• Преподавателю
  • Химия
  • Дидактический проект урока химии в 7 классе на тему Составление формул по валентности

Дидактический проект урока химии в 7 классе на тему Составление формул по валентности

Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактический проект урока

Предмет: химия

Класс: 7 «А»

Учебное заведение: районный теоретический лицей им. М. Губогло

Ф. И. учителя: Врагалева Т. И.

Дата: 17.02.2016

Тема: «Составление формул по валентности» модуль «Строение вещества»

Тип урока: урок формирования способностей приобретать знания, понимать приобретённые знания, применять полученные и истолкованные знания

На уроке будут формироваться следующие компетенции:

Базовые/трансверсальные компетенции

1. Компетенции обучения/научиться учиться.

2. Компетенции общения на родном/государственном языке.

3. Компетенции общения на иностранном языке.

4. Компетенции деятельностно-стратегические.

5. Компетенции самопознания и самореализации.

6. Компетенции межличностные, гражданские, нравственные.

7. Базовые компетенции в математике, естественных науках и технологиях.

8. Компетенции компьютерной грамотности, использования информационных и коммуникативных технологий (ИКТ).

9. Компетенции культурные, межкультурные (использовать и создавать ценности).

Специфические компетенции учебного предмета «Биология»

1. Компетенция приобретения базовых знаний, навыков и ценностных отношений в области химии.

2. Компетенция общения с использованием специфического химического языка.

3. Компетенция решения задач/проблемных ситуаций.

4. Компетенция экспериментального исследования веществ и химических процессов.

5. Компетенция безопасного использования химических веществ.

Субкомпетенции (ученик будет способен)

  • СК1 Определять понятия валентность, высшая валентность, валентность постоянная и переменная

  • СК2 Составлять формулы бинарных соединений по валентности

  • СК3 Осуществлять рефлексию учебной деятельности

  • СК4 Радоваться своему успеху и успеху своих товарищей

Операциональные цели

  • ОЦ1 Определять понятия «валентность», «высшая валентность», «постоянная валентность», «переменная валентность»

  • ОЦ2 Систематизировать знания о валентности химических элементов

  • ОЦ3 Разъяснять последовательность действий при определении валентности атомов элементов по формулам веществ

  • ОЦ4 Соотносить знак химического элемента с его названием и произношением

  • ОЦ5 Вычислять относительные молекулярные массы веществ

  • ОЦ6 Выбирать лишнее понятие, опираясь на химические знание

  • ОЦ7 Применять ПС для определения валентности элементов

  • ОЦ8 Описывать алгоритм составления бинарных соединений по валентности

  • ОЦ9 Формировать умений владеть химическим языком через запись формул химическими знаками

  • ОЦ10 Моделировать бинарные соединения

  • ОЦ11 Совершенствовать химическую речь

  • ОЦ12 Устанавливать контакты работая совместно, распределять работу, обсуждать и выдвигать продуктивныегипотезы, формулировать и отстаивать собственное мнение, корректно относиться к мнению товарищей

  • ОЦ13 Аргументировать свои действия, делать краткие выводы

Средства обучения: мультимедийные средства обучения, интерактивная доска Smart, планшеты, страницы SmartNotebook, карточки с алгоритмом составления формул бинарных соединений по валентности элементов, инструктивные карточки для групп, оценочные листы, шаростержневые наборы для построения моделей молекул различных веществ, индивидуальные карточки для проверки домашнего задания и самостоятельной работы учащихся в группе, шкала для определения эмоционального состояния ученика.

Методы и приемы: проблематизация, анализ и синтез, обобщение, взаимообучение, эпиграф, моделирование, интерактивное тестирование, тестовые задания, инструктивные карточки с заданиями, рабочие карточки.

Формы организации учащихся: в группах, в парах, фронтально.

Формы оценивания:взаимооценивание, вербальное, оценивание лидером группы, индивидуальное.

Библиография и используемые ресурсы: учебник «Химия 7» Г.Драгалина, Н. Велишко; куррикулум для гимназического образования, VII-IX классы, Химия, Кишинэу; «Химия7. Методические рекомендации» Н.Велишко, «Мы изучаем химию» Тыльдсепп А.А., Корк В.А,. М.: Просвещение; «Уроки новых технологий по химии» Букреева Р.В., Быканова Т.А., Воронеж; pedmir.ru ; it-n.ru ; collection.edu.ru, pedsovet.su, kopilkaurokov.ru, metodsovet.su, pandia.ru. shkolnye-prezentacii.ru, ppt4web.ru, biouroki.ru, chimik.ru, , chimoza.ru,

СК

ОЦ

Этапы и ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

Оценивание

































СК3

СК4











СК3

СК4















ОЦ12

ОЦ13

ОЦ6







ОЦ4





ОЦ9

ОЦ11



ОЦ5

I Организационный момент. Вызов.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Эмоциональный настрой на урок - Психологическая разминка. Цель разминки - определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика табличка с шестью лицами - шкала для определения эмоционального состояния (рис.). Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.

Дидактический проект урока химии в 7 классе на тему Составление формул по валентности

Рис. Определи свое эмоциональное состояние



Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево.

