• Преподавателю
  • Химия
  • Урок 7-8 класс, закрепление умений и навыков составления формул по валентности и определения валентности по формуле соединения

Урок 7-8 класс, закрепление умений и навыков составления формул по валентности и определения валентности по формуле соединения

Преподавание химии в 7 классе требует от учителя привлечения интерактивных форм обучения с целью активизации работы учащихся на уроке, поэтому при составлении конспектов уроков в 7 классе большое внимание уделяю использованию возможностей игровых форм обучения, мультимедийного оборудования для привлечения учащихся к обмену опытом, их тесному взаимодействию в группах, парах.
Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составление формул бинарных соединений по валентности атомов элементов. Определение валентности по формулам бинарных соединений.

Цель:

Формирование умений на основании знаний валентности составлять химические формулы бинарных соединений и по формулам определять валентности атомов химических элементов.

Обобщить и углубить знания о содержании химической формулы, составе простых и сложных веществ.

Тип урока:

Урок углубления и систематизации знаний.

Формы работы:

Фронтальная беседа, групповая и индивидуальная работа по карточкам-заданиям.

Оборудование:

Периодическая система химических элементов.

Ход урока:

  1. Организация класса к уроку.

  2. Проверка домашнего задания (в форме переклички)

  3. Усвоение и закрепление знаний.

1) На доске (или на экране интерактивной доски) предварительно записаны формулы соединений. По цепочке учащиеся выходят к доске и определяют валентности атомов:

ClI S II ОII NIII

CaCl2 Li2S Na2O Na3N

AlCl3 BaS MgO Zn3N2

KCl PbS2 Cr2O3 C3N4

PCl5 Al2O3 SiO2 CrN

SiCl4 CS2 Аs2O5 Mg3N2

2) Для выполнения следующего задания объединяем учащихся в группы по 3-4 ученика (или в пары исходя из количества учащихся и возможностей класса с учетом необходимости консультирования учителем работы каждой группы).

Задание: выбрать в периодической системе 3 атома для которых валентность в соединении с кислородом может быть равна:

1 группа - I; 2 группа - II; 3 группа - III; 4 группа - IV; и составить формулы этих веществ согласно их валентности.

Представитель группы записывает свой вариант ответа на доске (или группы обмениваются выполненными заданиями для взаимопроверки). Следующая группа исправляет, дополняет и комментирует ответ предыдущей группы.


  1. Углубление и систематизация знаний.

1) ?Если мы знаем валентность атомов, то можем составить формулу соединения?

2) ?Каким правилом мы должны воспользоваться при составлении химической формулы?

/Сумма единиц валентности атомов одного элемента равна сумме единиц валентности атомов другого элемента в бинарном соединении/

3) ?Как можно уравнять единицы валентности элемента?

/Изменить соответственно количество атомов в молекуле при помощи индекса/

В данном случае сумма единиц валентности - это наименьшее общее кратное валентности элемента и количества этих атомов.

Попробуем использовать эти положения на примере:

III II

Al O

НОК = 6

Следовательно дополнительный множитель для Al - 2,

дополнительный множитель для О - 3

а значит формула соединения Al2O3

4) Группы получают карточки - задания - Составить формулы бинарных соединений по известным валентнастям атомов, входящих в состав этих соединений:

I II III I II I III II VI II

1 группа: K O; N H; Zn Cl; Al S; S O;

III I IV II II III III I V II

2 группа: Cr Cl; S O; Ca N; P H; N O;

IV I III II I II II III V I

3 группа: C Br; Fe O; Na S; Ca N; P Cl;

V II II I II II IV I III II

4 группа: P O; Pb Cl; Ba S; Si H; N O;

Группы под руководством учителя обсуждают, выполняют задание, записывают ответы на доске, корректируют ответы.

5) Химические формулы - «химические слова», составляются не произвольно, а в строгом соответствии с правилами. Смысл химической формулы значительно глубже, чем только качественный и количественный состав.

Химическая формула показывает, какие атомы входят в состав того или иного вещества, как атомы химических элементов связаны между собой, в каком количественном соотношении. Частично ответить на этот вопрос помогает понятие валентность.

Вспомним:

1) Как можно определить валентность атома?

2) Как составить химическую формулу зная, валентность атома?


  1. "Крестики - нолики".

Выигрышный путь - І валентные металлы

K2O Fe2O3 Al2O3

SO3 Na2O CO2

CO SiO2 Cu2O

Выигрышный путь ІІІ - валентные металлы

K2O Fe2O3 SnO2

Li2O Al2O3 SO3

Cl2O7 Cr2O3 ZnO


  1. Экспресс - опрос (индивидуальная работа учащихся письменно по вариантам или устно на экране)

Вариант І

1) В периодической системе группы это:

а) вертикальные столбцы;

б) диагонали;

в) горизонтальные ряды;

2) Химический символ Фосфора:

а) Si;

б) H;

в) S;

г) P;

3) Относительная атомная масса Карбона:

а) 16;

б) 8;

в) 12;

г) 6;

4) В формуле Н2, цифра 2 называется:

а) индекс;

б) коэффициент;

в) множитель;

5) Формулы простых веществ:

а) NaCl;

б) Cu;

в) O2;

г) CO2

6) К элементам металлам относятся:

а) Cu;

б) Na;

в) Br;

г) C;

7) Валентность Оксигена в соединениях:

а) І;

б) ІІ;

в) ІІІ;

8) Валентность атома металла равна ІІІ в соединении

а) MnO2;

б) Mn2O7;

в) Mn2O3;

г) MnO;

9) Валентность Нитрогена в соединении N2O равна:

а) 4;

б) 3;

в) 2;

г) 1;

10) Составьте формулу соединения по валентности:

Mg(II) N(III)

Вариант ІI

1) В периодической системе периоды это:

а) вертикальные столбцы;

б) диагонали;

в) горизонтальные ряды;

2) Химический символ Сульфура:

а) Si;

б) H;

в) S;

г) P;

3) Относительная атомная масса Оксигена:

а) 16;

б) 8;

в) 12;

г) 6;

4) В записи 2О3, цифра 2 называется:

а) индекс;

б) коэффициент;

в) множитель;

5) Формулы сложных веществ:

а) NaCl;

б) Cu;

в) O2;

г) CO2

6) К элементам неметаллам относятся:

а) Cu;

б) Na;

в) Br;

г) C;

7) Валентность Гидрогена в соединениях:

а) І;

б) ІІ;

в) ІІІ;

8) Валентность атома металла равна IV в соединении

а) MnO2;

б) Mn2O7;

в) Mn2O3;

г) MnO;

9) Валентность Нитрогена в соединении N2O3 равна:

а) 4;

б) 3;

в) 2;

г) 1;

10) Составьте формулу соединения по валентности:

As(V) O(II)

Проверяем ответы по ключу на экране (или на доске), обсуждаем ошибки и выставляем оценки за урок.

  1. Домашнее задание.

© 2010-2022