- Преподавателю
- Химия
- Статья: Использования парной работы при закреплении знаний
Статья: Использования парной работы при закреплении знаний
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малиновская И.Ю. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование парной работы при закреплении знаний.
В учебном процессе ученики стараются работать парами, советоваться друг с другом, они стремятся сесть за один стол с теми, с кем интересно обмениваться мыслями, информацией. Работая рядом друг с другом, они проявляют интерес к тому, как выполняет учебные задания сосед по парте, сравнивают результаты своего труда с результатами работы товарища. Правда, при такой форме работы часто один пытается подсказать что-то другому, не давая возможности преподавателю провести объективную оценку его учебного труда.
Тем не менее, я использую парную работу при закреплении знаний по темам: " Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей" (лист опроса №1), " Химические свойства и классификация оксидов, оснований, кислот и солей в свете ЭД" ( лист опроса № 2). Данные листы лежат на каждом столе. На каждом уроке, при изучении данных тем, я предлагаю учащимся проконтролировать знания друг друга в течение 5-7 минут. Работу организую так, что сначала ученик с более низкими учебными возможностями опрашивает по листу ученика с более высокими учебными возможностями (заранее рассаживаю их соответствующим образом). При этом первый дважды повторяет учебный материал: читая заданный вопрос, затем проверяя ответ. Повторив материал, он отвечает на эти же вопросы сам. Изучаемый материал, таким образом, проговаривается и прочитывается каждым по разу, т.е. 4 раза суммарно. Первое время ребята работают шумно, говорят громко. Но ,из урока в урок, привыкнув, говорят тихо, шепотом.
Самый сложный вопрос при парной работе - оценка ее результатов. Я пробовала следующие способы:
-
Учащиеся ставили оценки друг другу, используя данные мной критерии: одна ошибка - 4, две - 3 и т.д.
-
Прошу назвать количество ошибок, а оценки ставлю сама. При этом затрачивается время на чтение фамилий присутствующих и выставление оценок за устные ответы.
Сократила время, раздавая небольшие листочки, на которых учащиеся пишут фамилии и указывают количество ошибок. Оценку за несколько уроков выставляю в журнал.
Перед работой я всегда предупреждаю, что оставляю за собой право проверить знания каждого и, время от времени, контролирую несколько человек. Если мои оценки и оценки проверяющего не совпадают, то даже словесное порицание оказывает очень сильное воздействие. Эффект от такой работы высокий, времени на ее проведение требуется немного.
Листы опроса можно использовать и при изложении нового материала по данным темам.
ЛИСТ ОПРОСА №1
1. Определение оксидов
Оксиды - сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых - кислород.
2. Классификация оксидов
Оксиды делятся на основные и кислотные. Основным оксидам соответствуют основания. Кислотным оксидам соответствуют кислоты.
3. Свойства кислотных оксидов
Кислотный оксид + щелочь = соль + вода
Кислотный оксид + вода = кислота
Кислотный оксид + основной оксид = соль
4. Свойства основных оксидов
Основной оксид + вода = основание
Основной оксид + кислота = соль + вода
Основной оксид + кислотный оксид = соль
5. Определение оснований
Основания - сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп.(ОН-) .
6. Свойства оснований
Растворимые (щелочи)
Щелочь + индикаторы: лакмус - синий, метиловый оранжевый - желтый, фенолфталеин - малиновый, универсальная инд. бумага - синяя.
Щелочь + кислотный оксид = соль + вода
Основание + кислота = соль + вода (реакция нейтрализации).
Щелочь + соль = новое основание + новая соль
Нерастворимое основание to оксид металла + вода
7. Определение кислот
Кислоты - сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.
Валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода.
8. Свойства кислот
Кислота + индикатор: лакмус - красный, метиловый оранжевый - красный, фенолфталеин - бесцветный, индикаторная бумага - красная.
Кислота + металл (до водорода) = соль + водород.
