Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.Тема.

Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.

Цели и задачи урока:

1) Образовательные:

сформировать представление о солях;

формировать умение определять соли, их состав, названия некоторых солей;

классифицировать соли по растворимости в воде;

отличать соли от оксидов, оснований и кислот по формуле.

2) Коррекционно - развивающие:

развивать связанную речь в процессе деятельности;

развивать зрительную память;

развивать внимание и восприятие;

развивать мышление (обобщать, анализировать, классифицировать);

развивать умение работать в парах;

развивать самоконтроль.

3)Воспитательные: воспитывать толерантность (формирование уважительного, терпимого отношения друг к другу, выслушивать ответы товарищей, умение бесконфликтно работать в парах).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- работа в парах

- работа с учебником

Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал, реактивы.

План урока:

1. Организационный этап.

2. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное закрепление знаний.

5. Подведение итогов урока.

6. Информация о домашнем задании.


Ход урока


  1. Организационный этап.

Здравствуйте! Игра (как живешь, как стоишь, как сидишь, как молчишь)

Я очень рада вас всех видеть, надеюсь, что вы настроены на работу.


  1. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

учитель. Мы продолжаем изучать сложные неорганические соединения.

Давайте вспомним, с какими классами неорганических соединений мы с вами уже познакомились. (Учащиеся вспоминают, что познакомились с оксидами, основаниями и кислотами.)

Выборочный диктант

На столах вам выданы карточки. Распределите вещества на группы (работа в парах)

Собрать таблицу (на доске и на столах)

оксиды

основания

кислоты

Не знаю

Li2O

Ca(OH)2

H2SO4

СаSO4

Al2O3

KOH

HCl

NaCl

MgO

Al(OH)3

H3PO4

MgСO3

Скажите, пожалуйста, остались ли формулы веществ, которые не смогли определить к какому-либо классу неорганических соединений? (Учащиеся отвечают: да выходят три учащихся и на доске распределяют карточки.

Учитель. Фронтальный опрос.

Почему эти соединения не относятся к оксидам? (Ответ учащихся. Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух и более элементов один из которых кислород в степени окисления -2.)

Почему эти соединения не относятся к основаниям. (Ответ учащихся. Основания - это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов. В формулах данных соединений нет гидроксид-ионов)

Почему эти соединения не относятся к кислотам? (Ответ учащихся. Кислоты - это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка)

Совершенно верно. СаSO4 / NaCl / MgСO3 относятся к другому классу сложных веществ.

  1. Изучение нового материала

Учитель. Для того чтобы узнать к какому классу неорганических соединений относятся оставшиеся формулы соединений и тему урока я предлагаю отгадать мою загадку и догадаться, о каком веществе я говорю:

Древнегреческий поэт Гомер называл это вещество божественным, т.к. в 8 веке до н.э. это вещество ценилось дороже золота, из-за его месторождений часто возникали военные столкновения. Оно входило в состав самых древних лекарств, ему предписывали целебные свойства, очищающее и обеззараживающее действие. Его издавна применяли при обработке кожевенного и мехового сырья, древесины. С древности оно стало самым главным химическим реактивом за обеденным столом. По русскому обычаю его подносят гостям вместе с хлебом, тем самым желая им здоровья. (поваренная соль)

Правильно - это соль, которая называется хлоридом натрия. Это вещество входит в состав огромного класса неорганических соединений, который так и называется СОЛИ. Итак, тема урока - Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.

Давайте откроем тетради, поставим число и запишем тему нашего урока: Соли. Определение, состав, номенклатура и классификация.

Цели:

дать определение солям

ознакомиться с номенклатурой

классифицировать соли

учитель. Сейчас потребуется ваше внимание и внимательность. На доске остались формулы веществ. Постарайтесь найти, что их объединяет.

(этот вопрос может вызвать затруднения, но после некоторого обсуждения ученики замечают, что везде есть металл и кислотный остаток)

СОЛЬ

МЕТАЛЛ

КИСЛОТНЫЙ ОСТАТОК

+

=

(схему составляем вместе на доске и зарисовываем в тетрадь)

Учитель. У вас на столах есть карточки, сейчас самостоятельно попробуйте дать определение солям.

Прием «Наведи порядок» (работа в парах, выдается 7 карточек)

Соли -

это сложные

вещества,

состоящие из

ионов металлов

и кислотных

остатков.

Соли - это вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.

Давайте откроем учебник на стр. 107 проверим и прочитаем определение. (учащиеся зачитывает определение). Теперь запишите это определение в тетрадь.

