- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД
Урок по химии Основания и кислоты в свете теории ЭД
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлова А.В. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Козлова Алевтина Валентиновна,
Учитель химии и биологии,
МОУ ООШ №21
г. Оленегорск, Мурманская область
ОСНОВАНИЯ И КИСЛОТЫ
в свете положений теории электролитической диссоциации
Модульная программа
Схема движения по модулю
Интегрирующая цель. В результате работы над учебными элементами (УЭ-1-УЭ-6): закрепить знания о свойствах оксидов, оснований, кислот; развить навыки написания уравнений диссоциации и ионных уравнений реакций обмена; научиться работать с текстом инструкции, составлять конспект по плану, работать парами.
УЭ-1: входной контроль
Цель. Проверить знания учащихся о свойствах оксидов.
Время на выполнение задания - 5 мин. (Следите за временем.)
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
I вариант
1. Оксид бария ВаО является:
а) основным оксидом;
б) кислотным оксидом;
в) амфотерным оксидом;
г) безразличным оксидом.
(1 балл.)
2. С какими из веществ будет взаимодействовать BaO?
а) НNО3;
б) NаОН;
в) Н2O;
г) NaCl.
(2 балла.)
II вариант
1. Оксид углерода СО2 является:
а) основным оксидом;
б) кислотным оксидом;
в) амфотерным оксидом;
г) безразличным оксидом.
(1 балл.)
2. С какими из веществ будет взаимодействовать СО2?
а) НNО3;
б) NаОН;
в) Н2O;
г) NaCl. (2 балла)
Обсудите ответы с товарищем по парте, вместе проверяя работу по приложению 1. Оцените работу друг друга: за задание 1 - 1 балл, за задание 2 - 2 балла. Занесите баллы в оценочный лист (см. приложение 2).
Если вы набрали 0 баллов, прочтите по тетради конспект «Оксиды».
Если вы набрали 1 балл, то дома внимательно изучите конспект «Оксиды», пока же переходите к УЭ-2.
Если вы набрали 2-3 балла, переходите к УЭ-2.
I вариант «Основания»
Составить конспект по теме «Основания в свете представлений об электролитической диссоциации».
ПЛАН КОНСПЕКТА
УЭ-2
-
Определение.
-
Классификация.
-
Химические свойства.
-
Получение.
Цель. Закрепить знания определений понятий.
Определение.
1) Напишите определение класса оснований по курсу 8-го класса.
2) Напишите определение оснований как электролитов.
3) С точки зрения протонной теории основания - это вещества .
(1 балл.)
УЭ-3
Цель. Закрепить знания классификации неорганических соединений.
Классификация.
Закончите предложения и приведите примеры.
1) По растворимости основания подразделяют на ...
2) По числу гидроксигрупп бывают однокислотные и многокислотные основания.
Приведите примеры ...
3) По степени диссоциации основания подразделяют на сильные и слабые электролиты. Приведите примеры ... (1 балл.)
УЭ-4
Цель. Развить навыки написания ионных уравнений.
Химические свойства.
1) Диссоциация щелочей в растворе. Напишите уравнение диссоциации NaOH:
...
2) Действие щелочей на индикатор. Укажите цвет фенолфталеина в растворе щелочи:
...
3) Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции:
NаОН + SO3 = … .
4) Взаимодействие оснований с кислотами. Cоставьте молекулярное и ионные уравнения реакции:
NаОН + НСl = … .
5) Взаимодействие щелочей с некоторыми солями (реакция идет до конца в случае образования слабого электролита - осадка). Cоставьте молекулярное и ионные уравнения реакции:
NаОН + СuСl2 = … .
6) Разложение нерастворимых оснований при нагревании:
(5 баллов.)
УЭ-5
Цель. Закрепить знания о способах получения веществ.
Получение.
1) Растворимые основания получают взаимодействием активных металлов или их оксидов с водой:
2Nа + 2Н2О = ... , СаО + Н2О = ... .
2) Нерастворимые основания получают взаимодействием растворимой соли со щелочью. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции получения Fe(OH)3:
NaOH + FeCl3 = … .
(2 балла.)
УЭ-6: выходной контроль
Цель. Проверить знания и умения учащихся.
Выполняйте это задание на листочке, пользуясь конспектами.
I вариант
1. С какими из веществ будет взаимодействовать H2SO4?
а) НСl;
б) КОН;
в) СuО;
г) СО2.
(2 балла.)
2. Составьте молекулярные и ионные уравнения возможных реакций к заданию 1.
(3 балла.)
II вариант
1. С какими из веществ будет взаимодействовать Ba(OH)2?
а) НСl;
б) КОН;
в) СuО;
г) СО2.
(2 балла.)
2. Составьте молекулярные и ионные уравнения возможных реакций к заданию 1.
(3 балла.)
Сдайте лист «выходного контроля» и оценочный лист учителю.
РЕФЛЕКСИЯ
Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по трем направлениям: «я», «мы», «дело».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ответы на задания
УЭ-1: входной контроль
I вариант
1 - а;
2 - а, в.
II вариант
1 - б;
2 - б, в.
I вариант «Основания»
УЭ-2
Определение.
1) Основания - сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов металла и одной или нескольких гидроксильных групп.
2) Основания - электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион гидроксигруппы.
3) Основания - это вещества, притягивающие протон Н+.
УЭ-3
Классификация.
1) По растворимости различают растворимые основания (щелочи) - NаОН и нерастворимые -
Сu(ОН)2.
2) По числу гидроксигрупп: однокислотные основания - NаОН и многокислотные - Са(ОН)2.
3) По степени диссоциации: сильные электролиты - NаОН и слабые электролиты - Сu(ОН)2.
УЭ-4
Химические свойства.
1) Диссоциация щелочей в растворе:
NаОН Nа+ + ОН-.
2) Действие щелочей на индикатор: фенолфталеин - малиновый.
3) Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами:
2NаОН + SO3 = Nа2SO4 + Н2O,
2Nа+ + 2OН- + SO3 = 2Nа+ + + Н2O,
2OН- + SO3 = + Н2O.
4) Взаимодействие оснований с кислотами:
NаОН + НСl = NаСl + Н2O,
Nа+ + ОН- + Н+ + Сl- = Na+ + Сl- + Н2О,
ОН- + H+ = Н2O.
5) Взаимодействие щелочей с некоторыми солями:
2NаОН + СuСl2 = Сu(ОН)2 + 2NаСl,
2Nа+ + 2OН- + Сu2+ + 2Сl- = Cu(OH)2 + 2Na+ + 2Cl-,
2OH- + Cu2+ = Cu(OH)2.
6) Разложение нерастворимых оснований при нагревании:
УЭ-5
Получение.
1) Растворимые основания получают взаимодействием металлов или их оксидов с водой:
2Nа + 2Н2О = 2NаОН + Н2,
СаО + Н2О= Са(ОН)2.
2) Нерастворимые основания получают взаимодействием соли со щелочью:
3NaОН + FeCl3 = Fe(OH) + 3NaCl,
3Nа+ + 3OН- + Fe3+ + 3Сl- = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl-,
Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3.
II вариант «Кислоты»
УЭ-2
Определение.
1) Кислоты - сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
2) Кислоты - электролиты, диссоциирующие на катион водорода и анион кислотного остатка.
3) Кислоты - вещества, отцепляющие протон Н+.
УЭ-3
Классификация.
1) По числу атомов водорода в химической формуле различают одноосновные кислоты - HCl и многоосновные - H2SO4.
2) По наличию атомов кислорода: кислородсодержащие кислоты - H2SO4 и бескислородные - НСl.
3) По степени диссоциации: сильные электролиты - НNО3 и слабые электролиты - Н2СО3.
УЭ-4
Химические свойства.
1) Диссоциация кислот в растворе:
HCl H+ + Cl-.
2) Действие кислот на индикатор: лакмус - красный.
3) Взаимодействие кислот с металлами:
Zn + 2НСl = ZnCl2 + Н2.
4) Взаимодействие кислот с основными оксидами:
2НСl + СаО = СаСl2 + Н2О,
2H+ + 2Сl- + CaO = Ca2+ + 2Cl- + H2O,
2H+ + CaO = Ca2+ + H2O.
5) Взаимодействие кислот с основаниями:
НСl + NаОН = NаСl + Н2O,
Nа+ + ОН- + Н+ + Сl- = Nа+ + Cl- + H2О,
ОН- + Н+ = H2О.
6) Взаимодействие кислот с некоторыми солями:
УЭ-5
Получение.
1) Взаимодействием кислотного оксида с водой:
SO3 + H2O = H2SO4.
2) Слабые кислоты получают действием сильной кислоты на соль:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Учебный элемент
Набранные баллы
Оценка
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
УЭ-4
УЭ-5
УЭ-6