Совершенствование умений работать с текстом учебника

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебникаСовершенствование умений работать с текстом учебника

МОУ СТАРОКИСТРУССКАЯ СОШ

2012г.

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ


«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА»

Учитель химии и биологии Маторина В.П.

Совершенствование умений работать с текстом учебника

Основные требования к созданию целостной образовательной среды на занятиях по химии:

  • мотивация ученика на поиск и приобретение знаний и умений;

  • Формирование у каждого ученика системы знаний;

  • формирование у каждого ученика системы предметных и межпредметных умений и навыков.

Реализация этих требований возможна при умении учащихся самостоятельно работать с текстом учебника.

Поэтому на первом уроке химии говорю учащимся, что наша главная задача как можно лучше усвоить этот материал, работать в полную силу и тогда у нас все получится.

Что для этого надо? - Прежде всего, научиться работать с материалом учебника. Для этого предлагаю инструкцию следующего содержания:

  • внимательно прочтите название темы, заглавия параграфа, вопросы предложенные в конце параграфа, обдумайте его содержание;

  • прочтите весь параграф. Выделите новые термины, понятия;

  • рассмотрите рисунки, иллюстрации, графики, таблицы, постарайтесь в них понять главное;

  • выучите предложенные определения, формулировки законов, которые имеются в тексте;

  • составьте краткий план прочитанного, обдумайте в какой последовательности пересказать текст;

  • перескажите текст мысленно или вслух, так вы лучше запомните и уясните изученный материал;

  • то, что не поняли, выясните у одноклассников или учителя.

При формировании знаний по теме «Электролитическая диссоциация» использую постепенную подачу информации с обязательным её закреплением путем неоднократного повторения учебного материала. Это способствует запечатлению в памяти изучаемого материала, и создаёт основу для формирования последующих знаний.

В качестве примера рассмотрю урок по теме «Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты». Образовательная задача урока состоит в углублении знаний по теме «Электролитическая диссоциация», а именно сформировать понятие о степени электролитической диссоциации, установить зависимость от условий, определить различия между сильными и слабыми электролитами.

1 этап. Объяснение темы начинаю с демонстрации опыта:

CuCI2(крист) +Н2О зелёный р - р +Н2О(избыток) голубой р -рt CuCI 2(крист.)

Прошу учеников указать признаки наблюдаемых реакций, в ходе беседы отмечаем, что процесс диссоциации, проходит в двух противоположных направлениях: ионизация - это распад электролита на ионы, моляризация - соединение противоположно заряженных ионов и образование молекул

Анализ демонстрационного опыта приводит учащихся к выводу, что электролитическая диссоциация процесс обратимый.

CuCI 2 Cu 2 ++2 CI-

  • Затем ученикам предлагаю ответить на вопрос: Состав минеральной воды «Ессентуки - 4» представлен в следующем виде:

катионы: Nа + , K + - 250 - 290 мг/л

Mg 2+ - 751 мг/л

Ca2+ - 150 мг/л

анионы: HCО3- - 360 - 450мг/л

CI- -150 мг/л

Почему не даны молекулярные формулы веществ, которым соответствует ионный состав.

2этап. На следующем этапе сообщаю, что качественной характеристикой процесса диссоциации является степень электролитической диссоциации. Учащиеся знакомятся с данным понятием по содержанию § 39. На доске и в тетради делают записи:

L = число продиссоциированных молекул/общее число молекул

Задание.

1.Выучите по учебнику определение степени электролитической диссоциации.

2.Знать, что L = n/N выражается в долях от единицы или в процентах.

Формулирование вывода о том что классификация электролитов зависит от степени диссоциации, затем составляем таблицу и обсуждаем вопрос о факторах влияющих на степень электролитической диссоциации.

3 этап. Прошу обратить внимание на разницу в форме записи уравнений для сильных и слабых электролитов.

HNO3 H+ + NO3- (L 1)

H2 O H++ OH- (L = 10 -9)

Задание.

1. Выписать из предложенного списка сильные и слабые электролиты: борная кислота, гидроксид натрия, гидроксид магния, азотная кислота, угольная кислота, вода.

2. Выучить по учебнику определение сильных и слабых электролитов.

4 этап. Обсуждение проблемных вопросов

  • Если в воде есть ионы, то почему она не является электролитом, не проводит электрический ток?

  • Вода - это кислота или основание?

Вопросы для самопроверки:

1. Во сколько раз в воде больше молекул, чем ионов?

2. Нарисуйте графические формулы серной кислоты, гидроксида натрия, воды. В каком из этих соединений связь О - Н наиболее прочная? Наиболее слабая.

(подсказка: чем слабее связь, тем выше степень электролитической диссоциации)

3. Как диссоциирует серная кислота, гидроксид натрия, вода?

