• Преподавателю
  • Химия
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. СПЕЦИФИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ХИМИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. СПЕЦИФИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ХИМИИ

Раздел Химия
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СПЕЦИФИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ХИМИИ

В процессе формирования творческих способностей и развития творческого мышления по предмету химии разрабатываются те или иные психолого-педагогические приемы и методы активизации познавательной деятельности. Важным условием здесь выступает качество и количество заданий творческого характера. Разработаны рекомендации, способствующие эффективному обучению одаренных школьников. В основе их:
- формирование навыков анализа условий задач, что выходит поисковой ситуации, формирование алгоритмов структурных преобразований системы данных.
- преобразования на основе методических принципов и конкретных путей решения проблемы с учетом стиля.

Значительная роль в развитии творческой активности уделяется групповым формам организации учебно-познавательной деятельности одаренных детей. Установлено, что групповые формы организации занятий в наибольшей степени способствует формированию ответственности, взаимопонимания. Ученики более заинтересованно выполняют задания, обсуждают возникшие проблемы, что повышает прочность полученных знаний. Опыт групповых форм организации учебно-познавательной деятельности свидетельствует о формировании умений творческой работы в коллективе, проявление инициативы, настойчивости, принятие решений. Внутри любой группы существует разброс индивидуальных различий по видам, уровню одаренности.

Для удовлетворения индивидуальных потребностей одаренного ребенка, необходимо учитывать индивидуализацию, вне зависимости предоставляется ли ученику возможность ускоренного прохождения курса или его зачисляют в специализированный класс, группу или оставляют со всеми сверстниками в обычном классе. Познавательная деятельность каждого ученика находится в прямой зависимости от индивидуализированного или группового задания в процессе педагогического взаимодействия. В этом процессе развитию одаренности учащихся способствует создание проблемных ситуаций, основанных на закономерностях проблемного обучения. Ученик, должен иметь высокую мотивацию к решению проблемной задачи. Для этого необходимы приемы и методы активизации восприятия, усвоения информации и самостоятельного творческого мышления.

Проблемный диалог обеспечивает высокую познавательную мотивацию учащихся, а процесс припоминания того, что учащийся уже изучил, превращает обучение в подлинно творческий процесс. Требования к составлению творческих заданий для групповой творческой деятельности могут быть представлены в следующем виде:

1. Задания должны быть комплексными, с достаточным объемом, исключающим вероятность несамостоятельного выполнения.

2. Задачи всех членов творческой группы объединяются в основу исходной проблематики и только потом разделяются на строго индивидуальные.

3. Задания должны вызывать интерес, поисковую активность у одаренных учащихся и в тоже время ответственность за качество их выполнения.

4. Задачи должны охватывать максимальное количество тем учебного предмета и других предметов.

5. При составлении системы задач должны обеспечиваться непрерывность творческого процесса (каждое последующее задание должно способствовать достижению более высокого уровня творческой работы).

6. Задания должны включать элементы научного исследования.

7. Комплексные задания должны различаться по уровню сложности, что позволяет индивидуализировать процесс выполнения заданий.

8. Задание должно предусматривать сочетание различных видов информации (вербальной, знаковой).

9. В задачах должна предусматриваться возможность ввода исходных данных по усмотрению одаренных детей.

10. Задание должно предусматривать составление учащимися алгоритмов решения проблемных задач.

Одним из примеров творческих задач являются экспериментальные задания и задачи. Их выполнение направлено на совершенствование знаний учащихся по химии и формирование у них индивидуального опыта химического творчества. Учителю необходимо учитывать, что экспериментальные задачи и задачи требуют проведения химического эксперимента, поэтому задания предлагаются с учетом возможности опытной проверки в школьном химическом кабинете.

В процессе поиска решения постоянно возникает необходимость преодоления интеллектуальных трудностей, что способствует приобретению дополнительных знаний. Учебные умения развиваются, главным образом, в процессе самостоятельной работы.

Для одаренных детей почти не поддаются классификации задачи, применяемые в проблемном обучении (проблемные задачи). Их невозможно выполнить стандартными приемами, а соответствующие задачи нужно применять в новых условиях.

Основные виды индивидуализированных заданий должны основываться на

а) исходном уровне компетентности ученика;

б) видах одаренности и других способностей;

в) учебных интеллектуальных умениях.

Одаренные и способные учащиеся усваивают учебные умения очень быстро и часто продуктивно. Для учета учебных умений различного уровня используются следующие приемы: различный объем заданий при ознакомлении с новым материалом с учетом содержания информации; разное количество, качество и адресность вопросов по содержанию на определенных уровнях усвоения. Задания должны отличаться как в развитии способностей, так и в развитии учебных интеллектуальных умений, способствовать формированию в процессе обучения смысловых, эмоциональных аспектов одаренных учащихся. Задачи должны способствовать реализации методов анализа, искусству общения и генерации идей.

Одной из форм развития одаренных и способных детей является их научно-исследовательская работа в рамках Малой Академии наук. Замечено, что наибольшее внимание привлекли работы, связанные с практическими исследованиями. Такого плана работа вызывает интерес как у самих ребят так и слушателей МАН.

Вполне очевидно, что важнейшей задачей общества является сохранение и развитие одаренности. При осуществлении работы с одаренными детьми в педагогическом процессе вырисовываются три основные задачи:

- способствовать развитию каждой личности;

- довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;

- способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Для того, чтобы все это реализовать на практике необходимо:

- системный подход к обучению одаренных детей;

- диагностика их способностей;

- соответствующее их способностям программное обеспечение;

- профессионализм учителя, способного работать с одаренными детьми.

© 2010-2022