- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока по химии Закон Авагадро
Конспект урока по химии Закон Авагадро
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чиркова М.Ю. |
Дата | 18.06.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок химии в 8 классе по теме
«Молярный объем газов. Закон Авогадро».
Формирование прочных и глубоких знаний неразрывно связано с эмоциональной активностью учащихся, которая побуждает их к активной познавательной деятельности.
Предмет химии серьезен, поэтому задача каждого учителя преподать предмет так, чтобы не упускать возможности делать его занимательным.
На уроках я стремлюсь использовать занимательные опыты, проблемные задания, сложные понятия представлять к усвоению в форме сказок, ассоциативных историй, для создания позитивного эмоционального настроя хорошо воспринимаются учащимися стихотворные строки, инсценировки.
Все это способствует созданию атмосферы доверия, сотрудничества, приобщает учащихся к самостоятельной творческой деятельности, позволяет раскрыть резервный потенциал детских душ, испытать радость познания.
Особенно актуален в этом смысле - коллективно-групповой подход на уроках изучения нового материала, обобщения, отработки основных знаний, умений и навыков. На подобных занятиях организация работы учащихся должна учитывать принципы:
-
Коллективная деятельность приводит к обогащению знаниями, обмену опытом, спорные вопросы вызывают дискуссию, в которой рождается истина.
-
Молодое поколение азартно, ему присущ дух соревнования, желание победить, в итогах заинтересованы все участники, равнодушных нет.
-
Правильно подобранные задания развивают познавательную активность и самостоятельность, сообразительность, логику и оригинальность мышления.
Уроки коллективно-групповой деятельности имеют большое значение в усвоении и углублении знаний, развивают творческие способности, познавательный интерес к предмету и интеллектуальные способности учащихся.
«Молярный объем газов. Закон Авогадро».
Тема урока: Молярный объем газов. Закон Авогадро.
Цели: образовательная - систематизировать знания учащихся о понятиях количество вещества, число Авогадро, молярная масса, на их основе сформировать представление о молярном объеме газообразных веществ; раскрыть сущность закона Авогадро и его практического применения;
развивающая - формировать способность к адекватному самоконтролю и самооценке; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.
Тип урока: комбинированный
Метод проведения: коллективно-групповая деятельность.
Характер деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, с элементами исследования.
Оформление: портрет А.Авагадро, «Долина пирамид», таблицы 1,2,3, рисунок 1.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверьте готовность, все в порядке?
Готов ли учебник, дневник и тетрадка?
Своим одноклассникам ты улыбнись,
И к знаниям стойким, дружочек, стремись!
2.Объявление темы и целей урока.
3.Актуализация опорных знаний.
3.1. Беседа с учащимися:
-
В теме нашего урока фигурирует фамилия ученого А.Авогадро.
При изучении какого понятия мы уже встречались с этой фамилией?
-
Какой физический смысл имеет число Авогадро и его числовое значение?
-
В какой формуле (из изученных) применяется эта величина?
Давайте совершим прогулку по «Долине пирамид»
N m
n NAn M
«Долина пирамид» ( использовано в оформлении доски)
V
m
n Vm
ρ V
3.2.Решение задач
3.2.1. Давайте освежим в памяти применение этой формулы, заполнив пропуски в таблице (групповая работа- 3 группы).
Таблица 1.
Число частиц
Число Авогадро
Количество вещества
1.
6.02 * 10 1/моль
2 моль
24.08 * 10
2.
3 моль
6.02* 10
3.
1.5 моль
60.2* 10
(после выполнения осуществляется самопроверка, обратная связь, сверка с таблицей, на которой предварительно были закрыты, а теперь появились правильные ответы)
3.2.2. В теме урока проговаривается новое понятие - «молярный объем», а мы уже знакомы с понятием «молярная масса», давайте вспомним, какое принято обозначение для массы 1 моль вещества, в каких единицах измеряется, с какой величиной совпадает численное значение? (обсуждение с учащимися)
Чтобы нам было немного легче при изучении нового материала, предлагаю вычислить молярные массы веществ в различных агрегатных состояниях (групповая работа)
1 группа - находит молярную массу твердых веществ,
2 группа - жидких,
3 группа - газообразных (из таблицы 2)
(после выполнения взаимопроверка, сверка с данными таблицы)
3.2.3. Подведем итоги закрепления материала:
C помощью каких физических величин можно охарактеризовать порцию вещества?
4.Изучение нового материала.
