Интегрированный урок 7класс Чипсы-польза или вред?

Интегрированный урок (исследование):«Чипсы: польза или вред?»Цель:Начать формирование у учащихся навыков проведения исследования на примере исследования качества чипсов и их влияния на организм.Задачи:Начать формирование знаний у учащихся о химическом составе продуктов питания (чипсов), о полезных и вредных компонентах, их влияния на организм.2. Показать значение химических знаний для правильного выбора продуктов питания.3. Начать формировать экспериментальные умения и навыки учащихся по работе ...
Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МОУ Мирновская СОШ им .А.А.Воскресенского.

Торжокский район. Тверская область

Интегрированный урок (исследование):

«Чипсы: польза или вред?»

Учитель географии Свиридова Ж.А.

Учитель химии Петрова Г.А.

Учитель биологии Гарманова Е.В.

Цель:

Начать формирование у учащихся навыков проведения исследования на примере исследования качества чипсов и их влияния на организм.

Задачи:

Образовательные:

1. Начать формирование знаний у учащихся о химическом составе продуктов питания (чипсов), о полезных и вредных компонентах, их влияния на организм.

2. Показать значение химических знаний для правильного выбора продуктов питания.

3. Начать формировать экспериментальные умения и навыки учащихся по работе с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности .

Развивающие:

1. Продолжить развитие у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, в интернете, ориентации в изобилии информации.

2. Продолжить формирование навыков экспериментальных исследований.

3. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

Воспитательные:

1. Способствовать формированию правильного отношения у учащихся к здоровому образу жизни, к правильному питанию, культуре питания.

2. Продолжить воспитание информационной, социальной и коммуникативной компетенций.

3. Продолжить воспитание культуры общения через работу в парах «ученик-ученик», «ученик-учитель», а также развитие наблюдательности, внимания.

4. Продолжить создание условий для воспитания желания активно учиться, с интересом.

Форма занятия: исследование

Методы:

Монологические: рассказ, описание, объяснение

Диалогические: беседа

Объяснительно-иллюстративный

Практические: проведение исследования чипсов

Межпредметные связи химии с биологией, валеологией, медициной, социологией, математикой, географией, информатикой.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация в программе Power Рoint., карточки с заданиями по географии, биологии

Оборудование и реактивы к химическому эксперименту:

На столах учащихся:

карты-инструкции к ученическим опытам, лотки для проведения опытов, пробирки, стеклянные палочки, спиртовки, химические стаканчики, фильтрованная бумага, воронки, раствор нитрата серебра AgNO3 (0,02 моль/л), спиртовой раствор йода 3%; чипсы разных марок

Ход мероприятия:

  1. Мобилизующий этап. Настрой на урок.

2. Учитель географии:

- Сегодня у нас праздник - день рождения нашей любимой школы! И урок у нас необычный, а какой мы сейчас узнаем.

(превращаюсь в чародея, т.е. одеваю цилиндр)

Я великий чародей,

Друг и взрослых и детей.

Мне подвластно всё кругом…

Сделать ночь могу я днём,

заглянуть могу в века,

улететь под облака.

Вам скажу я по секрету,

Много я брожу по свету.

Убедилась я с годами:

Чудеса-то рядом с нами.

Вот пример вам, чудо-крошка.

(показывает)

Что в моих руках? Все: КАРТОШКА

-Назовите ваш любимый продукт питания, который готовят из картофеля? (чипсы)

- Что же мы будем исследовать?

- Как вы думаете, полезны они или вредны?

- Это мы сегодня и узнаем. И тема нашего исследования…..? Чипсы: польза или вред?.

- Давайте сформулируем, какова цель нашего исследования?

- Цель: исследовать состав чипсов и их влияние на организм

- В любом исследовании должна быть гипотеза. Какую гипотезу мы выдвигаем?

Гипотеза: Мы предполагаем, что чипсы никакого вреда не оказывают на здоровье человека.

Было с картошкой чудес немало,

К нам пока она попала.

