План-конспект спектакля М. В. Л О М О Н О С О В. Жизнь – подвиг

План- конспект спектакля М.В. Л О М О Н О С О В. Жизнь – подвиг.              Тема внеклассного мероприятия Аннотация к внеклассному мероприятию: Спектакль по теме М.В. Ломоносов. Жизнь – подвиг. Цели урока: Образовательные: - закрепить знания учащихся об учёных –химиках великой России, которые внесли неоценимый вклад в развитие и просвещение страны, -изучить биографию и жизненный подвиг  уникального человека, просветителя и учёного М.В.Ломоносова, -научить играть на сцене Воспитательные: -воспи...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Суслова Галина Николаевна

учитель химии

Тенистовская общеобразовательная школа

Бахчисарайского района

Республика Крым

К проекту: «Внеклассная работа - один из методов развития интереса к предмету Химия».

План- конспект спектакля

М.В. Л О М О Н О С О В. Жизнь - подвиг.

Тема внеклассного мероприятия

Аннотация к внеклассному мероприятию: Спектакль по теме М.В. Ломоносов. Жизнь - подвиг.

1. ФИО Суслова Галина Николаевна

2. Место работы Тенистовская СОШ

3. Должность Учитель химии

4. Предмет Химия

5. Класс 11

6. Внеклассное мероприятие. Неделя химии.

7. Базовый учебник. Химия 11: учебник для 11 кл. образоват.учрежд./ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман - М.: Просвещение, 2014.

Цели урока:

Образовательные:

- закрепить знания учащихся об учёных -химиках великой России, которые внесли неоценимый вклад в развитие и просвещение страны,

-изучить биографию и жизненный подвиг уникального человека, просветителя и учёного М.В.Ломоносова,

-научить играть на сцене

Воспитательные:

-воспитывать любовь к Родине, желание приносить ей ощутимую пользу,

-воспитывать уважение к прошлому России, к людям, творившим историю

-воспитывать интерес к химии,

Развивающие:

-развивать артистизм, талант,

-развивать сценическую культуру.

Вступление:

Ведущий 1.По небу сполохами радуги промчались,

С сияньем северным волшебным «повстречались».

Пожаром разноцветным полыхнула высь,

Искр драгоценных мириады разбрелись.

Шатёр небесный, то зелёный, то багряный,

Бел ослепительно, то вдруг очаровательно румяный.

То попридержит блеск сияния на миг,

И вдруг развесит люстр хрустальных озорник.

Земля в снегах замрёт, то чудо созерцая…..

Сова полярная взлетит, сугроб взрывая,

Вдруг «выстрелит» из-под куста косой и запетляет…

И вновь округа в трепетном очарованье застывает.

Замрёт простор, внимая диву неземному,

Загадочному, необъятному, необъяснимому такому.

Ведущий 2.. Живого, кроме тех огней, в природе ничего.

С небес на землю льётся золотое волшебство.

Захвачен силой сказочной, распят, пленён,

Помор суровый красоты величьем покорён.

В безмерной радости нечаянно забылся-

В избе натопленной Михайло - сын родился.

В годах Василий, сед, кряжист, силён,

На струге Чайка- собственном, треску с ватагой ловит он.

Рождению наследника порадовался всласть.

А хрупкая Алёна отлежалась, поднялась,

Сыночка долгожданного в повойник завернула,

Перекрестилась истово, потёрла спину, печь топить шагнула.

Хозяйство крепкое, крестьянское, всех надо накормить, убрать,

Хлеба душистые испечь, разделать рыбу, постирать.

Ведущий 3. Пока не встал всерьёз на Белой лёд,

С извозом Вася Чайку в Мурман поведёт.

В Архангельск тоже надо бы купцов с товарами свозить,

До ледостава будет барк просторы бороздить.

А уж в путину месяцев на пять кормилец уплывёт,

Без тятьки круглый год сынок растёт.

Пострел такой, что нипочём в дому не удержать,

В тайгу всё норовит, на речку, в гавань убежать

В.1. Застыл над бочагом - вчера была здесь лужа,

Сегодня - лёд, прозрачным кружевом застужен…

Пригрело солнышко, парок оглоблей к небу потянулся,

Косяк рыбёшек снулых сразу встрепенулся…

Найдёт в тенёчке прошлогодний снег, в избу несёт,

А тот в тепле весёлой струйкой из ладошки утечёт.

В немом восторге ледоходу на реке внимал,

Откуда силища такая в льдинах и воде - не понимал.

