• Преподавателю
  • Химия
  • Программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению В мире науки. Химия

Программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению В мире науки. Химия

Раздел Химия
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по интеллектуальному направлению

«В мире науки. Химия»


Составитель программы: учитель МБОУ СОШ № 13 Марыгина Е.А.

Количество недельных часов 1

Всего 35 часов















Новокузнецк, 2016

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В мире науки»

Программа рассчитана для учащихся 5 класса


Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «В мире науки. Химия»» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и программы Чернобельской Г.М. и Дементьева А.И. «Мир глазами химика». (Чернобельская, Г.М., Дементьев, А.И. Мир глазами химика. Учебное пособие. К пропедевтическому курсу химии 7 класса. Химия, 2003). Программа модифицированна и направлена на развитие познавательных и творческих способностей школьников, расширение кругозора и эрудиции учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Программа внеурочной деятельности ориентирована на учащихся 5 класса, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает.

Актуальность. В данной программе выстроена система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у школьников с целью усиления их развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах.

Знакомство детей с веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребенок знаком с названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С целью формирования основ химического мировоззрения предназначена программа внеурочной деятельности «Я - юный химик!».

Цель курса - развивать личности ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии, удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике, расширение знаний учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализация общекультурного компонента.

Задачи:

  • сформировать первичные представления о понятиях: тело, вещество, молекула, атом, химический элемент;

  • познакомить с простейшей классификацией веществ (по агрегатному состоянию, по составу), с описанием физических свойств знакомых веществ, с физическими явлениями и химическими реакциями;

  • сформировать практические умения и навыки, например умение разделять смеси, используя методы отстаивания, фильтрования, выпаривания; умения наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, быту, демонстрируемые учителем; умение работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности;

  • расширить представление учащихся о важнейших веществах, их свойствах, роли в природе и жизни человека;

  • показать связь химии с другими науками:

  • развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельность приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; учебно-коммуникативные умения; навыки самостоятельной работы;

  • расширить кругозор учащихся с привлечением дополнительных источников информации;

  • развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное.

  • способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам, в частности к водным ресурсам;

  • поощрять умение слушать товарищей, развивать интерес к познанию;

  • воспитание экологической культуры.

В рамках программы кружка создаются условия для самореализации и саморазвития каждого ребенка на основе его возможностей во вне учебной деятельности.

Работа учителя и детей проводится с использованием следующих образовательных технологий:

  • метод проектов,

  • личностно-ориентированное обучение,

  • развивающее обучение,

  • проблемное обучение,

  • информационные технологии.

Методы и приемы работы

- сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);

- практические (лабораторные работы, эксперименты);

- коммуникативные (дискуссии, беседы);

- комбинированные (самостоятельная работа учащихся);

- проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).

Формы контроля и анализа результатов освоения программы:

  • обсуждение педагогом и воспитанником результатов выполнения определенных работ и их оценка;

  • представление выполненных работ на стендах, участие в научно-практических конференциях.


Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане


Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на 35 часов, которые проводятся в течение 35 рабочих недель по 1 часу. Занятия продолжаются 30-40 минут (в зависимости от сложности материала и возраста учащихся). Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:


  • осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.

  • Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, компьютер.

  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

  • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.

  • Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

  • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.

  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметными результатами изучения являются следующие умения:

  • различать экспериментальный и теоретический способ познания природы;

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, протекающие в природе и быту;

  • делать выводы и умозаключения из наблюдений;

  • исследовать свойства изучаемых веществ;

  • проводить простейшие операции с веществом;

  • определять тип среды у различных веществ;

  • работать с лабораторным оборудованием;

  • анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

  • знать нахождение воды в природе, свойства воды, способы очистки воды;

  • знать значение минеральных веществ, содержащихся в пище;

  • уметь обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания;

  • уметь использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности


Тема

Количество часов

5 класс

Тема 1. Основные правила работы в школьной химической лаборатории и химическими реактивами.

3

Тема 2. Увлекательная химия.

32

Итого

35


5 класс (35 ч)

Тема 1. Основные правила работы в школьной химической лаборатории и химическими реактивами (3 ч).

Техника безопасности в кабинете химии.

Демонстрация. «Удивительные опыты».

Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. Наблюдение за горящей свечей. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами Реактивы и их классы. Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. Выработка навыков безопасной работы.

Тема 2. Увлекательная химия (32 ч).

Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей. «Толстеющий гвоздь» - взаимодействие железа с медным купоросом. Опыты с медной проволокой. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Питьевая сода. Свойства и применение. Змеи из соды и сахарной пудры. Натуральные красители и свет. Крашение ткани химическими красителями. «Взрыв цвета в молоке» - взаимодействие жира с красителями. История мыльных пузырей. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Индикаторы у нас на кухне. Определение среды в растворах СМС и мыла. Приготовление чернил. Секретные чернила. Как избавиться от чернильного пятна. «Синий йод» - опыты с йодом. Перекись водорода. Свойства перекиси водорода. «Морозные узоры на стекле даже летом!» - свойства нашатыря. «Химические водоросли». Карбонат кальция. Опыт с кусочком мела. Мрамор и гипс. Раковина улитки. Что содержится в зубной пасте? «Зубная паста для великана». Обнаружение крахмала в продуктах питания. Какие плоды содержат жир? Белки в мясе, молоке, яйцах и других продуктах. Обнаружение белка. Изготовление химических елок и игрушек



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности «В мире науки. Химия»

5 класс (35 часов)


Название раздела, темы


Кол-во часов


Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)


Тема 1. Основные правила работы в школьной химической лаборатории и химическими реактивами.

3

Наблюдение свойств веществ и их изменения в ходе химических реакций.

Разделение смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания.

Проведение химических опытов с нагреванием.


1

Техника безопасности в кабинете химии.

1

2

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

1

3

Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами



Тема 2. Увлекательная химия

32

Наблюдение свойств веществ и их изменения в ходе химических реакций.

Разделение смеси методами отстаивания, фильтрования и выпаривания.

Проведение химических опытов с нагреванием.

Различение экспериментального и теоретического способа познания природы.

Оценивание, что полезно для здоровья, а что вредно.

Наблюдение за демонстрируемыми и самостоятельно проводимыми опытами, протекающие в природе и быту.

Умение делать выводы и умозаключения из наблюдений.

Исследование свойств изучаемых веществ;

проводить простейшие операции с веществом.

Определение типп среды у различных веществ

Работа с лабораторным оборудованием.

Анализ и оценивание последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

Знание нахождения воды в природе, свойств воды, способов очистки воды; значения минеральных веществ, содержащихся в пище

Умение обнаруживать углеводы, жиры, органические кислоты в продуктах питания;

Уметь использовать препараты бытовой химии, соблюдая правила техники безопасности.




4

Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.

1

5

«Толстеющий гвоздь»

1

6

Опыты с медной проволокой

1

7

Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

1

8

Питьевая сода. Свойства и применение.

1

9

Змеи из соды и сахарной пудры

1

10

Натуральные красители и свет

1

11

Крашение ткани химическими красителями

1

12

«Взрыв цвета в молоке»

1

13

История мыльных пузырей

1

14

Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

1

15

Индикаторы у нас на кухне

1

16

Определение среды в растворах СМС и мыла

1

17

Приготовление чернил

1

18

Секретные чернила

1

19

Как избавиться от чернильного пятна

1

20

«Синий йод»

1

21

Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.

1

22

«Морозные узоры на стекле даже летом!»

1

23

«Химические водоросли»

1

24

Карбонат кальция. Опыт с кусочком мела.

1

25

Мрамор и гипс. Раковина улитки.

1

26

Что содержится в зубной пасте?

1

27

«Зубная паста для великана»

1

28

Обнаружение крахмала в продуктах питания

1

29

Какие плоды содержат жир?

1

30

Белки в мясе, молоке, яйцах и других продуктах.

1

31

Обнаружение белка.

1

32

Изготовление химических елок и игрушек

1

33

Демонстрация домашнего эксперимента

1

34

Вечер химических сюрпризов

1

35

Итоговое занятие. Что мы теперь умеем и знаем

1

Итого

35 часов



Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса



Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Дополнительная литература для учащихся

  1. Болушевский, С. В. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Химия [Текст] / С. В. Болушевский. - М.: Эксмо, 2013. - 72с.

  2. Боннет, Б. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения [Текст] / Б. Боннет и Д. Кин; пер. с англ. Н. Харламовой. - М.: Астрель, 2008. - 127с.

  3. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Занимательные задания и эффектные опыты по химии [Текст]. - М.: «ДРОФА», 2002. - 233с.


Список дополнительной литературы необходим учащимся для расширения и углубления знаний, повышения интереса к предмету, а также для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ, проектов и др.

Дополнительная литература для учителя

  1. Алексинский, В. А. Занимательные опыты по химии [Текст] / В. А. Алексинский.- М.: Просвещение, 1980. - 175с.

  2. Байкова, В.М. Химия после уроков. В помощь школе [Текст] / В.М. Байкова. - Петрозаводск, «Карелия», 1974.- 175с.

  3. Болушевский, С. В. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Химия [Текст] / С. В. Болушевский. - М.: Эксмо, 2013. - 72с.

  4. Боннет, Б. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения [Текст] / Б. Боннет и Д. Кин; пер. с англ. Н. Харламовой. - М.: Астрель, 2008. - 127с.

  5. Гольдфельд, М.Г. Внеклассная работа по химии [Текст] / М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение,1976.-191с.

  6. Гроссе, Э., Вайсмантель, Х. Химия для любознательных [Текст]. - Л.: Химия, 1978. - 198с.

  7. Конарев, Б.А. Любознательным о химии [Текст] / Б.А. Конарев. - М.: Химия, 1978. - 203с.

