- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии для 1 курса Сложные эфиры
Урок по химии для 1 курса Сложные эфиры
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Агеева О.В. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Мордовия
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Саранский строительный техникум»
СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ
Методическая разработка занятия
Дисциплина: Химия
Раздел: Кислородсодержащие органические соединения
Специальность: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Курс: 1
Саранск 2015
Обсуждена и одобрена методической
(цикловой) комиссией дисциплин профильного общеобразовательного математического и общего естественнонаучного цикла
протокол №
от «___» ________________2015г.
Председатель М(Ц)К
__________________ Н.В. Таратынова
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по НМР
_________________/Грачунова И.Г.
Автор: Агеева О.В., преподаватель химии ССТ
Рецензент:
Аннотация
Методическая разработка урока по теме: "Сложные эфиры" предназначена для студентов средних специальных учебных заведений и обучающихся старших классов образовательных учреждений.
Цель урока: систематизация и обобщение знаний о сложных эфирах: их общей формуле, номенклатуре, нахождении в природе, получении, физических и химических свойствах и применении. На уроке применяются различные методы обучения: информационный, частично - поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный, которые способствуют усвоению студентами нового материала. Методы обучения обеспечивают познавательную самостоятельность и интерес студентов, сотрудничество с преподавателем.
На всех этапах урока используется ИКТ. Наглядным сопровождением является презентация. Студенты по ходу урока заполняют рабочий лист, включающий задания, опорные схемы по новому материалу и место для ответа на проблемный вопрос. За каждое выполненное задание студенты проставляют себе баллы и в конечном итоге - оценку. (Приложение 1)
Начальным этапом является проверка пройденного материала, включающая работу с интерактивной доской. Задания приводят к формулировке темы. Затем идет этап ее актуализации, постановка проблемы и целей урока. В конце урока осуществляется подведение итогов: анализ ответов, выступлений докладчиков; выставление и комментирование оценок.
В процессе урока используются различные формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальные, индивидуальные.
Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям учебной программы, стандарту образования.
Тема урока: Сложные эфиры.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: информационный, частично - поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Форма организации работы: индивидуальная, фронтальная.
Цели урока:
-
Образовательные
- систематизация и обобщение знаний о сложных эфирах: их общей формуле, номенклатуре, нахождении в природе, получении, физических и химических свойствах и применении.
2. Развивающие
- способствовать развитию у обучающихся интеллектуальных умений и навыков: составлять формулы сложных эфиров и называть их, составлять уравнения реакций этерификации и гидролиза, выделять главные понятия темы;
- расширять научную лексику путем введения в активный словарь новых терминов;
- формирование умений аргументировать свою точку зрения;
- способствовать развитию познавательных способностей: внимания, восприятия, наблюдательности, мышления, воображения;
3. Воспитательные
- способствовать воспитанию самостоятельности, коммуникативных навыков, интереса к предмету, творческого подхода к выполнению заданий;
4. Методические
- обмен опытом работы по совершенствованию учебно - воспитательного процесса.
Формируемые компетенции:
Социокультурные:
- умение межличностного взаимодействия;
- культуры речи и речевого общения;
- способность к соединению личных интересов с общественными.
Личностные:
- стремление студентов проявлять инициативу;
- творческий подход;
- обладание чувством товарищества и взаимопомощи;
- умение представлять себя;
- понимание необходимости самосовершенствования и самообразования.
Средства обучения:
-
Учебник О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумовой для профессий и специальностей технического профиля, М., 2010;
-
Персональный компьютер и диапроектор;
-
Интерактивная доска;
-
Презентация: «Сложные эфиры»;
-
Рабочий лист по теме «Сложные эфиры»;
-
Роза, апельсин, яблоко, эфирные масла, гель для душа с ароматом персика и нектарина, мармелад со вкусом фруктов.
ХОД урока:
I. Организационный момент: проверка готовности студентов к уроку (приветствие, отсутствующие; наличие тетрадей и ручек). Ознакомление студентов с рабочим листом и правилами его заполнения и оценивания.
II. Проверка Д/З и повторение пройденного материала:
Преподаватель: начнем с проверки домашнего задания.
Фронтальный опрос группы:
Преподаватель: Вы уже знаете, что кроме углеводородов существуют органические вещества содержащие кислород или кислородсодержащие органические соединения.
Вопрос: С какими из них Вы знакомы? Назовите класс, функциональную группу, дайте определение и приведите примеры.
