группой учащихся (текст см. в Презентации, восьмой и девятый слайды). Учащиеся выносят сделанную самостоятельно «Золотую книгу заслуг Менделеева». Рассказ осуществляется при перелистывании книги.

Второй корреспондент: Говорят, в 1889 году в Лондоне в качестве дорогого подарка Вам преподнесли удивительный предмет. Расскажите о нем поподробнее.

Менделеев: Да, это был действительно необычный подарок. Весы, одна чаша которых была изготовлена из золота, а другая из несравненно более дорогого металла алюминия.

Первый корреспондент: Расскажите о своей семье. Вы были женаты? Сколько раз?

Менделеев: От вас ничего не утаишь. Я был женат дважды. Я влюбился по-настоящему в молодую и очень красивую женщину, когда был уже женат и у меня были дети.

Второй корреспондент: Говорят, первая жена не соглашалась на развод. А церковь не хотела венчать вас вторично?

Обратимся к слайду.

Открывается следующий десятый слайд, на котором отражена личная жизнь Менделеева. На фоне музыки звучит текстовая зарисовка к слайду, приготовленная следующей группой учащихся (текст см. в Приложении).

Второй корреспондент: Жениться вторично Менделееву помогли друзья. Н.Н.Бекетов отправился к первой жене и взамен на пожизненное обеспечение ее и детей выпросил у нее развод. Потом он нашел священника, который их тайно обвенчал.

Первый корреспондент: Об этом скандальном венчании стало широко известно. Церковь позволяет венчаться вторично, только после смерти одного из супругов. Священника наказали?

Менделеев: Его отлучили от церкви. Пришлось платить ему пожизненное жалование за его смелый поступок.

Второй корреспондент: Что Вас связывало с Александром Блоком?

Менделеев: Моя дочь замужем за этим поэтом. Мне нравится поэзия Блока. Я люблю его стихи. Ценю Шекспира, Байрона, Шиллера, Гёте, Жуковского и Пушкина, а особенно люблю стихи Майкова и Тютчева.

Один из учеников читает стихотворение Тютчева «Молчит сомнительно Восток». На экране появляется одиннадцатый слайд.

Первый корреспондент: Вы были счастливы?

Менделеев: Да, я был удачлив и счастлив, не смотря на то, что приходилось много работать и в университете и дома в имении.

Второй корреспондент: Говорят, что Вас в Петербурге знали не только как великого химика? Расскажите о вашем увлечении.

Менделеев: Я увлекся изготовлением чемоданов, которые дарил друзьям и родственникам, ведь «Без чемодана далеко не уедешь!»

Второй корреспондент: Обратимся к истории.

Звучит текстовая зарисовка истории об увлечении Менделеева производством чемоданов, приготовленная следующей группой учащихся в виде сценки (текст см. в Приложении).


Первый корреспондент: Вероятнее всего вы смелый человек. В августе 1887 года, несмотря на плохое самочувствие, Вы совершили полет на воздушном шаре без пилота? Расскажите об этом.

Менделеев: 7 августа 1887 года территория центральной России должна была оказаться в полосе полного солнечного затмения. В этой полосе находилось и имение в Боблово. В сфере моих интересов всегда были астрономические наблюдения. Я высказал идею проводить их с аэростатов потому, что на высоте воздух более разрежен, меньше загрязнен пылью и водяными парами, а значит, прозрачнее.

Звучит тревожная музыка, на фоне которой рассказ продолжается.

Я очень тщательно готовился к этому событию. Никакая болезнь не должна была помешать замыслу. Я взял с собой много приборов, которыми можно было померить различные характеристики воздуха. А также хотел зарисовать картинку при затмении.

Музыка резко обрывается.

Второй корреспондент: 11 января 1907 года Менделеев крепко простудился, получил 2-х стороннее воспаление легких. 20 января 1907 года в 5 часов 20 минут он умер. Часы в их доме остановились. Мир вздрогнул, узнав о его смерти.

Менделеев: Менделеев был очень предан науке. При разговоре всегда жестикулировал. Когда же он задумывался, то прикрывал глаза рукой, что было очень характерно.

Звучит торжественная музыка, под аплодисменты обучающихся Менделеев уходит.

*************************************************

Учитель: В 2009 году весь мир отмечал 175 - лет со дня рождения Д.И.Менделеева.

