Урок «Закон сохранения массы веществ»

Цели урока:   Обучающие - экспериментально доказать закон сохранения массы веществ. На основе этого закона сформировать понятие о материальном балансе химической реакции. Сформировать понятие об уравнении химической реакции как об условной записи, отображающей превращения веществ. Научить расставлять коэффициенты в схемах химических реакций. Развивающие - развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; развивать способность к логическому мышлению. Воспитательные - продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать коммуникативную компетентность, а также наблюдательность, внимание, инициативу. Оборудование: сосуд лантольда, весы, разновесы, растворы хлорида меди и гидроксида калия, нитрата бария и серной кислоты, компьютер, проектор, презентация к уроку, дидактический материал.
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Закон сохранения массы веществ.



Цели урока:

Обучающие - экспериментально доказать закон сохранения массы веществ. На основе этого закона сформировать понятие о материальном балансе химической реакции. Сформировать понятие об уравнении химической реакции как об условной записи, отображающей превращения веществ. Научить расставлять коэффициенты в схемах химических реакций.

Развивающие - развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; развивать способность к логическому мышлению.

Воспитательные - продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать коммуникативную компетентность, а также наблюдательность, внимание, инициативу.

Оборудование: сосуд лантольда, весы, разновесы, растворы хлорида меди и гидроксида калия, нитрата бария и серной кислоты, компьютер, проектор, презентация к уроку, дидактический материал.

Ход урока: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с законом сохранения массы веществ, подтвердим его экспериментально и, используя следствия из него, научимся расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций.

  1. Активизация прошлых знаний.

- Чем отличается химическое явление от физического?

- По каким признакам мы судим о протекании химической реакции?

- Каковы условия для протекания химических реакций?

- Как называются реакции, протекающие с выделением теплоты?

- Что значит - реакция эндотермическая?

Выполняем задание 1. Какое явление изображено на картинке и почему?

II. Изучение нового материала.

Все явления, происходящие вокруг нас, все объекты живой и неживой природы существуют по законам, которые вам предстоит узнать и постичь. Мир и природа едины, поэтому существуют законы, общие для всех наук, одним из таких законов - является закон сохранения массы веществ.

В 1673г Роберт Бойль проделал множество опытов по прокаливанию металлов в запаянных ретортах и всякий раз масса окалины оказывалась больше массы прокаливаемого металла. (Слайд 8) Ломоносову удалось проверить опытным путём теоретически открытый закон сохранения массы вещества при химических реакциях. Подобно Бойлю русский учёный делал опыт в запаянных ретортах. Но, в отличие от Бойля, Ломоносов взвешивал сосуды как до, так и после прокаливания не вскрывая.

В 1756г М.В.Ломоносов, а позже А.Лавуазье независимо друг от друга сформулировали закон сохранения массы вещества:

Масса веществ, вступивших вы химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате неё.

- Как можно убедится в точности закона?

Убедимся в этом на опыте. Смотрим фильм. Демонстрирует опыты учитель.

- К какому выводу вы пришли?

Решите задачу. 2 При взаимодействии 5 г серы с 9,3 г кислорода образуется оксид серы(IV). Определите массу образовавшего оксида серы (IV).

Следствие из закона сохранения массы веществ:

- Это значит: сколько атомов каждого элемента было в исходных веществах, столько же их должно оказаться в продуктах реакции.

- Атомы в химических реакциях никуда не исчезают и не появляются ниоткуда, происходит только их перегруппировка.

Выполните задание. 3 В схемах реакций заполните пропущенные места.

Са +О2  _?_О HCl + Zn  ZnCl2 + _?__ __?_ + S  FeS

А как записать химическую реакцию?

Для этого используют условную запись - химическое уравнение.

Химическое уравнение - это условная запись химической реакции с помощью химических формул и коэффициентов.

Слева в уравнении реакции пишутся формулы исходных веществ, или реагентов, а справа - формулы продуктов реакции (образовавшихся веществ)

Чтобы схема химической реакции превратилась в уравнение, нужно расставить коэффициенты таким образом, чтобы слева и справа число атомов каждого элемента совпадало. Коэффициент - это множитель, который пишется большой цифрой и ставится перед формулой вещества.

Существует несколько приёмов расстановки коэффициентов. Наша с вами задача - научиться расставлять коэффициенты.

Задание 4. Расставить коэффициенты в схемах химических реакций.

P P4 S8  S4 O2  O3

Задание 5. Преобразовать схемы в уравнения реакций.

III Закрепление материала проходит в ходе изучения темы.

Домашнее задание: параграф 10. Задание заключается в преобразовании схем в уравнения реакций.

Сегодня на уроке хорошо поработали и получают оценки:

Всем спасибо за внимание!



© 2010-2022