5 этап

Задание:

1. Прочитайте материал в учебнике, обдумайте всё ли вам ясно;

2. Проверьте свою готовность отвечать на вопросы (с138 .То ,что не понятно выясните у учителя;

3. Проверьте свою готовность выполнять домашнюю работу;

4. Сформулируйте, что вы должны знать к следующему уроку.

Данный вариант урока имеет возможность многократно повторить, закрепить изучаемое на уроке, а также выяснить не усвоенные отдельными учениками знания. На этой основе легко спланировать индивидуальную работу с учащимися на следующем уроке.

При формировании умений учащихся работать с текстом учебника предлагаю задания нарастающей сложности. Так, первый урок по теме «Подгруппа кислорода», на котором необходимы знания Периодического закона и строения атома, при характеристике элементов и простых веществ подгруппы кислорода, провожу по следующему плану:

1.Повторение темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева».

Вопросы для повторения:

- сформулируйте периодический закон,

- что является графическим отображением периодического закона?

- что такое период? Что общего и чем отличаются малые и большие периоды?

- в чём заключается физический смысл порядкового номера?

-Почему закон открытый Д.И.Менделеевым называют периодическим?

2.Изучение нового материала.

Задание:

  • Самостоятельно охарактеризуйте строение атома кислорода в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева.

  • Какие элементы образуют подгруппу кислорода?

  • Составив схемы строения атомов серы и кислорода, ответьте на вопросы:

- в чем сходство и отличие строения атома кислорода и серы?

- почему кислород является более сильным окислителем, чем сера?

В заключение урока прошу учащихся самостоятельно ознакомиться с материалом учебника ( с.90), для каждой реакции необходимо составить схему электронного баланса, указать окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления.

В работе с учебником большое внимание уделяю анализу текста. Выделение в тексте главного способствует обучению краткой записи изложенного в форме тезисов, конспектов, планов. При обучении конспектированию использую инструкцию следующего содержания:

  • прочитайте параграф медленно по абзацам и смысловым фрагментам текста;

  • выделите в прочитанном главное;

  • перескажите главную часть своими словам;.

  • запишите кратко содержание текста. Писать следует грамотно, чётко;

  • (познакомьтесь с вопросами, помещенными в конце параграфа, подумайте, готовы ли вы их выполнить.

Но прежде чем приступить к самостоятельному конспектированию, ученики учатся составлять конспект по плану.

На уроке по теме «Сера» ученикам раздаю инструктивные карточки следующего содержания.

Задание. Составьте конспект, используя § 20 и предложенный ниже план:

1.Сера в природе и ее получение ( с.95)

  • Укажите два состояния нахождения серы в природе.

  • Запишите формулы и названия сульфидов и сульфатов.

  • Запишите кратко, что вы знаете о белках,

2.Получение серы. / с. 95/

  • Укажите, какое физическое свойство серы лежит в основе получения серы?

  • Вспомните, какой метод используется для отделения серы от других веществ, какое физическое свойство лежит в его основе.

3.Физические свойства серы. / с. 96/

  • Агрегатное состояние.

  • Электро - и теплопроводность,

  • Растворимость в воде ,сероуглероде, толуоле.

  • Температура плавления серы.

  • Аллотропные видоизменения серы.

4.Химические свойства серы.

(Уравнения реакций в молекулярном виде, составление уравнений электронного баланса.)

  • Окислительные свойства серы при взаимодействии с металлами и водородом,

  • восстановительные свойства серы с кислородом и галогенами/кроме йода/.

Обратите внимание!

В связи с большим атомным радиусом, чем у кислорода, окислительные свойства серы выражены гораздо слабее, поэтому в реакциях с кислородом сера -восстановитель.

5.Применение/С.98./

Составьте конспект, используя рис. 29 ( с. 98.)

Следующей ступенью в формировании рациональной организации труда учащихся является осуществление смыслового анализа текста с помощью составления следящего и структурного конспекта.

Для этого на первом этапе урока прошу одного из учеников читать вслух текст изучаемого параграфа, другие учащиеся следят по своим книгам. По ходу чтения выделяем наиболее главное и фрагменты текста, содержащие относительно законченную мысль. На втором этапе учащиеся составляют следящий конспект. Этому они уже научились, работая с инструктивными карточками. Третий этап состоит в преобразовании следящего конспекта в структурный. Следящий конспект - это изучение темы от частного к главному, а структурный от наиболее общих положений и выводов к их аргументам и фактам. Последний этап завершаем проговариванием структурного конспекта. Данная работа способствует систематизации знаний учащихся и осмыслению изученного на уроке материала.

