Планирование урока на тему: Природный каучук

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему: «Природный каучук».

Цель урока: ознакомить обучающихся с понятием «стереорегулярный полимер» на примере природного каучука, с его строением, свойствами и применением, продолжить формирование умений составлять структурные формулы, писать уравнение реакций и решать расчетные задачи.

Оборудование: коллекция , слайды, карточки, презентация на тему: « Каучуки», портрет С.В.Лебедева, модель молекулы каучука, вода, растворы, кислот и щелочей.

План урока.

1.Оформление выставки изделий из каучука и резины.

2.Природный каучук, строение молекулы (демонстрация опыта - разложение каучука).

3.Стереорегулярное строение молекулы каучука (формулы и сокращенное уравнение реакции полимеризации изопрена задание на доске): искусственные каучуки.

4.Физические и химические свойства каучука. Тайна превращения каучука в резину.

5.Сообщение с презентацией на тему: «История обнаружения каучука в природе, его значение и применение».

6. Сообщение уч-ся : «Военные и мирные профессии каучука».

7.Работа с карточками.

8. Подведение итога урока.

Опыт. Разложение натурального каучука.

Кусочки натурального каучука помещают в пробирку №1. При нагревании получаются жидкие вещества темного цвета, которые конденсируются в пробирке №2. Парообразные в-ва собираются в пробирках №2,3. В пробирку №3 наливают 1-1,5 мл слегка подкисленного р-ра КМтО4. Опыт прекращают, когда соберется немного конденсата в пробирке №2 и обесцветится жидкость в пробирке№3.

№3 CH2= C - CH=CH2

CH3 (у доски)

n CH2 = C - CH = CH2→Планирование урока на тему: Природный каучук. СH- C = CH-CH] n

│ │

CH3 CH

В макромолекуле натурального каучука группы -СН2- находятся по одну сторону двойных связей (цис-форма), а мономерные изопреновые звенья регулярно повторяются - такое пространственное строение молекул полимеров называются стереорегулярным.

Задание по карточке

Напишите структурные формулы изомеров состава С5Н8. Назовите вещества.

№4 Физические свойства

Каучук устойчив к износу, гибкий, пластичный, газо- и водопроницаем, не растворяется в воде, электроизолятор, размягчается в тепле, ломается на холоде, набухает и затем растворяется в сероуглероде, хлороформе и бензине.

Химические свойства

Каучук не реагирует с кислотами и щелочами, присоединяет другие атомы (фтор, хлор бром), так как в его молекулах есть двойные связи.

Задание по карточке

№5.«Каа» на языке индейцев означает «дерево», «учу» - «плакать: Слезы дерева» -вот как можно перевести на наш язык «каа -учу». Есть такие деревья, которые действительно как бы плачут, когда надрезают их кору. Слезы у дерева белые как молоко. Конечно, это не слезы, а сок. На воздухе он твердеет и превращается в смолу. Из этой смолы индейцы умели делать мячи, обувь (галоши), одежду. От индейского «каа-учу» и произошло наше слово «каучук».

№6 Современная военная техника уже не та, что прежде. В наше время война есть война моторов. И где бы ни шумел мотор: в небе ли на самолете, на земле ли в автобусе и везде и всюду необходим каучук. Средний расход каучука на каждый самолет превышает 600кг. Но еще больше, чем в небе, нужен каучук на земле. До Второй мировой войны автотранспорт поглощал свыше ¾ всей мировой добычи каучука. Около миллиона тонн! Во время войны он требует еще больше каучука.

Танки, танкетки, бронеавтомобили, самоходные пушки, тяжелые орудия, зенитные батареи движутся на резиновых шинах.

Перечень резиновых изделий, без которых нельзя воевать, бесконечен: противогазы, резиновые подошвы для обуви, резиновые плащ-палатки и т.д. Каучук необходим для войны. Однако он не менее важен и в мирной жизни: резиновые грелки, резиновые пузыри для льда, кислородные подушки, клеенки, катетеры, хирургические перчатки и многие десятки других резиновых изделий так нужны медицине, как боеприпасы переднему краю фронта.

Промышленность, транспорт и сельское хозяйство требуют сотни миллионов резиновых изделий. Без каучука современный человек сразу лишился бы всех благ цивилизации; авиации, телевидение, радио. И много другого.

№7 А) Определите формулу углеводорода, в котором массовая доля углерода равна 88,2%. Относительная плотность паров вещества по водороду равна 34.

(ответ С5Н8)

Б) Назовите вещества А и Б и составьте уравнения реакций с помощью которых можно осуществить превращения:

HBr Na

Этилен → А→ Б→бутадиен1,3

В) Какой объем бутадиена С4Н6 может сгореть в воздухе объемом 70л?

А) 2,5л; б)3,5л; в)5,5л; г) 7,5л.

Литература:

  1. Энциклопедический словарь Юного химика

  2. Н.П. Гаврусейко «Проверочные работы по органической химии»

  3. И.Н.Чертков «Обучение химии в 10классе.

  4. В.Г.Денисова «Поурочные планы 10кл»

  5. Журнал «Химия в школе» №4-2006г

  6. 6. И.Г.Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии» -2011г.



© 2010-2022