Путь был долог и далёк

С Запада и на Восток.

Силой чар волшебных, дивных,

С вами путь пройдем тот длинный.

Тишина! Прошу внимания!

Начинаю заклинанье (над картошкой):

Ахалай и махалай, куры-муры и банзай!

Землю всю покрыл туман,

Мы плывём за океан! КОРАБЛЬ НА ЭКРАНЕ

- И сейчас, вы становитесь географами-исследователями, и мы узнаем, как картофель появился в России. У вас на столах задания. Вы прочтёте текст и ответите на вопросы. В группе определитесь, кто отвечает, кто работает с картой. На подготовку 5 минут.

1 группа.

Прочитайте текст:

Это было давно, более 400 лет назад. Первыми из европейцев, кто увидел картофель, были моряки Христофора Колумба. Произошло это на территории нынешних Перу и Боливии (это страны в Южной Америке). Вот как моряки описывали увиденное: Индейцы искали в земле съедобные корни растений, среди которых были и клубни картофеля. Растут они на небольшом кустике величиной с грушу или мелкую репу. Индейцы по ночам замораживали картофель, а днём сушили на солнце и называли его «чуньо», а клубни картофеля «паппо».

Ответьте на вопрос: Кто из европейцев первым увидел картофель? На какой территории Южной Америки это произошло?

Задание: Подчеркните в тексте страны. Умейте показать их на карте.

2группа.

Прочитайте текст:

Для Европы картофель впервые открыли испанцы. В 1565 году они приплыли в Южную Америку искать золото, а вместо него обнаружили мучнистые корни хорошего вкуса - это и был картофель. Совершив великое ботаническое открытие, они привезли картофель в Испанию и дали миру ценный продукт питания.

Ответьте на вопрос: Кто открыл картофель для Европы?

Задание: Подчеркните в тексте страну. Умейте показать её на карте.

3 группа

Прочитайте текст:

Из Испании картофель попал в Ирландию. А произошло это случайно. В 1588 году во время бури у ирландских островов затонули корабли Великой Армады, направленной Мадридом (столица Испании) на завоевание Англии. Их выбросило на сушу, ирландцы нашли там неизвестные ранее клубни и научились их выращивать. Впоследствии картофель стал основным продуктом питания и главным кормильцем на изумрудном острове.

Ответьте на вопрос и выполните задание: Куда картофель попал из Испании? Найдите на карте эту страну. Умейте её показать.

4 группа

Прочитайте текст:

Переправившись через океан, картофель начал своё быстрое шествие по Европе. В начале 17 века картофель попал в Италию, после чего благополучно достиг берегов Англии. Затем Голландия, Германия и Франция, где картофель окрестили «земляным яблоком». Интересная история с введением картофеля во Франции. Днём картофельное поле охранялось, а ночью стража уходила, и каждый мог свободно прийти и взять клубни. Ведь если охраняется, значит ценно.

Ответьте на вопрос: В какие страны попал картофель в начале 17 века?

Задание: Подчеркните эти страны в тексте, найдите эти страны на карте. Умейте их показать.

5 группа

Прочитайте текст:

Картофель пришёл в Россию в самом начале 18 века. Находясь в Голландии, ПётрI попробовал кушанья из картофеля, нашёл их очень вкусными и прислал в Россию мешок клубней для выращивания. Распространение картофеля у нас проходило очень медленно. У растения была мощная ботва и мелкие горьковатые клубни. Население не знало, как выращивать, сеяли густо, растение затеняло друг друга, клубни вырастали ещё более мелкими. Неоднократно вспыхивали крестьянские волнения, вызванные принудительным введением посадок картофеля, вошедшие в историю под названием « картофельные бунты». Но, несмотря на все препятствия, к 19 веку картофель «завоевал» всеобщее признание. Недаром в народе сложилась пословица: «Картофель - хлебу подмога».

Ответьте на вопрос: Как картофель попал в Россию? Расскажите об этом подробно.

Задание: Показать Россию на карте.