Для этого нужно задуматься над вопросами: может ли человек полюбить не очень интересный ему учебный предмет? Что для этого нужно сделать?

Химическая разминка

  • Разноуровневые задания по пройденным темам

1.Игра «Крестики и нолики»

Выигрышный путь составляют атомы:

Na

CaO

CuO

FeO

AgCl

Si

S

Ca

K



2.Найдите «лишнее вещество», т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу: N2 SO2 BaO2 P2O5 N2O5 ( Ва - атом среди молекул)

3.Найдите «лишнее вещество», т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу: O2 Н2 СО К Li Ca (CО - сложное вещество, среди простых)

4.Выбери названия тел: алюминий, пластмасса, стакан, стекло, тетрадь, книга, ручка, дерево, линейка.

5. Выбери чистые вещества: воздух, серебро, морская вода, сахар, золото, кислород, нефть, медь, туман.

6. Установи соответствие между химическим символом элемента, его произношением и названием элемента

Cu

Феррум

Серебро

Pb

Силициум

Золото

Hg

Плюмбум

Медь

Fe

Аурум

Кремний

Au

Аргентум

Железо

Si

Цэ

Ртуть

Ag

Гидраргирум

Свинец

C

Купрум

Углерод



7. Как произносятся формулы следующих веществ? CuO, ZnO, P2O5, NO2 , SO3 , Al2O3, Н2О, SO2.

II. Индивидуальная работа по карточкам двух учащихся по теме "Относительная молекулярная масса" (Выполняют решение на доске, остальные в тетради). Проверка учителем.

Карточка № 1. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: NaCl, K2O.

Справочные данные:

  • Аr (Na) = 23

  • Аr (Cl) = 35,5

  • Аr (K) = 39

  • Аr (O) = 16

Карточка № 2. Рассчитайте относительную молекулярную массу данных веществ: CuO, SO2.

Справочные данные:

  • Аr (Cu) = 64

  • Аr (O) = 16

  • Аr (S) =3 2

Если вы легко смогли выполнить все задания, скажите себе: «Я - молодец!»

Подведение итогов выполнения тестовых заданий. Анализ результатов.

Учитель приветствует учеников. Мобилизация учащихся, настрой на урок











Инструктирует, как выполнить задания

















Инструктирует, как выполнить задания

Проводят психологическую разминку











Выбирают лидеров групп

Выполняют в парах интерактивные задания в программе SmartNotebook

























Лидеры групп фиксируют набранные баллы в оценочных листах

Вход в урок

Мобилизация

Концентрация внимания

Объяснение













Работа в парах

Тестирование

Мыслительные операции

Оценивание ответов



























Анализ

















Взаимооценивание

Индивидуальное

Программированная проверка решения

















Взаимооценивание

Индивидуальное

Эпиграф урока: «Всякое вещество - от самого простого до самого сложного - имеет три различные, но взаимосвязанные стороны: свойства, состав, строение…» (Б.М.Кедров).

Как вы прокомментируете эти слова? Подумайте и скажите, каким образом тема нашего урока может быть связана с этим высказыванием?

Зачитывает эпиграф урока, просит объяснить, как ученики его понимают и какова связь с темой урока

Выслушивает ответы

Проводит корректировку

Высказывают свои мнения

Выдвигают предположения

Проблематизация

Аргументация

Мой эпиграф

Обсуждение

Точка зрения

II Постановка целей:

  • Установить алгоритм составления формул бинарных соединений по валентности элементов

Объявляет тему урока

Совместно с учащимися формулирует цели и задачи урока

Знакомит с планом работы на уроке

Записывают тему урока

Формулируют цели урока

Знакомятся с планом работы на уроке

Постановка целей

Образовательная стратегия





СК1





















СК2





ОЦ1



ОЦ2



ОЦ3





ОЦ3

ОЦ13









ОЦ8













III Выполнение поставленных целей

До сих пор мы пользовались готовыми химическими формулами. Какие закономерности учитываются при составлении химических формул, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой? Как называется эта закономерность? (валентность).

Дайте определение валентности.

Валентность - это свойство атомов одного элемента присоединять строго определённое число атомов другого элемента.

Как обозначается валентность? (Валентность обозначается римскими цифрами)

Какие виды валентности вы знаете? (постоянная и переменная)

Чему равна валентность водорода? кислорода? ( I, II)

Какое правило вы должны знать при определении валентности атомов элементов в соединениях? (Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента).

Перед изучением новой темы давайте сделаем ещё одну разминку.

Упражнение: определить валентность элементов в веществах (тренажёр в OMS плэйере: ученики цепочкой выходят к доске). SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3.

Как вы думаете, зачем нам необходимо знать валентность элементов? (чтобы составлять химические формулы соединений). Запишем тему урока в тетрадь. Какую цель мы поставим перед собой?

Чтобы усвоить новую тему, вы должны пройти инструктаж, как составлять химические формулы по валентности элемента. Для этого удобно воспользоваться следующей таблицей.

Алгоритм составления химической формулы по валентности элемента.

Алгоритм составления формулы по валентности элемента

Пример

1. Запиши рядом знаки химических элементов, которые входят в состав вещества.

