Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Козлова Алевтина Валентиновна,

Учитель химии и биологии,

МОУ ООШ №21

г. Оленегорск, Мурманская область

ОСНОВАНИЯ И КИСЛОТЫ

в свете положений теории электролитической диссоциации

Модульная программа

Схема движения по модулю

Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД

Интегрирующая цель. В результате работы над учебными элементами (УЭ-1-УЭ-6): закрепить знания о свойствах оксидов, оснований, кислот; развить навыки написания уравнений диссоциации и ионных уравнений реакций обмена; научиться работать с текстом инструкции, составлять конспект по плану, работать парами.

УЭ-1: входной контроль

Цель. Проверить знания учащихся о свойствах оксидов.

Время на выполнение задания - 5 мин. (Следите за временем.)

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

I вариант

1. Оксид бария ВаО является:

а) основным оксидом;

б) кислотным оксидом;

в) амфотерным оксидом;

г) безразличным оксидом.

(1 балл.)

2. С какими из веществ будет взаимодействовать BaO?

а) НNО3;

б) NаОН;

в) Н2O;

г) NaCl.

(2 балла.)

II вариант

1. Оксид углерода СО2 является:

а) основным оксидом;

б) кислотным оксидом;

в) амфотерным оксидом;

г) безразличным оксидом.

(1 балл.)

2. С какими из веществ будет взаимодействовать СО2?

а) НNО3;

б) NаОН;

в) Н2O;

г) NaCl. (2 балла)

Обсудите ответы с товарищем по парте, вместе проверяя работу по приложению 1. Оцените работу друг друга: за задание 1 - 1 балл, за задание 2 - 2 балла. Занесите баллы в оценочный лист (см. приложение 2).

Если вы набрали 0 баллов, прочтите по тетради конспект «Оксиды».

Если вы набрали 1 балл, то дома внимательно изучите конспект «Оксиды», пока же переходите к УЭ-2.

Если вы набрали 2-3 балла, переходите к УЭ-2.

I вариант «Основания»

Составить конспект по теме «Основания в свете представлений об электролитической диссоциации».

ПЛАН КОНСПЕКТА

УЭ-2

  • Определение.

  • Классификация.

  • Химические свойства.

  • Получение.

Цель. Закрепить знания определений понятий.

Определение.

1) Напишите определение класса оснований по курсу 8-го класса.

2) Напишите определение оснований как электролитов.

3) С точки зрения протонной теории основания - это вещества .

(1 балл.)

УЭ-3

Цель. Закрепить знания классификации неорганических соединений.

Классификация.

Закончите предложения и приведите примеры.

1) По растворимости основания подразделяют на ...

2) По числу гидроксигрупп бывают однокислотные и многокислотные основания.

Приведите примеры ...

3) По степени диссоциации основания подразделяют на сильные и слабые электролиты. Приведите примеры ... (1 балл.)

УЭ-4

Цель. Развить навыки написания ионных уравнений.

Химические свойства.

1) Диссоциация щелочей в растворе. Напишите уравнение диссоциации NaOH:

...

2) Действие щелочей на индикатор. Укажите цвет фенолфталеина в растворе щелочи:

...

3) Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции:

NаОН + SO3 = … .

4) Взаимодействие оснований с кислотами. Cоставьте молекулярное и ионные уравнения реакции:

NаОН + НСl = … .

5) Взаимодействие щелочей с некоторыми солями (реакция идет до конца в случае образования слабого электролита - осадка). Cоставьте молекулярное и ионные уравнения реакции:

NаОН + СuСl2 = … .

6) Разложение нерастворимых оснований при нагревании:

Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД

(5 баллов.)

УЭ-5

Цель. Закрепить знания о способах получения веществ.

Получение.

1) Растворимые основания получают взаимодействием активных металлов или их оксидов с водой:

2Nа + 2Н2О = ... , СаО + Н2О = ... .

2) Нерастворимые основания получают взаимодействием растворимой соли со щелочью. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции получения Fe(OH)3:

NaOH + FeCl3 = … .

(2 балла.)

УЭ-6: выходной контроль

Цель. Проверить знания и умения учащихся.

Выполняйте это задание на листочке, пользуясь конспектами.

I вариант

1. С какими из веществ будет взаимодействовать H2SO4?

а) НСl;

б) КОН;

в) СuО;

г) СО2.

(2 балла.)

2. Составьте молекулярные и ионные уравнения возможных реакций к заданию 1.

(3 балла.)

