- Преподавателю
- Химия
- Духовно-нравственное воспитание на уроках химии
Духовно-нравственное воспитание на уроках химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова Л.А. |
Дата | 28.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Духовно-нравственное воспитание на уроках химии
(авторская разработка для учителей химии)
Смирнова Л.А. Учитель химии и биологии
ГБС(К) ОУ РХ С(К)ОШИ III, IV видов, г Абакан,
«Образование без воспитания - меч в руке сумасшедшего»
Д.И.Менделеев
Духовно-нравственное воспитание личности- это тема для меня очень важная и интересная на данном этапе работы.Возможно, что вы поймете меня и мне не нужно даже будет объяснять - почему. Время, в которое довелось нам жить не случайно считают бездуховным и безнравственным. А ведь важнейшая цель современного отечественного образования так определена в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ»: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России».
Мое твердое убеждение в том, что духовно-нравственное воспитание личности возможно при изучении не только гуманитарных предметов, но и естественных наук, ведь естественные науки также предоставляют многочисленные примеры для подражания: истории о жизни и деятельности великих ученых-естествоиспытателей, ведь ведущий метод духовно-нравственного воспитания -следование положительному примеру.
Однако, как утверждают психологи, у современной молодежи нет конкретных образов для подражания.Оцененные временем положительные и отрицательные примеры из жизни великих людей могут помочь сегодня школьникам определить свой выбор, свое отношение и, главное, скорректировать свои поступки, поскольку помогают прогнозировать последствия.
Задачи духовно-нравственного воспитания успешно решаются при проведении интегрированных уроков.Изучаемый материал рассматривается в связях и взаимоотношениях, и это способствует лучшему усвоению, осмыслению изучаемого.
В настоящее время в образовании происходит новое наполнение материала на основе ФГОС, что в том числе имеет целью формирование социально-активной, творческой личности.
Химия- одна из самых гуманистически ориентированных наук: её успехи всегда были направлены на удовлетворение материальных и духовных потребностей человечества. Главная цель педагога химии -это формирование химически грамотной, культурно-развитой, духовно-развитой творческой личности, готовой к жизни в постоянно меняющейся среде, а также к дальнейшему образованию и самообразованию.
Многие вопросы, изучаемые в курсе химии, важны любому человеку. Для повседневной жизни нам необходимы и полезны такие области знаний на основе курса химии:
-
химия здорового состояния организма и духа, а именно, что вредно и насколько, что полезно и в какой степени;
-
химия мутагенных загрязнений, экологическая химия, изучающая загрязнители окружающей среды, возможности их разложения или потери токсичности;
-
химия питания (белки, жиры, углеводы, сахар, крахмал, чай, кофе, усилители вкуса, загустители, консерванты, стабилизаторы и др.);
-
химия быта (моющие средства, косметика, жесткость воды и способы её устранения);
-
химия вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), ведь именно химия объясняет почему девочкам особенно опасны вредные привычки или почему от алкоголя голова болит так же как и от угара.
Химия- наука многоликая, сложная, древняя как история человечества, однако, она всегда обращена в будущее, и, постоянно угадывая его черты, зачастую сама это будущее формирует. Большие возможности в решении задач духовно-нравственного воспитания имеет воздействие на личность положительного примера великих ученых- химиков: Д.И.Менделеев, В.В.Марковников, А.М.Бутлеров и других.
Дмитрий Иванович Менделеев великий ученый, известный прежде всего открытием Периодического закона и периодической системы. Но это еще и выдающийся педагог, Человек-интеллектуал, интеллигент с возвышенно- благородным отношением к жизни.При изучении соответствующих тем, обучающиеся готовят сообщения о ученых- химиках; ценность такой работы в том, что если что-то человек делает сам, то это запоминается на всю жизнь. Духовность - главная составляющая человека. При изучении биографии Д.И.Менделеева в самом начале курса, обращаю внимание детей на то, что Дмитрий Иванович был глубоко верующим человеком. Он разделял точку зрения М.В.Ломоносова, который писал: «Наука и религия -суть две сестры, и одна без другой существовать не могут».Для глубоко верующего человека никогда не существовало и не может существовать разрыва между его духовным упованием и научными интересами. Профессор химии Д.И.Менделеев был прихожанином церкви святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском университете. Дмитрий Иванович посещал остров Ваалам и саму Вааламскую обитель.
Вот только одна страничка из жизни Д.И.Менделеева, связана с поэтом А. Блоком, который был зятем, мужем дочери Любови Дмитриевны. Хорошо понимавший Д.И.Менделеева Блок писал: « Твой папа, вот такой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего.Его знание самое полное.Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает» Это был важный один из самых полных портретов великого ученого.
Таким образом, работу по духовно-нравственному воспитанию можно проводить не только при изучении гуманитарных предметов, но и естественно- научных дисциплин. В истории любой науки найдутся достойные образцы для подражания современной молодежи.Ведь у всех учителей одна задача: воспитывать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственный эталон своих слов и дел, приносимую пользу не только себе, но и ближним и всему Отечеству