- Преподавателю
- Химия
- Практическая составляющая обучения химии – основа формирования компетенции школьников
Практическая составляющая обучения химии – основа формирования компетенции школьников
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Ковалик О.Ю. |
Дата | 12.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ №3
ДОКЛАД
на тему:
Практическая составляющая обучения химии - основа формирования компетенции школьников
Семинар - практикум
Ковалик Ольга Юрьевна,
учитель химии
Михайловск, 2011
Исследовательская компетенция
Химия - одна из наиболее практико-направленных дисциплин, изучаемых в условиях общеобразовательной школы. Практические работы являются той формой занятий, в рамках которой обучающиеся должны проводить поиск и отбор необходимых источников знаний, осуществлять анализ, сравнение, оценку наблюдаемых процессов, обосновывать свою точку зрения и формулировать выводы, соответствующие (несоответствующие) выдвинутой гипотезе.
Практические работы по химии направлены на формирование всех структурных единиц исследовательской компетенции /компетентности.
Как правило, школьники с большим интересом включаются в практическую деятельность. Внутренняя неосознанная мотивация здесь существует независимо от роли учителя (каждый ребенок в душе исследователь), она порождает познавательную активность. Для того чтобы этот процесс повлек за собой развитие способности к преодолению когнитивных трудностей, самостоятельность в процессе познания и положительное эмоциональное отношение к учебе, необходимо тщательно подбирать темы практических работ и их содержание. Исследование должно соответствовать образовательному уровню развития обучающихся, оно должно содержать проблему: «Гидроксид алюминия: кислота или основание?»; «Как очистить соль, если она содержит примеси?» и т.д.
Практический метод обучения мобилизует экспериментальное и креативное мышление особенно в проблемной ситуации. Зачастую для решения поставленной задачи недостаточно имеющегося багажа знаний, и обучающиеся вынуждены обращаться к дополнительным источникам информации, развивая, таким образом, познавательные процессы, учебные навыки и уровень интеллекта. Анализ и оценка полученных результатов способствует развитию рефлексивных способностей школьников .
Разнообразие в методике проведения практических работ позволит сформировать когнитивный компонент исследовательской компетенции обучающихся.
Методически грамотно построенная работа школьников (роль учителя) содержит в себе все составляющие действенно-операционного компонента и является базой для целостного процесса формирования исследовательской компетенции .
КИМы - практическая составляющая в обучении
Обучение химии носит развивающий характер. Развитие учащихся - процесс непрерывный и многосторонний. Он предполагает развитие знаний учащихся, их умений, мышления, познавательного интереса, самостоятельности, творческих способностей и т.д.
К важным условиям развития учащихся следует отнести обучение их на конкретном учебном материале приемам мышления, т.е. приемам умственной деятельности, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, конкретизации, классификации, систематизации и т.д. Учащиеся, овладевшие этими приемами, глубже и быстрее усваивают знания по предмету, легче и более самостоятельно устанавливают взаимосвязи в учебном материале, делают обобщающие выводы.
Одним из важнейших требований к обучению химии в основной школе является усвоение каждым обучающимся той совокупности элементов знаний о веществе, химической реакции, методах познания веществ и химических превращений, которая предусмотрена обязательным минимумом содержания основных образовательных программ федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по химии.
Первую проверку своих компетенций учащиеся проходят во время итоговой аттестации в 9 классе. Итоговая аттестация ориентирована на проверку достижений выпускниками уровня обязательной подготовки по курсу химии основной школы и дифференциацию их по готовности для обучения в профильных классах или в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Экзаменационная работа строится так, чтобы при ее выполнении выпускники могли не только вспомнить известные им факты, понятия и теории, но и осуществлять определенные виды деятельности - выявлять классификационные признаки веществ и реакций, определять степени окисления элементов по формулам их соединений, объяснять сущность того или иного процесса, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ и т.п.
Подготовку к итоговой аттестации необходимо осуществлять с 8 класса. Для совершенствования практических навыков выбирать контрольно-измерительные материалы в форме теста итоговой аттестации: разноуровневые задания с выбором правильного ответа и задания с развернутым ответом. Например,
Тест. Неметаллы: атомы и простые вещества.
А1. Какую особенность с точки зрения строения атома имеют атомы неметаллов, в отличие от атомов металлов?
1) наибольшую атомную массу;
2) наибольший заряд ядра;
3) большое количество электронов на внешнем энергетическом уровне и меньший атомный радиус;
4) большое количество электронов на внешнем энергетическом уровне и больший атомный радиус
А2. Что относится к простым веществам?
1) водород 3) углекислый газ
2) вода 4) кремнезем
A3. Какой тип кристаллической решетки у простых веществ?
1) ионная и молекулярная
2) металлическая и атомная
3) атомная и молекулярная
4) атомная и ионная
А4. Какую смесь представляет собой воздух?