На экране появляется двенадцатый слайд.

Вышла в свет "Юбилейная медаль", которая вручается за плодотворную работу по изучению и пропаганде наследия великого русского учёного Д.И.Менделеева.

Продолжая разговор о гениальности и знаменитости Менделеева, хочется сказать, что с именем Менделеева связаны такие области как просвещение, наука, промышленность и география. Предлагаю назвать места, связанные с именем ученого.

На полу расположена географическая карта, на которой при помощи флажков учащиеся отмечают географические объекты, названные в честь ученого.

Далее учитель работает с классом по слайдам, на которых указаны наиболее полные ответы к данному заданию.

На экране появляется тринадцатый слайд.

Учитель: А в заключение мне хотелось бы прочитать письмо, которое Д.И.Менделеев написал своим детям.

(см. стр.151 В.М.Байкова Химия после уроков).

После прочтения учитель характеризует данное послание как письмо потомкам, делая акцент на роли труда в современной жизни. Далее учитель подводит итог урока, обращаясь к цитате Ферсмана, написанной на доске.






СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Байкова В.М. «Как мы готовимся к 100-летию периодического закона» (Химия в школе № 4 стр.79 1968 г.)

  2. Байкова В.М. «Именем Менделеева названы» (Химия в школе № 2, 1979 г., с.11)

  3. Кедров Б.М. «День одного великого открытия». (М.1958).

  4. Тригорова- Менделеева О.Д. Менделеев и его семья, Изд. АН СССР, М., 1947, стр.99.

  5. Интернет. spbu.ru/Structure/Culture/Museums/Mende...

  6. Интернет. refu.ru/refs/32/5728/1.html

  7. Интернет. referats.5-ka.ru/33/33017/1.html

  8. Дмитриев И. С. "Особая миссия" Менделеева - Аргументы и факты // Санкт- Петербургский университет. 1996. 16 мая. С. 17 - 22.

  9. Макареня А.А. Менделеев в Петербурге//Л.:Лениздат,1982

  10. Тиженко В. Е., Младенцев М. Н. "Д. И. Менделеев, его жизнь и деятельность: университетский период, 18-61-1890 гг.", 1993 г.

  11. "Летопись жизни и деятельности Д. И. Менделеева", 1984 г.
    Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю. "Книга по химии для домашнего чтения", 1994г.







ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы к уроку-репортажу с Д.И. Менделеевым:


  1. Укажите дату рождения ученого.

  2. С какими научными областями были связаны его исследования.

  3. Где родился Менделеев.

  4. Сколько детей было в семье Менделеевых.

  5. Происхождение фамилии Менделеев.

  6. Одно из наиболее известных открытий Менделеева.

  7. Членом скольких академий наук являлся Менделеев.

  8. Любимый поэт.

  9. Любимое музыкальное произведение, его автор.

  10. Любимая картина, художник.

  11. Дата открытия периодического закона.

  12. Хобби Менделеева.

  13. Как назывался учебник, написанный ученым.

  14. Какие приборы изобрел.

  15. Когда и где похоронен.

  16. Вредная привычка Менделеева.

Темы для исследования и написания докладов о жизни и деятельности Д.И.Менделеева:


  1. Детство и юность Менделеева.

  2. Жизненный путь. Главные события и этапы в жизни Менделеева.

  3. Научная деятельность ученого.

  4. Личная жизнь Дмитрия Ивановича. Его окружение.

  5. Хобби и увлечения Менделеева.


С именем Менделеева связано:


Раздел: ПРОСВЕЩЕНИЕ

Негосударственное ОУ "Средняя общеобразовательная А-Школа Д.И.Менделеева" (г. Удомля, Тверской области)

Колледж химико-технологический им. Менделеева (г. Санкт-Петербург)

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева (Москва)

Новосибирский химико-технологический колледж им. Д. И. Менделеева (Новосибирск)

Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И.Менделеева (С-Пб)

Химико-биологическая школа-лицей №15 (Южно-Казахстанской области, города Шымкента)

Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева

Музей Д.И.менделеева в Гимназии №344 (Санкт-Петербург)

Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева (Тюмень)

Библиотека им. Д.И.Менделеева (г. Омск)

Российское химическое общество им. Д.И. Менделеева (Москва)

