Курс по внеурочной деятельности 7 класс

Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

им. 63-го Угличского пехотного полка


Утверждена

Приказ №_____

от «__»________2015 г.

Директор школы

/Пятницына Н. Л./


Рабочая программа

внеурочной деятельности

курса «Химическая мозаика»

по химии

7 класс







Руководитель:

Никитченко Е.В.















Углич

2015


Пояснительная записка

Перечень нормативных документов

- федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

- междисциплинарные программы: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;

- конвенция ООН «О правах ребенка»,

- закон Российской Федерации «Об образовании»,

- методическое письмо Департамента образования Ярославской области от 11.08.2014 №1868 01-10.

Общая характеристика курса

Программа нацелена на углубление и расширение знаний по химии, полученных обучающимися в общеобразовательных школах. При проектировании организации образовательного процесса и отборе содержания программы использовались современные научные химические представления.

Обучающиеся тяжело усваивают учебный материал по химии, поэтому большой упор в программе сделан на практическую часть. Данный курс отличает в первую очередь более выверенные междисциплинарные связи и более точный отбор материала, необходимого для создания целостного естественнонаучного восприятия мира, комфортного и безопасного взаимодействия с окружающей средой в условиях производства и в быту. Программа построена таким образом, что в ней главное внимание уделяется тем разделам химии, терминам и понятиям, которые так или иначе связаны с повседневной жизнью.

Главное внимание уделяется на изучение воды с помощью химии. Также уделяется внимание экологическим проблемам. Основная идея этой части курса изучить окружающий мир с помощью науки.

В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся связи между полученными учащимися в классе элементарными химическими знаниями и навыками и свойствами тех объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни, но до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне. На основе химических представлений учащимся предлагается взглянуть на так хорошо известную им воду.

Цель курса:

повышение уровня химической подготовки обучающихся, развитие интереса учащихся к самостоятельному получению знаний, подготовка к участию в олимпиадах.

Задачи курса:

1. Обучающие:

- заинтересовать обучающихся химией как предметом, применение химии в жизни;

- показать межпредметную связь химии;

- научить работать с химическими веществами и химическим оборудованием.

- научить делать исследовательские работы и проектн6ые работы.

2. Развивающие:

- развить познавательные интересы и творческие способности;

- формировать научное мировоззрения.

3. Воспитательные:

- развить творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся;

- сформировать позитивные, здоровые, экологически безопасные бытовые привычки.

Описание места курса в учебном плане

Курс по внеурочной деятельности «Химическая мозаика» рассчитан на обучающихся 7 классов общеобразовательной школы (13 - 14 лет). Объем элективного курса - 34 часа (1 год обучения). Программа естественнонаучной направленности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся 7 класса, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умения работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

- формирование и развитие ИКТ - компетентности.

- развитие интеллектуальных и творческих способностей;

- развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.

Метапредметные

- освоенние обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

учащиеся должны уметь:

- разрабатывать план - конспект темы, используя разные источники;

- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

- пользоваться поисковыми системами Интернета.

Предметные

- знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;

- умение ставить химические эксперименты;

- умение выполнять исследовательские работы и защищать их.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

из них

Вид и тема проекта

(проектной задачи)

Деятельность по формированию и развитию ИКТ-компетентности

Деятельность по формированию смыслового чтения

Формы контроля

Тема 1:

Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами. История химии, как науки.

5





Тема 2: «Удивительное вещество - вода»

3

Выбор тем индивидуальных исследований. Примерные темы:

«Вода - источник жизни»

«Вода в опасности»

«Физические методы определения качества воды»

«Живая вода»

«Сколько стоит вода из-под крана»

«Вода - уникальное вещество в природе»

«Растворимость веществ»

«Выращивание кристаллов»

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.п.);

- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования

- основы редактирования и форматирования текста в текстовых редактора

- выступление с аудио поддержкой

- использование цифровой фотографии

- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников


Тема 3

«Человек и вода»

26





Итого:

34




Календарно-тематическое планирование

Дата

№ занятия

Тема занятия

(с указанием формы проведения занятия)

Возможные виды деятельности


Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Тема 1: Техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами. История химии как науки.

1.

Предмет химия. Правила техники безопасности.

Получать представление о роли и месте химии современном информационном мире

2.

Л.р.№1 «Знакомство с лабораторным оборудованием» т.б.

Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием

Получать представление о методологии исследований в химии

3.

История химии как науки.

Расширять знания о химии как науке

4.

От алхимии до современной химии

Расширять знания о химии как науке

5.

Л.р.№2 «Химические вещества вокруг нас". Растирание, насыпание, растворение, фильтрование, выпаривание».Т.б

Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием

Получать представление о методологии исследований в химии

Тема 2: «Удивительное вещество - вода»

6.

Вода в природе. Физические свойства воды.

7.

Л/р №3 «Изучение физических свойств воды» т.б

Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием

Получать представление о методологии исследований в химии

8.

Значение воды в природе, народном хозяйстве. Применение воды.

Развивать навыки связно и грамотно излагать свою точку зрения

Тема 3 «Человек и вода»

9-10.

Значение воды в жизни человека. Проблемы человечества, связанные с использованием воды.

Выбор тем индивидуальных исследований. Примерные темы:

«Вода - источник жизни»

«Вода в опасности»

«Физические методы определения качества воды»

«Живая вода»

«Сколько стоит вода из-под крана»

«Вода - уникальное вещество в природе»

«Растворимость веществ»

«Выращивание кристаллов»

Развивать навыки связно и грамотно излагать свою точку зрения

Осознавать важность воды в природе

11.

Особенности исследовательской работы. Требования к оформлению работы.

Получать представление об исследовательской работе

Расширять знания о средствах и приемах, используемых в химии

12-24.

Реализация индивидуальных исследований.

Расширять знания о средствах и приемах, используемых в химии

25-29.

Подготовка к презентации проделанного исследования

Развивать навыки связно и грамотно излагать свою точку зрения

Уметь работать с разными источниками информации

30-34.

Презентация результатов исследования. Самоанализ.

Получать практику публичного выступления

Развивать навыки связно и грамотно излагать свою точку зрения

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-лабораторное оборудование и приборы:

- спиртовки

- колбы стеклянные

- химический стакан

- стеклянные палочки

- фильтровальная бумага

- пробирки

Технические и электронные средства обучения:

- компьютер с колонками

- принтер

Учебная и справочная литература:

1. Н.А.Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г

2. Ю.Н. Кукушкин« Химия вокруг нас» Дрофа, 2003 год

3. В.А. Легасов «Проблемы химии сегодня и завтра», Л, 2000 год

4. Цифровые образовательные ресурсы:

- tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news4195.html

- nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2015/03/01/proekt-uroka-po-khimii-v-8-klasse-khimicheskie-reaktsii

- vestigator.info/forum/index.php?topic=761.0


© 2010-2022