Урок по химии для 1 курса Сложные эфиры

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Мордовия

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Саранский строительный техникум»




СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ

Методическая разработка занятия

Дисциплина: Химия

Раздел: Кислородсодержащие органические соединения

Специальность: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Курс: 1




Саранск 2015


Обсуждена и одобрена методической

(цикловой) комиссией дисциплин профильного общеобразовательного математического и общего естественнонаучного цикла

протокол №

от «___» ________________2015г.

Председатель М(Ц)К

__________________ Н.В. Таратынова

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по НМР

_________________/Грачунова И.Г.



Автор: Агеева О.В., преподаватель химии ССТ

Рецензент:













Аннотация

Методическая разработка урока по теме: "Сложные эфиры" предназначена для студентов средних специальных учебных заведений и обучающихся старших классов образовательных учреждений.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний о сложных эфирах: их общей формуле, номенклатуре, нахождении в природе, получении, физических и химических свойствах и применении. На уроке применяются различные методы обучения: информационный, частично - поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный, которые способствуют усвоению студентами нового материала. Методы обучения обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес студентов, сотрудничество с преподавателем.

На всех этапах урока используется ИКТ. Наглядным сопровождением является презентация. Студенты по ходу урока заполняют рабочий лист, включающий задания, опорные схемы по новому материалу и место для ответа на проблемный вопрос. За каждое выполненное задание студенты проставляют себе баллы и в конечном итоге - оценку. (Приложение 1)

Начальным этапом является проверка пройденного материала, включающая работу с интерактивной доской. Задания приводят к формулировке темы. Затем идет этап ее актуализации, постановка проблемы и целей урока. В конце урока осуществляется подведение итогов: анализ ответов, выступлений докладчиков; выставление и комментирование оценок.

В процессе урока используются различные формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальные, индивидуальные.

Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям учебной программы, стандарту образования.


Тема урока: Сложные эфиры.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: информационный, частично - поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Форма организации работы: индивидуальная, фронтальная.

Цели урока:

  1. Образовательные

- систематизация и обобщение знаний о сложных эфирах: их общей формуле, номенклатуре, нахождении в природе, получении, физических и химических свойствах и применении.

2. Развивающие

- способствовать развитию у обучающихся интеллектуальных умений и навыков: со­ставлять формулы сложных эфиров и называть их, составлять уравнения реакций этерификации и гидролиза, выделять главные понятия темы;

- расширять научную лексику путем введения в активный словарь новых терминов;

- формирование умений аргументировать свою точку зрения;

- способствовать развитию познавательных способностей: внимания, восприятия, наблюдательности, мышления, воображения;

3. Воспитательные

- способствовать воспитанию самостоятельности, коммуникативных навы­ков, интереса к предмету, творческого подхода к выполнению заданий;

4. Методические

- обмен опытом работы по совершенствованию учебно - воспитательного процесса.

Формируемые компетенции:

Социокультурные:

- умение межличностного взаимодействия;

- культуры речи и речевого общения;

- способность к соединению личных интересов с общественными.

Личностные:

- стремление студентов проявлять инициативу;

- творческий подход;

- обладание чувством товарищества и взаимопомощи;

- умение представлять себя;

- понимание необходимости самосовершенствования и самообразования.

Средства обучения:

  1. Учебник О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумовой для профессий и специальностей технического профиля, М., 2010;

  2. Персональный компьютер и диапроектор;

  3. Интерактивная доска;

  4. Презентация: «Сложные эфиры»;

  5. Рабочий лист по теме «Сложные эфиры»;

  6. Роза, апельсин, яблоко, эфирные масла, гель для душа с ароматом персика и нектарина, мармелад со вкусом фруктов.


ХОД урока:

I. Организационный момент: проверка готовности студентов к уроку (приветствие, отсутствующие; наличие тетрадей и ручек). Ознакомление студентов с рабочим листом и правилами его заполнения и оценивания.

II. Проверка Д/З и повторение пройденного материала:

Преподаватель: начнем с проверки домашнего задания.

Фронтальный опрос группы:

Преподаватель: Вы уже знаете, что кроме углеводородов существуют органические вещества содержащие кислород или кислородсодержащие органические соединения.

Вопрос: С какими из них Вы знакомы? Назовите класс, функциональную группу, дайте определение и приведите примеры.

Работа у интерактивной доски:

  1. Выполним задание №1 в рабочем листе: Распределите данные вещества по классам и прочитайте полученное слово. Проверяется на интерактивной доске.

