Конспект урока «Основные классы неорганических веществ»

"Описание материала: Конспект данного урока посвящен подведению итогов по теме: основные классы неорганических соединений. Урок проводится в игровой форме, учащиеся класса делятся на две комманды. В ходе игры учащимся предлагаются интересные и занимательные задания разной степени сложности. Задания предполагают знание практических и теоретических навыков и умений. В конце урока подводятся итоги по колличеству набранных баллов, выставляются оценки за работу. Дети мимеют возможность реально оценит...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Комсомольская №2 средняя общеобразовательная школа»

Павловского района Алтайского края











Конспект обобщающего урока по химии
в 8 классе

«Основные классы неорганических веществ»





подготовила

учитель химии и биологии

Романович Марина Станиславна











пос. Урожайный

2014

Урок - обобщение по теме «Основные классы неорганических веществ»

Тип урока: обобщающий.


Вид урока: урок-состязание в форме игры между двумя командами.


Цели урока: с помощью интеллектуальной игры обобщить и закрепить знания учащихся об основных классах неорганических соединений; проверить глубину и осознанность научных знаний, умение их применять, проводить химический эксперимент; научить выделять главное, сравнивать и обобщать, логически мыслить, находить решение нестандартных задач. Осуществить межпредметные связи химии с биологией, физикой, историей.
Задачи урока:

Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических соединений, их классификации и свойствах.

Развивающие: развитие образовательных компетенций:

  • учебно-познавательных: развить умение применять теоретические знания для решения задач; умение обобщать, делать выводы; проводить самопроверку и самооценку;

  • коммуникативных: развитие умения отвечать на поставленный вопрос; организовывать и анализировать собственную деятельность;

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать чувство ответственности и интерес к знаниям; закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Девиз урока: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое».

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя-спикера:

Химия - такая есть наука,
Учить ее по книжкам - скука:
Формулы, законы, элементы,
Уравнения... И прочие моменты.
Из нее, однако, можем мы узнать,
Что и как, и надо ли взрывать,
Что нельзя нам с вами есть и пить,
Чтоб потом себя не хоронить,
Из чего все вещи, что вокруг…
Они возникают просто вдруг!
Чтобы это знать и более,
Учат химию в нашей школе.

Здравствуйте, дорогие участники нашей втречи! Я приветствую вас в кабинете химии, где мы собрались для того, чтобы сегодня подвести итоги вашей работы по теме «Основные классы неорганических веществ», обобщить знания по данному разделу. Но я сегодня - не просто ваш учитель, а ведущий нашей занимательной игры. Вы - не просто ученики, а участники необычного аукциона - аукциона знаний! Вы разделены на две команды, и я надеюсь, готовы соревноваться и набирать баллы. Жюри (учитель представляет членов жюри) будет подводить итоги, и подсчитывать ваши правильные ответы. Эмблемой нашей встречи будет «СОВА» - символ мудрости, который поможет вам сегодня проявить себя знатоком химии, а наш девиз: «День прожит не зря, если ты узнал что-то новое». Итак, внимание! Мы начинаем.

ЗАДАНИЕ №1

Учитель. Ваше первое задание. Максимальное число баллов, которое вы можете набрать, - 3, при условии, что по первой же подсказке называете имя учёного-химика. При использовании второй подсказки - на один балл меньше и т.д. ( После ответов участников игры демонстрируется портрет каждого учёного). Вопросы по очереди задаются командам, если команда затрудняется ответить то право на ответ переходит к участникам второй команды.


