Духовно-нравственное воспитание на уроках химии

            Авторская разработка о возможностях и необходимисти духовно- нравственного воспитания на уроках химии и во внеурочное время. Работа основана на многолетнем опыте преподавания химии в общеобразовательной школе, а так же в школе-интернате III,IV видов. В разработке рассмотрен аспект воздействия на духовно-нравственную сферу ребенка.Основной упор в разработке сделан на положительные примеры ученых-химиков, особенно Димтрия Ивановича Менделеева, который писал:"Образование без воспитания ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание на уроках химии

(авторская разработка для учителей химии)

Смирнова Л.А. Учитель химии и биологии

ГБС(К) ОУ РХ С(К)ОШИ III, IV видов, г Абакан,

«Образование без воспитания - меч в руке сумасшедшего»

Д.И.Менделеев

Духовно-нравственное воспитание личности- это тема для меня очень важная и интересная на данном этапе работы.Возможно, что вы поймете меня и мне не нужно даже будет объяснять - почему. Время, в которое довелось нам жить не случайно считают бездуховным и безнравственным. А ведь важнейшая цель современного отечественного образования так определена в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ»: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России».

Мое твердое убеждение в том, что духовно-нравственное воспитание личности возможно при изучении не только гуманитарных предметов, но и естественных наук, ведь естественные науки также предоставляют многочисленные примеры для подражания: истории о жизни и деятельности великих ученых-естествоиспытателей, ведь ведущий метод духовно-нравственного воспитания -следование положительному примеру.

Однако, как утверждают психологи, у современной молодежи нет конкретных образов для подражания.Оцененные временем положительные и отрицательные примеры из жизни великих людей могут помочь сегодня школьникам определить свой выбор, свое отношение и, главное, скорректировать свои поступки, поскольку помогают прогнозировать последствия.

Задачи духовно-нравственного воспитания успешно решаются при проведении интегрированных уроков.Изучаемый материал рассматривается в связях и взаимоотношениях, и это способствует лучшему усвоению, осмыслению изучаемого.

В настоящее время в образовании происходит новое наполнение материала на основе ФГОС, что в том числе имеет целью формирование социально-активной, творческой личности.

Химия- одна из самых гуманистически ориентированных наук: её успехи всегда были направлены на удовлетворение материальных и духовных потребностей человечества. Главная цель педагога химии -это формирование химически грамотной, культурно-развитой, духовно-развитой творческой личности, готовой к жизни в постоянно меняющейся среде, а также к дальнейшему образованию и самообразованию.

Многие вопросы, изучаемые в курсе химии, важны любому человеку. Для повседневной жизни нам необходимы и полезны такие области знаний на основе курса химии:

  • химия здорового состояния организма и духа, а именно, что вредно и насколько, что полезно и в какой степени;

  • химия мутагенных загрязнений, экологическая химия, изучающая загрязнители окружающей среды, возможности их разложения или потери токсичности;

  • химия питания (белки, жиры, углеводы, сахар, крахмал, чай, кофе, усилители вкуса, загустители, консерванты, стабилизаторы и др.);

  • химия быта (моющие средства, косметика, жесткость воды и способы её устранения);

  • химия вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), ведь именно химия объясняет почему девочкам особенно опасны вредные привычки или почему от алкоголя голова болит так же как и от угара.

Химия- наука многоликая, сложная, древняя как история человечества, однако, она всегда обращена в будущее, и, постоянно угадывая его черты, зачастую сама это будущее формирует. Большие возможности в решении задач духовно-нравственного воспитания имеет воздействие на личность положительного примера великих ученых- химиков: Д.И.Менделеев, В.В.Марковников, А.М.Бутлеров и других.

Дмитрий Иванович Менделеев великий ученый, известный прежде всего открытием Периодического закона и периодической системы. Но это еще и выдающийся педагог, Человек-интеллектуал, интеллигент с возвышенно- благородным отношением к жизни.При изучении соответствующих тем, обучающиеся готовят сообщения о ученых- химиках; ценность такой работы в том, что если что-то человек делает сам, то это запоминается на всю жизнь. Духовность - главная составляющая человека. При изучении биографии Д.И.Менделеева в самом начале курса, обращаю внимание детей на то, что Дмитрий Иванович был глубоко верующим человеком. Он разделял точку зрения М.В.Ломоносова, который писал: «Наука и религия -суть две сестры, и одна без другой существовать не могут».Для глубоко верующего человека никогда не существовало и не может существовать разрыва между его духовным упованием и научными интересами. Профессор химии Д.И.Менделеев был прихожанином церкви святых апостолов Петра и Павла при Санкт-Петербургском университете. Дмитрий Иванович посещал остров Ваалам и саму Вааламскую обитель.

Вот только одна страничка из жизни Д.И.Менделеева, связана с поэтом А. Блоком, который был зятем, мужем дочери Любови Дмитриевны. Хорошо понимавший Д.И.Менделеева Блок писал: « Твой папа, вот такой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего.Его знание самое полное.Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает» Это был важный один из самых полных портретов великого ученого.

Таким образом, работу по духовно-нравственному воспитанию можно проводить не только при изучении гуманитарных предметов, но и естественно- научных дисциплин. В истории любой науки найдутся достойные образцы для подражания современной молодежи.Ведь у всех учителей одна задача: воспитывать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственный эталон своих слов и дел, приносимую пользу не только себе, но и ближним и всему Отечеству

© 2010-2022