  8. Сомин, Л. В.Увлекательная химия [Текст] / Л. В.Сомин.- М.: Просвещение,1978. - 167с.

  9. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Занимательные задания и эффектные опыты по химии [Текст]. - М.: «ДРОФА», 2002. - 233с.

  10. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения [Текст]. - М.: «ХИМИЯ», 1995. - 164с.


Дополнительная литература для учителя необходима для подготовки к занятию.

Технические средства

  1. Персональный компьютер с принтером

  2. Мультимедиа проектор с экраном

Включают: электронную почту, локальную школьную сеть, выход в Интернет, возможность использования интерактивных наглядных пособий, демонстрация презентаций учителя и учащихся, печать заданий и тестов для урока.

Интернет - ресурсы

  1. alhimik.ru

  2. XuMuK.ru

  3. chemistry.narod.ru/

  4. it-n.ru/

  5. school.edu.ru/


Используются для демонстрации на уроке, для объяснения, повторения и контроля знаний.

Печатные пособия

Таблицы и инструкции по технике безопасности в кабинете химии при работе со спиртовкой, растворами щелочей и кислот, растворами солей, сыпучими веществами, общие требования к поведению учащихся в кабинете химии, техника безопасности при работе с химической лабораторной посудой.

Таблицы и карты помогут сделать процесс обучения более наглядным и эффективным.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Химические реактивы для лабораторных, демонстрационных опытов и практических работ: медный купорос, перекись водорода перманганат калия, индикаторная бумага, индикаторы (лакмус, метилоранж, фенолфталеин), железные опилки, хлорид железа трехвалентный, щелочи, кислоты (уксусная, соляная), глицерин, хлорид натрия, сахароза, глюкоза, этиловый спирт, гидрокарбонат натрия, хлорид бария, карбонат кальция, карбонат калия, глюконат кальция, активированный уголь, бриллиантовый зелёный (тетраэтил-4,4-диаминотрифенилметана оксалат) - синтетический анилиновый краситель.

  2. Пищевые красители.

  3. Растительные объекты: цветки ромашки, листья дуба, кожица лука, свекла, листья чая, кожура граната,

  4. Лабораторная химическая посуда: химические стаканы, колбы, пробирки, держатели, чашки Петри, стеклянные палочка, ложечки для сыпучих веществ, штативы, тигельные щипцы, воронки, фильтры, вата, мерные цилиндры, лабораторные весы.

  5. Нагревательные приборы: спиртовки, электрические плитки.

  6. Аппараты и приборы для опытов с жидкими и твердыми веществами.

  7. Для учащихся обязательно наличие халата и резиновых перчаток.

Для выработки умения ориентироваться, для выполнения практических работ.


Планируемы результаты изучения учебного предмета


Данная программа предполагает приобретение пятиклассниками новых знаний, опыта решения исследовательских задач по различным направлениям. Результат выражается в подготовке учащихся к проектно-исследовательской деятельности.

Учащиеся 5 класса научатся:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Ученик 5 класса получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.





Календарно - тематический план


урока

в учебном году

урока

в четверти

Дата

урока

Название раздела, темы


Кол-во часов


Примечание

Тема 1. Основные правила работы в школьной химической лаборатории и химическими реактивами. (3 ч)

1



Техника безопасности в кабинете химии.

1


2



Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

1


3



Наблюдение за горящей свечой. Устройство спиртовки. Правила работы с нагревательными приборами



Тема 2. Увлекательная химия (32 ч)

4



Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения смесей.

1


5



«Толстеющий гвоздь»

1


6



Опыты с медной проволокой

1


7



Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.

1


8



Питьевая сода. Свойства и применение.

1


9



Змеи из соды и сахарной пудры

1


10



Натуральные красители и свет

1


11



Крашение ткани химическими красителями

1


12



«Взрыв цвета в молоке»

1


13



История мыльных пузырей

1


14



Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.

1


15



Индикаторы у нас на кухне

1


16



Определение среды в растворах СМС и мыла

1


17



Приготовление чернил

1


18



Секретные чернила

1


19



Как избавиться от чернильного пятна

1


20



«Синий йод»

1


21



Перекись водорода. Свойства перекиси водорода.

1


22



«Морозные узоры на стекле даже летом!»

1


23



«Химические водоросли»

1


24



Карбонат кальция. Опыт с кусочком мела.

1


25



Мрамор и гипс. Раковина улитки.

1


26



Что содержится в зубной пасте?

1


27



«Зубная паста для великана»

1


28



Обнаружение крахмала в продуктах питания

1


29



Какие плоды содержат жир?

1


30



Белки в мясе, молоке, яйцах и других продуктах.

1


31



Обнаружение белка.

1


32



Изготовление химических елок и игрушек

1


33



Демонстрация домашнего эксперимента

1


34



Вечер химических сюрпризов

1


35



Итоговое занятие. Что мы теперь умеем и знаем

1


Итого: 35 часов























13

© 2010-2022