Роились мысли в голове неугомонного помора,

Ну, почему долга зима? А лето так промчится скоро?

Как из воды родится соль? И почему треска солёной не гниёт?

Зачем-то птицы осенью пускаются в полёт?

Когда, зачем и почему и с кем - сто тысяч почему…?

Нет объяснений на вопрос пытливому уму.


В.2. А сверстники на улицу гулять зовут,

Шубёнка, шапка, валенки. И тут как тут.

Ломоносов. Айда, ребят, кататься с косогора.

А то дрова рубить мне надо скоро.

Мальчик. Ты, Минька, не командуй, больно скоро,

Снег нынче мокрый укрывает косогор

Не будут санки с горки вниз катиться,

Не лучше в снежной крепости в снежки побиться?

Ломоносов. Не хочется в снежки. Идём капканы проверять,

Бежим скорёхонько. Не отставать!

Вед.3. Да, вдруг, как вкопанный замрёт,

Свербит в мозгу мыслишка и покоя не даёт.

А чем это так хвоя пахнет умопомрачительно?

И ворон на вершине каркает так заразительно?

Медведь зачем на зиму спать ложится?

Как снег загадочно с небес кружится,

А то, вдруг, запуржит, завоет вьюга,

К утру белым, бела, в сугробах вся округа…

В. 1. Смеются ребятишки, малохольным обзывают,

От крепких кулаков тычки за это получают.

Он красоту природы ли душой впитал,

Иль Бог таланта щедро и с лихвою дал?

Иль Матушка - Земля богатыря взрастила,

В которого и силу духа, и настырность, дар земной вложила?

Но в Холмогорах не было мальца умнее,

Как отвечать начнёт, так ликом весь светлеет.

Свящ.Итак, на чём же держится земля?

Ответствовать пойдёт Бобров Илья.

Илья. Земля висит, земля стоит,

Земля на сваях, точно мост лежит…

Свящ. Урок не выучен, ступай-ка в угол, да коленьми на горох,

На что же землю приспособил Бог?

Михайло, отрок Ломоносов, ты держи ответ,

Как сотворил Создатель Землю, белый свет?

Лом.Бог создал свет в день первого творения,

Твердь в день второй и небосвод для лунного свечения.

Решил в день третий воду по озёрам, рекам размещать,

В четвёртый сотворил небесные светила, землю освещать.

В день пятый воду населил и птиц по воздуху пустил,

Весь день шестой зверей, растения творил,…

А на седьмой Адама вылепил из глины,

И Еву из ребра для довершения «картины».

На трёх китов поставил землю, укрепил.

Семь дён без устали Всевышний Мир творил!

Свящ. По писанному шпарит, вот шельмец.

Пожалуй, розгой часто потчует отец?

Лом. Нет, тятенька за знания меня не бьёт.

Дивиться сам старанью моему не устаёт.

Вот, вырасту большой и далеко учиться буду,

Но край родной вовек не позабуду.

Уч. Куда нам из своей глуши деваться?

Учиться? Как же, раскатал губу.

Лом. Я буду так проситься, так стараться,

А не отпустят, так из дому убегу.

Вед. 2. За днями дни и месяцы летели.

Зима, весна и лето, осень и опять метели.

Стремился всё заметить Миша и понять,

Умом не детским необъятное объять.

Лет с десяти с отцом в путину, в море.

Работа до седьмого пота, волны, чайки на просторе.

Пропахший рыбой, молодой, красивый,

Он отличался внутренней, духовной силой.

Величие, достоинство, честь с материнским молоком впитал,

Окреп и возмужал, влюбиться час настал.

Красавица с соседнего селенья голову вскружила,

Но юношу к учению влекла неведомая сила.

Покоя молодцу ни ночью нет, ни днём,

Восторг к наукам жжёт огнём.

Дев. Ты, почему, мой сокол, так задумчив и невесел?

Что ниже плеч головушку ты буйную повесил?

Смотрю в твои глаза, а сердце болью обливается,

Как будто бы душа моя с твоей прощается.

Скажи же, не томи меня, не мучай..

Лом. Не плачь, уйти хочу, и подвернулся случай.

Обоз с мороженной навагой отправляется в Москву,

К науке тягу не могу перебороть, тревогу и тоску.

Нутро огнём горит и белый свет не мил,

Я всё познать хочу, с собой бороться не хватает сил!!!

Дев. А как же я? Любовь моя и нежность?

А Родина? Простор полей и шум лесов, и вод безбрежность?