Кислота + основной оксид = соль + вода
Кислота + основание = соль + вода
Кислота + соль = новая соль + новая кислота
Запомним! Н2СО3 Н2О + СО2
Н2SO3 H2O + SO2
9. Определение солей
Соли - сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка
Соль + Ме( предыд.) = новая соль + новый металл
Соль + щелочь = новая соль + новое основание
Соль + соль = 2 новые соли
10. Название кислот, солей
HCl - соляная кислота, хлориды
H2SO4 - серная кислота, сульфаты
HNO3 - азотная кислота, нитраты
H3PO4 - фософрная кислота, фосфаты
H2SO3 - сернистая кислота, сульфиты
H2S - сероводородная кислота, сульфиды
HBr - бромоводородная кислота, бромиды
H2SiO3 - кремниевая кислота, силикаты
H2CO3 - угольная кислота, карбонаты
ЛИСТ ОПРОСА №2
1. Определение оксидов
Оксиды - сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых - кислород
2. Классификация оксидов
Оксиды делятся на основные, кислотные и амфотерные.
3. Определение, химические свойства кислотных оксидов
Кислотными называются оксиды, которые взаимодействуют со щелочами с образованием соли и воды. Им соответствуют кислоты. Кислотные оксиды образуют неметаллы и металлы со степенью окисления больше +3
Кисл. оксид + вода кислота
Кисл. оксид + щелочь соль + вода
Кисл. оксид + осн. оксид соль
4. Определение, химические свойства основных оксидов
Основными называются оксиды, которые взаимодействуют с кислотами с образованием соли и воды. Основные оксиды образуют металлы со степенью окисления меньше +3
Осн. оксид (Ме 1,2 групп) + вода щелочь
Осн. оксид + кислота соль + вода
Осн. оксид + кислотный оксид соль
Осн. оксид + водород вода + металл
5. Определение, химические свойства амфотерных оксидов
Амфотерными оксидами назывются оксиды, которые в зависимости от условий проявляют основные или кислотные свойства.
Амф. Оксид + щелочь соль+ вода
Амф. Оксид + кислота соль + вода
6. Определение оснований и их классификация
Основания - сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп.
Основания - это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы гидроксогрупп.
Основания делятся на разстворимые (щелочи) и нерастворимые.
7. Химические свойства оснований
Щелочь + индикатор: лакмус - синий, метилоранж - желтый, фенолфталеин - малиновый.
Щелочь + кислотный оксид соль + вода
Щелочь + кислота соль + вода (нейтрализация)
Щелочь + соль новая соль + новое основание
Нерастворимое основание + кислота соль + вода ( реакция нейтрализации)
Нерастворимые основания при нагревании разлагаются с образованием основного оксида и воды.
8. Определение кислот, классификация
Кислоты - сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на металл и кислотного остатка.
Кислоты - это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка.
Кислоты делятся по степени диссоциации на сильные и слабые; по составу - на кислородосодержащие и бескислородные; по основности - на одноосновные, двухосновные, многоосновные.
9. Химические свойства кислот
Кислота + индикатор: лакмус - красный, метилоранж - красный, фенолфталеин - бесцветный.
Кислота + металл (до Н) соль + водород
Кислота + основной оксид соль + вода
Кислота + основание соль + вода
Кислота + соль новая соль + новая кислота
HNO3 - азотная, нитраты
HCl - соляная, хлориды
H3PO4 - ортофосфорная, фосфаты
H2SO3 - сернистая, сульфиты
H2S - сероводородная, сульфиды
H2CO3 - угольная, карбонаты
H2SiO3 - кремниевая, силикаты
10. Определение солей
Соли - сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка.
Соли - это электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металла и анионы кислотного остатка.
11. Классификация, химические свойства солей
Соли делятся на средние, кислые, основные и смешанные.
Соль + металл (предыдущий) новая соль + новый металл
Соль + щелочь новая соль + новое основание
Соль + кислота новая соль + новая кислота
Соль + соль 2 новые соли
6