Конспект урока по химии на тему Растворение. Растворимость веществ в воде

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О.С. Габриелян. Химия 8 класс. Москва, 2009.

Тема урока «Растворение. Растворимость веществ в воде».

Цель урока: углубить знания о воде. Изучить понятие «раствор», физические и химические свойства растворов. Продемонстрировать некоторые свойства с помощью ребят. Развить навыки проведения опытов по химии.

Задачи:

  • Развить интерес с предмету химии;

  • Познакомить с процессом растворения;

  • Дать классификацию растворов, растворенных веществ;

  • Развить экспериментальные навыки;

  • Раскрыть понятие раствор.



  1. Организационный момент.

  2. Сегодняшний урок я начну с вопроса. Скажите, пожалуйста, какое вещество является самым главным на планете? Это вещество покрывает 2/3 суши, из этого вещества на 80 % состоит человек? (Вода - Конспект урока по химии на тему Растворение. Растворимость веществ в воде )

  3. Вспомните из курса физики: каким уникальным свойством обладает вода? (Способна растворять в себе другие вещества)

  4. Именно об этом уникальном свойстве мы и поговорим на сегодняшнем занятии. Запишите тему урока. И приступим с химической разминке.

  5. Проверка знаний. Химическая разминка:

  • Назовите «номер квартиры» данного химического элемента.

Ba, Ga, Rb, O, F, Db, Se, Mo, Ge, Ca, As, Au, Li, V.

  • «Третий лишний» - найдите лишнее и аргументируйте свой ответ.

  • NaOH, Ba(OHКонспект урока по химии на тему Растворение. Растворимость веществ в воде, ZnO.

  • HF, HNКонспект урока по химии на тему Растворение. Растворимость веществ в воде, NaCl.

  • Au, Na, C.

  • Найдите и исправьте ошибку:

HPКонспект урока по химии на тему Растворение. Растворимость веществ в воде, AКонспект урока по химии на тему Растворение. Растворимость веществ в водеO, Конспект урока по химии на тему Растворение. Растворимость веществ в воде , CaO, KOH.

  1. Изучение нового материала.

  • Раствор - это однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

  • Виды растворов:

  • Суспензия - раствор, состоящий из твердого вещества в виде мельчайших частиц, распределенного в жидкости. Например, цементные растворы, глиняные растворы, эмалевые краски.

  • Эмульсия - раствор, состоящий из микроскопических капель жидкости, распределенных в другой жидкости. Например, молоко, растительное масло в воде.

  • Аэрозоль - это раствор, состоящий из жидкости и газа или твердого вещества и газа. Например, туман, дым, пыль.

  • Приведите свои примеры растворов из повседневной жизни.

  • По растворимости в воде вещества можно разделить на 3 группы: растворимые, малорастворимые и нерастворимые. В определении данных веществ нам поможет специальная таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде (при комнатной температуре)». Итак, проведем несколько наглядных опытов.

  • В химический стаканчик нальем воды и добавим поваренную соль NaCl. Что наблюдаем? Проверьте растворимость данного вещества по таблице растворимости.

  • В химический стаканчик нальем воду, добавим в него обычный школьный мел CaCКонспект урока по химии на тему Растворение. Растворимость веществ в воде, измельченный в ступке. Что наблюдаем? Проверьте растворимость вещества в таблице растворимости.

  • В химический стаканчик нальем воды, добавим в него растительное масло. Что наблюдаем?

О достоверности данных таблицы растворимости мы убедились лично.

  • А теперь скажите, сахар быстрее растворится в горячем или холодном чае? А если чай холодный, то что нужно сделать, чтобы сахар растворился быстрее? Итак, для того, чтобы ускорить процесс растворения одного вещества в другом, необходимо:

  1. Повысить температуру (нагреть);

  2. Перемешать;

  3. Измельчить растворяемое вещество;

  4. Добавить катализаторы.

  • По содержанию растворенного вещества в растворители растворы бывают:

  • Насыщенный - раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется.

  • Ненасыщенный - раствор, в котором при данной температуре находится меньше растворяемого вещества, чем в его насыщенном растворе.

  • Перенасыщенный - раствор, в котором при данной температуре находится в растворенном состоянии больше вещества, чем в его насыщенном растворе при тех же условиях. Например, глауберова соль, медный купорос.

  • Растворение веществ в растворителе может протекать с изменением температуры, с выделением газа, с изменением консистенции, с изменением цвета и вкуса. Проведем несколько опытов.

  • В пробирку нальем 3-4 мг NaOH, прильем к щелочи несколько капель фенолфталеина. Что наблюдаем? (Малиновая окраска). Далее берем уксусную кислоту 70%, нальем в химический стаканчик 2-3 см. Теперь из пробирки выливаем наш малиновый раствор в стаканчик с уксусной кислотой. Что наблюдаем? (Обесцвечивание раствора)

  • Перед тем, как мы приступим к данному опыту, вы должны запомнить одно правило: «Сначала вода, потом кислота - иначе случится большая беда».

В пробирку приливаем раствор KMnКонспект урока по химии на тему Растворение. Растворимость веществ в воде, в эту же пробирку добавляем NaOH и Конспект урока по химии на тему Растворение. Растворимость веществ в воде SКонспект урока по химии на тему Растворение. Растворимость веществ в воде. Что наблюдаем? (Изменение цвета на насыщенный зеленый)

Из зеленного раствора можно получить малиновую окраску, путем добавления в данную пробирку водного раствора хлора. Приливаем данный раствор. Что наблюдаем?

  • Самостоятельная работа по учебнику: страницы 186 - 188.

  • Массовая доля - это отношение массы растворённого вещества к массе раствора. Массовая доля измеряется в долях единицы или в процентах.

Формула для нахождения массовой доли:

w(в-ва)=m(в-ва)/m(р-ра)

Например, масса соли составляет 65г, а масса всего раствора 150г. Найдите массовую долю соли в растворе.

Решение: w(в-ва)=65/150=0,43 доли или 43%.

  1. Закрепление.

Самостоятельное решение задачи и проверка в парах.

Масса раствора составляет 245г. Массовая доля соли в растворе составляет 62%. Найдите массу соли в растворе.

  1. Рефлексия.

Итак, с чем мы сегодня познакомились на уроке? Узнали ли вы что-нибудь новое сегодня? Что особенно запомнилось и понравилось?

  1. Домашнее задание.

Параграф 34, страница 192 задание 4,5.

  1. Подведение итогов.

Оценивание ребят за работу на уроке

  • Благодарю за прекрасную работу на уроке. Урок окончен!

© 2010-2022