  2. Осуществите цепочку превращений, назовите вещества и определите тип реакции: С2Н5ОН→СН3СОН→СН3СООН→СН3СООС2Н5

При проверке цепочки обращается внимание на последнее вещество, которое относится к классу сложных эфиров.

Преподаватель: Действительно, в последней реакции получается сложный эфир. Именно этот класс соединений мы и будем изучать сегодня.

III. Сообщение темы урока: «Сложные эфиры». (Тема записывается в рабочий лист).

IV. Актуализация темы.

Преподаватель: За окном весна - прекрасная пора! Природа обновляется. Совсем скоро зацветут сады - яблоневые, вишневые… А как прекрасен запах цветущих сирени и черемухи! А потом можно будет ощутить не менее ароматные запахи и вкус клубники и земляники. Посмотрите на мой стол: здесь роза, апельсин, яблоко, эфирные масла, гель для душа с ароматом персика и нектарина, мармелад со вкусом цитрусовых. Возникают вопросы: Что объединяет эти вещи?

Ответ: Эти вещи объединяют неповторимые запахи и вкусы.

Преподаватель: Совершенно верно. А причем тут тема «Сложные эфиры»? Постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.

V. Постановка проблемы и целей урока:

Итак, проблемный вопрос урока «Почему пахнут цветы, а фрукты и ягоды имеют неповторимый аромат и вкус?»

(Обращается внимание студентов на то, что в конце рабочего листа есть место для ответа на данный проблемный вопрос).

Постановка целей урока совместно со студентами:

Вопрос: Как Вы думаете, что Вы должны изучить на этом уроке?

Ответ: 1. Дать определение сложным эфирам;

2. Рассмотреть нахождение сложных эфиров в природе;

3. Изучить номенклатуру;

4. Способы получения;

5. Физические свойства;

6. Химические свойства.

7. Области применения.

VI. Изложение нового материала

7 слайд: Определение, обозначение слова «сложный эфир»,

Общая формула.

8,9 слайды: Номенклатура.

10 слайд: Нахождение в природе

Студенты сами называют предложенные эфиры:

11 слайд: Груша СН3СООС5Н11 пентилацетат

12 слайд: Хризантема НСООС2Н5С6Н5 фенилэтилформиат

13 слайд: Малина НСООСН(СН3)3 изобутилформиат

14 слайд: Ананас С3Н7СООС2Н5 этилбутират.

Выполнение задания № 2 (заполнить таблицу).

15,16 слайды: Проверка задания № 2

Аромат

Название

Формула

Аромат

Название

Формула

вишневый

пентилформиат

НСООС5Н11

цветочный

бензиловый эфир

бензойной

кислоты

С6Н5СООС6Н5


яблочный

метилбутират

С3Н7СООСН3

жасминовый

бензиловый эфир

уксусной

кислоты

СН3СООС6Н5

Получение:

  1. 17 слайд: Реакция этерификации в общем виде;

  2. 18 слайд: Опыт (видеоролик);

Выполнение задания № 3.

Проверка задания № 3: устно проговорить ответы на четыре вопроса.

  1. 19 слайд: Реакция получения этилацетата.

Выполнение задания № 4.

Устно проверить задание.

20 слайд: Физические свойства (ответы на задание № 4).

21 слайд: Химические свойства - реакция гидролиза;

Выполнение задания № 5.

Проверка задания № 5

22 - 28 слайды: Применение сложных эфиров (Доклад Шляпкиной Алены).

В конце изложения нового материала, делается акцент на том, что важнейшими представителями сложных эфиров являются жиры, которые будут изучаться на следующем уроке.

VII. Выводы по поставленной проблеме: Какие цели были поставлены? Выполнены они или нет? Исходя из объяснения нового материала и док­ладов, студенты должны сделать вывод и ответить на вопрос:

29 слайд: В рабочем листе ответить на проблемный вопрос: «Почему пахнут цветы, а фрукты и ягоды имеют неповторимый аромат и вкус?»

Проверить ответы устно.

В заключении преподаватель зачитывает стихотворение о сложных эфирах:

Управляют целым миром.
В барбариске и ириске,
В мармеладке, в шоколадке,
В лепестках сирени майской -
Всюду их незримый след.
Ароматами жасмина,
"Пепси-колы", апельсина,
Несравненной розы алой
Они пленяют белый свет.
Чашка кофе по утрам

И от насморка бальзам,
Сливки с капельками жира -
Это сложные эфиры.
Если спирт и кислота,
Участвуют в реакции -
Получаются эфиры
Этерификацией.

