• Преподавателю
  • Химия
  • Интегрированный урок математики и химии с применением проектной технологии по теме: «Чудо природы - вода»

Интегрированный урок математики и химии с применением проектной технологии по теме: «Чудо природы - вода»

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоспасская средняя общеобразовательная школа


Интегрированный урок математики и химии в 9 классе

с применением проектной технологии

ТЕМА:

«Чудо природы - вода»

Интегрированный урок математики и химии с применением проектной технологии по теме: «Чудо природы - вода»

Подготовили: Кондратьева Рамзия Рахимовна,

учитель математики высшей квалификационной категории

Бадажковской ООШ

Шутова Наталья Владимировна,

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

МКОУ Новоспасская СОШ

2015г

Цель урока:

формирование навыков и умений для решений задач на растворы;

Задачи:

  1. познакомить учащихся со свойствами воды;

  2. создание соответствующих условий, способствующих активизации познавательного интереса и самостоятельному приобретению знаний;

  3. способствовать развитию математической речи, творческой деятельности учащихся;

  4. воспитывать познавательную активность, чувство ответственности, уверенности в себе, бережное отношение к водным ресурсам.

  5. развитие коммуникативных и исследовательских навыков

активного развитие мышления.

Методы: беседа, экспериментальная работа учащихся, оформление результатов эксперимента, демонстрационные опыты, выполнение расчетных заданий, игровая деятельность.

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор, стакан с водой, стеклянная палочка, мензурка, колба, сульфат натрия, хлорид кальция, хлорид натрия, уксусная кислота, лимонная кислота, яблоки, горшок с цветком, игрушка слоненок, бокал, футболка, стаканчики с наклейками результатов решений задач в группах.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель химии.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы рады приветствовать вас на нашем уроке. У вас на партах лежат разноцветные капельки. Поднимите тот цвет, который подходит к вашему настроению. Я вижу, что все вы пришли с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, и мы начнем наш урок.

Учитель математики. Слайд № 1.

Музыка может возвышать и умиротворять душу,

Живопись - радовать глаз,

Поэзия - пробуждать чувства,

Философия - удовлетворять потребности разума,

Инженерное дело - совершенствовать материальную сторону жизни людей,

Химия помогает решать бытовые проблемы,

А математика способна достичь всех этих целей.

Морис Клайн

В этих строках вы услышали два предмета: математика и химия, сегодня у нас необычный интегрированный урок.

Стук в дверь. Входит первоклассник с бутылкой, которую нашел на улице. Он просит учителя химии помочь ему определить, что за вещество в бутылке, не опасна ли она для окружающей среды. Учитель предлагает классу помочь первокласснику определить, что за вещество в бутылке.

Учитель химии.

Лабораторная работа. " Свойства веществ, которые мы измеряем". Слайд№2

На стол каждой группы ставится мензурка с веществом из бутылки.

Необходимо заполнить таблицу:

Свойства вещества

Проба образца

Агрегатное состояние

Цвет

Форма

Запах

Прозрачность

Проверка лабораторной работы (Слайд №3,4)

Учитель математики. Проводит устную работу. Слайд №5

Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь не возможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это самое необыкновенная жидкость на свете.

1.Упростить выражения:

2. Решить уравнение -5х=125 и угадать название жидкости.

Учитель химии. Слайд № 6 - 13 (музыка)

Вода!

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…Ты самое большое богатство на свете…

Переход к теме урока. Вся практическая деятельность и жизнедеятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов. Слайд № 14

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЕЕ ВОДЫ?

Учитель математики. Слайд № 15- 19)

Разбираем решение одной из задач с химическим содержанием. Вспоминаем три этапа математического моделирования, составляем модель задачи и решаем ее в тетради.

Задача.

Для лучшей сохранности свеклы ее опрыскивают раствором хлорида бария ВаСl2 с массовой долей 0,04. Приготовьте 50 г такого раствора.

(Обсуждение с классом как построить модель задачи)

Математическое моделирование:

I этап - составление математической модели;

II этап - работа с математической моделью;

III этап - ответ на вопрос задачи.

I этап:

Пусть х г - масса хлорида бария (ВаСl2), тогда (50-х)г - масса воды в растворе. Так как процентное содержание хлорида бария составляет 4%, а весь раствор - 100% получаем:

II этап:

III этап:

2г - хлорида бария (ВаСl2), 50-2=48 г - масса воды

Ответ: для приготовления раствора необходимо взять 2г хлорида бария (ВаСl2) и 48 г воды.