Московское химическое общество им. Д. И. Менделеева (Москва)

Музей-архив Д.И.Менделеева (г. Санкт-Петербург)

Музей - усадьба Д.И.Менделеева "Боблово" (г. Клин, московской области)

Музей Метрологии Госстандарта им. Д.И.Менделеева


Раздел: НАУКА

Периодическая система химических элементов

Уравнение состояния идеального газа Менделеева-Клайперона

Формула Менделеева для зависимости между плотностью и температурой жидкости

Пикнометр Менделеева

Способ взвешивания (получение точных результатов даже на неотрегулированных весах)

Золотая медаль Д.И. Менделеева за выдающиеся работы в области химии и химической технологии (Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева).

Именная премия им. Д.И.Менделеева (правительства Санкт - Петербурга и президиума Санкт - Петербургского научного центра Российской академии наук)

Международная химическая олимпиада им. Д. И. Менделеева (под эгидой МГУ)

Всероссийский конкурс исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, посвящённый жизни и деятельности Менделеева (Благотворительный фонд наследия Менделеева)


Раздел: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Химический завод им Д.И.Менделеева (Санкт-Петербург)

Ярославский НПЗ имени Менделеева

Химкомбинат имени Менделеева ( г.Агрыз, Татарстан)

Менделеевское опытное поле (Пермская область)

Минская лаборатория имени Менделеева

ООО "Менделеево-Тест" (Московская область, Солнечногорский район, п/о Менделеево )

Химический элемент № 101 "Менделевий"

Минерал "Менделеевид"

Исследовательское судно Академии Наук "Дмитрий Менделеев"

Водка "Менделеевская"

Замазка




Раздел: ГЕОГРАФИЯ

Ледник Менделеева

Кратер Менделеева на Луне

Подводный хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане

Вулкан Менделеева (остров Кунашир)

Город Менделеевск (Республика Татарстан)

Поселок Менделеево (Московская область, Солнечногорский район)

Станция ж/д Менделеево (Пермская обл., Карагайский р-он)

Станция метро Менделеевская (Москва)

Менделеевская линия метро (Санкт-Петербург)

Лунная станция "Менделеев". (Фантастика, Станислав Лем, "Условный рефлекс")



































Текстовая зарисовка о детстве Менделеева, приготовленная первой группой учащихся.

Примерный текст доклада к слайду:

8 февраля 1834 г. в семье Менделеевых родился семнадцатый ребенок (в то время это не было редкостью). Много детей рождалось, но много и умирало. Трое младенцев Менделеевых умерли сразу после рождения, не дожив до крещения, поэтому в церковной книге последний сын Менделеевых значится четырнадцатым ребенком. Через несколько дней после рождения мальчика крестили и нарекли Митей. К этому времени в живых у Менделеевых осталось семеро детей: пятеро дочерей и двое сыновей. Митя стал восьмым ребенком. Семья занимала несколько комнат в здании гимназии, т. к. директору полагалось бесплатная квартира. В этой квартире и родился Митя. Здание гимназии сохранилось до нашего времени, правда, оно очень обветшало, потеряло былую красоту. Сейчас в нем располагается больница. Возможно, старинное здание отреставрируют и передадут музею, т.к. оно уникально, в нем учились или работали многие знаменитые люди. Жила в нем и семья Менделеевых.

Содержать большую семью на одно жалованье было непросто. А в год рождения последнего сына Менделеевых постигло еще одно большое несчастье: отец семейства Иван Павлович Менделеев полностью ослеп. Ему пришлось оставить должность директора гимназии, а значит, и освободить квартиру. Положение Менделеевых было крайне тяжелым. На помощь приходят родственники Марии Дмитриевны. У ее брата Василия Дмитриевича Корнильева недалеко от Тобольска, в селе Верхние Аремзяны, был небольшой стекольный завод. Сам Василий Дмитриевич жил в Москве, а заводом управлял специально назначенный человек. Он так и назывался «управляющий». Однако, нужно отметить, управлял он заводом плохо, прибыли завод не приносил почти никакой. Василий Дмитриевич предлагает сестре принять управление стекольным заводом. Семья Менделеевых переезжает в Верхние Аремзяны и поселяется в просторном барском доме. Работать Марии Дмитриевне в первое время было трудно: поставщики и купцы пытались обмануть женщину, незнакомую с делопроизводством, крестьяне ей не доверяли. Не принято было, чтобы женщина руководила. Но очень скоро Мария Дмитриевна завоевывает доверие. Она разобралась в делах завода, по ее указанию в селе начинают строительство школы для крестьянских детей и церкви.

