Рабочая программа по пропедевтике химии для учащихся 7 класса

Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя общеобразовательная школа №25

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы №25

____________ _____

« 1 » сентября 20__ г.





Рабочая программа

По пропедевтике химии

Класс 7

Количество часов 34









Рабочая программа обсуждена на М.О.

«30» августа 20___ г.



Составил: учитель химии

средней школы № 25

Назмиева Е.В.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы.

Учебно-воспитательные задачи пропедевтического курса химии решаются в процессе усвоения учащимися основных понятий химии, которые составляют основу для подготовки школьников к восприятию курса химии.

Программа курса пропедевтики химии позволяет, начиная с 7-го класса, до восприятия основного курса химии, сформировать у учащихся не только представления о химии как науки, но и о значении химической науки в жизни человека и общества, охране окружающей среды.

Курс состоит из 34 часов (1 час на каждую учебную неделю).

Содержание дисциплины

Учащиеся 7-го класса на I этапе обучения, изучая блоки: «Атом» и «Молекула», усваивают химическую символику, знакомятся с понятием валентность, с простыми и сложными веществами. При изучении III блока («Вещества») знакомятся с основными классами неорганических соединений, их номенклатурой, учатся записывать формулы веществ по названию, а также по формуле вещества называть его и определять класс, к которому оно принадлежит. И, наконец, изучая IV блок курса («Химические реакции») учащиеся рассматривают химические уравнения, типы химических реакций. В течение всего курса семиклассники учатся производить расчеты по формулам и решать простейшие задачи.

Отбор материала основывался на принципах ввода минимального, но необходимого для понимания, количества специфических понятий. Учебный материал подобран так, что его можно объяснять на уровне, доступном для понимания учащимися этого возраста.

Предлагаемый курс предусматривает проведение лабораторных опытов, которые рекомендуется выполнять либо микрометодом, либо полумикрометодом. Используемые в лабораторных опытах вещества общедоступны, что обеспечивает выполнение всей экспериментальной части данного курса.

Учебно - воспитательные задачи пропедевтического курса химии:

1. Изучение химической символики.

2. Воспитание нравственности, гуманного и бережного отношения к природе.

3. Знакомство с понятием валентность, простыми и сложными веществами, основными классами неорганических соединений, уравнениями и типами химических реакций

4. Формирование умений обращаться с основной химической посудой, соблюдать правила техники безопасности, учитывать химическую природу вещества, наблюдать и объяснять физические и химические явления, происходящие в жизни.

5. Совершенствование трудовых умений и навыков в соответствии с

личностными качествами учащихся.

  1. Формирование умений производить простые расчеты по формулам и решать простейшие задачи.

  2. На ранних этапах обучения формирование умений обращаться безопасными веществами.

Курс пропедевтики химии будет способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту.



Организация контроля хода усвоения.



Контроль и оценка успеваемости обеспечивает получение учителем информации о ходе познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, а также получении информации самим учеником о его познавательных действиях и их результатах.

Контроль, оценка и учет успеваемости имеют воспитывающее значение, приучают к систематической работе дома и на занятиях. Удачные и успешные способствуют самоутверждению учащихся. Велико обучающее значение контроля, т. к учащиеся приобретают знания и умения давать устные, письменные ответы, выполнять практические задания.

Проверку знаний и умений учащихся проводим различными методами, организуя устный опрос, фронтальные контролирующие беседы, самостоятельные и контрольные работы, химические диктанты, в ходе которых проверяем знание теоретических вопросов и умение называть и записывать формулы веществ, определять типы химических реакций, решать простейшие задачи.

Значительное место в пропедевтическом курсе должно уделяться играм, самостоятельным работам с само- и взаимопроверкой.


Учебно - технологическая карта


№ блока

Тема блока, урока

Содержание дисциплины

Основные знания и умения

Средства обучения

Виды контроля знаний

1

Атом (4 часа).


Урок 1. Введение. Тело и вещество.

Вещество, его характерные особенности.

Урок 2. Атом - структурная частица вещества.

Урок 3. Химический элемент. Химическая символика.

Урок 4. Относительная атомная масса.

Химическая символика, химический элемент, строение атома, относительная атомная масса.

