- Преподавателю
- Химия
- Особые свойства серной кислоты
Особые свойства серной кислоты
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Андреева Л.С. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Андреева Любовь Сергеевна,
г. Березники, Пермский край
Урок «Особые свойства серной кислоты».
Форма урока: Ролевая игра. Независимое расследование.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
-
конкретизировать общие знания об ОВР на примере концентрированной серной кислоты.
-
Исследовательским способом доказать особые свойства серной кислоты
-
Вспомнить качественную реакцию на сульфат-ион.
-
Показать хозяйственное значение серной кислоты.
развивать познавательную активность, умение наблюдать и рассуждать, делать выводы, напомнить о градообразующих предприятиях родного города.
Оборудование к уроку: раздаточный материал, лабораторное оборудование, мультимедийный проектор.
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Слайд №1
Учитель: тема урока «Особые свойства серной кислоты». Ребята, а какие задачи вы для себя ставите на уроке? (слайд № 2)
Девиз урока: «О мощности государства можно судить по количеству серной кислоты, которое оно производит»
(Д.И. Менделеев)
Учитель: Ребята, актуален ли девиз нашего урока? Что хотел сказать этими словами Менделеев? Наверное, хотел подчеркнуть значение серной кислоты, ведь недаром её называют хлебом химической промышленности.
Видеофрагмент (20 сек)
II. Поисково-исследовательский этап.
Учитель: Сегодня мы проведем независимое расследование, цель которого выяснить особые свойства концентрированной серной кислоты. Для получения достоверных и разнообразных сведений о свойствах H2SO4(конц.) создадим рабочие группы. Каждая группа получает инструкцию по проведению расследования.
Группы работают по инструкциям в течение 5 минут в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Это позволяет задать требуемый режим работы, регламентировать этапы изучения материала по времени, способствует усвоению нового материала. Во время работы звучит спокойная музык
Инструкция составления
исторической справки.
Цель: подготовить справку о строении молекулы H2SO4, её физических свойствах, историческом названии кислоты.
-
Прочитайте текст (информацию к размышлению).
-
Выпишите физические свойства концентрированной серной кислоты.
-
В тексте учебника найдите структурную формулу серной кислоты, самостоятельно составьте электронную формулу.
-
Подготовьте отчет.
Инструкция проведения
«следственного эксперимента»
Цель: выяснить отношение концентрированной H2 SO4 к органическим веществам.
-
Прочитайте текст (информацию к размышлению).
-
На кусок фильтровальной бумаги нанесите несколько капель раствора серной кислоты и осторожно нагрейте бумагу, держа её над пламенем спиртовки. Что происходит? Объясните наблюдения, зная, что при нагревании вода, содержавшаяся в растворе кислоты, испаряется, и концентрация кислоты возрастает.
-
В справочнике школьника найдите уравнение реакции, запишите его в тетрадь.
-
Подготовьте отчет.
Инструкция проведения
«Химического анализа».
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами различной активности.
Порядок действий:
1.Прочитайте текст (информацию к размышлению).
2. Запишите уравнение реакции взаимодействия меди H2SO4 (к) с помощью учебника. Составьте электронный баланс. Укажите окислитель, восстановитель.
3. Подготовьте отчет.
Инструкция проведения
«Дактилоскопического исследования».
Цель: обнаружить серную кислоту.
Порядок действий:
1.Даны пробирки с растворами соляной, азотной и серной кислот. Опытным путём определите, в какой пробирке находится серная кислота.
2. Составьте уравнение качественной реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде.
Информация к размышлению…
Серная кислота - тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета. Смешивается с водой в любых отношениях. При растворении серной кислоты в воде выделяется настолько большое количество теплоты, что вода закипает.
Концентрированная серная кислота активно поглощает воду из воздуха, отнимает её от других веществ. При попадании органических веществ в концентрированную серную кислоту происходит их обугливание.
Безводная серная кислота - сильнейший окислитель за счет серы (+6). Она окисляет медь - металл, стоящий в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода. Такие металлы, как алюминий, железо, хром с концентрированной серной кислотой не взаимодействуют («пассивирование» металла).
Концентрированная серная кислота окисляет и неметаллы.