В О

2. Над знаками химических элементов поставь их валентность.

III II

В О

3. Определи Н.О.К (наименьшее общее кратное - это число, которое делится на исходные числа без остатка) чисел, выражающих валентность этих элементов.
Запиши Н.О.К. над формулой.

6

III II

В О

4. Раздели Н.О.К. на валентность каждого элемента.
Запиши полученный индекс.

6

III II

В О


6: III= 2

6:II=3


6

III II

В2 О3

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

6

III II

В2 О3

( 6=6)

Задает вопросы

Выслушивает и корректирует ответы























Объясняет алгоритм составления формул бинарных соединений по валентности элементов





Наблюдает за работой групп

Оказывает помощь, консультирует





Отвечают на вопросы











Получают инструктивные карточки с заданиями группы









Знакомятся с алгоритмом составления формул бинарных соединений







Записывают выводы в тетрадь

Проблематизация

Обсуждение







Объяснение

Обсуждение



Мозговая атака

Мыслительные операции

Работа в группах

Работа с учебником, дополнительной информацией, кейс-пакетом, ресурсами Internet

Создание презентации

Наблюдение

Химический эксперимент

Доказательство

Аргументация

Презентация

Анализ и синтез





Обсуждение

Анализ

Синтез

Запись в тетради

Фронтальное

Оценивание устных ответов при обсуждении вопросов















Взаимооценивание

Оценивание лидером группы

Индивидуальное

Оценивание устных ответов

Оценивание презентаций

СК2











СК3













СК3

СК4



ОЦ7

ОЦ9



ОЦ10





ОЦ12

ОЦ13













ОЦ12

ОЦ13

IV Применение полученных знаний. Повторение. Обобщение. Рефлексия.

  1. Оценочная рефлексия

А теперь начинаем закрепление изученного материала. Если у вас возникнут трудности, то у вас есть подсказка (алгоритм).

Упражнение: составить химические формулы по валентности элементов (тренажёр в OMS плейере: ученики цепочкой выходят к доске).

А теперь в течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.
Творческая работа в группах

Задание. Используя наборы для составления моделей молекул различных веществ, составьте формулы и модели молекул для следующих соединений:

1-я группа - меди и кислорода,

2-я группа - цинка и хлора,

3-я группа - калия и йода,

4-я группа - магния и серы.

После окончания работы один учащийся из группы отчитывается о выполненном задании и вместе с классом проводит анализ ошибок.

I вариант
Репродуктивный уровень ("6"). Составьте химические формулы по валентности элементов: NH (III), AlO (III), CH (IV), CuO (II).

Прикладной уровень ("8"). Составьте формулы оксидов: Mn (VII), Fe (III) , Cr (VI), Cu (I), К (I).

Творческий уровень ("10"). Исправьте ошибки, допущенные в некоторых формулах: AlO3, BO3, NaO, КО.

Работа над ошибками. Ответы

II вариант

Репродуктивный уровень ("6").
NH3, AL2O3, CH4, CuO.

Прикладной уровень ("8").
Mn2O7, Fe2O3 , CrO3, Cu2O, K2O.

Творческий уровень ("10").
Al2O3, B2O3, Na2O, К2О.

Анализ результатов. Обсуждение ошибок.

Подведение итогов урока. Подсчет баллов, набранных каждым учащимся в ходе работы на уроке, конвертирование баллов в оценку.

Еще раз вспомним вопросы, над которыми необходимо подумать для эффективной работы на следующем уроке.

  • Что нужно знать, чтобы составить химическую формулу вещества?

  • Как можно найти число атомов в бинарных соединениях, если валентности элементов известны?

  • Как проверить правильность составленной формулы бинарных соединений?



  1. Эмоциональная рефлексия (анкетирование в программе NetopVision)

  • Оценка эмоционального состояния по шкале (см. рис. в начале урока).

  • Ваше эмоциональное состояние на уроке

  • Доступность информации

  • Темп урока

Объясняет, как выполнять задания

Проверяет правильность выполнения



Выполняют интерактивный тест, выбирая правильные ответы

Участвуют в выставлении оценок





Лидеры групп фиксируют набранные баллы в оценочных листах

Отвечают на вопросы анкеты

Высказывают свои мнения и впечатления от урока

Синтез

Анализ

Обсуждение

Аргументация



Тестирование





Обсуждение

Беседа

Анализ

Программированная проверка выполнения тестов

Индивидуальное



Оценивание лидером группы





Самооценивание

Оценивание активности на уроке, правильности, корректности и полноты ответов

СК4

V Расширение. Постановка домашнего задания.

Параграф 2.8

Задание 4 стр.77

На оценку "10 - Найдите в дополнительной литературе (или иных источниках) формулы веществ, имеющих название: углекислый газ, глинозём, кварц, негашёная известь, цинковая обманка и докажите, опираясь на полученные знания, что их формулы записаны верно.

Проводит рефлексию. Благодарит всех за урок

Записывают домашнее задание в дневниках

Задают вопросы по домашнему заданию

Инструктаж

Обсуждение домашнего задания

Запись домашнего задания в дневниках



© 2010-2022