Конспект урока по химии Закон Авагадро

Тема урока: Молярный объем газов. Закон Авогадро. Ставятся цели урока совместно с учениками в ходе урока актуализируются знания по теме "Число Авагадро". Отрабатываются умения решения задач. работы со схемами , работают в группах, рассуждают, анализируют, делают выводы. Закрепляют знания, умения, навыки, приобретенные ранее. Рассматриваются вопросы практического применения полученных знаний на уроке. Даются разноуровневые задания, ученики самостоятельно приступают к их решению. Урок заканчивает...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок химии в 8 классе по теме

«Молярный объем газов. Закон Авогадро».


Формирование прочных и глубоких знаний неразрывно связано с эмоциональной активностью учащихся, которая побуждает их к активной познавательной деятельности.

Предмет химии серьезен, поэтому задача каждого учителя преподать предмет так, чтобы не упускать возможности делать его занимательным.

На уроках я стремлюсь использовать занимательные опыты, проблемные задания, сложные понятия представлять к усвоению в форме сказок, ассоциативных историй, для создания позитивного эмоционального настроя хорошо воспринимаются учащимися стихотворные строки, инсценировки.

Все это способствует созданию атмосферы доверия, сотрудничества, приобщает учащихся к самостоятельной творческой деятельности, позволяет раскрыть резервный потенциал детских душ, испытать радость познания.

Особенно актуален в этом смысле - коллективно-групповой подход на уроках изучения нового материала, обобщения, отработки основных знаний, умений и навыков. На подобных занятиях организация работы учащихся должна учитывать принципы:

  • Коллективная деятельность приводит к обогащению знаниями, обмену опытом, спорные вопросы вызывают дискуссию, в которой рождается истина.

  • Молодое поколение азартно, ему присущ дух соревнования, желание победить, в итогах заинтересованы все участники, равнодушных нет.

  • Правильно подобранные задания развивают познавательную активность и самостоятельность, сообразительность, логику и оригинальность мышления.

Уроки коллективно-групповой деятельности имеют большое значение в усвоении и углублении знаний, развивают творческие способности, познавательный интерес к предмету и интеллектуальные способности учащихся.

«Молярный объем газов. Закон Авогадро».

Тема урока: Молярный объем газов. Закон Авогадро.

Цели: образовательная - систематизировать знания учащихся о понятиях количество вещества, число Авогадро, молярная масса, на их основе сформировать представление о молярном объеме газообразных веществ; раскрыть сущность закона Авогадро и его практического применения;

развивающая - формировать способность к адекватному самоконтролю и самооценке; развивать умение логически мыслить, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.

Тип урока: комбинированный

Метод проведения: коллективно-групповая деятельность.

Характер деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, с элементами исследования.

Оформление: портрет А.Авагадро, «Долина пирамид», таблицы 1,2,3, рисунок 1.


Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверьте готовность, все в порядке?

Готов ли учебник, дневник и тетрадка?

Своим одноклассникам ты улыбнись,

И к знаниям стойким, дружочек, стремись!

2.Объявление темы и целей урока.

3.Актуализация опорных знаний.

3.1. Беседа с учащимися:

  • В теме нашего урока фигурирует фамилия ученого А.Авогадро.

При изучении какого понятия мы уже встречались с этой фамилией?

  • Какой физический смысл имеет число Авогадро и его числовое значение?

  • В какой формуле (из изученных) применяется эта величина?

Давайте совершим прогулку по «Долине пирамид»

Конспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон Авагадро

Конспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон Авагадро

N m

Конспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон Авагадро

n NAn M

Конспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон Авагадро

Конспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон Авагадро«Долина пирамид» ( использовано в оформлении доски)

V

m

n Vm

ρ V

3.2.Решение задач

3.2.1. Давайте освежим в памяти применение этой формулы, заполнив пропуски в таблице (групповая работа- 3 группы).

Таблица 1.


Число частиц

Число Авогадро

Количество вещества

1.

6.02 * 10 1/моль

2 моль

24.08 * 10

2.

3 моль

6.02* 10

3.

1.5 моль

60.2* 10

(после выполнения осуществляется самопроверка, обратная связь, сверка с таблицей, на которой предварительно были закрыты, а теперь появились правильные ответы)

3.2.2. В теме урока проговаривается новое понятие - «молярный объем», а мы уже знакомы с понятием «молярная масса», давайте вспомним, какое принято обозначение для массы 1 моль вещества, в каких единицах измеряется, с какой величиной совпадает численное значение? (обсуждение с учащимися)

Чтобы нам было немного легче при изучении нового материала, предлагаю вычислить молярные массы веществ в различных агрегатных состояниях (групповая работа)

1 группа - находит молярную массу твердых веществ,

2 группа - жидких,

3 группа - газообразных (из таблицы 2)

(после выполнения взаимопроверка, сверка с данными таблицы)

3.2.3. Подведем итоги закрепления материала:

C помощью каких физических величин можно охарактеризовать порцию вещества?