В Москву? Там бесовство, веселье и разврат!!!

Лом. Прости, любимая, пойми, ведь я не виноват.

Никто мне в городе не нужен, не горюй, любовь моя.

Мой ум - науки раб, и только ей служить обязан я.

Дев. Проклятая наука! Чем тебя околдовала?

Кровь отравила. По рукам, ногам связала?

Раз свет не мил, я понимаю, надо уезжать,

Но, помни, голубь мой, я, сколько надо, буду ждать.

Лом. Родная, не горюй и лихом блудного не поминай,

Я не принадлежу себе. Прощай, навек прощай!

В . 3. Как в зимку санный путь установился,

Михайло слёзно в путь просился.

Не вымолив благословления, тайком сбежал,

И за обозом с рыбой пёхом поспешал.

В. 1.Мохнатый иней крупы лошадиные покрыл,

Возницы в гору помогают, выбившись из сил.

Михайло тоже подставляет спину под возок,

В Москву из Холмогор - отчаянный ходок..

Снегов просторы белоснежные слепят поморов,

Язык к зубам примёрз, не слышно разговоров.

В. 3. Полярной ночи стынь тревожит колдовством,

В душе рождая удаль, и протест, и торжество.

Возницы кормят юношу, чем бог послал,

Михайло, им благодаря, в дороге не пропал.

Морозный, яркий день за днём тащился,

И чудо - вид на златоглавую открылся…

Глотая слёзы, молча, сын России лапотной стоял.

Москва! Как на ладони - вот она. Начало всех начал!

В. 1.Не знавший права крепостного,

Не ведавший кнута крутого,

Своих сокурсников годами перерос,

Не раз обижен ими был до слёз.

Всегда и всё терпел, читал и размышлял, учил,

И засыпал частенько там, где сон сморил.

Прилежностью такой не все довольны были,

Дворянским сыном что назвался, не забыли.

Хорьков продажных на Руси всегда немало.

Профессор Постников! Его опека часто выручала.

В. 2. Риторика и математика, и философия, еще латынь,

Всё одолел. Но отчего в глазах разочарованности стынь?

Хотел он с экспедицией попом по Северу идти,

Предательство и злоба, зависть встали на пути.

Поповским сыном в заявлении назвался…

За ложь на лобном месте оказался.

Проф. Итак, Михайло Ломоносов, ты поповский сын?

Выходит, что отец есть у тебя .. И не один?

Один дворянского сословия, священник есьмь другой.

А, может третий сыщется ещё какой?

Лом. Позвольте объяснить, я ложью этой никому не навредил.

Крестьянина простого сына учиться кто б сюда пустил?

Умом своим хотел России преданно служить,

Мечтал образованье очень получить.

Чтоб не латынь царила, а российский наш язык…

Проф. Вон отсюда! Я к речам крамольным не привык.

Сгинь, нечисть, уноси отсюда побыстрее ноги,

Сгною мерзавца нечестивого в остроге.

Фил. Не тратьте понапрасну сил для гнева, отче,

От отрока неугомонного всевышний нас избавить хочет,

В числе двенадцати способнейших он в Петербург поедет,

Вопрос решён, пойдёмте, уж звонят к обедне….

В. 3. Невы брега и Петербург - Петра столица.

Михайло и не чаял у могилы славного кумира очутиться.

Ума искатель, а не слов из глупых уст ловитель,

Пётр даже после смерти был его учитель, вдохновитель.

В душе романтик понимал, коли высокому дано служить,

Жизнь без остатка Родине, России должен посвятить.

В. 1. Учился в Академии наук с особым рвением,

Приборы сам для опытов творил с стараньем и умением.

До самых до истоков мироздания дойти мечтал,

Стихи с глубоким смыслом, философские читал.

Чтец. Случилось вместе два астронома в миру,

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: Земля, вертясь, круг солнца ходит,

Другой: что Солнце все с собой Планеты водит.

Один Коперник был, другой был Птолемей.

Хозяин спрашивал: Ты звёзд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сём сомненьи рассуждаешь?

Он дал такой ответ: Что в том Коперник прав.

Я правду докажу, на солнце не бывав.

Кто видел простака такова,

Который бы вертел очаг вокруг жаркова?

В.2. Иоганн Шумахер Академией усердно управлял,

Нещадно и безбожно средства воровал.

Царица Анна Иоанновна в те годы правила страной,

Студентам голод был, что брат родной.

