Особые свойства серной кислоты

Предлагаю разработку урока в 9 классе по теме "Серная кислота и ее особые свойства". Цели: конкретизировать общие знания об ОВР на примере концентрированной серной кислоты. Исследовательским способом доказать особые свойства серной кислоты Вспомнить качественную реакцию на сульфат-ион. Показать хозяйственное значение серной кислоты.          развивать познавательную активность, умение наблюдать и рассуждать, делать выводы, напомнить о градообразующих предприятиях родного города. Оборудование к уроку: раздаточный материал, лабораторное оборудование,  мультимедийный проектор.
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Андреева Любовь Сергеевна,

г. Березники, Пермский край

Урок «Особые свойства серной кислоты».

Форма урока: Ролевая игра. Независимое расследование.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели урока:

  • конкретизировать общие знания об ОВР на примере концентрированной серной кислоты.

  • Исследовательским способом доказать особые свойства серной кислоты

  • Вспомнить качественную реакцию на сульфат-ион.

  • Показать хозяйственное значение серной кислоты.

развивать познавательную активность, умение наблюдать и рассуждать, делать выводы, напомнить о градообразующих предприятиях родного города.

Оборудование к уроку: раздаточный материал, лабораторное оборудование, мультимедийный проектор.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

Слайд №1

Учитель: тема урока «Особые свойства серной кислоты». Ребята, а какие задачи вы для себя ставите на уроке? (слайд № 2)

Девиз урока: «О мощности государства можно судить по количеству серной кислоты, которое оно производит»

(Д.И. Менделеев)

Учитель: Ребята, актуален ли девиз нашего урока? Что хотел сказать этими словами Менделеев? Наверное, хотел подчеркнуть значение серной кислоты, ведь недаром её называют хлебом химической промышленности.

Видеофрагмент (20 сек)


II. Поисково-исследовательский этап.

Учитель: Сегодня мы проведем независимое расследование, цель которого выяснить особые свойства концентрированной серной кислоты. Для получения достоверных и разнообразных сведений о свойствах H2SO4(конц.) создадим рабочие группы. Каждая группа получает инструкцию по проведению расследования.

Группы работают по инструкциям в течение 5 минут в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Это позволяет задать требуемый режим работы, регламентировать этапы изучения материала по времени, способствует усвоению нового материала. Во время работы звучит спокойная музык

Инструкция составления

исторической справки.

Цель: подготовить справку о строении молекулы H2SO4, её физических свойствах, историческом названии кислоты.

  1. Прочитайте текст (информацию к размышлению).

  2. Выпишите физические свойства концентрированной серной кислоты.

  3. В тексте учебника найдите структурную формулу серной кислоты, самостоятельно составьте электронную формулу.

  4. Подготовьте отчет.

Инструкция проведения

«следственного эксперимента»

Цель: выяснить отношение концентрированной H2 SO4 к органическим веществам.

  1. Прочитайте текст (информацию к размышлению).

  2. На кусок фильтровальной бумаги нанесите несколько капель раствора серной кислоты и осторожно нагрейте бумагу, держа её над пламенем спиртовки. Что происходит? Объясните наблюдения, зная, что при нагревании вода, содержавшаяся в растворе кислоты, испаряется, и концентрация кислоты возрастает.

  3. В справочнике школьника найдите уравнение реакции, запишите его в тетрадь.

  4. Подготовьте отчет.

Инструкция проведения

«Химического анализа».

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами различной активности.

Порядок действий:

1.Прочитайте текст (информацию к размышлению).

2. Запишите уравнение реакции взаимодействия меди H2SO4 (к) с помощью учебника. Составьте электронный баланс. Укажите окислитель, восстановитель.

3. Подготовьте отчет.

Инструкция проведения

«Дактилоскопического исследования».

Цель: обнаружить серную кислоту.

Порядок действий:

1.Даны пробирки с растворами соляной, азотной и серной кислот. Опытным путём определите, в какой пробирке находится серная кислота.

2. Составьте уравнение качественной реакции в молекулярном и сокращенном ионном виде.

Информация к размышлению…

Серная кислота - тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета. Смешивается с водой в любых отношениях. При растворении серной кислоты в воде выделяется настолько большое количество теплоты, что вода закипает.

Концентрированная серная кислота активно поглощает воду из воздуха, отнимает её от других веществ. При попадании органических веществ в концентрированную серную кислоту происходит их обугливание.