II вариант

1. С какими из веществ будет взаимодействовать Ba(OH)2?

а) НСl;

б) КОН;

в) СuО;

г) СО2.

(2 балла.)

2. Составьте молекулярные и ионные уравнения возможных реакций к заданию 1.

(3 балла.)

Сдайте лист «выходного контроля» и оценочный лист учителю.

РЕФЛЕКСИЯ

Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по трем направлениям: «я», «мы», «дело».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ответы на задания

УЭ-1: входной контроль

I вариант

1 - а;

2 - а, в.

II вариант

1 - б;

2 - б, в.

I вариант «Основания»

УЭ-2

Определение.

1) Основания - сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов металла и одной или нескольких гидроксильных групп.

2) Основания - электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион гидроксигруппы.

3) Основания - это вещества, притягивающие протон Н+.

УЭ-3

Классификация.

1) По растворимости различают растворимые основания (щелочи) - NаОН и нерастворимые -

Сu(ОН)2.

2) По числу гидроксигрупп: однокислотные основания - NаОН и многокислотные - Са(ОН)2.

3) По степени диссоциации: сильные электролиты - NаОН и слабые электролиты - Сu(ОН)2.

УЭ-4

Химические свойства.

1) Диссоциация щелочей в растворе:

NаОН Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД+ + ОН-.

2) Действие щелочей на индикатор: фенолфталеин - малиновый.

3) Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами:

2NаОН + SO3 = Nа2SO4 + Н2O,

2Nа+ + 2OН- + SO3 = 2Nа+ + Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД + Н2O,

2OН- + SO3 = Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД + Н2O.

4) Взаимодействие оснований с кислотами:

NаОН + НСl = NаСl + Н2O,

+ + ОН- + Н+ + Сl- = Na+ + Сl- + Н2О,

ОН- + H+ = Н2O.

5) Взаимодействие щелочей с некоторыми солями:

2NаОН + СuСl2 = Сu(ОН)2Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД + 2NаСl,

2Nа+ + 2OН- + Сu2+ + 2Сl- = Cu(OH)2Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД + 2Na+ + 2Cl-,

2OH- + Cu2+ = Cu(OH)2Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД.

6) Разложение нерастворимых оснований при нагревании:

Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД

УЭ-5

Получение.

1) Растворимые основания получают взаимодействием металлов или их оксидов с водой:

2Nа + 2Н2О = 2NаОН + Н2Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД,

СаО + Н2О= Са(ОН)2.

2) Нерастворимые основания получают взаимодействием соли со щелочью:

3NaОН + FeCl3 = Fe(OH)Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД + 3NaCl,

3Nа+ + 3OН- + Fe3+ + 3Сl- = Fe(OH)3 Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД + 3Na+ + 3Cl-,

Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД.

II вариант «Кислоты»

УЭ-2

Определение.

1) Кислоты - сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.

2) Кислоты - электролиты, диссоциирующие на катион водорода и анион кислотного остатка.

3) Кислоты - вещества, отцепляющие протон Н+.

УЭ-3

Классификация.

1) По числу атомов водорода в химической формуле различают одноосновные кислоты - HCl и многоосновные - H2SO4.

2) По наличию атомов кислорода: кислородсодержащие кислоты - H2SO4 и бескислородные - НСl.

3) По степени диссоциации: сильные электролиты - НNО3 и слабые электролиты - Н2СО3.

УЭ-4

Химические свойства.

1) Диссоциация кислот в растворе:

HCl Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД H+ + Cl-.

2) Действие кислот на индикатор: лакмус - красный.

3) Взаимодействие кислот с металлами:

Zn + 2НСl = ZnCl2 + Н2Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД.

4) Взаимодействие кислот с основными оксидами:

2НСl + СаО = СаСl2 + Н2О,

2H+ + 2Сl- + CaO = Ca2+ + 2Cl- + H2O,

2H+ + CaO = Ca2+ + H2O.

5) Взаимодействие кислот с основаниями:

НСl + NаОН = NаСl + Н2O,

+ + ОН- + Н+ + Сl- = Nа+ + Cl- + H2О,

ОН- + Н+ = H2О.

6) Взаимодействие кислот с некоторыми солями:

Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД

Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД

Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД

УЭ-5

Получение.

1) Взаимодействием кислотного оксида с водой:

SO3 + H2O = H2SO4.

2) Слабые кислоты получают действием сильной кислоты на соль:

Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД

Учебный элемент

Набранные баллы

Оценка

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6



© 2010-2022