4.Изучение нового материала.

4.1.На сегодняшнем уроке у вас будет возможность сделать то, что в 1811 году удалось итальянскому ученому Амедео Авогадро - сформулировать один из газовых законов.

4.1.1.Сегодня мы повторили многие количественные характеристики вещества - масса, молярная масса, количество вещества, число структурных единиц, объем, из курса физики - плотность.

Плотность=масса/объем (переводим запись в символическую).

Выразим из формулы, чему равен объем - V = m/ρ

4.1.2.Обратите внимание на рисунок 1, он демонстрирует нам расстояние между молекулами в веществах разных по агрегатному состоянию, давайте вместе выясним, какова зависимость плотности и объема (зависимость обратно пропорциональная)

РКонспект урока по химии Закон Авагадроисунок 1.


Конспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон Авагадро

Конспект урока по химии Закон Авагадро


Конспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон Авагадро

Конспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон Авагадро

Конспект урока по химии Закон Авагадро

Конспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон АвагадроКонспект урока по химии Закон Авагадро

Конспект урока по химии Закон Авагадро

Конспект урока по химии Закон Авагадро

4.1.3.Допустим, что мы имеем дело с веществами количеством вещества 1 моль, тогда возможно заменить m на М, а объем будет определяться, как молярный (который занимает 1 моль вещества).

4.1.4. Групповая работа

Вычислим эту величину для соединений в различных агрегатных состояниях, взятых при одинаковых условиях:

Р = 1 атм = 760 мм рт.ст.

t = 0 С, эти условия мы будем называть НОРМАЛЬНЫМИ

1 группа - объем молярный газообразных веществ,

2 группа - твердых,

3 группа - жидких (из таблицы 2)

Таблица 2.

Формула

вещества

Агрегатное

состояние

Молярная масса,

г/моль

Плотность,

г/л

Молярный объем,

л/моль

Na2CO3

Твердое

106 г/моль

2500 г/л

0.04 л/моль

Al

Твердое

27 г/моль

2700 г/л

0.01 л/моль

H2SO4

Жидкое

98 г/моль

1860 г/л

0.053 л/моль

H2O

Жидкое

18 г/моль

1000 г/л

0.018 л/моль

CO2

Газообразное

44 г/моль

1.98 г/л

22.2 л/моль

H2

Газообразное

2 г/моль

0.09 г/л

22.2 л/моль

O2

Газообразное

32 г/моль

1.43 г/л

22.4 л/моль

( данные последней графы таблицы скрыты, открываются в ходе проверки выполнения задания)

4.1.5. По числовым данным молярного объема для веществ в разных агрегатных состояниях делаем вывод, что значения этой величины для твердых и жидких веществ - малые и разные. А для газообразных соединений - величины большие и практически одинаковые.

Вывод - При одинаковых условиях газообразные вещества количеством 1 моль занимают одинаковый объем - 22.4 л/моль.

(демонстрируем вещества количеством 1 моль - вода, сода, модель фигуры объемом 22.4 л)

4.1.6. По единице измерения выводим формулу для вычисления молярного объема (обращаемся к «Долине пирамид»).

4.2.Промежуточное закрепление.

Заполним недостающие данные в таблице 3.

Таблица 3.

Объем, л

Объем молярный, л/моль

Количество вещества, моль



22.4 л/моль

1 моль


3 моль

44.8 л


2.24 л


4.3.В теме нашего урока фигурирует название закона. Я предлагаю вам почувствовать себя учеными и самостоятельно сформулировать закон Авогадро.

Этапы рассуждения:

1.Выразим из формул 1, 4 «Долины пирамид» величину - количество вещества

2.Приравняем правые части полученных выражений

3.Выразим, используя правило пропорции, чему будет равно N

4.Используем полученное выражение для расчета N для двух газов

5.В формулах есть две постоянные величины - молярный объем и число Авогадро

Графическое отображение рассуждения:

1. n = N/NAn = V/Vm

2. N/NA = V/Vm

3. N = V*NA/ Vm

4. N1 = V1*NA/ Vm- для газа 1.

N2 = V2*NA/ Vm - для газа 2.

5. Постоянные величины в обоих формулах - NA , Vm. ,

отсюда, если N1 = N2, то V1 = V2

Вывод - если брать одинаковые объемы газов при одинаковых условиях (Р и t), то они будут содержать одинаковое число молекул.

Следствие - при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем (22.4 л/моль).

Обращаемся к учебнику, сверим полученные выводы с формулировкой А.Авогадро.

5.Закрепление материала (беседа по изученному - метод «Ты - мне, я - тебе»)

6.Подведение итогов урока.Рефлексия.

7.Домашнее задание (разноуровневое).

Достаточный уровень - аналогичное таблице 3 задание.

Высокий уровень - на отработку взаимосвязи величин, например - решите задачи и заполните пустые графы таблицы.

Формула вещества

Количество вещества, моль

Масса, г

Число молекул

Объем, л


44.8 л


© 2010-2022