Безводная серная кислота - сильнейший окислитель за счет серы (+6). Она окисляет медь - металл, стоящий в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода. Такие металлы, как алюминий, железо, хром с концентрированной серной кислотой не взаимодействуют («пассивирование» металла).

Концентрированная серная кислота окисляет и неметаллы.

Раствор серной кислоты обладает всеми характерными свойствами кислот.

На этапе обработки материала собственная деятельность учащихся организована как групповая работа и предполагает как коллективный, так и индивидуальный способ получения знаний. Учащиеся знакомятся с учебной информацией о свойствах серной кислоты концентрированной, принимают самостоятельные решения о её важности и соответствии цели исследования, выполняют эксперимент, готовятся рассказать о результатах своего расследования.

В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют карту расследования. По окончании работы группы докладывают о результатах своих изысканий. Учитель проверяет и высвечивает информацию на экране компьютера. В это время остальные учащиеся заполняют свои карты расследования новыми сведениями.

Демонстрация опыта: «Обугливание сахара концентрированной серной кислотой», «обугливание лучинки».

Карта независимого расследования

Результаты исследования

Уравнения реакций

«Историческая справка»

«Следственный эксперимент»

«Химический анализ»

«Дактилоскопическое исследование»

Учитель: Настало время провести химическую экспертизу предложенным материалам.

Выступление групп, учитель проверяет материалы через проектор.

III. Рефлексия.

Учитель: Вам предстоит услышать сказку, постарайтесь расшифровать те химические явления, о которых пойдет речь.

СКАЗКА О СЕРНОЙ КИСЛОТЕ.

Что случилось в городе?

Куда пропали дети?

Не галдят, не поют,

Стёкла мячиком не бьют.

Позабыли дети

Обо всём на свете…

А дело в том, что в городе

Появилось объявление:

«Спешите, всего лишь

Одно представление!

Своими трюками,

Немыслимыми штуками

Все страны мира покорил

Великий химик -

НИТРОЗИЛ!»

Значит, надо торопиться,

В кассу очередь толпится.

333 руки

Крепко сжали пятаки.

Вдруг скрипнула дверь…

Может, там чародей?

Интересно, какой?

ОЙ!

На цыпочках заплаканный

Выходит Нитрозил:

«Дети, не шумите!

Прошу вас, прекратите!

Дело в том, что от меня

Сейчас сбежала Кислота.

Серная, обычная,

Но свойства непривычные

Ах, оно несносное -

«Масло купоросное»!

Умоляю, не сердитесь,

Потихоньку расходитесь!»

Что поделать, разбрелась

Очередь у кассы.

Девочки и мальчики

Вспомнили про классы…

А в городе тем временем

Шум и суета -

Наделает большой беды

Такая кислота:

Обуглятся деревья,

Исчезнут провода,

Разрушатся все ткани

И закипит вода!

А если вдруг дождик

Кислотный пройдёт,

Всё, что из мрамора,

Разрушаться начнёт!

За дело взялся детектив

По кличке Бария Хлорид.

Известный многим реактив,

По следу он за ней бежит

Заглянул в АО «Ависма»,

Забежал в П/О «Азот»,

Побывал на всех калийных

И попал на химзавод.

Там видит - кооператив.

Зашёл туда наш детектив.

О, Боже! Что он видит вдруг -

Его беглянка тут как тут

Работает, не покладая рук!

Кислоты, удобрения, соли,

Хлор, гербициды, волокно,

Нефтепродукты и глюкоза,

Красители, пластмасса, сода -

Всё это ею произведено!

Увидев Бария Хлорид,

Приняв смиренный робкий вид,

Испугалась Кислота

И к Нитрозилу побрела.

Но всем известный реактив

Галантен был, весьма учтив.

Он в алюминиевой карете

Домчал её быстрей, чем ветер.

Великий химик скачет,

Смеётся, чуть не плачет:

«Повесьте снова объявление,

Что состоится представление!»

Мораль сей сказки не нова:

Отбросив лень и засучив повыше рукава,

Вперёд на поиски решений!

Ответ найдёшь ты без сомнений!

Обсуждение. Слайд «Применение серной кислоты».

Учитель: что нового вы узнали сегодня? (слайд «Итоги урока»).

Слова Менделеева!

Домашнее задание: параграф 22, для желающих-составить памятку лаборанту при работе с серной кислотой.

Учитель: Наше независимое расследование по теме «Особые свойства серной кислоты» закончено.

Спасибо за работу!

6

© 2010-2022