- Преподавателю
- Химия
- Интегрированный урок математики и химии с применением проектной технологии по теме: «Чудо природы - вода»
Интегрированный урок математики и химии с применением проектной технологии по теме: «Чудо природы - вода»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шутова Н.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоспасская средняя общеобразовательная школа
Интегрированный урок математики и химии в 9 классе
с применением проектной технологии
ТЕМА:
«Чудо природы - вода»
Подготовили: Кондратьева Рамзия Рахимовна,
учитель математики высшей квалификационной категории
Бадажковской ООШ
Шутова Наталья Владимировна,
учитель биологии и химии
высшей квалификационной категории
МКОУ Новоспасская СОШ
2015г
Цель урока:
формирование навыков и умений для решений задач на растворы;
Задачи:
-
познакомить учащихся со свойствами воды;
-
создание соответствующих условий, способствующих активизации познавательного интереса и самостоятельному приобретению знаний;
-
способствовать развитию математической речи, творческой деятельности учащихся;
-
воспитывать познавательную активность, чувство ответственности, уверенности в себе, бережное отношение к водным ресурсам.
-
развитие коммуникативных и исследовательских навыков
активного развитие мышления.
Методы: беседа, экспериментальная работа учащихся, оформление результатов эксперимента, демонстрационные опыты, выполнение расчетных заданий, игровая деятельность.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор, стакан с водой, стеклянная палочка, мензурка, колба, сульфат натрия, хлорид кальция, хлорид натрия, уксусная кислота, лимонная кислота, яблоки, горшок с цветком, игрушка слоненок, бокал, футболка, стаканчики с наклейками результатов решений задач в группах.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель химии.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Мы рады приветствовать вас на нашем уроке. У вас на партах лежат разноцветные капельки. Поднимите тот цвет, который подходит к вашему настроению. Я вижу, что все вы пришли с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, и мы начнем наш урок.
Учитель математики. Слайд № 1.
Музыка может возвышать и умиротворять душу,
Живопись - радовать глаз,
Поэзия - пробуждать чувства,
Философия - удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело - совершенствовать материальную сторону жизни людей,
Химия помогает решать бытовые проблемы,
А математика способна достичь всех этих целей.
Морис Клайн
В этих строках вы услышали два предмета: математика и химия, сегодня у нас необычный интегрированный урок.
Стук в дверь. Входит первоклассник с бутылкой, которую нашел на улице. Он просит учителя химии помочь ему определить, что за вещество в бутылке, не опасна ли она для окружающей среды. Учитель предлагает классу помочь первокласснику определить, что за вещество в бутылке.
Учитель химии.
Лабораторная работа. " Свойства веществ, которые мы измеряем". Слайд№2
На стол каждой группы ставится мензурка с веществом из бутылки.
Необходимо заполнить таблицу:
Свойства вещества
Проба образца
Агрегатное состояние
Цвет
Форма
Запах
Прозрачность
Проверка лабораторной работы (Слайд №3,4)
Учитель математики. Проводит устную работу. Слайд №5
Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь не возможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это самое необыкновенная жидкость на свете.
1.Упростить выражения:
2. Решить уравнение -5х=125 и угадать название жидкости.
Учитель химии. Слайд № 6 - 13 (музыка)
Вода!
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…Ты самое большое богатство на свете…
Переход к теме урока. Вся практическая деятельность и жизнедеятельность человека с самой глубокой древности связана с использованием воды и водных растворов. Слайд № 14
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЕЕ ВОДЫ?
Учитель математики. Слайд № 15- 19)
Разбираем решение одной из задач с химическим содержанием. Вспоминаем три этапа математического моделирования, составляем модель задачи и решаем ее в тетради.
Задача.
Для лучшей сохранности свеклы ее опрыскивают раствором хлорида бария ВаСl2 с массовой долей 0,04. Приготовьте 50 г такого раствора.
(Обсуждение с классом как построить модель задачи)
Математическое моделирование:
I этап - составление математической модели;
II этап - работа с математической моделью;
III этап - ответ на вопрос задачи.
I этап:
Пусть х г - масса хлорида бария (ВаСl2), тогда (50-х)г - масса воды в растворе. Так как процентное содержание хлорида бария составляет 4%, а весь раствор - 100% получаем:
II этап:
III этап:
2г - хлорида бария (ВаСl2), 50-2=48 г - масса воды
Ответ: для приготовления раствора необходимо взять 2г хлорида бария (ВаСl2) и 48 г воды.