Следящий конспект

Тема «Серная кислота»

1. Получение SO32 O =H2 S O4

2.a)H2 S O4 бесцветная, тягучая ( р =1,8г/см ), нелетучая жидкость

3.Реагирует с металлами:

H2+1 S O4 (разб) + Zn0 = Zn S O4+2 + H20

2H2 S+6 O4( конц) +Cu0 t=Cu+2 S O4 +S +4O2 +2H2 O

4.Степень окисления серы : +4,-2 ,0,+6.

5. а) H2 S O4 (разб) +MgO = MgSO 4+H 2O

2H+ + МgO =Мg2+ + Н2 О

б)H2 S O4 +2 K ОH = K2 S O4 +2 H2 O

Н+ + ОН- = НОН

6. При взаимодействии с хлоридом бария образуется белый осадок, который не растворяется в воде и концентрированной азотной кислоте

H2 S O4 + Ba C I 2 =Ba S O4 +2 HСI

Ba2+ +S O 2- = BaSO4

7. H2 S O4 - сильное водоотнимающее средство

8.Обугливание древесины, тканей, сахара/органические вещества/.

C12 H22 O11 = 12C + 11H2 O

9. Осторожность при работе с серной кислотой.

Структурный конспект

Тема: «Серная кислота»

Химические свойства

1.Отношение к воде

а) Диссоциация

H2 S O4 = H+ + HSO-4 первая ступень

H S O-4 = H+ + SO24- вторая ступень

Осторожность!

2.Концентрированная cерная кислота - сильное водоотнимающее вещество.

H2 S O4 +n H2 O H2 S O4 . n H2 O + Q

3.С металлами

Степень окисления: +6,+4,0,-2.

4. Разбавленная Концентрированная

С металлами стоящими в электрохимическом ряду напряжения до водорода

Zn0 + H2+1 S O4 = Zn +2 S O4 + H20

Zn0 +2 H2 S +6 O4 = Zn+2 S O4 +S+4 O2 +2H2 O

С металлами стоящими в электрохимическом ряду напряжения после водорода.

Cu0 +2 H2 S+6 O4 = Cu+2 SO4 + S+4 O2 + H2 O

Обратить внимание:Fe + H2 S O4 =

пассивирует: Pt ,Au

5. С оксидами

H2 S O4 + MgO = MgSO4 + H2 O

2H+ + MgО = Мg2+ + H2 O

H2 S O4 +2KOH = K2 S O4 +2H2 O

H++ OH- = H2 O

H2 S O4(изб) +2NaOH=NaHSO +Н2О

2H++SO2-+ OH-= HSO-4 +H2 O

6.Качественная реакция на сульфат- ион

Ba 2++SO24-= BaSO4

Осадок белого цвета не растворяется не только в воде, но и в кислотах.





Для того, чтобы убедиться усвоили или нет ученики основные приемы работы с учебником предлагаю работу по составлению логической схемы - конспекта.

Оксид кремния

Состав Строение

SiO 2 - 1атом Si - 3s2 3p2

- 2атома O -2s2 2p4

Свойства атомная

кристаллическая решетка

-O - Si - O - Si - O -

О O

- O - Si -O - Si - O-

Физические Химические

1.Твёрдое кристаллическое 1. Кислотный оксид

вещество

2.Высокая температура плавления 2.При нагревании реагирует со щелочами, с основными оксидами

/кварц-1728 С. SiO2 +2NaOH = Na2 SiO3 +H2 O

SiO 2+CaO = СаSiO3

3.SiO2 + H2 O =

вытесняет более летучие кислотные оксиды из солей при нагревании.

SiO2 +CaCO 3t= CO2 +CaSiO3

Применение

Изготовление силикатных кирпичей, керамических изделий, стекла.

На обобщающих уроках предлагаю составление схем, таблиц ,графиков .

Тема «Классификация углеводородов»

Углеводороды

Ациклические Циклические

Молекулы содержат незамкнутые Цепи из атомов углерода

цепи атомов углерода замкнуты в циклы

Могут быть прямыми и разветвлёнными

Предельные ароматические

СН3-СН2-СН2-СН3 -

много-одноядерные

Бутан

(алканы) нафталин бензол

Непредельные

Этиленовые

(алкены) алициклические

СН2=СН-СН2-СН3

Диеновые циклопарафины

СН2=СН-СН=СН2 НС - СН

2-метил-бутадиен-1,3 НС - СН

Ацетиленовые

(алкины)

СН3-С≡ С-СН3

Следует отметить, что описанное выше поэтапное обучение детей приёмам работы с текстом учебника нельзя ограничивать несколькими уроками, для достижения положительных результатов необходимо эту методику применять при изучении всего курса химии.








© 2010-2022