Теперь разберемся, как же можно называть соли? На самом деле, все соли соответствуют какой-либо кислоте, поэтому их можно также назвать продуктами замещения атомов водорода в кислоте на ионы металлов. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 109 таблица №1. Обсуждение названия кислотных остатков. (возвращаемся к карточкам с формулами солей на доске)

Сейчас каждый из вас получит карточку, в которой с одной стороны записаны формулы, а с другой - названия солей. Пользуясь таблицей растворимость гидроксидов и солей в воде, внимательно прочитав формулы, установите соответствие названия каждой формуле и карандашом их соедините. Если у кого-то из вас возникнут вопросы, вы можете спросить у меня. На выполнение этого задания вам дается 4 минуты.

Задание для индивидуальной работы:

NaCl

карбонат кальция

K2SO4

сульфид магния

Na3PO4

нитрат магния

CаCO3

хлорид натрия

Mg(NO3)2

сульфит лития

Li2SO3

сульфат калия

MgS

фосфат натрия

После выполнения работы, ученики сверяют свои ответы с правильным, записанными на доске, а учитель разъясняет правильность произношения формулы

MgS-магний эс

Na3PO4 - натрий три пэ о четыре

Mg(NO3)2 - магний эн о три дважды.

Вывод: название соли зависит от названия металла входящего в состав соли и кислотного остатка.

А как можно классифицировать соли?

В этом нам поможет практическая работа.

Практическая часть.

Демонстрация растворения солей с разной растворимостью в воде.

(учащиеся делают вывод, что существуют растворимые, малорастворимые и нерастворимые соли)

А теперь определите СаSO4 / NaCl / MgСO3 к какой группе относятся

Работа с таблицей растворимости. Как работать - вы знаете.

Соли

(по растворимости в воде)

Растворимые (Р)

малорастворимые (М)

нерастворимые (Н)

NaCl, K2SO4, Na3PO4

(MgSО3,CаSO4, PbCl2)

(CаCO3, AlPO4, BaSO4)

Мы не будем записывать эту схему. Каждый из вас получит листочки с этой схемой, которую вы вклеите дома в тетрадь. Запишем эту схему в тетрадь. Учитель на доске.

Физминутка классы веществ. (учащиеся поднимают руки вверх (если правильно). Учитель показывает карточки, на которых написаны формулы веществ. Например. КОН - это кислоты. Учащиеся не поднимают руки вверх. СаО - оксиды. Учащиеся поднимают руки вверх.


  1. Первичное закрепление материала.

Учитель. А теперь давайте выясним, как же составить формулу солей. Учитель предлагает обратиться к алгоритму, ученики читают правила составления формул солей

На каждой парте лежит Алгоритм составления формулы соли.

Алгоритм составления формулы соли.

1.На первом месте записываем название металла

2. на втором месте название соответствующего кислотного остатка

3. Обозначаем заряды ионов из которых состоит соль (т.е. ион металла и ион кислотного остатка, который будет иметь отрицательный знак и равен числу атомов водорода в соответствующей кислоте)

4. Находим наименьшее общее кратное для этих зарядов Делим НОК на заряды ионов и получаем соответствующие индексы)

Давайте попробуем выполнить задание, используя алгоритм.

Работа в тетради и:

Составление формул кислот по названию. Сульфат натрия, нитрат бария. (учитель на доске)

2

2+ 1-

Ва(NO3)2

2

1+ 2-

K2SO4



Далее группы составляют формулы солей по следующим карточкам:


металл

Заряд ионов

Серная кислота

Хлороводородная кислота

Азотная

кислота

Кислотный остаток


Са


К


Аl


Проверяют свою работу по листу самопроверки:

Лист самопроверки


металл

Заряд ионов

Серная кислота

Хлороводородная кислота

Азотная кислота

Кислотный остаток

SO42-

Cl-

NO3-

Са

Са2+

СаSO4

СаCl2

Са(NO3)2

К

К+

K2SO4

КCl

КNO3

Аl

Аl3+

Al2(SO4)3

AlCl3

Al(NO3)3

Индивидуальная работа в тетради и у доски:

Составление формул кислот по названию.

Сульфат бария, нитрат натрия, фосфат калия, сульфит магния, сульфид меди


  1. Подведение итогов и рефлексия

Я могу составить формулы солей. (да/нет/не знаю)

Я могу дать название солям. (да/нет/не знаю)

В завершении оцените свои знания по новой теме, поставив на полях оценку и смайлик, который будет соответствовать вашему настроению.

Итог урока.

6.Домашнее задание и инструкция по его выполнению

На доске обязательно для всех§21, выучить названия солей, стр. 113 упр. 3. Дополнительно для желающих: подобрать доп.материал и подготовить сообщение об одном из представителей солей (хлориде натрия, карбонате кальция, фосфате кальция)

© 2010-2022