1) кислорода и азота;
2) кислорода, азота и воды;
3) кислорода, азота, паров воды и углекислого газа;
4) кислорода, азота, паров воды и углекислого газа, инертных и прочих газов, твердой примеси в виде пыли
Элемент
Количество электронов на внешнем энергетическом уровне
1. 3
А. Фосфор
2.5
Б. Углерод
3. 7
В. Фтор
4.4
Г. Сера
5. 2
6.6
В1. Установите соответствие.
Простое вещество
Тип кристаллической решетки
-
Алмаз
Б. Графит
-
Белый фосфор
Г. Хлор
-
Молекулярная
-
Ионная
-
Атомная
-
Металлическая
В2. Установите соответствие.
С1. Составьте уравнения реакций схемы превращений: оксид меди (II) → вода → водород → бромоводород → бромид натрия.
С2. Вычислите объем (н.у.) воздуха, необходимый для получения 160 г оксида железа(III) из железа.
Практика показывает, что в самом начале изучения химии учащиеся испытывают затруднения в составлении формул сложных веществ и уравнений реакций химических превращений. Поэтому учитель должен обратить внимание на подход в решении этой проблемы. Здесь можно предложить химический диктанты на каждом уроке, закрепляя полученные навыки и зачеты раз в месяц. Химический диктант можно проводить как в традиционной форме (учитель диктует названия веществ, дети записывают формулы), так и форме «таблицы Пифагора», например,
вариант 1: Напишите формулы предложенных металлов
Na
Fe(II)
Al
оксиды
гидриды
сульфиды
карбиды
нитраты
сульфаты
силикаты
гидроксиды
Вариант 2: Напишите продукты взаимодействия веществ, расположенных в горизонтальных ячейках с веществами, расположенными в вертикальных ячейках
Al
KOH
Na2CO3
HCl
H2SO4
H3PO4
Вариант 3: В таблице записаны названия веществ. Пройдите, составив соответствующие схемы реакций, от одного указанного в задании вещества к другому:
а) от серы до оксида серы(IV);
б) от сероводорода до сульфата бария
оксида серы(IV)
сера
оксида серы(VI)
сернистая кислота
сероводород
серная кислота
сульфид ртути(II)
сульфат бария
сульфат калия
Ответ: а) S → SO2
S → H2S → SO2
S→ HgS → SO2 → K2SO3 →SO2
б) H2S → SO2 → SO3 → ВаSO4
H2S → S → SO2 → SO3 → Н2SO4 → K2SO4→ ВаSO4
Активную тренировочную подготовку к ГИА можно начинать со второго полугодия. Общий объем подготовки 40 - 45 часов.
Примерное тематическое планирование подготовки к ГИА в 9 классе
( 45 часов, в том числе резерв - 5 часов)
№ п/п
Содержание темы повторения
позиция в ГИА
Кол-во
часов
1
Строение атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева
А1
1
2
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
А2
1
3
Химическая связь
А3
2
4
Валентность и степень окисления химических элементов
А4
1
5
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений
А5
2
6
Периодический закон Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов
В1
1
7
Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения
А6
2
8
Классификация химических реакций по различным признакам
А7
1
9
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы
А8
1
10
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних)
А9
1
11
Реакции ионного обмена и условия их осуществления
А10
1
12
ОВР
В4
1
13
Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов
А11
2
14
Химические свойства оксидов: основных, кислотных и амфотерных
А12
1
15
Химические свойства оснований
А13
1
16
Химические свойства кислот
А14
1
17
Химические свойства солей (средних)
А15
1
18
Первоначальные сведения об органических веществах
А16
2
19
Химические свойства простых веществ и оксидов
В2
1
20
Химические свойства оснований, кислот, солей (средних)
В3
2
21
Чистые вещества и смеси. Правила безопасности работы в школьной лаборатории. Разделение смесей и очистка веществ.
А17
1
22
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества. Получение газообразных веществ
А18
1
23
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе
А19
1
24
Взаимодействие различных классов неорганических веществ
С1
2
25
Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции
С2
2
26
Работа с бланками и по примерным вариантам
5
Определенные трудности учащиеся испытывают при решении комбинированных задач.
Основные типы задач, которые должны уметь решать девятиклассники:
-
Задачи на определение массовой доли элемента в соединении; на определение массовой доли растворенного вещества в растворе; на определение объемной доли газообразного вещества в газовой смеси.
-
Задачи на определение массы, объема и количества вещества по уравнению реакции.
-
Задач по нахождению массы или объема одного вещества по другому, если последнее содержало примеси.
-
Задачи на определение выхода продукта.
-
Определение массы или объема продукта реакции, если одно из исходных веществ было взято в избытке.