Учитель математики. Игровая пауза.

На полке стоит шесть стаканов воды: три первых наполнены водой, три последние - пустые. Сделайте так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Переставлять стаканы нельзя.

Учитель химии. Какое свойство воды мы выяснили в результате игры? (Ответ. Текучесть).

Интегрированный урок математики и химии с применением проектной технологии по теме: «Чудо природы - вода»

Задачи для работы в группах. Проводится работа обучающего характера с последующей проверкой. На основе результатов задач готовятся растворы (из набора предложенного химического оборудования), имеющие практическую значимость в повседневной жизни человека.

Лаборатория "Юный натуралист"

1.Для подкормки комнатных растений применяют раствор сульфата калия с массовой долей 0,02, или 2 %. Приготовьте 80 г такого раствора.

Лаборатория "Дары лета"

2. Существует такой способ хранения яблок: перед укладкой на зимнее хранение их погружают на несколько секунд в раствор хлорида кальция CaCl2 с массовой долей 0,002, или 0,2 %. Приготовьте 50 г такого раствора соли.

Лаборатория "Химия на кухне"

3. Для мытья посуды и зеркал применяется раствор с 4 % содержанием уксуса. Сколько грамм воды и уксуса необходимо взять, чтобы приготовить 200 г раствора.

Лаборатория "Химчистка"

4. Если на вашей футболке появилось пятно от фруктов - вам поможет 0,8% раствор лимонной кислоты. Приготовьте 200г такого раствора.

6*.(дополнительная задача для тех, кто первым справится с заданием) Какова будет масса смеси и ее концентрация, если смешать 30 граммов 40 %- го раствора сахара и 10 граммов 4%- го раствора сахара?

2.Приготовление растворов по результатам работы. (Слайды)

Учитель химии. Вы видите, что вода участвует в различных процессах.

Ответ на вопрос урока

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЕЕ ВОДЫ? Слайд № 25-26

Без воды - грязь, без воды - болезни.

В.В.Маяковский

Нет предела человеческому разуму, нет предела его возможностям; и то, что мы теперь так много знаем о природе и свойствах поистине самого удивительного в мире вещества - о воде, открывает… еще большие, неограниченные возможности.

И.В. Петрянов - Соколов

Учитель математики. Вы видите, что вода участвует в различных процессах и мы должны помнить… (учащийся читает стихотворение о воде)

Хотя вода - самое распространённое вещество, химически чистой воды на земле нет, так как всё, что мы в повседневности называем водой, - это растворы различных веществ: кислорода, углекислого газа, всевозможных солей. Именно из растворов веществ усваивают живые организмы большинство химических элементов. Воды, пригодной для употребления в пищу очень мало.

Опыт. Возьмите мензурку, в которой налито 150 мл воды. Условно возьмём эту величину за весь запас воды на Земле. Найдите деление 6 мл - это запас всей пресной воды (в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капните на предметное стекло небольшую каплю - эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объёма всех мировых водных ресурсов. К какому выводу можно прийти? (Вода - это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно).

Уважаемые гости! Друзья, дети!

2003 год объявлен ООН Всемирным годом пресной воды.

22 марта - Всемирный день воды. Отмечается он по инициативе Международной ассоциации водопользователей.

Домашнее задание. Слайд № 28

Найти примеры применения водных растворов.

Найти рецепт приготовления раствора, используемого в быту, составить по рецепту задачу и решить ее.

Лаборатория " Зоопарк"

Больному слоненку в зоопарке выписали физиологический раствор. Приготовьте 10 г 1% раствора хлорида натрия. Пусть слоненок будет здоровым!

Если тебе было интересно на уроке и всё понятно, поднимите красную капельку

Если у тебя остались вопросы - желтую

Если тебе урок не понравился - синюю

Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____

Наш урок , ребята, я хотела бы закончить таким поучительным преданием.

Царь Дхатусена, правивший на острове Шри- Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: "Друзья мои, это и есть все мое богатство!"

Стихотворение Р.Рождественского

Кромсаем лед, меняем рек теченье, твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы еще придем просить прощенье у этих рек, речушек и болот.

У самого громадного восхода, у самого мельчайшего малька

Пока нам это делать неохота, пока нам не до этого, пока…

Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц и реки без воды.

Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды.






© 2010-2022