- Вот такой путь от Южной Америки до Европы прошёл всеми любимый картофель, прежде чем попасть на наш стол. Этот овощ обожествляли и проклинали, его считали ядовитым, а сегодня мы не представляем наш стол без картофеля.

- А как из картофеля получают чипсы? Сообщение учащегося.

24 августа 1853 года были впервые изготовлены картофельные чипсы. Чипсы появились случайно и проделали долгий путь на рынок, став в результате одной из самых потребляемых закусок в мире. Один из посетителей ресторана гостиницы в маленьком городке США заказал жареную картошку, но принесенное блюдо ему не понравилось - слишком толстые кусочки. Повар приготовил новое блюдо - дольки стали потоньше. Опять не понравилось! В третий раз повар нарезал дольки толщиной с бумажный лист. Обжарил. Получилось то, что надо. Так чипсы стали завоевывать мир! Посыпались заказы и от других постояльцев гостиницы, новинка получила название «саратогские стружки» (chips - стружки, щепки) и скоро стала фирменным блюдом ресторана.

А как их готовят сейчас? Отобранный картофель моют, чистят и нагревают до 80°С .Затем картофель нарезают ломтиками и обжаривают в растительном масле (во фритюре). Уже после обжаривания в чипсы добавляются «побочные» ингредиенты: соль, специи, ароматизаторы, благодаря которым и появляются чипсы со сметаной и луком, чипсы с беконом, укропом и т.д.

Однако не все чипсы готовятся из картофеля. Поэтому производители предпочитают идти по более легкому пути - готовить их из картофельной муки с добавлением крахмала, стабилизирующих веществ, разрыхлителей и ароматизаторов, так как эта технология требует меньших капиталовложений и более дешевого сырья.

Физкультминутка

3)Учитель химии

Давайте проведем анализ чипсов на наличие масла, крахмала, поваренной соли. И мы становимся химиками-исследователями

Карты-исследования:

Опыт 1. Качественное определение жиров

Методика проведения исследования:

1.Положите большой чипс на фильтровальную бумагу и согните её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги.

2.Удалите кусочки чипса с фильтровальной бумаги в пустой стаканчик и посмотрите бумагу на свет.

3. Обведите фломастером жирное пятно.

4. Сравните полученные результаты

Таблица 2.1 - Содержание жиров в разных марках чипсов

Номер образца

Вывод: содержание жира больше всего в чипсах под №

№1 «Lays»

№2 «Estrella»

№3 «Русская картошка»

№4 « Московская картошка»

№5 «Хрустящий картофель»



Заполняя пространство между волокнами бумаги, масло - иммерсионная жидкость (от лат. «immersio» - погружение) - уменьшает рассеяние света бумагой. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.

Опыт 2. Определение качества растительного масла

в исследуемых образцах чипсов

Методика проведения исследования:

1.На жирные пятна образцов исследуемых чипсов необходимо поместить несколько капель раствора перманганата калия (КМnО4). Растворы на образцах обесцветились в разной степени. Результаты эксперимента занесите в таблицу 2.2.

Таблица 2.2 - Определение качества жиров в разных марках чипсов

Номер образца

Степень обесцвечивания раствора

№1 «Lays»

№2 «Estrella»

№3 «Русская картошка»

№4 « Московская картошка»

№5 «Хрустящий картофель»

Чем лучше обесцвечивание раствора, тем выше качество масла

Опыт 3 Качественное определение хлорид-ионов

Методика проведения исследования:

1.Налейте в пробирку 1-2 мл водной вытяжки и добавьте 3-4 капли 5 % раствора нитрата серебра. Если химический анализ показал выпадение белого творожистого осадка AgCl, это свидетельствует о наличии в фильтрате хлорид-ионов. Результаты эксперимента занесите в таблицу 2.4.