Работа у интерактивной доски:
-
Выполним задание №1 в рабочем листе: Распределите данные вещества по классам и прочитайте полученное слово. Проверяется на интерактивной доске.
-
Осуществите цепочку превращений, назовите вещества и определите тип реакции: С2Н5ОН→СН3СОН→СН3СООН→СН3СООС2Н5
При проверке цепочки обращается внимание на последнее вещество, которое относится к классу сложных эфиров.
Преподаватель: Действительно, в последней реакции получается сложный эфир. Именно этот класс соединений мы и будем изучать сегодня.
III. Сообщение темы урока: «Сложные эфиры». (Тема записывается в рабочий лист).
IV. Актуализация темы.
Преподаватель: За окном весна - прекрасная пора! Природа обновляется. Совсем скоро зацветут сады - яблоневые, вишневые… А как прекрасен запах цветущих сирени и черемухи! А потом можно будет ощутить не менее ароматные запахи и вкус клубники и земляники. Посмотрите на мой стол: здесь роза, апельсин, яблоко, эфирные масла, гель для душа с ароматом персика и нектарина, мармелад со вкусом цитрусовых. Возникают вопросы: Что объединяет эти вещи?
Ответ: Эти вещи объединяют неповторимые запахи и вкусы.
Преподаватель: Совершенно верно. А причем тут тема «Сложные эфиры»? Постараемся ответить на этот вопрос в течение урока.
V. Постановка проблемы и целей урока:
Итак, проблемный вопрос урока «Почему пахнут цветы, а фрукты и ягоды имеют неповторимый аромат и вкус?»
(Обращается внимание студентов на то, что в конце рабочего листа есть место для ответа на данный проблемный вопрос).
Постановка целей урока совместно со студентами:
Вопрос: Как Вы думаете, что Вы должны изучить на этом уроке?
Ответ: 1. Дать определение сложным эфирам;
2. Рассмотреть нахождение сложных эфиров в природе;
3. Изучить номенклатуру;
4. Способы получения;
5. Физические свойства;
6. Химические свойства.
7. Области применения.
VI. Изложение нового материала
7 слайд: Определение, обозначение слова «сложный эфир»,
Общая формула.
8,9 слайды: Номенклатура.
10 слайд: Нахождение в природе
Студенты сами называют предложенные эфиры:
11 слайд: Груша СН3СООС5Н11 пентилацетат
12 слайд: Хризантема НСООС2Н5С6Н5 фенилэтилформиат
13 слайд: Малина НСООСН(СН3)3 изобутилформиат
14 слайд: Ананас С3Н7СООС2Н5 этилбутират.
Выполнение задания № 2 (заполнить таблицу).
15,16 слайды: Проверка задания № 2
Аромат
Название
Формула
Аромат
Название
Формула
вишневый
пентилформиат
НСООС5Н11
цветочный
бензиловый эфир
бензойной
кислоты
С6Н5СООС6Н5
яблочный
метилбутират
С3Н7СООСН3
жасминовый
бензиловый эфир
уксусной
кислоты
СН3СООС6Н5
Получение:
-
17 слайд: Реакция этерификации в общем виде;
-
18 слайд: Опыт (видеоролик);
Выполнение задания № 3.
Проверка задания № 3: устно проговорить ответы на четыре вопроса.
-
19 слайд: Реакция получения этилацетата.
Выполнение задания № 4.
Устно проверить задание.
20 слайд: Физические свойства (ответы на задание № 4).
21 слайд: Химические свойства - реакция гидролиза;
Выполнение задания № 5.
Проверка задания № 5
22 - 28 слайды: Применение сложных эфиров (Доклад Шляпкиной Алены).
В конце изложения нового материала, делается акцент на том, что важнейшими представителями сложных эфиров являются жиры, которые будут изучаться на следующем уроке.
VII. Выводы по поставленной проблеме: Какие цели были поставлены? Выполнены они или нет? Исходя из объяснения нового материала и докладов, студенты должны сделать вывод и ответить на вопрос:
29 слайд: В рабочем листе ответить на проблемный вопрос: «Почему пахнут цветы, а фрукты и ягоды имеют неповторимый аромат и вкус?»
Проверить ответы устно.
В заключении преподаватель зачитывает стихотворение о сложных эфирах:
Управляют целым миром.
В барбариске и ириске,
В мармеладке, в шоколадке,
В лепестках сирени майской -
Всюду их незримый след.