Дмитрий Иванович рано научился читать и писать. Больших усилий требовало обучение в гимназии, но в 1849 году Менделеев ее закончил. После смерти отца семья по решению матери, отправилась в Петербург. Митя пытался поступить в Медико-хирургическую академию, но неудачно. В 1950 году поступил на физико-математическое отделение Главного педагогического университета в Петербурге. А в 1855 окончил его с золотой медалью.

Текстовая зарисовка, отражающая краткий жизненный путь ученого, приготовленная второй группой учащихся.

Текст слайда:

В возрасте 13 лет Дмитрий поступил в Тобольскую гимназию.

В 1855 году закончил физико-математический факультет главного педагогического института в Петербурге. Учёный совет присудил ему титул «Старший учитель» и наградил золотой медалью.

В 1856 году Менделеев блестяще защитил диссертацию, с успехом прочёл вступительную лекцию «Строение силикатных соединений».

В 1855 году работал учителем в Симферопольской мужской гимназии.

В 1855-1856 годах работал учителем гимназии при Ришельевском лицее в Одессе.

В 1857-1890 годах Менделеев преподавал в Петербургском университете (с 1865 года - профессор), одновременно в 1863-1872 годах - профессор Петербургского технологического института.

В 1859-1861 годах находился в научной командировке в Гейдельберге.

Один из основателей Русского физико-химического общества (1868 год).

С 1876 года - член-корреспондент Петербургской академии наук,

в 1880 году выдвигался в академики, но был забаллотирован, что вызвало резкий общественный протест.

В 1890 году покинул Петербургский университет из-за конфликта с министром просвещения, который во время студенческих волнений отказался принять от Менделеева петицию студентов.

С 1892 года Дмитрий Иванович Менделеев - учёный-хранитель Депо образцовых гирь и весов, которое в 1893 году по его инициативе было преобразовано в Главную палату мер и весов (ныне ВНИИ метрологии им. Д. И. Менделеева).

В 1893 год - работал на химическом заводе имени Л. Я. Карпова (п. Бондюжский, ныне г. Менделеевск) использовав производственную базу завода для получения бездымного пороха (пироколлодия).

В 1903 году был первым председателем Государственной экзаменационной комиссии Киевского политехнического института, в создании которого учёный принимал активное участие.



Текстовая зарисовка, отражающая краткий экскурс в научную деятельность Менделеева, приготовленная третьей группой учащихся.


  • Автор первого русского учебника «Органическая химия» (1861 год).

  • Исследовал (в 1854-1856 годах) явления изоморфизма.

  • Открыл в 1860 году «температуру абсолютного кипения жидкостей», или критическую температуру.

  • Открыл в феврале 1869 года один из фундаментальных законов природы - периодический закон химических элементов.

  • Развил в 1869-1871 годах идеи периодичности, ввёл понятие о месте элемента в Периодической системе. На этой основе исправил значения атомных масс 9 элементов (бериллия, индия, урана и др.). Предсказал в 1870 году существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов - «экаалюминия» (открыт в 1875 году и назван галлием), «экабора» (открыт в 1879 году и назван скандием) и «экасилиция» (открыт в 1885 году и назван германием). Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» - полония (открыт в 1898 году), «экаиода» - астата (открыт в 1942-1943 годах), «двимарганца» - технеция (открыт в 1937 году), «экацезия» - франция (открыт в 1939 году).

  • В 1900 году Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в Периодическую систему элементов группы благородных газов.

  • Сконструировал в 1859 году пикнометр - прибор для определения плотности жидкости, высотомер, аналитические весы

  • Создал точную теорию весов, разработал конструкции коромысла и арретира, предложил точнейшие приёмы взвешивания.

  • Создал в 1865-1887 годах гидратную теорию растворов.

  • Исследуя газы, нашёл в 1874 году общее уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона - Менделеева).

  • В 1877 году Менделеев выдвинул гипотезу происхождения нефти из карбидов тяжёлых металлов, предложил принцип дробной перегонки при переработке нефти.

