- Преподавателю
- Химия
- Игра по органической химии
Игра по органической химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Селищева Е.Н. |
Дата | 28.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«КТО ХОЧЕТ СТАТЬ ХИМИКОМ»
ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
10 класс
Учитель химии: Селищева Е.Н.
2015 г
Цель:
-
Углубить знания по органической химии.
-
Активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию уверенности в своих знаниях.
-
Способствовать развитию стойкого позитивного интереса к химии.
Игру можно проводить на заключительных уроках четверти или во внеурочной деятельности при проведении недели химии в школе.
Слайд № 1 «ТИТУЛЬНЫЙ»
Учитель зачитывает стихотворение:
Нам дарит химия сегодня
Чудесных множество веществ,
Пластмассы, каучук, волокна
Всех их, конечно же, не счесть.
Для урожаев - удобрения,
Для техники - металл любой.
Строителям цемент и краски,
Врачам - лекарств огромный рой.
Нам химия подарит свет,
Уют, одежду, обед приличный.
Даст то, чего в природе нет
Лишь знать ее должны мы на "отлично".
На слайде по щелчку мыши появляется заголовок «Кто хочет стать миллионером» и далее переход на следующий слайд.
Слайд № 2
На слайде автоматически появляется «Органическая химия» и звучит музыкальное вступление.
Учитель объясняет правила игры:
-
Игра аналогична игре «Кто хочет стать миллионером» на TV.
-
В игре принимает участие 1 или 2 ученика.
-
Тема игры: органическая химия.
-
В игре представлено 15 вопросов с четырьмя вариантами ответов, один из которых - правильный.
-
Вопросы № 5 и № 10 - «несгораемые оценки».
-
После ответа на 5 вопрос можно в любое время отказаться от игры и получить оценку «4», после ответа на 10 вопрос - оценку «5».
-
Но если вы продолжаете игру и отвечаете неправильно, то оценка не сохраняется.
-
Ответив на 15 вопрос, вы получаете оценку «5» и сувенир.
-
Во время игры можно воспользоваться пятью подсказками:
-
50 х 50 - ведущий убирает два заведомо неправильных ответа;
-
звонок другу - звоните любому знакомому; длительность звонка 30 секунд;
-
право на ошибку - ответить на данный вопрос можно два раза;
-
ответ друга - вы предоставляете право ответа одному из учеников;
-
помощь класса - класс голосует за один ответ, поднимая руку.
-
В любой момент, до оглашения своего ответа, вы можете передать право игры другому ученику.
Инструкция:
-
Переход от слайда к слайду производится по щелчку мыши.
-
Номинал вопроса - по щелчку мыши. Вопрос - по щелчку мыши, ответы появляются поочерёдно автоматически.
-
Правильный ответ появляется по щелчку на рамку с ответом (вращение); если ответ неправильный - по щелчку на рамку ответа - автоматически исчезает.
ВОПРОСЫ:
Вопрос
Варианты ответов
Дополнительная информация
100
Органическая химия изучает:
А) соединения углерода
В) неживую природу
С) соединения водорода
D) живые организмы
200
По предложению английского химика Джозефа Пристли этот полимер по-английски называют rubber, потому что он хорошо стирает записи, сделанные карандашом.
Назовите полимер.
А) полиэтилен
В) хитин
С) волокно
D) каучук
300
Любим мы соединяться
С водородом и с водой.
Но не любим замещаться,
Нарушая свой покой.
Можно получить из нас
Полимеры - высший класс!
А) арены
В) алканы
С) алкены
D) циклоалканы
500
Органических веществ насчитывается более:
А) 5 000 000
В) 500 000
С) 25 000
D) 25 000 000
1 000
Первая аминокислота, выделенная из сернокислого гидролиза желатина в 1820 году Анри Браконно.
А) аланин
В) глицин
С) валин
D) серин
Анри Браконно (29 мая 1780 -15 января 1855) - французский химик, ботаник и фармацевт.