Виноградова,Лебедева, Ломоносова - друзей - неразлейвода

Третьяковский - отец стихосложения поддерживал всегда.

И даже тут сидела в сердце Ломоносова печаль -

Жизнь на пустые лекции так тратить жаль.

В. 3. Засилие профессоров - иностранцев учёбе ну ничуть не помогает,

К науке страсть, любовь необъяснимая его сжигает.

И мечется душа, тревожа сердце, мучая сознание -

Мечта - проникнуть в суть, в основу мироздания.

В 1. Блеснул надежды луч в пучине бытия -

В германию учиться! До свидания, Родина моя.

Сначала Марбург, Университет, Вольф знаменитый.

Мир физики и математики, и философии открытый.

Недолго длилась радость, духа торжество,

Войной объята Русь, раздоры, смута, воровство.

Студентам за границу деньги редко высылают,

И те опять нещадно голодают.

В. 2.Переведён в Саксонию азы металлургии изучать,

А для того породы горные и минералы надо знать.

С кайлом спускался в шахту, как шахтёр,

Пыль вредную глотая, минералы в ступке тёр.

С тем, что детишки в шахте трудятся, не мог смириться,

Судьба позволила на берегу речушки тихой очутиться.

Очаровательны, нежны, загадочны, легки

Кидали в воду девушки венки.

Дев. Смотрите, мой венок так далеко уплыл.

В той стороне живёт тот, кто сердечку мил.

Лиз. А я не стану свой венок бросать,

Мне милого не надо далеко искать.

Давно и безнадёжно парня вон того люблю,

Тебе, родной, любовный символ подарю.

Не в шутку, а всерьёз венцом венчаю,

В тебе, любовь моя, души не чаю.

Сидишь занозой в сердце роковой,

Я не смирюсь, ты будешь мой.

Лом. Я из России - гость случайный тут,

Не знаю даже как тебя зовут.

Учёный, нищий, за душою ни гроша.

А ты, как ветка вишни в мае, хороша.

Как розы лепестки, как нежная фиалка…

Лиз. Мне для тебя и жизнь сгубить не жалко.

Богатого и знатного отвергла я, ценя свободу,

А за тобой согласна, хоть в огонь, хоть в воду.

Лом. Но разум мой науке отдан, не любви,

Огонь не к женщине, а к знаниям горит в крови.

Лиз.Мне всё равно! Жила я ради этого мгновения!

Люблю, ты мой! Не надо даже мне благословления.

В. 3. И победила нежность, и любовь, и страсть!

В грехе безбрачия потом дочурка родилась.

Михайло в Лейпциг шёл в тот день, от Генкеля спасаясь.

Молить о помощи посла, на Родину попасть мечтая.

Увы, послу нет дела, что горька учёному чужбина,

Хотя мир облетела Ода на взятие Хотина.

Признала и Россия Ломоносова - поэта и творца…

А человеческим мытарствам нет ни края, ни конца.

В. 1. В семье жены несладко жить.

Лишь только Родине обязан он служить.

Рискуя, в храме лютеранском вынужден венчаться,

Чтобы как у поморов, «с кем венчаться, с тем и кончаться»

Решает тайно в трюме корабля российского на Родину вернуться,

Да повезло вербовщикам на спящего в лесу наткнуться.

Он служит в прусской армии, при форме, гренадёр,

Часть в крепости средь неприступных гор.

Простой мужик российский славен силой духа и терпением,

Находчивостью, ловкостью и всяческим умением.

Сбежал в ночи, фортуна, может, помогла,

В Гардс к Кремеру дорога жизни привела.

В. 2. Однажды беспокойный сон приснился,

Отец, которого не видел много лет, явился.

Что утонул, у Канинского носа указал,

Домой вернуться слово с сына взял…

Холодный пот, как иней, тело оросил,

Проснулся. Еду! Больше не осталось сил.

Жене записку, чтобы не искала, написал,

Перекрестившись, и , таясь как вор, сбежал.

В. 3. Посмотрим, чем Россия сына блудного встречала?

Шумахер ненавистный, нищета, всё начинай с начала.

Ко дню рождения царицы оду перевёл,

В России почитателей таланта своего нашёл.

Родился сын - Иван, но от болезни умер вскоре,

Жена и сообщить не мыслит, одиночкой бьётся в горе.

Уже адьюнкт и жалованье вроде неплохое,

Но мысли о природы сути не дают покоя.

В. 1.Засилье иностранцев не даёт гиганту развернуться,

С Шумахером опять пришлось столкнуться.