  • Выдвинул в 1880 году идею подземной газификации углей. Занимался вопросами химизации сельского хозяйства, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель.

  • Совместно с И. М. Чельцовым принимал в 1890-1892 годах участие в разработке бездымного пороха.

  • Является автором ряда работ по метрологии.

  • Коллекция минералов Менделеева бережно хранится и сейчас в Музее кафедры минералогии Санкт-Петербургского университета, а друза горного хрусталя с его стола является одним из лучших экспонатов в витрине кварца.


Текстовая зарисовка, отражающая личную жизнь Менделеева, приготовленная четвертой группой учащихся.


Примерный текст доклада к слайду:

Еще одна непонятная история вышла у Дмитрия Ивановича с первой его женой Феозвой, урожденной Лещевой, которая ни за что не хотела давать ему развод, а потом вдруг, совершенно неожиданно для всех и без всякой видимой причины, согласилась. Вот вкратце история этого неудачного брака. Женился Дмитрий Иванович на Феозве, тогда еще плохо зная женщин, по настоятельному совету своей старшей сестры Ольги, которая, как выяснилось позднее, больше заботилась о том как пристроить свою подругу, чем о счастье родного брата. Молодая чета поселилась в небольшом имении Боблово, неподалеку от Клина. Кстати сказать, Дмитрий Иванович очень любил природу, поэтому первое время он с удовольствием занимался сельским хозяйством. И вот, глядя, как он гуляет по саду, скачет верхом, хлопочет на опытном поле или встречает идущее вечером с пастбища стадо, супруга его возомнила, что так теперь и будет всегда, что Дмитрий Иванович наконец-то понял, в чем его подлинное счастье. От этих мыслей волна тихой радости переполняла ее. Она любила деревенскую жизнь. Ей нравились свежие продукты, из которых можно было готовить превосходные обеды и ужины; здесь она могла носить свободную, не стесняющую движений одежду. Она хотела, чтобы и муж ее, как примерный семьянин, все свободное от основной работы время проводил вместе с нею, в хозяйственных хлопотах, наслаждаясь радостями семейной жизни. Все прочее она считала ребячеством. Поэтому в самом главном, в том, что все сильнее увлекало и все глубже затягивало его, он не встречал он нее никакой поддержки. Наоборот, одни лишь помехи. То она вдруг невзначай разведет насекомых и грызунов, то вздумает отправиться на курорт, прихватив с собой самый лучший, только что изготовленный чемодан... В конце концов стало ясно, что Феозва его никогда не поймет. Он стал чаще отлучаться из дома, дольше оставаться в Петербурге. Тут-то, также в доме своей старшей сестры, но уже другой (Дмитрий Иванович у своих родителей был самым младшим из четырнадцати детей) он и встретил Анну Григорьевну, дочь казачьего полковника, приехавшую в Петербург поступать в Академию художеств. Таких, как она, он никогда прежде не встречал. Высокая, статная, неторопливая, с огромными серыми глазами и тяжелыми косами, она совершенно спокойно отнеслась к его увлечению. В отличие от ревнивой Феозвы, ей и в голову не приходило требовать, чтобы он ради нее отказался от чемоданов. Наоборот, она сразу же проявила к ним живейший интерес. Поначалу ему даже казалось, что она слишком бесцеремонно вторгается в его личную жизнь... Он долго избегал ее, прячась на другой половине дома... В конце концов слухи дошли до ее отца. Примчавшись в столицу, он убедился, что его дочь и Менделеев действительно любят друг друга. Однако Феозва, как уже было сказано, ни за что не соглашалась на развод, и тогда отец Анны потребовал, чтобы Менделеев больше не искал встреч с его дочерью. Менделеев обещал, но сдержать свое слово так и не смог: его постоянно влекло именно в те места, где почему-то, совершенно случайно, оказывалась и она. Тогда отец Анны предпринял еще один решительный шаг: он отправил свою дочь на всю зиму в Италию. А Менделееву как раз подошло время ехать в Алжир, на научный конгресс. И вот как развивались дальнейшие события. Перед самым отъездом Менделеева, а точнее сказать, перед самым тем моментом, на который планировался его отъезд, один из ближайших друзей его, Бекетов, переговорив с ним о чем-то с глазу на глаз и выйдя от него, тут же, никому ничего не объясняя и не отвечая на вопросы окружающих, сел в коляску и отправился в Боблово к Феозве. Что уж он ей там говорил, мы, конечно, никогда не узнаем. Но, по совершенно непонятным причинам, вопреки логике и здравому смыслу всех, кто знал эту женщину, она вдруг согласилась предоставить своему мужу полную свободу. Заручившись согласием на развод, Бекетов примчался назад в Петербург. Разумеется, ни в какой Алжир Менделеев после этого уже не поехал. Вместо научного конгресса он на крыльях любви полетел прямо в Рим, чтобы обрадовать свою возлюбленную, потом, прихватив ее с собой, направился-таки в Африку, но вместо Алжира они очутились почему-то в Египте, потом - в Испании... А когда уезжали из Рима, так ни с кем и не попрощались. Вот такая трудная, красивая, и мучительная была у них была любовь.