Имя первое
3 балла. Ему принадлежат слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие...»
2 балла. Родился в 1711 году в крестьянской семье, пешком пришёл в Москву, чтобы получить образование.
1 балл. Разработал корпускулярную теорию строения веществ.
(Михаил Васильевич Ломоносов)


Имя второе
3 балла. Родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора гимназии, был семнадцатым ребёнком в семье.
2 балла. Изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. Поднялся один на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения.
1 балл. Стал автором знаменитого учебника «Основы химии», который только при его жизни выдержал 8 изданий.
(Дмитрий Иванович Менделеев)


Имя третье
3 балла. Учился в старинном университете города Упсала, где серьёзно занимался изучением физики, хотя лекции по химии тоже посещал охотно.
2 балла. В 1903 году был удостоен Нобелевской премии за чрезвычайные заслуги в развитии химии.
1 балл. Решил одну из важнейших проблем химии: выяснил природу растворов электролитов.
(Сванте Август Аррениус)


Имя четвёртое
3 балла. Правильно определил формулы таких важных соединений, как аммиак, оксиды азота, сероводород, углекислый газ, метан.
2 балла. Установил, что такие простые газообразные вещества, как азот, кислород, водород, существуют в виде двухатомных молекул, а не атомов.
1 балл. Число 6,02 • 10 23 называют по его фамилии.
(Амедео Авогадро)

ЗАДАНИЕ №2

Учитель. Ребята, к нам в гости напрашивается различные вещества. Вы должны отгадать, кто они?

1. Относится ли вещество Na2O2 к оксидам? (Нет, степень окисления кислорода равна - 1).
2. Какой вкус имеют разбавленные растворы оснований? (Горький).
3. Если растереть в ступке таблетку фенолфталеина, добавить несколько гранул щёлочи, то между этими веществами реакция не идёт. Что надо сделать, чтобы она произошла? (Налить в ступку воду).
4. Отвары каких растений можно использовать в качестве индикаторов? Почему? (Отвары чёрной смородины, столовой свеклы, шелухи подсолнуха, черники, краснокочанной капусты).
5. Какую кислоту называют «купоросное масло» и почему? (Со времён алхимиков так называли серную кислоту из-за её масляного вида и в связи с тем, что её получали из железного купороса).
6. В минеральной воде бурлит, в топочном газе летает, растениям пользу несёт, пожар затухать заставляет. О каком веществе идёт речь? К какому классу веществ оно относится? (Углекислый газ, класс оксиды).
7. Какая кислота содержится в желудочном соке человека и какова её роль? (Соляная кислота. В её присутствии фермент пепсин хорошо расщепляет белки).
8. В архиве пожарной части города Бенд (США) хранится запись о пожаре, вызванном снегом. Возможно ли это? (Возможно, если снег попал в яму с негашёной известью. Под действием жидкой воды, образующейся из снега, начнётся экзотермическая реакция образования гашёной извести, причём может выделиться так много теплоты, что возникнет пожар).
9. Что общего между мелом, скелетом человека и гипсом? (В их состав входит элемент кальций в виде солей: соответственно CaCO3, Ca3(PO4)2, CaSO4.)
10. На кожу ваших рук попал раствор едкого натра. Каковы ваши действия? (Промыть проточной водой, обработать 2%-раствором борной или уксусной кислоты, при необходимости обратиться к врачу.)

11.Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», - говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня - «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные. Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы. Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я? (Вода.)

ЗАДАНИЕ №3

Учитель. А сейчас я предлагаю отгадать загадки. Команды отгадывают загадки по очереди. Если участники команды отвечают неверно, то ход переходит к участникам другой команды, за каждую правильный ответвы получаете 1 балл.

а) На вес аурум.

(на вес золота)

б) Свой глаз углерод, чужой стеклышко.

(Свой глаз алмаз, чужой стеклышко)

в) Верная любовь ни в огне не горит, ни в H2O не тонет.

(Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет)

г) Друга узнать - пуд NaCl вместе съесть.

(Друга узнать - пуд соли вместе съесть)

д) Куй феррум - пока горячо.

(Куй железо - пока горячо)

е) Не хвались аргентумом, а хвались добром

(Не хвались серебром, а хвались добром)

ж) Белый, как карбонат кальция.

(Белый как мел).

з) Стойкий станумный солдатик.