Ароматами жасмина,
"Пепси-колы", апельсина,
Несравненной розы алой
Они пленяют белый свет.
Чашка кофе по утрам
И от насморка бальзам,
Сливки с капельками жира -
Это сложные эфиры.
Если спирт и кислота,
Участвуют в реакции -
Получаются эфиры
Этерификацией.
VIII. Подведение итогов: анализ ответов, выступлений докладчиков; выставление и комментирование оценок.
IX. Домашнее задание:
30 слайд: Учебник «Химия для профессий и специальностей технического профиля» О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова § 10.5, №3 стр. 206. Подготовить доклады на темы: «Жиры в природе», «Жиры и пища», «Мыла».
X. Заключительное слово преподавателя.
Наш урок подходит к концу. Человечество не стоит на месте. И что будет через 50, 100 лет, мы можем только предполагать. Наше время для потомков будет уже историей, будут открыты новые вещества, созданы новые ароматизаторы, красители, искусственная пища, лекарства. Я хочу произнести слова Виссариона Григорьевича Белинского, которые мне очень нравятся: «Нет предела развитию человечества и никогда человечество не скажет себе «Стой, довольно, дальше идти некуда!»
Желаю вам хорошо учиться, трудиться, чтобы крепло могущество нашей Родины - великой России!
Используемая литература:
-
Учебник «Химия для профессий и специальностей технического профиля» О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Издательский центр «Академия». Москва, 2011
2. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев; 2010.
3. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономаре; 2007 - 314 с.
4. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2010. - 222 с.
5.Интернет-ресурсы: Единая коллекция образовательных ресурсов kinder.ru/podrob.asp?id=5338
Приложение 1
РАБОЧИЙ ЛИСТ ПО ХИМИИ
студента группы __________Ф.И.____________________________
Задание №1Распределите данные вещества по классам и прочитайте полученное слово
Формулы веществ
Альдегиды
Кетоны
Спирты
Фенолы
Простые
эфиры
Карбоновые
кислоты
СН3ОН
Р
З
К
Т
И
Р
НСООН
М
Е
Н
С
Г
И
С6Н5ОН
Ч
К
Й
С
Л
О
С2Н5 - О - С2Н5
Я
М
Ц
Й
Л
Ц
С4Н9СООН
Ф
Я
С
Л
Т
О
СН3СОН
Р
Ь
Б
Ю
Е
З
С3Н7ОН
Ъ
Э
О
Ж
Д
Х
СН3СООН
З
Р
Г
Ш
В
Д
Баллы(8)_____________
ТЕМА:______________________________________________________________
Сложные эфиры - это ______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОБЩАЯ ФОРМУЛА
Нахождение в природе: сложные эфиры содержаться ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Номенклатура:
Задание №2Заполните таблицу
Аромат
Название
Формула
Аромат
Название
Формула
пентилформиат
бензиловый эфир
бензойной
кислоты
метилбутират
бензиловый эфир
уксусной
кислоты
Баллы(4)_____________
Получение (на примере синтеза этилового эфира уксусной кислоты):
Задание №3Ответьте на вопросы: 1) по каким признакам можно судить, что образовался сложный эфир? _____________________
_______________________________________________________
2) Составьте уравнение реакции _____________________________________
3) Как называется эта реакция________________________________________
4)Что нужно сделать, чтобы сместить химическое равновесие в сторону образования сложного эфира?__________________________________________
Баллы(4)_____________
Физические свойства:
Задание №4Сложные эфиры простейших одноосновных карбоновых кислот и спиртов…(выберите нужные характеристики):
-
Твердые вещества
-
Жидкости легче воды
-
Жидкости тяжелее воды
-
Газообразные вещества
-
Летучие
-
Нелетучие
-
Обладают приятным запахом
-
Имеют неприятный запах
-
Хорошо растворимы в воде
-
В воде практически нерастворимы
Баллы(4)_____________
Химические свойства:
Характерным химическим свойством сл. эфиров является ___________________________________________________________
Задание №5Составьте уравнение гидролиза этилацетата
___________________________________________________________________________________
Баллы(1)_____________
Применение сложных эфиров:
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Исходя из полученных на этом занятии знаний, сделайте вывод и ответьте на вопрос: Почему пахнут цветы, фрукты и ягоды?
_____________________________________________________________________ ___________________________________________________________________
Общее количество баллов_______________ Оценка ________________________