Знать определения: химии как науки, тела и вещества; основные отличия вещества от тела. Влияние состава вещества на его свойства. Строение атома, определение атома, электрона, электронного облака, химического элемента. Знать, как правильно называются и читаются химические элементы. Знать определение относительной атомной массы и уметь её вычислять.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; дидактические карточки с заданиями дифференцированного характера; химический эксперимент (демонстрационный)

Фронтальная контролирующая беседа, химический диктант, игра «Кто быстрее ?»

2

Молекула. (7часов).

Урок 1. Молекула. Простые и сложные вещества.

Урок 2. Относительная молекулярная масса.

Урок 3. Валентность. Определение валентности по формуле.

Урок 4. Нахождение формулы бинарных соединений по валентности элементов.

Урок 5. Понятие массовой доли химического элемента.

Урок 6. Нахождение формулы вещества по известной массовой доле элементов.

Урок 7. Контрольная работа.

Простые и сложные вещества, молекула, относительная молекулярная масса, валентность, массовая доля химического элемента,

Знать определения: молекулы, простых и сложных веществ, относительной молекулярной массы, валентности. Знать основные отличия металлов и неметаллов. Знать элементы с постоянной валентностью и значение валентности.

Уметь отличать по формуле простые вещества от сложных; вычислять относительные молекулярные массы веществ; определять валентность элемента по формуле; составлять формулы бинарных веществ по валентности.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; дидактические карточки с заданиями дифференцированного характера; химический эксперимент (демонстрационный)

Фронтальная контролирующая беседа, химический диктант, игра «Третий лишний», письменный учет знаний по карточкам, решение задач в группах.

3

Вещества (15 часов).

Оксиды (3 часа).

Урок 1. Оксиды. Состав. Номенклатура.

Урок 2. Лабораторная работа №1 Знакомство с основными физическими свойствами оксидов.

Урок 3. Практикум.

Основания (3 часа).

Урок 1. Основания. Состав. Номенклатура.

Урок 2. Классификация оснований. Индикаторы.

Урок 3. Лабораторная работа №2. Действие щелочей на индикаторы.

Кислоты (4 часа).

Урок 1. Кислоты. Состав. Номенклатура.

Урок 2. Классификация кислот. Действие кислот на индикаторы.

Урок 3. Лабораторная работа №3. Определение кислот и щелочей с помощью индикаторов

Урок 4. Практикум.

Соли (5 часов).

Урок 1. Соли. Состав. Номенклатура. Значение солей для человека и растений.

Урок 2. Лабораторная работа №4. Знакомство с основными физическими свойствами солей.

Урок 3. Практикум.

Урок 4. Обобщение знаний по блоку "Вещество".

Урок 5. Контрольная работа.

Оксиды, основания, их классификация, кислоты, их классификация, соли, номенклатура веществ, индикаторы.

Знать: определения оксидов, оснований, кислот, солей; классификацию оснований, кислот; основные виды индикаторов; основные виды минеральных кислот, названия кислотных остатков, понятие массовой доли, формулу для нахождения массовой доли химического элемента. Уметь: отличать вещества друг от друга; классифицировать их; называть вещества по формуле, писать формулу по её названию; определять с помощью индикаторов щёлочи и кислоты; пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, выполнять лабораторные работы, предусмотренные программой; определять массовую долю элемента в веществе и по известной массовой доли химических элементов.


Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; дидактические карточки с заданиями дифференцированного характера; химический эксперимент (демонстрационный и ученический), ЛОС, ТСО.

Фронтальная контролирующая беседа, химический диктант, игра «Кто быстрее ?», «Третий лишний», «Химическое лото», графический диктант, экспериментальная проверка знаний и умений учащихся, разноуровневая контрольная работа, тестирование.

4

Химические реакции (8 часов).

Урок 1.Физические и химические явления. Химические реакции.

Урок 2. Уравнения химических реакций.

Урок 3. Практикум (расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций).

Урок 4. Типы химических реакций. Реакции соединения и разложения.

Урок 5. Реакции замещения и обмена.

Урок 6. Лабораторная работа №5. Типы химических реакций.

Урок 7. Обобщение по курсу "Пропедевтика химии".

Урок 8. Контрольная работа.

Техника безопасности при работе в кабинете химии, физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, уравнения химических реакций, типы химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

Знать основные правила техники безопасности; основные отличия физических и химических явлений; признаки химических реакций; определения физических и химических явлений, химических реакций, уравнения химической реакции, реакций соединения, разложения, замещения, обмена. Уметь правильно расставлять коэффициенты в уравнениях реакций; определять типы химических реакций; по признакам отличать химическое явление от физического.


Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; дидактические карточки с заданиями дифференцированного характера; химический эксперимент (демонстрационный и ученический), ЛОС, ТСО.

Фронтальная контролирующая беседа, химический диктант, игра «Кто быстрее ?», «Третий лишний», «Химическое лото», графический диктант, экспериментальная проверка знаний и умений учащихся, разноуровневая контрольная работа, тестирование.

Список литературы

Литература для учителя

  1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1995. - 96 с.

  2. Гара Н. Н., Иванова Р. Г., Каверина А. А. Настольная книга учителя химии. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астель», 2002. - 190 с.

  3. Девяткин В. В., Ляхова Ю. М. Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. - 240 с.

  4. Емельянова Е. О., Иодко А. Г. Организация познавательной деятельности Учащихся на уроках химии в 8 - 9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть I. - М.: Школьная пресса, 2002. - 144 с.

  5. Емельянова Е. О., Иодко А. Г. Организация познавательной деятельности Учащихся на уроках химии в 8 - 9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть II. - М.: Школьная пресса, 2002. - 144 с.

  6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

  7. Иванова Т. В., Калинова Г. С., Сивоглазов В. И. Природа и человек. Книга для учителя. - М.: АРКТИ, 2000. - 104 с.

  8. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 336 с.

  9. Кузнецова Л. М. Новая технология обучения химии в 8 классе. - Обнинск: Титул, 1999. - 208 с.

  10. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Изд-е 2-е, доп. и перераб. - Ростов на Дону: Изд-во «Учитель», 2003. - 224 с.

  11. Минченков Е. Е., Корощенко А. С., Зазнобина Л. С., Журин А. А. Методика обучения химии в 8 - 9 классах. - М.: Школьная пресса, 2000. - 160 с.

  12. Мякитник Т. Н. Уроки химии: 8-й кл.: Учебно - методическое пособие для образовательных учреждений. - Минск: ООО «Юнипресс», 2003. - 480 с.

  13. Очирова Л. П. Урок химии. Наблюдение и анализ. - Улан - Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 1998. - 62 с.

  14. Очирова Л. П., Михайлова Т. М. Самостоятельная работа студентов по курсу «Теория и методика обучения химии»: Учебное пособие. - Улан - Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2001. - 128 с.

  15. Пак М.С. Дидактика химии: Учебное пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 315 с.

  16. Савельев А. Е. Основные понятия и законы химии. Химические реакции. - М.: Дрофа, 2003. - 208 с.

  17. Стандарт химического образования.

  18. Тарасов А. К. Ботаника, зоология, химия. - Смоленск: Русич, 1999. - 256 с. («Весёлый урок»).

  19. Титова И. М. Обучение химии. Психолого-методический подход. - СПб.: КАРО, 2002. - 204 с.

  20. Титова И. М. Мини-тренажёр. Методика организации фронтальных диалогов в обучении химии. - Иваново.: СТИМУЛ, 1996. - 58 с.

  21. Фадеева Г. А. Химия и экология. 8 - 11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. - Волгоград : Учитель, 2004. - 118 с.

  22. Чернобельская Г. М. Основы методики обучения химии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.


Литература для учащихся


  1. Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5 - 6 кл.: Метод. пособие, - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 96 с.

  2. Девяткин В. В., Ляхова Ю. М. Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000. - 240 с.

  3. Зуева М.В., Гара Н.Н. В химической лаборатории: Рабочая тетрадь 8 класс общеобразоват. учр. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 64 с.

  4. Кузнецова Н. Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин Ю.А. Учебник для учащихся 8 класса общеобразоват. учр. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 364 с.

  5. Кузнецова Н.Е., Лёвкин А.Н. Задачник по химии. 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 142 с.

  6. Леенсон И. А. Занимательная химия. - М.: РОСМЭН, 1999. - 104 с. (Серия «Школьникам для развития интеллекта»).

  7. Савельев А. Е. Основные понятия и законы химии. Химические реакции. - М.: Дрофа, 2003. - 208 с.

  8. Титова И. М. Малый химический тренажёр. - Иваново.: СТИМУЛ, 1996. - 58 с.


© 2010-2022