Задача 1: Смесь, состоящую из 8 г гашенной извести и 16 г нитрата аммония, нагрели до прекращения реакции. Какой объем (н.у.) занял образовавшийся газ?
Решение : Ca(OH)2 + 2NH4NO3 → Ca(NO3)2 + 2NH3↑+ 2H2O
n(Ca(OH)2) = 8/74 = 0,1 моль
n(NH4NO3) = 16/80 = 0,2 моль
Следовательно, n(NH3) = n(NH4NO3) = 0,2 моль
Тогда, V(NH3) = 0,2 · 22,4 = 4,48 (л)
Задача 2: В сосуд, содержащий 80,2 г воды, поместили 4,6 г металлического натрия. Вычислите массовую долю (%) гидроксида натрия в полученном растворе.
Решение: 2Na + 2H2O → 2NaOH + H2↑
n(Na) = 4,6/23 = 0,2 моль
n(NaOH) = n(Na) = 0,2 моль
n(H2) =0,5 · n(Na) = 0,1 моль
m(NaOH) = 0,2 · 40 = 8 (г)
m(H2) = 0,1 · 2 = 0,2 (г)
W(NaOH) = 8/ (80,2+4,6 - 0,2) = 0,0945 (9,5%)
Особую роль при подготовке к ГИА стоит уделить окислительно-восстановительным реакциям. Те учащиеся, которые выбрали ГИА по химии, продолжат обучение в профильных классах или специализированных колледжах, где им предстоит сдать ЕГЭ. Поэтому необходимо научить их уравнивать ОВР методом полуреакций, пока только на реакциях взаимодействия простых веществ с кислотами. Например,
Уравнение 1:
Р + 5HNO3 → H3PO4 + 5NO2 + H2O
Р + 4H2O - 5e- → H3PO4 + 5H+
NO3 - + 2H++ 1e- →NO2 + H2O
P + 4H2O + 5NO3 - + 10H+→ H3PO4+ 5H+ + 5NO2 + 5H2O
5 1
Р - восстановитель;
HNO3 - окислитель.
Сумма коэффициентов - 13
Уравнение 2:
Fe + 4HNO3 → Fe(NO3)3 + NO2 + 2H2O
Fe - 3e- → Fe 3+
NO3 - + 4H++ 3e- →NO + 2H2O
В заключение хотелось бы сделать вывод:
-
Ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования;
-
Компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.
Тест. Неметаллы: атомы и простые вещества.
А1. Какую особенность с точки зрения строения атома имеют атомы неметаллов, в отличие от атомов металлов?
1) наибольшую атомную массу;
2) наибольший заряд ядра;
3) большое количество электронов на внешнем энергетическом уровне и меньший атомный радиус;
4) большое количество электронов на внешнем энергетическом уровне и больший атомный радиус
А2. Что относится к простым веществам?
1) водород 3) углекислый газ
2) вода 4) кремнезем
A3. Какой тип кристаллической решетки у простых веществ?
1) ионная и молекулярная
2) металлическая и атомная
3) атомная и молекулярная
4) атомная и ионная
А4. Какую смесь представляет собой воздух?
1) кислорода и азота;
2) кислорода, азота и воды;
3) кислорода, азота, паров воды и углекислого газа;
4) кислорода, азота, паров воды и углекислого газа, инертных и прочих газов, твердой примеси в виде пыли
Элемент
Количество электронов на внешнем энергетическом уровне
1. 3
А. Фосфор
2.5
Б. Углерод
3. 7
В. Фтор
4.4
Г. Сера
5. 2
6.6
В1. Установите соответствие.
В2. Установите соответствие.
Простое вещество
Тип кристаллической решетки
-
Алмаз
Б. Графит
-
Белый фосфор
Г. Хлор
-
Молекулярная
-
Ионная
-
Атомная
-
Металлическая
С1. Составьте уравнения реакций схемы превращений: оксид меди (II) → вода → водород → бромоводород → бромид натрия.
С2. Вычислите объем (н.у.) воздуха, необходимый для получения 160 г оксида железа(III) из железа.
ВАРИАНТ 1:Напишите формулы предложенных металлов
Na
Fe(II)
Al
оксиды
гидриды
сульфиды
карбиды
нитраты
сульфаты
силикаты
гидроксиды
Вариант 2: Напишите продукты взаимодействия веществ, расположенных в горизонтальных ячейках с веществами, расположенными в вертикальных ячейках
Al
KOH
Na2CO3
HCl
H2SO4
H3PO4
Вариант 3: В таблице записаны названия веществ. Пройдите, составив соответствующие схемы реакций, от одного указанного в задании вещества к другому:
а) от серы до оксида серы(IV);
б) от сероводорода до сульфата бария
оксида серы(IV)
сера
оксида серы(VI)
сернистая кислота
сероводород
серная кислота
сульфид ртути(II)
сульфат бария
сульфат калия