Таблица 2.4 - Содержание хлорид-ионов в чипсах разных марок

Название объекта

Вывод

№1 «Lays»

№2 «Estrella»

№3 «Русская картошка»

№4 « Московская картошка»

№5 «Хрустящий картофель»



Опыт 4. Качественное определение крахмала

Методика проведения исследования:

Налейте в пробирку 1-2 мл водной вытяжки и добавьте 2-3 капли 3 % спиртового раствора иода. Для сравнения капните раствором иода на сухой чипс. Отметьте разницу в наблюдаемых эффектах при проведении реакции в водном растворе и в твердой фазе. Результаты эксперимента занесите втаблицу2.5.

Таблица 2.5 - Содержание крахмала в разных марках чипсов

Название объекта

Вывод

№1 «Lays»

№2 «Estrella»

№3 «Русская картошка»

№4 « Московская картошка»

№5 «Хрустящий картофель»

А полезны ли сами по себе картошка и растительное (оливковое, пальмовое) масло?

-В картофеле довольно много полезных веществ: незаменимых аминокислот, витаминов, микроэлементов, клетчатки, жиров, углеводов. Особенно много в нем микроэлемента калия.

-В подсолнечном масле витамина Е содержится в 12 раз больше, чем в оливковом. Оно насыщено биологически активными веществами и витаминами групп А и D.

Оно более пригодно для приготовления жареных блюд, производства выпечки, поскольку не пригорает и не имеет запаха. Оно предпочтительно в диетическом питании. Но когда картошку обжаривают в масле, то это равносильно выпитым пяти бутылкам масла в год!

-Соль. Если человек употребляет в день больше 25 г соли, ее остатки накапливаются в организме. Для здорового человека норма составляет от 4 до 15 г соли в день. В одном пакетике чипсов содержится до 30 % суточной нормы соли.

-Смогли ли мы с вами ответить на вопрос: «Чипсы: польза или вред»? У нас недостаточно информации, поэтому, передаю слово биологу.

4)Учитель биологии.

Мы провели социологический опрос среди различных возрастных групп нашей школы.

Выступление учащегося: Анкетирование проводилось в трех классах с учащимися разных возрастов: в 4, 8 и 10, - и затронуло в общей сложности 40 человек. Анкета состояла из 15 вопросов с вариантами ответа. В ней был приведен ряд вопросов, затрагивающих не только качество и состав питания, но и возможные недомогания, так или иначе связанные с приемом пищи.

Проведенные показали, что большинство детей (66 %) регулярно питаются 3-4 раза в день, но между приемами пищи перекусывают различными продуктами питания: чипсами, сладостями. Результаты проведенного опроса показали, что лидер среди продуктов перекусывания - это чипсы, причем больше их употребляют дети младшего возраста (72 %), чем старшеклассники (35 %).

Самое интересное, что чипсы покупают сами дети (66 %). На вопрос: «Чипсы - это вред или польза? - школьники почти однозначно ответили, что чипсы - вред (78 %).

Но в тоже время это основной источник перекуса.

-Теперь мы с вами биологи-исследователи. У вас на столах лежат карточки «Состав чипсов», каждая группа исследует свою марку чипсов, используя таблицы «Анализ состава данных марок чипсов на наличие пищевых добавок».

Посмотрите, какие пищевые добавки, а они обозначаются заглавной буквой Е с определенным числом, содержатся в составе ваших чипсов и их действие на организм.

Сравнение по таблицам:

а) Таблица 1.« Анализ состава данных марок чипсов на наличие пищевых добавок»

б) Карточки «Состав чипсов» для каждой группы:

№1 - чипсы «Lays» со вкусом сметаны и сыра; производитель: ООО "Фрито Лей Мануфактуринг", Россия

№2 - чипсы «Estrella» со вкусом укропа; производитель: ЗАО "Чипсы Люкс", Украина

№3 - чипсы «Русская картошка» со вкусом бекона; производитель: ООО "Русскарт", Россия.

№4-«Московский картофель» хрустящий; производитель ОАО «Русский продукт», Россия

№5- чипсы «Хрустящий картофель со вкусом сметаны и лука»; производитель ЗАО «Бриджтаун Фудс», Россия


Таблица 1.