Установил (1817), что большинство жиров состоит из твёрдой (стеарин) и маслообразной жидкой (олеин) частей. Получил (1819) виноградный сахар (глюкозу) гидролизом целлюлозы. Выделил (1820) аминокислоты лейцин и глицин. При сухой перегонке яблочной кислоты получил (1818) "пирояблочную кислоту" (смесь малеиновой и фумаровой кислот). Синтезировал (1833) тринитроцеллюлозу.
2 000
Рыжие лесные муравьи обладают феромоном тревоги - кислотой, которая одновременно служит оружием. Она разлагается при нагревании, дает реакцию «серебряного зеркала».
А) олеиновая кислота
В) муравьиная кислота
С) лауриновая кислота
D) уксусная кислота
4 000
Почему нельзя записать химическую формулу нефти?
А) нефть - смесь углеводородов
В) формула не определена
С) очень сложная формула
D) нефть - это углерод
Нефть - это не индивидуальное вещество, а смесь различных углеводородов с примесями кислород-, серо- и азотсодержащих веществ.
8 000
Молекула этого биополимера напоминает «нитку, унизанную разноцветными бусинками и скрученную в виде спирали».
А) целлюлоза
В) альдегид
С) белок
D) сложный эфир
Бусинки - это аминокислоты.
Скрученная в виде спирали - это вторичная структура белка.
16 000
Французский химик, который в 1802 году впервые выделил глюкозу из виноградного сока.
А) Антуан Лоран Лавуазье
В) Клод Луи Бертолле
С) Бернар Куртуа
D) Жозеф Луи Пруст
32 000
Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении.
А) адреналин
В) тироксин
С) инсулин
D) соматотропин
Тироксин - гормон щитовидной железы.
Инсулин - гормон, регулирующий обмен сахара в организме, вырабатывается поджелудочной железой.
Соматотропин - гормон роста, вырабатываемый гипофизом.
64 000
Фермент желудочного сока, расщепляющий белок до аминокислот.
А) амилаза
В) пепсин
С) киназа
D) каталаза
Амилаза - расщепляет крахмал. В истории амилаза стала первым открытым ферментом, когда французский химик Ансельм Пайя описал в 1833 году.
Киназы - ферменты, катализирующие реакции переноса фосфорильного остатка (-РО3Н2) от АТФ на различные субстраты. Играют важную роль в регуляции обмена веществ.
Каталаза (от греч. - разрушаю) фермент, который разлагает образующуюся в процессе биологического окисления перекись водорода на воду и молекулярный кислород (2H2O2 → 2H2O + O2)
125 000
Аббревиатура, используемая для обозначения органических веществ, основной функцией которых является хранение генетической информации в организме.
А) АТФ
В) ДНК
С) ВИЧ
D) РНК
АТФ - обеспечение клеток энергией.
ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, вызывающий заболевание - ВИЧ-инфекцию, последняя стадия которой известна как синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД) - в отличие от врождённого иммунодефицита.
РНК - шаблон для трансляции генетической информации в белки и поставка соответствующих аминокислот к рибосомам.
250 000
Его научное наследие составляет более 90 работ по органической химии, он автор оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии» и др. музыкальных произведений.
А) С.В.Лебедев
В) А.Н.Несмеянов
С) А.П.Бородин
D) М.И.Коновалов
С.В.Лебедев - разработал способ получения синтетического каучука.
А.Н.Несмеянов - впервые в СССР предложил универсальный метод синтеза металлоорганических соединений.
М.И.Коновалов - открыл реакцию нитрования углеводородов различных классов слабым раствором азотной кислоты.
500 000
Любовь к этим животным А.Е.Фаворский сохранил на всю жизнь.
А) птицы
В) лошади
С) собаки
D) кошки
Алексей Евграфович Фаворский - основоположник одной из наиболее важных областей химии - химии ацетиленовых соединений, создатель крупнейшей научной школы.
1 000 000
Назовите тему докторской диссертации Александра Михайловича Бутлерова.
А) «Состав и свойства нефти»
В) «О составе воздуха»
С) «Теория химического
строения»
D) «Об эфирных маслах»
Российский химик-органик, академик Петербургской АН (1874). Создал (1861) и обосновал теорию химического строения органических соединений.