Развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС

      Т.В.Щеголева директор МБОУ «Инсарская средней общеобразовательной школы № 2»   Развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС.     Школьное образование предполагает выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося, развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации. Действительно, в современных условиях главная задача школы – воспитать человека, готового к самообразованию. Говоря более простым языком, школа должна научить ребен...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.В.Щеголева директор

МБОУ «Инсарская средней общеобразовательной школы № 2»


Развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС.

Школьное образование предполагает выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося, развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации. Действительно, в современных условиях главная задача школы - воспитать человека, готового к самообразованию. Говоря более простым языком, школа должна научить ребенка учиться.

Эта мысль нашла отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, где говорится о формировании универсальных учебных действий. Приобрести познавательные универсальные учебные действия для обучающихся - значит фактически «научить учиться!».

Однако на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой школы стало отсутствие у учащихся подросткового возраста желания учиться.

Психологи отмечают, что значительное снижение познавательных потребностей у подростков наблюдается, начиная со средних классов школы (5-6 класс). Данный процесс протекает медленно и потому становится мало заметным для педагогов и родителей, но к восьмому классу нежелание учиться у подростков достигает своего пика, из-за чего они начинают нарушать дисциплину, пропускать уроки, не выполняют домашние задания. Это приводит к низким результатам по завершению основного общего образования и слабой конкурентноспособности в будущей профессии.

  1. Для выявления уровня познавательных потребностей подростков в МБОУ «Инсарская СОШ №2» Республики Мордовия было проведено диагностическое обследование учащихся 1- 4 классов, 5-6 классов и 7-9 классов, 10-11 классов. Исследование осуществлялось психологом школы, было опрошено 385 учащихся (89% обучающихся). Диагностика выявила: не все учащиеся умеют четко определять цель; отсутствуют навыки работы с информацией; есть сложности в составлении плана; не сформировано позитивное отношение к деятельности, нет прочных, глубоких знаний, не сформированы стойкие познавательные интересы, не могут самостоятельно решать возникающие проблемы.

  2. Результаты показали, что высокий уровень познавательной активности выявлен в начальной школе, уменьшается в 5-6 классах, резкое снижение этого показателя происходит в 7-8 классах.

В этой связи перед педагогами стоит задача не допустить снижение познавательных потребностей обучающихся основного общего образования. Как продолжить формирование познавательных потребностей на основном уровне обучения?

Возникает необходимость совершенствования путей, способов и методов организации учебной и внеурочной деятельности в основной школе. Именно это лежит в направлениях модернизации современного образования и стандартов нового поколения.

В настоящее время в Инсарской СОШ №2 сформирована образовательная среда по развитию познавательных потребностей обучающихся начальной школы. С 2010 учебного года ведется обучения по ФГОС в пилотном режиме.

Апробировано взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования. Дети активно посещают кружки Дома детского творчества, секции Детской юношеской спортивной школы, школу искусств.

Обучение в начальной школе завершается. Осуществляется мониторинг результатов УУД.

Как показывают результаты диагностики в основной школе недостаточно сформированы условия развития познавательных потребностей обучающихся. На данном этапе Инсарская СОШ №2 взаимодействует только с тремя социальными партнерами, что не совсем отвечает потребностям в развитии подростков. Взаимодействие осуществляется по отдельным мероприятиям и не является системным. С 1 сентября 2014 года в планируется введение ФГОС основного общего образования в данном образовательном учреждении. Необходимо выполнить требования вхождения в новый этап реализации ФГОС. Тема по формированию образовательной среды для развития познавательных потребностей обучающихся основного общего образования для нас более чем актуальна.

Мы полагаем, что открытая образовательная среда не может быть сформирована только в рамках школы, для получения качественных результатов необходимо тесное взаимодействие с внешней образовательной средой.

Тема проекта «Обеспечение организационно-педагогических условий развития познавательных потребностей обучающихся основного общего образования в условиях введения ФГОС».

Возникает необходимость в создании НОВОЙ образовательной среды, что и определяет цель проекта: развитие познавательных потребностей обучающихся второй ступени через формирование открытой развивающей образовательной среды.

Выдвигаются следующие задачи:

1. Разработать и внедрить Программу формирования открытой развивающей образовательной среды школы для развития познавательных потребностей обучающихся.

2. Организовать психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с использованием критериев УУД согласно ФГОС.

3. Развить сетевое взаимодействие образовательной организации и социальных партнеров в рамках учебной и внеурочной деятельности по направлениям: самостоятельная работа, работа с компьютером, проектирование и моделирование, чтение, работа с информацией, исследовательская деятельность.

Программа по формированию познавательных потребностей нам необходима как локальный нормативный документ, содержащий основные направления деятельности по формированию и развитию познавательных потребностей обучающихся основной школы. Структурными элементами Программы являются: учебная деятельность, внеурочная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение и взаимодействие с социальными партнерами.

Предусмотрено повышение эффективности работы с родителями. Обозначены применяемые формы и те, которые мы запланировали в рамках проекта. Планируем проводить психологические мониторинги и тренинги с родителями, родительские собрания с привлечением социальных партнеров и др.

