Урок по теме Строение атома

Задачи урока: ·                     Познакомить учащихся с историей установления сложного строения атома, с частицами, составляющими атом и их характеристиками. ·                     Отработать умение записывать массовое число, порядковый номер элемента рядом с его символом, определять число протонов, нейтронов и электронов атомов любых химических элементов. ·                     Показать, что этимологическое начало понятия "атом" ("неделимый") не соответствует действительности - атом делим. Дат...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 49 Строение атома.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

Цели урока: Развивать пространственное воображение как элемента творческой деятельности, развивать мировоззрение как систему взаимодействия макро- и микромира.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с историей установления сложного строения атома, с частицами, составляющими атом и их характеристиками.

  • Отработать умение записывать массовое число, порядковый номер элемента рядом с его символом, определять число протонов, нейтронов и электронов атомов любых химических элементов.

  • Показать, что этимологическое начало понятия "атом" ("неделимый") не соответствует действительности - атом делим. Дать понятие о составе атома и атомного ядра. Раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, электрон, массовое число.

  • Воспитывать в учениках уверенность в своих силах.

Оборудование:

  • На столах у групп раздаточный материал

  • Так как предусмотрена работа в группах, то ученики разделены на 3 группы.

  • В каждой группе на столах лежит раздаточный материал, содержание которого представлено отдельно.

Содержание урока.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы с вами должны познакомиться с одним из основных понятий химии - "атом" и выстроить весь материал урока в виде логико-смысловой модели, каркас которой размещен на доске, а мы его должны заполнить.

Начнем мы с вами с истории. Римский поэт и философ, Тит Лукреций Кар (Iв до н.э.) рассказал в бессмертной поэме "О природе вещей" об атоме.

(Если через окно в класс проникают солнечные лучи, то можно во время чтения стихотворения акцентировать внимание учащихся на этом моменте)

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет
проникает
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,
Множество маленьких тел в пустоте ты увидишь;
мелькая,
Мечутся взад и вперед, в лучистом сиянии света;
Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах,
В схватки бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя,
Или сходясь или врозь постоянно опять разлетаясь.

Вопрос: Как вы думаете, суть каких явлений, с точки зрения современных представлений, описал поэт в данном стихотворении?

Ответы:

- явление диффузии;

- броуновское движение: пылинки в солнечном свете - хаотичное движение молекул и их столкновение.

Вывод: Учение об атомах по своей сути материалистично. Самые различные явления природы находят себе простое объяснение. Движения атомов и их соударения подчиняются простым и строгим законам. Однако, по мнению Демокрита, атом неизменен и вечен: Давайте дадим понятие атому.

Я предлагаю вам самостоятельно познакомиться с основными этапами развития учения об атомах. стр. 181 учебника.

- Ирландский физик Стони открыл электроны

- Англичанин Дж. Томсон и француз Жан Перрен дали характеристику электрона и получили поток электронов

- Физик Анри Беккерель открыл явление радиоактивности.

- Англичанин Эрнест Резерфорд изучал рассеивание a-частиц.

Атом любого химического элемента - как бы крохотная Солнечная система, в центре которой ядро, а вокруг вращаются электроны. Поэтому такую модель атома, предложенную Резерфордом, называют планетарной.

Но и это не все. Оказывается, и крошечное атомное ядро, в котором сосредоточена вся масса атома, состоит из частиц двух видов.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Просматриваем пять страниц электронного урока "Как устроен атом".

Протоны, имеют массу равную 1, положительный заряд равный +1, обозначаются р+. Нейтроны имеют массу равную 1, заряда не имеют, обозначаются n0. Электроны имеют отрицательный заряд равный -1, массу, равную1/1840 массы протона, обозначаются е-, z- порядковый номер.

р+ + n0 = массовому числу А

Показано правило записи символа химического элемента, его порядкового номера и массового числа.

n0 = А - z.

Атомы электронейтральны, следовательно, электронов в атоме должно быть столько же, сколько протонов

р+= е-

Задание: С помощью цветных кружочков и листов с прорезями соберите модели ядер тех атомов, символы которых ваши группы записывали.Li. Be. C.N.O.F.Ne

Прикрепите их рядом с символами. Защитите вашу модель (почему столько протонов и нейтронов в ядре ваших атомов? Сколько электронов должно быть в атомах этих элементов?)

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием.

Вопрос: А как вы думаете, так ли уж необходимо нам с вами изучать строение атомов? Для чего нам необходимы эти знания? (А ведь энергетические ресурсы атома неисчерпаемы, в отличие, например, от запасов природных ископаемых, таких как уголь, нефть, газ. Мирный атом и атомная энергия, используемая в военных целях. Тяжелые последствия применения атомной бомбы известны всему миру, когда в 1945 г Хиросима была уничтожена).

Греки говорили, что атом неделим. Так ли это? Используя материал этого урока, как вы можете ответить на этот вопрос? Как это ни странно, но правы и вы и Демокрит. Атом - это химически неделимая частица, так как в химических реакциях атомы не изменяются, но знать строение атома необходимо каждому химику для объяснения многих химических процессов.

Ведь если к атому добавить еще один протон, то меняется заряд ядра, а следовательно и порядковый номер элемента, т.е. происходит ядерная реакция. Если к атому добавить нейтрон, то заряд ядра не меняется, а меняется только масса атома. Возникает разновидность атомов химического элемента, которые называют изотопами. С этими понятиями вы познакомитесь на следующих уроках.

У нас осталось немного времени. Загадайте, пожалуйста, химический элемент. Его порядковый номер умножьте на 2, прибавьте к этому произведению 5. Теперь всю сумму умножьте на пять. По очереди говорите мне ответ, а я скажу вам порядковый номер вашего загаданного элемента.

(Разгадка: От предложенного ответа необходимо отбросить последнюю цифру и вычесть от оставшегося числа 2. Получится порядковый номер задуманного элемента в таблице Д.И.Менделеева).

Домашнее задание - читать параграф 52, тесты после параграфа.

© 2010-2022