Урок по химии на тему Реакции обмена

Цель урока: Сформировать представления о типах химической реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции – реакциях обмена.  Задачи: обучающие: закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания; познакомить с реакциями обмена и продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций; сформировать знания об условиях протекания реакций обмена до конца, познакомить с  правилом Бертолле; продолжить отрабатывать умение учащи...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по химии на тему Реакции обменаУрок по химии на тему Реакции обменаУрок по химии на тему Реакции обменаУрок по химии на тему Реакции обменаУрок по химии на тему Реакции обменаУрок по химии на тему Реакции обменаУрок по химии на тему Реакции обменаУрок по химии на тему Реакции обменаУрок 45

Тема: Реакции обмена.

Цель урока: Сформировать представления о типах химической реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции - реакциях обмена.

Задачи: обучающие: закрепить и расширить знания учащихся о химических реакциях, их признаках и условиях протекания; познакомить с реакциями обмена и продолжить формировать умение составлять уравнения химических реакций; сформировать знания об условиях протекания реакций обмена до конца, познакомить с правилом Бертолле; продолжить отрабатывать умение учащихся расставлять коэффициенты;

развивающие: развивать умения использовать полученные знания при изучении нового материала; продолжить формировать умения наблюдать, сравнивать;

воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к своему здоровью; формировать химическую культуру, умения выслушать других при работе в классе, в группе.

Тип урока: комбинированный.

Формы и методы работы: индивидуальная, парная, фронтальная; словесный, наглядный, проблемно-поисковый, практический.

Оборудование: предметное стекло, пипетка, спиртовка, пробирки; раствор гидроксида натрия, соляной кислоты, серной кислоты, нитрата натрия, сульфата меди (II), карбонат натрия, универсальный индикатор, фенолфталеин.

Ход урока


1. Организационный момент (2 мин.)

Приветствие обучающихся.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Положительный настрой на работу.

2. Актуализация знаний (10 мин.)

Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа:

Можно ли осуществить химические реакции согласно предложенным уравнениям? Обоснуйте ответ.

а) 2Ag + 2HCl = H2 + 2AgCl

б) Co + Cu(NO3)2 = Co(NO3)2 + Cu

в) Ba + H2SO4 = H2SO4 + BaSO4

г) Cr + MnCl2 = Mn + CrCl2

3. Изучение нового материала (15 мин.)

Демонстрационный опыт Взаимодействие раствора гидроксида натрия с раствором сульфата меди (II)

2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 + Na2SO4

Вопросы к опыту:

Что наблюдаете?

Проанализируйте данную реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

Определение: Реакции обмена - это реакции, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями и образуют два новых сложных вещества.

Демонстрационный опыт Взаимодействие раствора щелочи с раствором кислоты.

NaOH + HCl = NaCl + H2O

Проверить каждый раствор с помощью индикатора.

Вопросы к опыту:

Что наблюдаем?

Определение: Реакция между раствором щёлочи и кислоты, приводящая к образованию соли и воды, называется реакцией нейтрализации.

Демонстрационный опыт Взаимодействие раствора карбоната натрия с раствором серной кислоты

Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2CO3

CO2 + H2O

Вопрос к опыту:

Что наблюдаем?

Вывод: Условие протекания реакций обмена до конца (необратимо) - это выпадение осадка, выделение газа или образование воды (правило Бертолле). В ином случае реакция не имеет смысла.

4. Закрепление изученного материала (15 мин.)

Обучающиеся поочерёдно выходят к доске.

Задание № 4 §32 (§33).

Алгоритм выполнения:

1. Расставить заряды катиона и аниона в каждом веществе.

2. Записать продукты реакции обмена согласно правилу: A+B- + C+D- A+D- + C+B-

3. Расставить коэффициенты в уравнении реакции.

4. Обозначить стрелками газообразное вещество, нерастворимое вещество, образующиеся в результате реакции.

5. Подведение итогов урока (3 мин.)

Рефлексия: Я узнал … Я научился … Было сложно … Было интересно … .

Домашнее задание: §32, упр. 3 (б), 6 (п.).

© 2010-2022