VIII. Подведение итогов: анализ ответов, выступлений докладчиков; выставление и комментирование оценок.

IX. Домашнее задание:

30 слайд: Учебник «Химия для профессий и специальностей технического профиля» О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова § 10.5, №3 стр. 206. Подготовить доклады на темы: «Жиры в природе», «Жиры и пища», «Мыла».

X. Заключительное слово преподавателя.

Наш урок подходит к концу. Человечество не стоит на месте. И что будет через 50, 100 лет, мы можем только предполагать. Наше время для потомков будет уже историей, будут открыты новые вещества, созданы новые ароматизаторы, красители, искусственная пища, лекарства. Я хочу произнести слова Виссариона Григорьевича Белинского, которые мне очень нравятся: «Нет предела развитию человечества и никогда человечество не скажет себе «Стой, довольно, дальше идти некуда!»

Желаю вам хорошо учиться, трудиться, чтобы крепло могущество нашей Родины - великой России!

Используемая литература:

  1. Учебник «Химия для профессий и специальностей технического профиля» О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Издательский центр «Академия». Москва, 2011

2. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев; 2010.

3. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономаре; 2007 - 314 с.

4. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2010. - 222 с.

5.Интернет-ресурсы: Единая коллекция образовательных ресурсов kinder.ru/podrob.asp?id=5338

Приложение 1

РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ХИМИИ

студента группы __________Ф.И.____________________________

Задание №1Распределите данные вещества по классам и прочитайте полученное слово

Формулы веществ

Альдегиды

Кетоны

Спирты

Фенолы

Простые

эфиры

Карбоновые

кислоты

СН3ОН

Р

З

К

Т

И

Р

НСООН

М

Е

Н

С

Г

И

С6Н5ОН

Ч

К

Й

С

Л

О

С2Н5 - О - С2Н5

Я

М

Ц

Й

Л

Ц

С4Н9СООН

Ф

Я

С

Л

Т

О

СН3СОН

Р

Ь

Б

Ю

Е

З

С3Н7ОН

Ъ

Э

О

Ж

Д

Х

СН3СООН

З

Р

Г

Ш

В

Д

Баллы(8)_____________

ТЕМА:______________________________________________________________

Сложные эфиры - это ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________



ОБЩАЯ ФОРМУЛА


Нахождение в природе: сложные эфиры содержаться ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Номенклатура:

Задание №2Заполните таблицу

Аромат

Название

Формула

Аромат

Название

Формула

Урок по химии для 1 курса Сложные эфиры

пентилформиат

Урок по химии для 1 курса Сложные эфиры

бензиловый эфир

бензойной

кислоты


Урок по химии для 1 курса Сложные эфиры

метилбутират

Урок по химии для 1 курса Сложные эфиры

бензиловый эфир

уксусной

кислоты


Баллы(4)_____________



ПУрок по химии для 1 курса Сложные эфирыолучение (на примере синтеза этилового эфира уксусной кислоты):

Задание №3Ответьте на вопросы: 1) по каким признакам можно судить, что образовался сложный эфир? _____________________

_______________________________________________________

2) Составьте уравнение реакции _____________________________________

3) Как называется эта реакция________________________________________

4)Что нужно сделать, чтобы сместить химическое равновесие в сторону образования сложного эфира?__________________________________________

Баллы(4)_____________

Физические свойства:

Задание №4Сложные эфиры простейших одноосновных карбоновых кислот и спиртов…(выберите нужные характеристики):

  • Твердые вещества

  • Жидкости легче воды

  • Жидкости тяжелее воды

  • Газообразные вещества

  • Летучие


  • Нелетучие

  • Обладают приятным запахом

  • Имеют неприятный запах

  • Хорошо растворимы в воде

  • В воде практически нерастворимы

Баллы(4)_____________

ХУрок по химии для 1 курса Сложные эфирыимические свойства:

Характерным химическим свойством сл. эфиров является ___________________________________________________________

Задание №5Составьте уравнение гидролиза этилацетата

___________________________________________________________________________________

Баллы(1)_____________

Применение сложных эфиров:

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

Исходя из полученных на этом занятии знаний, сделайте вывод и ответьте на вопрос: Почему пахнут цветы, фрукты и ягоды?

_____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________


Общее количество баллов_______________ Оценка ________________________


© 2010-2022