Анализ состава данных марок чипсов на наличие пищевых добавок

(prodobavki.com/dobavki/E621.html)

Название добавки

Действие на организм

Е160с (экстракт паприки)

Краситель, вреден для кожи; запрещен в ряде стран.

Е621 (Глутамат натрия)

Аллерген, ухудшает зрение, опасен для детей привыканием.

Е627

Нарушает артериальное давление, ведет к расстройствам желудка

Е631

Усилитель вкуса, запрещен к использованию в детском питании, вызывает кишечные расстройства, нарушения сердечной деятельности, жар, головную боль.

Е551

ведет к расстройствам желудка

Аспартам Е951

Сахарозаменитель. Может вызывать отравления, головные боли, сильное сердцебиение, потерю памяти и зрения

Е102

Сочетание отека Квинке, трещин языка и возможного поражения лицевого нерва;приводит к повышению гипперактивности и снижению концентрации внимания у детей.

Е110

Аллергические реакции особенно у людей с непереносимостью аспирина., тошнота, крапивница (сыпь), заложенность носа, ринит (насморк), опухание почек, хромосомные повреждения, несварение желудка, рвота, боли в животе, неприятие пищи.









Карточки для групп:

Сравнительная характеристика состава исследуемых образцов чипсов

Состав чипсов «Lays» со вкусом сметаны и сыра:

Картофель

растительное масло

соль

идентичный натуральному ароматизатор (поршок молочной сыворотки пшеничная мука, усилитель вкуса и аромата (глутамат натрия), гидролизированный соевый белок, краситель (экстракт паприки Е160с), коптильные ароматизаторы, натуральные и идентичные натуральным вкусоароматические вещества, чесночный порошок).

Калорийность, ккал: 510

Белки, г: 6.5

Жиры, г: 30.0

Углеводы, г: 53.0

Состав чипсов «Estrella» со вкусом укропа:

Картофель

пальмовое масло

соль

вкусоароматическая добавка «Укроп»

приправа: мальтодекстрин, декстроза, усилители вкуса Е621, Е627, Е631, растительный жир, экстракты из пряностей, идентичные натуральным ароматизаторы (укроп, петрушка), краситель (Е160), специи.

Калорийность, ккал: 521

Белки, г: 4.3

Жиры, г: 32.7

Углеводы, г: 52.4

Состав чипсов «Русская картошка» со вкусом бекона:

Картофель специально приготовленный (полуфабрикат)

масло растительное рафинированное дезодорированное

соль поваренная пищевая

ароматизатор "Бекон" - идентичный натуральному (лактоза, декстроза, глутамат натрия Е621, дрожжи, лимонная кислота, экстракт паприки Е160с).

Калорийность, ккал: 493

Белки, г: 4.5

Жиры, г: 28.8

Углеводы, г: 52.2

Состав чипсов «Московский картофель» хрустящий:

Калорийность, ккал 528

Картофель

Растительное масло

Соль

Мясной экстракт

Усилитель вкуса

Глутамат натрия

Натуральные и идентичные натуральным ароматизаторы

Пищевые красители Е102 и Е110

Экстракт красной паприки

Калорийность, ккал 528

Белки 4,6 г

Жиры 35,6 г

Углеводы 47,2 г

Состав чипсов «Хрустящий картофель со вкусом сметаны и лука»

Калорийность, ккал 508

Картофель

Растительное масло

Соль

Смесь вкусо-ароматическая комплексная «Лук со сметаной» (порошок молочной сыворотки, специи, декстроза) глутамат натрия Е621, добавка, препятствующая слеживанию Е551)

Калорийность, ккал 519

Пищевая ценность в 100г:

Белки-5,9 г
Углеводы-54,5 г
Жиры- 29,6


Отчеты по группам о результатах исследования.

Выводы. Слайд

-В начале урока мы выдвинули гипотезу. Мы предполагали, …

Наша гипотеза…

Рефлексия. Слайд.

Подарки в память о занятии - Памятки.







© 2010-2022