- Преподавателю
- Химия
- ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Андреев М.К. |
Дата | 19.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САМАРСКИЙ ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«УТВЕРЖДЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом Директор СТПТ
совете В.К.Ягодкин.
от 10 ЯНВАРЯ 2015 г 12 ЯНВАРЯ 2015 г
ПРОГРАММА
патриотического воспитания
на 2015-2016 гг.
САМАРА
2015
Программа патриотического воспитания студентов на 2015 -2016 гг.
Введение.
Программа патриотического воспитания студентов СТПТ разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1б февраля 2001 года № 122 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Федеральной программой развития образования, областной программой «Патриотическое воспитание детей и молодежи Самарской области»
Программа определяет цели, задачи, основные направления, конкретные мероприятия патриотического воспитания студентов на период с 2015 г. по 2016 г. и ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания.
Цель программы - возрождение патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.
Для достижения цели программы требуется решение следующих основных задач:
-
воспитание у молодого человека качеств нравственно устойчивой и духовно богатой цельной личности;
-
формирование патриотических чувств и сознания на основе понимания исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
-
формирование гражданского самосознания, проявляющегося в ценностном отношении к личности, обществу и государству; воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности, стремление служить интересам своего Отечества;
-
воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны
Практические цели программы:
-обеспечение необходимых научно-методических, организационных, ин-
формационных и других условий для воспитания студентов СТПТ;
-обновление содержания и структуры воспитания на основе отечествен-
ных традиций, исследовательской и новаторской деятельности;
-обеспечение интеграции учебного и воспитательного процессов;
-формирование гражданственности, жизненных ценностей у молодежи, преодоление ее социальной дезориентации;
-воспитание навыков здорового образа жизни;
- развитие этнокультурного образования;
Новые подходы к процессу воспитания
-развитие творческих возможностей и способностей студентов;
-формирование гражданской позиции;
-воспитание патриотизма;
-развитие демократической культуры;
-профилактика асоциальных явлений у юношей и девушек;
-формирование потребности в здоровом образе жизни;
-эстетизация и экологизация среды жизнедеятельности студента.
Основные направления обновления воспитательной деятельност:
Воспитание гражданственности и патриотизма:
-осознание студентами как нравственной ценности своей причастности к судьбе России, ее историческому прошлому и будущему;
-сохранение национальной культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию, поддержание чувства национальной гордости, нацио-
нального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;
-развитие правового обучения и воспитания молодежи, усвоение и использование студентами своих гражданских прав, выполнение гражданских обязанностей;
-формирование экологического мировоззрения, базирующегося на принци-
пиально иной системе жизненных ценностей, экологической этики, экологической грамотности, экологической культуры.
-воспитание и обучения профессионала, специалиста своей профессии.
Воспитание духовно-нравственной личности:
-создание условий для формирования сознания и таких черт характера, как честность, мужество, трудолюбие, создание позитивных нравственных установок;
-формирование позитивного образа Родины, потребности служения ей;
-формирование позитивного отношения к семье, уважении к родителям, готовности юношей быть защитниками Отечества, отцами, мужьями, а девушек
хранительницами семейного очага, добросовестными матерями и супругами;
-формирование бережного отношения к природе, материальным ценностям, созданным обществом;
-формирование у молодежи потребности построения собственной линии поведения на основе культурных норм, сознательный выбор и обоснование своего жизненного пути;
-развитие способности к самооценке, культурной активности, умения коррек
тировать процесс взаимодействия с окружающими.
-воспитание навыков здорового образа жизни. Воспитание будущего гражданина и семьянина.
Пояснительная записка.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность и жестокость , неуважительное отношение к армии и падение престижа военной службы. Снизилась роль самой армии в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
На сознание подрастающего поколения оказывает разрушающее воздействие пропаганда в средствах массовой информации чуждых традиционному российскому менталитету идеологических, социально-политических, духовно-нравственных стереотипов и штампов, фальсификация отечественной истории и истоков российской культуры.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.
1. Основные понятия.
Патриотизм - это система духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в чувстве любви, гордости и преданности своему Отечеству, в осознании своего нравственного долга перед ним и готовности к защите его интересов, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции и ценности своего народа, хранить его историю и культуру, в уважении к другим народам.
Патриотическое воспитание представляет собой комплекс мер духовно-нравственного, социально-политического, психолого-педагогического, военно-технического и иного характера, реализация которых способствует формированию у подрастающего поколения патриотического самосознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества, стремление участвовать в деятельности, направленной на процветание Родины, сохранение национально-культурных традиций.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности гражданина-патриота Отечества, которая характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, чувством гражданского долга, веротерпимостью, проявлением чувства любви к Родине, родному краю, языку, традициям и обычаям своего народа, к родным и близким, толерантным отношениям к другим народам и культурам, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения, почитанием национальных святынь и символов, уважением к Конституции страны, правовым основам государства.