(Стойкий оловянный солдатик)

и) Монета из купрума.

(монета из меди)

ЗАДАНИЕ №4

На слайде записана тема:

«Важнейшие классы неорганических соединений»

Конспект урока «Основные классы неорганических веществ»

Учитель. Ребята, если вы обратили внимание на экран, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок. Команда, давшая правильный ответ, получает один балл.

• «Их получают путем горения
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один - кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лед».
Какие это вещества?

(О т в е т. Оксиды.)

• «Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
А если активный металл попадет,
Получим мы соль и еще водород».

(О т в е т. Кислоты.)

• «В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?»

(О т в е т. Щелочи.)

• «Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...»

(О т в е т. Соли.)

ЗАДАНИЕ №5

Учитель. Ребята, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки про индикаторы. Команда, давшая правильный ответ, получает один балл.

Смущает меня щелочная среда;
Краснею... Но если вокруг кислота,
И если в воде растворен я один,
Не видно меня. Я - ... (фенолфталеин)

Ах, что же я поделаю с собой -
Ведь в щелочи я сине-голубой.
А в кислоте быть синим я не смею:
Я - ... в кислотах я краснею. (лакмус)

Как на прогулке от мороза,
От кислого я стану розов.
Но вид мой в щелочи смешон:
Я сразу желтый, как лимон. (метиловый оранжевый)

ЗАДАНИЕ №6

Учитель. В двух пробирках даны растворы веществ: соляной кислоты и гидроксида натрия. Экспериментальным путем при помощи индикаторов определите под каким номером в пробирке находятся данные вещества.

ЗАДАНИЕ №7



Учитель. Ребята, обратите внимание на экран. В четырех строках написаны формулы веществ, вам необходимо вычеркнуть лишнее вещество из строки и объяснить ваше решение. Команда, давшая правильный ответ, получает один балл за каждое задание.

  • CaCO3, Na2O, FeCl3.

  • NaOH, Al(OH)3, MgS

  • Mg , SO3, P2O5,

  • HCl, H2SO4, Al2O3

ЗАДАНИЕ №8

Учитель Ребята, обратите внимание на экран, на слайде написаны названия веществ. Составьте правильно формулы этих соединений. Команда, давшая правильный ответ, получает один балл за каждую правильно написанную формулу.

  • Сульфат натрия

  • Хлорид алюминия

  • Гидроксид кальция

  • Сернистая кислота

  • Оксид алюминия

  • Ортофосфат магния

  • Гадроксид бария

ЗАДАНИЕ №9

Учитель. Пришла телеграмма: «Пропали вещества А и В, вместо них появилось неизвестное вещество С».

Вам надо разыскать эти вещества. Итак, вы отправляетесь на поиски:

3 + H2O -> А;

СаО + H2O -> В;

А + В -> С.

О ходе вашего путешествия и поисков напишите уравнения реакций и дайте правильный ответ.

Подведение итогов. Рефлексия.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Продолжите фразу

  1. Сегодня на уроке я узнала…

  2. Я научилась…

  3. Мне было непонятно…

  4. Для меня этот урок…

  5. Интерес вызвало, то …

  6. Затруднения возникли когда…

Всем спасибо, кто помог,

Кто решал и отвечал,

Уравненье кто писал,

Кто пытался и не смог,

Всё равно он нам помог

А еще хочу сказать -

Нам Таблицу изучать,

И кто хочет суть познать,

Должен символы все знать!

Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич


Домашнее задание. Повторить темы: кислоты, оксиды, основания, соли.

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия 8. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2005.

  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.Я. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2003.

  3. Я познаю мир: Химия: Дет. энциклопедия. / Автор - составитель Л. А. Савина - М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002. - 442 с.

  4. Интернет ресурсы.

krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/INDIKATORI.html

hemi.nsu.ru/ucheb183.htm

alhimik.ru/read/grosse5.html

alhimikov.net/elektronbuch/Page-20.html

© 2010-2022