4.1.На сегодняшнем уроке у вас будет возможность сделать то, что в 1811 году удалось итальянскому ученому Амедео Авогадро - сформулировать один из газовых законов.
4.1.1.Сегодня мы повторили многие количественные характеристики вещества - масса, молярная масса, количество вещества, число структурных единиц, объем, из курса физики - плотность.
Плотность=масса/объем (переводим запись в символическую).
Выразим из формулы, чему равен объем - V = m/ρ
4.1.2.Обратите внимание на рисунок 1, он демонстрирует нам расстояние между молекулами в веществах разных по агрегатному состоянию, давайте вместе выясним, какова зависимость плотности и объема (зависимость обратно пропорциональная)
Рисунок 1.
4.1.3.Допустим, что мы имеем дело с веществами количеством вещества 1 моль, тогда возможно заменить m на М, а объем будет определяться, как молярный (который занимает 1 моль вещества).
4.1.4. Групповая работа
Вычислим эту величину для соединений в различных агрегатных состояниях, взятых при одинаковых условиях:
Р = 1 атм = 760 мм рт.ст.
t = 0 С, эти условия мы будем называть НОРМАЛЬНЫМИ
1 группа - объем молярный газообразных веществ,
2 группа - твердых,
3 группа - жидких (из таблицы 2)
Таблица 2.
Формула
вещества
Агрегатное
состояние
Молярная масса,
г/моль
Плотность,
г/л
Молярный объем,
л/моль
Na2CO3
Твердое
106 г/моль
2500 г/л
0.04 л/моль
Al
Твердое
27 г/моль
2700 г/л
0.01 л/моль
H2SO4
Жидкое
98 г/моль
1860 г/л
0.053 л/моль
H2O
Жидкое
18 г/моль
1000 г/л
0.018 л/моль
CO2
Газообразное
44 г/моль
1.98 г/л
22.2 л/моль
H2
Газообразное
2 г/моль
0.09 г/л
22.2 л/моль
O2
Газообразное
32 г/моль
1.43 г/л
22.4 л/моль
( данные последней графы таблицы скрыты, открываются в ходе проверки выполнения задания)
4.1.5. По числовым данным молярного объема для веществ в разных агрегатных состояниях делаем вывод, что значения этой величины для твердых и жидких веществ - малые и разные. А для газообразных соединений - величины большие и практически одинаковые.
Вывод - При одинаковых условиях газообразные вещества количеством 1 моль занимают одинаковый объем - 22.4 л/моль.
(демонстрируем вещества количеством 1 моль - вода, сода, модель фигуры объемом 22.4 л)
4.1.6. По единице измерения выводим формулу для вычисления молярного объема (обращаемся к «Долине пирамид»).
4.2.Промежуточное закрепление.
Заполним недостающие данные в таблице 3.
Таблица 3.
Объем, л
Объем молярный, л/моль
Количество вещества, моль
22.4 л/моль
1 моль
3 моль
44.8 л
2.24 л
4.3.В теме нашего урока фигурирует название закона. Я предлагаю вам почувствовать себя учеными и самостоятельно сформулировать закон Авогадро.
Этапы рассуждения:
1.Выразим из формул 1, 4 «Долины пирамид» величину - количество вещества
2.Приравняем правые части полученных выражений
3.Выразим, используя правило пропорции, чему будет равно N
4.Используем полученное выражение для расчета N для двух газов
5.В формулах есть две постоянные величины - молярный объем и число Авогадро
Графическое отображение рассуждения:
1. n = N/NAn = V/Vm
2. N/NA = V/Vm
3. N = V*NA/ Vm
4. N1 = V1*NA/ Vm- для газа 1.
N2 = V2*NA/ Vm - для газа 2.
5. Постоянные величины в обоих формулах - NA , Vm. ,
отсюда, если N1 = N2, то V1 = V2
Вывод - если брать одинаковые объемы газов при одинаковых условиях (Р и t), то они будут содержать одинаковое число молекул.
Следствие - при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем (22.4 л/моль).
Обращаемся к учебнику, сверим полученные выводы с формулировкой А.Авогадро.
5.Закрепление материала (беседа по изученному - метод «Ты - мне, я - тебе»)
6.Подведение итогов урока.Рефлексия.
7.Домашнее задание (разноуровневое).
Достаточный уровень - аналогичное таблице 3 задание.
Высокий уровень - на отработку взаимосвязи величин, например - решите задачи и заполните пустые графы таблицы.
Формула вещества
Количество вещества, моль
Масса, г
Число молекул
Объем, л
44.8 л