2. Основные направления реализации программы
2.1. Обновление содержания и форм патриотического воспитания.
Обновление содержания и форм патриотического воспитания достигается путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным
направлениям:
духовно-нравственное направление, включающее в себя:
-формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
-воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
-формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
-воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
-формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений (наркомания, пьянство, проституция и др.),подрывающих физическое и духовное здоровье нации;
-использование возможностей разных религиозных конфессий, исповедующих развитие в обществе нравственных идеалов, рассматривающих служение Родине как высший служебный долг и предназначение человека.
культурно историческое направление, предполагающее:
-воспитание потребностей в освоении и сохранении национальной культу-
ры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию в целом и Самарскую область в частности;
-формирование понимания места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры;
-вовлечение студентов в работу по сохранению культурных и исторических памятников, памятников боевой и трудовой славы;
-формирование чувства национальной гордости, национального самосозна-
ния, способности жить с людьми других культур, языков и религий;
-воспитание любви к малой Родине - Самарской области, родному городу, селу, гордости за их историю и достижения настоящего времени;
-формирование бережного отношения к природе своей страны и края;
гражданско-правовое направление, ориентированного на:
-изучение государственной системы Российской Федерации, знание ее Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России, знание Устава, символики и атрибутики Самарской области;
-формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, ее суверенитету, независимости и целостности;
-воспитание готовности при выборе сферы и конкретных видов деятельности учитывать не только личные, но и общественные и государственные интересы;
-развитие правового обучения и воспитания студентов, изучение правовой системы Российской Федерации и Самарской области; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
-усвоение студентами своих гражданских прав, выполнение гражданских обязанностей; формирование уважения прав и свободы личности, человеческого достоинства; изучение Деклараций о правах человека;
-развитие демократической культуры в деятельности молодежных организаций, создание условий для участия студентов в общественно-политической жизни;
-развитие реально действующего студенческого самоуправления.
военно-патриотическое направление, включающее в себя:
-изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей страны и Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны;
-сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч студентов с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
-формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга;
-
воспитание уважения к офицерскому корпусу России.
2.2Научно-методическое обеспечение патриотического воспитания.
Основные направления научно-методического обеспечения патриотического воспитания включают в себя:
-разработку комплекса учебных и специальных программ и методик по организации патриотического воспитания;
-обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания; формирование комплектов литературы патриотической направленности для библиотеки техникума;
-проведение «круглого стола» с приглашением ветеранов войны, воинской службы и труда по проблемам методологии патриотического воспитания студентов.
2.3.Военно-профессиональная ориентация и подготовка к военной службе.
Военно-профессиональная ориентация студентов и их подготовка к военной службе осуществляется по следующим направлениям:
-встречи студентов с офицерами военкоматов по вопросам ориентации на приобретение воинских профессий; ознакомление с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих;
-получение начальных знаний по основам военной службы;
-формирование у студентов готовности к действиям в экстремальных условиях природного, техногенного и социального характера;
-практическая подготовка военной, военно-технической и военно-спортивной направленности (военно-спортивные игры, спартакиады, секции по военно-прикладным видам спорта).
3. Ожидаемые результаты.
В результате осуществления мероприятий Патриотической Программы в течение 2015-2016 годов ожидается формирование у студентов важнейших духовных и нравственных качеств: любви к Родине, родному краю; уважения к национальным традициям и обычаям, чувства гражданского долга; веротерпимости; гордости за своё Отечество, за его историю и достижения; уважения к Конституции России, правовым основам государства: готовности к
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки реализации
Исполнитель
1
При проведении занятий по предметам гуманитарного цикла уделять особое внимание духовно-нравственному воспитанию студентов
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР
2 3
Организация и проведение мероприятий, посвященных «красным дням календаря»
2015-2016 гг
Зам. директор по СПР
Продолжить работу лектория по темам:
- духовно-нравственное воспитание личности;
- религиозная тематика; - здоровый образ жизни
Ежегодно
Зам. директора по СПР
4
Организация и проведение предметных недель по дисциплинам о здоровом образе жизни
Ежегодно
Председатель методического объединения преподавателей ОБЖ и физкультуры
5
Организация и проведение тренингов и деловых игр, формирующих социальную активность, целеустремленность, предприимчивость
Ежегодно
Психолог, классный руководитель
6
Продолжить работу по формированию у студентов уважительного отношения к семье, семейным традициям (лекторий «Психология семейных отношений», День семьи, тематические вечера, классные часы)
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР,
классные руководители, психологи СТПТего защите; способности проявлять эти качества в созидательном процессе в интересах общества.
Мероприятия по реализации программы:
4.1Духовно-нравственное направление
4.2 Культурно-историческое направление
1
Введение обязательного спецкурса «История Самарского края»
2015-2016 гг
Зам. директора поУР
2
Продолжить проведение культурно-краеведческих встреч «Моя малая Родина» на базе библиотек
Ежегодно
Зам. директора по СПР, старший библиотекарь
3
Проведение праздника национальных культур, с учетом национальности студентов, обучающихся в
техникуме.