Раствор серной кислоты обладает всеми характерными свойствами кислот.
На этапе обработки материала собственная деятельность учащихся организована как групповая работа и предполагает как коллективный, так и индивидуальный способ получения знаний. Учащиеся знакомятся с учебной информацией о свойствах серной кислоты концентрированной, принимают самостоятельные решения о её важности и соответствии цели исследования, выполняют эксперимент, готовятся рассказать о результатах своего расследования.
В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют карту расследования. По окончании работы группы докладывают о результатах своих изысканий. Учитель проверяет и высвечивает информацию на экране компьютера. В это время остальные учащиеся заполняют свои карты расследования новыми сведениями.
Демонстрация опыта: «Обугливание сахара концентрированной серной кислотой», «обугливание лучинки».
Карта независимого расследования
Результаты исследования
Уравнения реакций
«Историческая справка»
«Следственный эксперимент»
«Химический анализ»
«Дактилоскопическое исследование»
Учитель: Настало время провести химическую экспертизу предложенным материалам.
Выступление групп, учитель проверяет материалы через проектор.
III. Рефлексия.
Учитель: Вам предстоит услышать сказку, постарайтесь расшифровать те химические явления, о которых пойдет речь.
СКАЗКА О СЕРНОЙ КИСЛОТЕ.
Что случилось в городе?
Куда пропали дети?
Не галдят, не поют,
Стёкла мячиком не бьют.
Позабыли дети
Обо всём на свете…
А дело в том, что в городе
Появилось объявление:
«Спешите, всего лишь
Одно представление!
Своими трюками,
Немыслимыми штуками
Все страны мира покорил
Великий химик -
НИТРОЗИЛ!»
Значит, надо торопиться,
В кассу очередь толпится.
333 руки
Крепко сжали пятаки.
Вдруг скрипнула дверь…
Может, там чародей?
Интересно, какой?
ОЙ!
На цыпочках заплаканный
Выходит Нитрозил:
«Дети, не шумите!
Прошу вас, прекратите!
Дело в том, что от меня
Сейчас сбежала Кислота.
Серная, обычная,
Но свойства непривычные
Ах, оно несносное -
«Масло купоросное»!
Умоляю, не сердитесь,
Потихоньку расходитесь!»
Что поделать, разбрелась
Очередь у кассы.
Девочки и мальчики
Вспомнили про классы…
А в городе тем временем
Шум и суета -
Наделает большой беды
Такая кислота:
Обуглятся деревья,
Исчезнут провода,
Разрушатся все ткани
И закипит вода!
А если вдруг дождик
Кислотный пройдёт,
Всё, что из мрамора,
Разрушаться начнёт!
За дело взялся детектив
По кличке Бария Хлорид.
Известный многим реактив,
По следу он за ней бежит
Заглянул в АО «Ависма»,
Забежал в П/О «Азот»,
Побывал на всех калийных
И попал на химзавод.
Там видит - кооператив.
Зашёл туда наш детектив.
О, Боже! Что он видит вдруг -
Его беглянка тут как тут
Работает, не покладая рук!
Кислоты, удобрения, соли,
Хлор, гербициды, волокно,
Нефтепродукты и глюкоза,
Красители, пластмасса, сода -
Всё это ею произведено!
Увидев Бария Хлорид,
Приняв смиренный робкий вид,
Испугалась Кислота
И к Нитрозилу побрела.
Но всем известный реактив
Галантен был, весьма учтив.
Он в алюминиевой карете
Домчал её быстрей, чем ветер.
Великий химик скачет,
Смеётся, чуть не плачет:
«Повесьте снова объявление,
Что состоится представление!»
Мораль сей сказки не нова:
Отбросив лень и засучив повыше рукава,
Вперёд на поиски решений!
Ответ найдёшь ты без сомнений!
Обсуждение. Слайд «Применение серной кислоты».
Учитель: что нового вы узнали сегодня? (слайд «Итоги урока»).
Слова Менделеева!
Домашнее задание: параграф 22, для желающих-составить памятку лаборанту при работе с серной кислотой.
Учитель: Наше независимое расследование по теме «Особые свойства серной кислоты» закончено.
Спасибо за работу!
6