Учитель математики. Игровая пауза.
На полке стоит шесть стаканов воды: три первых наполнены водой, три последние - пустые. Сделайте так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Переставлять стаканы нельзя.
Учитель химии. Какое свойство воды мы выяснили в результате игры? (Ответ. Текучесть).
Задачи для работы в группах. Проводится работа обучающего характера с последующей проверкой. На основе результатов задач готовятся растворы (из набора предложенного химического оборудования), имеющие практическую значимость в повседневной жизни человека.
Лаборатория "Юный натуралист"
1.Для подкормки комнатных растений применяют раствор сульфата калия с массовой долей 0,02, или 2 %. Приготовьте 80 г такого раствора.
Лаборатория "Дары лета"
2. Существует такой способ хранения яблок: перед укладкой на зимнее хранение их погружают на несколько секунд в раствор хлорида кальция CaCl2 с массовой долей 0,002, или 0,2 %. Приготовьте 50 г такого раствора соли.
Лаборатория "Химия на кухне"
3. Для мытья посуды и зеркал применяется раствор с 4 % содержанием уксуса. Сколько грамм воды и уксуса необходимо взять, чтобы приготовить 200 г раствора.
Лаборатория "Химчистка"
4. Если на вашей футболке появилось пятно от фруктов - вам поможет 0,8% раствор лимонной кислоты. Приготовьте 200г такого раствора.
6*.(дополнительная задача для тех, кто первым справится с заданием) Какова будет масса смеси и ее концентрация, если смешать 30 граммов 40 %- го раствора сахара и 10 граммов 4%- го раствора сахара?
2.Приготовление растворов по результатам работы. (Слайды)
Учитель химии. Вы видите, что вода участвует в различных процессах.
Ответ на вопрос урока
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЕЕ ВОДЫ? Слайд № 25-26
Без воды - грязь, без воды - болезни.
В.В.Маяковский
Нет предела человеческому разуму, нет предела его возможностям; и то, что мы теперь так много знаем о природе и свойствах поистине самого удивительного в мире вещества - о воде, открывает… еще большие, неограниченные возможности.
И.В. Петрянов - Соколов
Учитель математики. Вы видите, что вода участвует в различных процессах и мы должны помнить… (учащийся читает стихотворение о воде)
Хотя вода - самое распространённое вещество, химически чистой воды на земле нет, так как всё, что мы в повседневности называем водой, - это растворы различных веществ: кислорода, углекислого газа, всевозможных солей. Именно из растворов веществ усваивают живые организмы большинство химических элементов. Воды, пригодной для употребления в пищу очень мало.
Опыт. Возьмите мензурку, в которой налито 150 мл воды. Условно возьмём эту величину за весь запас воды на Земле. Найдите деление 6 мл - это запас всей пресной воды (в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капните на предметное стекло небольшую каплю - эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объёма всех мировых водных ресурсов. К какому выводу можно прийти? (Вода - это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно).
Уважаемые гости! Друзья, дети!
2003 год объявлен ООН Всемирным годом пресной воды.
22 марта - Всемирный день воды. Отмечается он по инициативе Международной ассоциации водопользователей.
Домашнее задание. Слайд № 28
Найти примеры применения водных растворов.
Найти рецепт приготовления раствора, используемого в быту, составить по рецепту задачу и решить ее.
Лаборатория " Зоопарк"
Больному слоненку в зоопарке выписали физиологический раствор. Приготовьте 10 г 1% раствора хлорида натрия. Пусть слоненок будет здоровым!
Если тебе было интересно на уроке и всё понятно, поднимите красную капельку
Если у тебя остались вопросы - желтую
Если тебе урок не понравился - синюю
Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____
Наш урок , ребята, я хотела бы закончить таким поучительным преданием.
Царь Дхатусена, правивший на острове Шри- Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: "Друзья мои, это и есть все мое богатство!"
Стихотворение Р.Рождественского
Кромсаем лед, меняем рек теченье, твердим о том, что дел невпроворот.
Но мы еще придем просить прощенье у этих рек, речушек и болот.
У самого громадного восхода, у самого мельчайшего малька
Пока нам это делать неохота, пока нам не до этого, пока…
Аэродромы, пирсы и перроны, леса без птиц и реки без воды.
Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды.