- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии на тему Реакции обмена
Урок по химии на тему Реакции обмена
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Немковская Н.Ю. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок 45
Тема: Реакции обмена.
Цель урока: Сформировать представления о типах химической реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции - реакциях обмена.
Задачи: обучающие: закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания; познакомить с реакциями обмена и продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций; сформировать знания об условиях протекания реакций обмена до конца, познакомить с правилом Бертолле; продолжить отрабатывать умение учащихся расставлять коэффициенты;
развивающие: развивать умения использовать полученные знания при изучении нового материала; продолжить формировать умения наблюдать, сравнивать;
воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к своему здоровью; формировать химическую культуру, умения выслушать других при работе в классе, в группе.
Тип урока: комбинированный.
Формы и методы работы: индивидуальная, парная, фронтальная; словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический.
Оборудование: предметное стекло, пипетка, спиртовка, пробирки; раствор гидроксида натрия, соляной кислоты, серной кислоты, нитрата натрия, сульфата меди (II), карбонат натрия, универсальный индикатор, фенолфталеин.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.)
Приветствие обучающихся.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Положительный настрой на работу.
2. Актуализация знаний (10 мин.)
Проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа:
Можно ли осуществить химические реакции согласно предложенным уравнениям? Обоснуйте ответ.
а) 2Ag + 2HCl = H2 + 2AgCl
б) Co + Cu(NO3)2 = Co(NO3)2 + Cu
в) Ba + H2SO4 = H2SO4 + BaSO4
г) Cr + MnCl2 = Mn + CrCl2
3. Изучение нового материала (15 мин.)
Демонстрационный опыт Взаимодействие раствора гидроксида натрия с раствором сульфата меди (II)
2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4
Вопросы к опыту:
Что наблюдаете?
Проанализируйте данную реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.
Определение: Реакции обмена - это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями и образуют два новых сложных вещества.
Демонстрационный опыт Взаимодействие раствора щелочи с раствором кислоты.
NaOH + HCl = NaCl + H2O
Проверить каждый раствор с помощью индикатора.
Вопросы к опыту:
Что наблюдаем?
Определение: Реакция между раствором щёлочи и кислоты, приводящая к образованию соли и воды, называется реакцией нейтрализации.
Демонстрационный опыт Взаимодействие раствора карбоната натрия с раствором серной кислоты
Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2CO3
CO2 + H2O
Вопрос к опыту:
Что наблюдаем?
Вывод: Условие протекания реакций обмена до конца (необратимо) - это выпадение осадка, выделение газа или образование воды (правило Бертолле). В ином случае реакция не имеет смысла.
4. Закрепление изученного материала (15 мин.)
Обучающиеся поочерёдно выходят к доске.
Задание № 4 §32 (§33).
Алгоритм выполнения:
1. Расставить заряды катиона и аниона в каждом веществе.
2. Записать продукты реакции обмена согласно правилу: A+B- + C+D- A+D- + C+B-
3. Расставить коэффициенты в уравнении реакции.
4. Обозначить стрелками газообразное вещество, нерастворимое вещество, образующиеся в результате реакции.
5. Подведение итогов урока (3 мин.)
Рефлексия: Я узнал … Я научился … Было сложно … Было интересно … .
Домашнее задание: §32, упр. 3 (б), 6 (п.).