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР
4
В рамках музыкального лектория ежегодно проводить праздник народной музыки
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР
5
Обязательное посещение студентами всех групп музеев города
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР, классные руководители
2015-2016 гг
б
Проведение традиционных мероприятий, связанных с именами героев Самары
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР,
7
Продолжить работу по созданию музея истории техникума
2015-2016 гг
Зав. музеем
8
Создание студенческого краеведческого клуба
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР,
9
Организовать работу по выпуску газеты «Самарец»
Журнала «Указка»
2015-2016 гг
Руководитель методической службы
10
Провести конкурс стенгазет «Отчизны верные сыны» о героях Великой Отечественной войны среди студенческих групп
Ежегодно
Преподаватели общественных дисциплин
классные руководители
11
Проведение научных конференций по темам: «Россия во Второй мировой войне»; «Военное духовенство в истории России»
2015-2016 гг
Преподаватели общественных дисциплин
12
Проведение конкурса рефератов, связанных с героическим прошлым России
2015-2016 гг
Преподаватели общественных дисциплин
13
Организация шефства над
ветеранами войны и труда
проживающими в пансионате
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР, зам. директора по АХЧ
14
Ежегодно в рамках предметной недели по экологии проводить классные часы, тематические вечера, конкурсы плакатов и фотографий на экологическую тему
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР
15
Организация шефства над инвалидами-колясочниками общества «Десница»
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР
4.3 Гражданско-правовое направление
1
Уделить внимание изучению основ государственной системы Российской Федерации, Конституции РФ, государственной символики, прав и обязанностей граждан России; Устава, символики и атрибутики Самарской области
2015-2016 гг
Зам. директора поУР, зам. директора по СПР
2
Уделить особое внимание изучению Декларации о правах человека
2015-2016 гг
Зам. директора поУР
3
Принять активное участие в работе молодежного парламента области
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР
4
Продолжить проведение «Единого информационного часа»
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР
5
Создать условия для организации студенческого самоуправления техникума
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР
6
Продолжить работу правового лектория
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР
Военно-патриотическое направление
1
Проведение «Уроков мужества» в Дни воинской славы России с участием ветеранов Вооруженных Сил, Великой Отечественной войны, участников локальных военных конфликтов
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР,
классные руководители
2
Организация книжных выставок «Военная история России»
2015-2016 гг
Ст. библиотекарь
3
Организация постоянных экскурсий в Музей ПриВО и Дома офицеров, в мемориальный комплекс Парка Победы.
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР, классные руководители
4
Организация и проведение вечера патриотической песни
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР
5
Организация постоянно действующего стенда «Дни воинской славы России»
2015-2016 гг
Ст. библиотекарь
6
Торжественное проведение мероприятий, посвященных Дню Победы и Дню защитника Отечества
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР
7
Организация и проведение юбилейных мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР,
классные руководители
8
Принять участие в проектах
патриотической направленности
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР,
классные руководители
4.4 Научно-методическое обеспечение патриотического воспитания.
№ п/п
Наименование мероприятий
Сроки реализации
Исполнитель
1
Разрабатывать программу патриотического воспитания техникума
2015-2016 гг
Зам директора по СПР
2
Проведение социологического исследования по вопросам патриотического воспитания
2015-2016 гг
психолог техникума
3
Обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов патриотического воспитания
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР, руководитель методической службы
4
Формирование комплекта литературы патриотической направленности для библиотеки техникума
2015-2016 гг
Ст. библиотекарь
5
Проведение «круглого стола» с привлечением ветеранов
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР, руководитель
войны, воинской службы и труда по проблемам методологии патриотического воспитания студентов
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР, руководитель
методической службы
4.5 Военно-профессиональная ориентация и подготовка к военной службе
№ п/п
Наименование
мероприятий
Сроки реализации
Исполнитель
1
Организация встреч студентов-призывников с офицерами военкоматов по вопросам приобретения воинских профессий
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР, руководитель допризывной подготовки
2
Проведение военно-спортивных игр и сор
ных соревнований военно-
прикладного характера.
«К защите Родины готов!»
2015-2016 гг
Преподаватели ПЦК
физкультуры и ОБЖ
3
Участие в областных и районных Днях призывника
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР, руководитель допризывной подготовки
4
Организация и проведение военно-спортивных игр и соревнований
2015-2016 гг
Зам. директора по СПР, совет по ФК
5
Организация стрелкового кружка и соревнований
среди студентов
по стрельбе из пневматического оружия
2015-2016 гг
Преподаватель ОБЖ и истории Андреев М.К.
6
Систематическое проведение учений по ГО и
ЧС
2015-2016 гг
Начальник штаба по ГО и ЧС
Преподаватель истории и ОБЖ Андреев М.К