Арест в итоге - камера тюремная, острог!

Он даже там трудиться для России смог.

Стихи летят из-под пера, псалмы на русский переводит,

С оказией письмо о смерти малыша в тюрьму приходит.

Скорбит по сыну, растерян и раздавлен, угнетён,

Винит себя во всех несчастьях он.

Освобождают из тюрьмы, чтоб у Шумахера просил прощения,

«Я извиняюсь, но не изменяюсь» выдал без сомнения.

В. 2. Мечтает встретиться с семьёй, уюта хочется, тепла,

На сердце дума неотвязная легла.

И не запить, и не заесть кручину.

Друг денег в долг даёт, узнав причину.

Решается и пишет с приглашением письмо,

Ждёт Лизонька которое давным, давно.

Собралась мигом и ,как в омут, в путь пустилась.

Учёному великому российскому жизнь без остатка посвятила.

Лиз. Михайло, дорогой, мы вместе наконец,

Смотри, какой дочурки взрослой ты отец.

Дочь. Ах, папочка, как долог до России путь,

Снега, леса, и не на что взглянуть,

И я замёрзла очень и устала,

И сильно, сильно по тебе в Германии скучала.

Лом. Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

И наслаждаешься медвяною росою.

Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,

Но в самой истине ты перед нами царь;

Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!

Ты скачешь и поёшь, свободен, беззаботен.

Что видишь, всё твоё; везде в своём дому,

Не просишь ни о чём, не должен никому.

Лиз. Смотри, заснуло нежное сокровище твоё.

Неси в постель и покажи теперь жильё моё.

В. 3.Ведёт за торжество науки русской непосильный бой,

Не кулаками, не шумихой, а идеями и светлой головой.

Диссертации пишет одну за другой, причём в науках разных,

В предвидении и в логике, и в точности ему нет равных.

В 34 года - академик, наукой занимается всерьёз.

Создал лабораторию, уже и с теплородом разрешил вопрос.

В. 1.Царствие Елизаветы - учёного Ломоносова эпоха!!!

Дела семейные, да и в науке всё идёт неплохо.

И даже принят у царицы во дворце бывает,

В новациях, открытиях деньгами фаворитка помогает.

И дело спорится, в душе покой и свет,

Немало совершить успел за так немного лет.

Мозаикой, как дивной сказкой увлечён,

Стекла игрой очаровательной пленён.

На крыльях воодушевления летает.

Теории, законы и заводы открывает.

Лом. 4 тысячи опытов, стекло получено оттенков самых разных,

Зелёных, синих, жёлтых, золотых, багряных, красных,

И смальта, нет которой в мире краше,

И мастерство, терпение, искусство наше.

Раб. Мих. Вас., вот здесь заполнить синью или зелень подойдёт?

Лом. Пусть лучше этот луг ромашками цветёт,

Чтоб каждый, кто взглянул, природой восхитился,

Застыл перед красой России и забылся,

Ничто, как красота, души не очищает,

И счастлив тот, кто с ней в единстве проживает.

Р. Смотри, Михайло, верно, диво! За сердце берёт!

Когда же наша жизнь вот так же расцветёт?

Лом. Обидно! Так богата Матушка Россия, недрами сильна!

Увижу ли воочию, как твёрдо встанет на ноги она?

Когда такую силу наберёт, что станет первой?

Пойдёт дорогой нужной, твёрдой, верной!!!

В. 3. Он, к сожалению, не смог увидеть это…

4 апреля 1765 г. не стало просветителя, учёного, страдальца и поэта.

Калейдоскоп событий жизненных остановился.

Он создал многое, к чему стремился.

В. 1.Обогатил блестящими открытиями почти в се области знания.

Самоотверженно трудился, проявляя к сути неустанное внимание.

Родился лет на сто вперёд любой науки.

И гения непризнанного боль испытывал и муки.

В. 2. Жизнь подтвердила многие открытия творца-титана,

Который шёл к победе твёрдо, неустанно.

Не потеряется гиганта имя в жизненной пучине,

Перед величием его склоняем головы поныне!!!

Использованная литература:

  1. Биографии великих химиков. Редактор К. Хайнинг, Перевод с немецкого канд.хим.наук В.А.Крицмана. Издательство «Мир»., М - 1981, 388с.

  2. Меншуткин Б.Н. Жизнеописание М.В.Ломоносова- 3-е изд. -М. - Л.:Изд-во АН СССР, 1974

© 2010-2022