Программа проекта представлена в форме сетевого взаимодействия образовательного учреждения через работу площадок с социальными партнерами. Выделены формы взаимодействия.

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня выступает в качестве инновационной технологии, позволяющей образовательным учреждениям динамично развиваться и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Организация сетевого взаимодействия отвечает этой тенденции и способствует реализации основного принципа современного образования - открытости образовательного пространства школы.

Для создания внешнего сетевого взаимодействия запланировано привлечение социальных партнеров. Предполагается привлечение новых партнеров: районный дом культуры, краеведческий музей и т.д. Взаимодействие становится эффективным способом деятельности для совместного использования ресурсов всех членов образовательной сети и основано на равенстве всех учреждений-участников, на многообразии горизонтальных связей между ними.

Равноправный характер связей обеспечивает возможность обмена ресурсами, информацией, а также перемещение учащихся. Такие условия становятся взаимовыгодными как для нас. Мы сможем организовать эффективную работу по направлениям развития познавательных потребностей обучающихся, так и социальным партнерам. Партнеры решат проблемы посещаемости мероприятий, наполняемости групп, что приведет к повышению качества и количества проводимых мероприятий.

Предполагаются следующие направления работы с партнёрами: объявление фестивалей и конкурсов, целевая подготовка специалистов, организация практики, профориентационная работа, проведение акций, мероприятий, экскурсий организация учебных и внеклассных мероприятий объединение ресурсов.

Для управления процессами развития познавательных потребностей разработана организационно-управленческая схема сетевого взаимодействия, тем самым обеспечивается вхождение в «открытое образовательное пространство».

Центром сетевого взаимодействия должна выступить ОО. Организационно-управленческая схема сетевого взаимодействия выстраивается относительно школы, интегрированной в сеть.

Реализацией проекта занимается Координационный Совет, включающий представителя учредителя, директора школы, заместителей директора, педагогов, психолога, представителей социальных партнеров. Организацию работы сетевых площадок планируется осуществлять кураторами - опытными педагогами, ответственными за качественную работу площадок. Педагоги становятся авторами и непосредственными участниками образовательного проекта.

Группа психологического сопровождения (психолог, классный руководитель, воспитатель) обеспечивает проведение диагностического обследования учащихся, их родителей, педагогов с целью выявления степени результативности проекта. Планируется стартовая диагностика, промежуточная - в начале второго полугодия и тестирование по завершению проекта. На основании полученных результатов будет создан банк данных и методическая копилка.

Другие субъекты, заинтересованые в сетевом взаимодействии, составят уровень участников и могут включаться в проект по мере своей активности.

Планируется создать площадки: «Компьютерный мир», «Юный исследователь», «ЛИК», «Я САМ» и организовать их работу с целью повышения познавательных потребностей обучающихся основного общего образования.

Формы работы с детьми на площадках:

- «Юный исследователь» - Краеведческий кружок «Истоки», Поисковый отряд - «Память», НОУ «Первые шаги в науку», Клуб-музей «История края», Экологическое объединение «ЭКО»;

- «Я САМ» - Фотостудия «Окно в мир», Мастерская «Умелые ручки», Кружок «Природа и фантазия», Творческая лаборатория, Школа мастеров;

- «ЛИК» - Театральная студия «Акцент», Литературная гостиная «Зелёная лампа», Интерактивный гид, Танцевальная студия «Ровесники»;

- «Компьютерный мир» - Программы на уровнях пользователя, оператора, программиста, дизайнера, Компьютерная графика, Делопроизводство.

Разработан план-график мероприятий по осуществлению проекта. Подготовительный этап планируется провести в течение летнего периода и начала нового учебного года. Основной этап деятельности будет осуществляться в течение одного года. Работа с обучающимися по развитию познавательных потребностей будет осуществлена на четырех сетевых площадках. В завершении - проведение мониторинга и анализ эффективности комплекса мероприятий, обобщение опыта на муниципальном уровне. Апробация данного проекта будет завершена летом 2015 года. Продолжительность проекта составит 1 год и 3 месяца.

Основные затраты бюджета будут направлены на материально-технические и кадровые ресурсы: приобретение наглядности, спортивного инвентаря, оборудования для конструирования и моделирования, компьютерной техники и др. Усиление проекта обеспечивается дополнительным привлечением кадров из внешней образовательной среды с соответствующей оплатой результатов труда.

Разработан план по минимизации рисков: дополнительное привлечение социальных партнёров, расширение форм взаимодействия с имеющимися партнёрами и изменение форм работы с предполагаемыми партнёрами, PR-кампания, психолого-педагогическое сопровождение, общественное признание достижений обучающихся.

Таким образом, предлагаемый инновационный образовательный проект позволяет:

  • Осуществить выход из рамок школьной сферы в открытую образовательную среду;

  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и участников проекта

  • и, как, результат - развить познавательные потребности обучающихся основной школы.

Осуществление проекта предполагает распространение опыта в других общеобразовательные учреждения района, на территории региона.


© 2010-2022