Текстовая зарисовка истории об увлечении Менделеева производством чемоданов, приготовленная пятой группой учащихся.


Примерный текст доклада:

С детства Дмитрий Иванович не отличался крепким здоровьем, а в студенческие годы во влажном петербургском климате совсем сдал. Однажды у него пошла горлом кровь и врачи сказали, что у него последняя степень чахотки. Лежа в клинике педагогического института, он услышал, как главный лекарь во время обхода, думая, что Менделеев уснул, сказал директору: «Ну этот-то уже не поднимется…»

Однако молодой человек «обманул» медиков и вышел из госпиталя на своих ногах. И практически сразу же обратился за консультацией к придворному медику Здекауэру. Прослушав юношу, Здекауэр посоветовал ему поскорее ехать в Крым (куда в те времена обычно направляли всех безнадежно больных), а заодно и показаться там Пирогову на всякий случай.

В Крыму в то время шла война. Пирогов засучив рукава оперировал с раннего утра и до позднего вечера, проделывая в день по нескольку десятков ампутаций. Менделеев каждое утро приходил к нему в госпиталь, но, увидев, чем занят великий медик, тут же удалялся, утешая себя тем, что сейчас Пирогов больше нужен раненым, чем ему.

Чтобы хоть как-то убить время и отвлечься от мрачных мыслей, он устроился на временную работу в Симферопольскую гимназию. Но ввиду непрекращающихся военных действий гимназия практически не работала. И тогда он увлекся изготовлением чемоданов. Это хобби - мастерить чемоданы - он пронес через всю жизнь.

Такое неожиданное для серьезного мужа увлечение как изготовление чемоданов было связано еще и со страстью к поездкам и путешествиям. Материалы обычно профессор закупал в Гостином дворе. Почетный член российских и иностранных университетов дарил чемоданы собственного производства друзьям и родственникам, приговаривая: «Без чемодана далеко не уедешь!»

Кстати, много лет спустя, когда Менделеевым уже была открыта Периодическая таблица и сделан ряд других блестящих открытий, произошел следующий казус. Выбирая в Гостином дворе материал для своих чемоданов, Менделеев услышал за спиной вопрос одного из покупателей:

- Кто этот почтенный господин?

- Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев.

Однако вернемся в 1857 год в Симферополь. Менделееву все же удалось улучить момент и попасть на прием к Пирогову. И каково же было его удивление, когда тот, внимательно его осмотрев, сказал: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауэра. Сберегите его да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте. Вы нас обоих переживете».

Выдержки из письма Менделеева к своим детям.

«Первое и главное в жизни - труд для других. Но так нужно устроить, чтобы и самому жить можно было. Жить надо, чтобы выполнить задачу природы… А ее высшая точка - общество людей. Один каждый - нуль. Надо это помнить…

Надо быть деятельным и бережливым, в то же время смелым и благородным. Не тот храбр, кто лезет зря, а тот, кто умеет привести в деятельное состояние и сам всегда в труде. Труд - не суета, не работа, не ломка сил, а напротив, спокойное, любовное, размеренное делание того, что надо для других и для себя…

Удовольствие пролетит - оно себе. Труд оставит след долгой радости - он другим. Учение себе - плод учения другим. Другого смысла в учении нет, иначе его бы не надо…

А если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда, попробуйте еще: сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим!» (4)


21


© 2010-2022