• Преподавателю
  • Химия
  • Статья Метод проектов с использованием информационных технологий – при проведении уроков химии

Статья Метод проектов с использованием информационных технологий – при проведении уроков химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов с использованием информационных технологий - при проведении уроков химии.


«Наипервейшая задача, которая стоит перед

системой образования, - не просто наполнить головы

знаниями, а научить людей учиться, привить им

способность самостоятельно себя реализовать».

( В.В. Путин).

В данной статье я хочу поделиться мыслями и наработками об использовании информационных технологий в проектной деятельности в учебном процессе на уроках химии.

Почему я обращаюсь к проектной деятельности и использую её при проведении уроков, внеклассных мероприятий?

Почему считается, что проектная деятельность в школе в полной мере соответствует требованиям сегодняшнего дня, сориентирована на образовательные приоритеты современного информационного общества?

Сегодня в центре внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежат: приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления. Следовательно, сегодня, в процессе обучения и воспитания особенно важным становится не только запастись нужным объемом знаний, но и уметь их применять. Именно умения делают полученные знания «живыми» и помогают получить (добывать, извлекать, находить) новые знания.

В национальной образовательной стратегии первым пунктом является - обновление содержания образования, новые образовательные стандарты. Да и новая национальная образовательная доктрина, утверждая приоритет личностной ориентации педагогического процесса, требует от каждого учителя внедрять в учебно-воспитательный процесс новые, нестандартные формы и методы работы с учащимися. На мой взгляд, этим требованиям в полной мере отвечает организация проектной, учебно-исследовательской деятельности, которая используется мной в учебно-воспитательном процессе и которая направлена на становление личности ребенка через активные способы действия. Метод проектов с использованием ИКТ я применяю в своей педагогической работе уже в течение восьми лет.

Применение метода проектов способствует эффективному обучению, дает возможность ребятам развитие их личностных «само»: самостоятельное целеполагание, самоорганизация, самоконтроль и самоанализ, корректировку собственной деятельности. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического управления, является одним из эффективных средств построения личностно ориентированной педагогической системы.

Все это дает возможность нам педагогам начать воплощать в действие реализацию одной из основных целей и задач в образовании, «Система образования призвана обеспечить … подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоёмких технологий…»

Цели проектного метода обучения, которые я ставлю перед собой при внедрении проектного метода с использованием ИКТ в образовательный процесс: ознакомить учащихся с вопросами учебной программы; привить навыки к исследовательской деятельности, научить ребят работать самостоятельно, постоянно самообразовывая себя, научить групповому творчеству и умению обосновывать свой взгляд на решение проблемы; умению слушать и слышать друг друга, стремлению добросовестно выполнять поставленные перед собой задачи, взаимопониманию и улучшению взаимоотношений между собой и учителями.

Этим целям соответствуют задачи: создать проблемную ситуацию, которая бы заставила ученика заинтересоваться ею и с удовольствием начать работать над ней; решить проблему путем анализа и обобщения усвоенных ранее знаний и умений; приобрести умения использовать телекоммуникации для поиска необходимой информации; создать условия для самостоятельной работы и взаимодействия с учителем; освоить основы информационных технологий, получить практические навыки их использования в работе по созданию проектов по химии.

Каждый раз, готовясь к очередному уроку, задаю себе вопрос - что важнее для моих учеников: понять химические законы или, постигая химию, обогащать и понимать себя, определить своё место в социуме?

Знания усвоены. Но помогли ли они моим ученикам почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, способствовали ли они тому, что полученные знания будут активно применяться и использоваться в повседневной жизни? Поэтому передо мной встала проблема: как научить детей использовать полученные знания, как соединить фундаментальное знание с прикладными умениями и навыками.

Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…»

Исходя из реалий сегодняшнего дня, я и веду работу с учениками на уроках, используя проектный метод обучения с применением информационные технологий.

Метод проектов я рассматриваю в сочетании с традиционными методами обучения в качестве весомого дополнительного элемента в организации самостоятельной работы ученика. Ребенок сам выбирает путь, который ему придется пройти при освоении учебного материала в процессе творческой деятельности.



Опыт внедрения проектной деятельности с использованием

ИКТ при изучении химии

Приведу конкретный пример одного учебного проекта.

Химию начинают изучать с 8 класса. И с первого года обучения я внедряю проектный метод при изучении химии. После изучения темы «Кислоты» я предложила ребятам принять участие в разработке проекта «Кислоты в природе и жизни». Сначала данную тему проекта мы с ребятами выполняли, готовя доклады, сообщения, таблицы, кроссворды, газеты. Потом, когда проект был выполнен таким образом, я предложила ребятам попробовать разработать эту же тему, но с использованием компьютерных технологий. На данном этапе разработки проекта я выступала и в роли учителя- предметника и в роли тьютора, консультанта по информационным технологиям (имею свидетельство о присвоении квалификации тьютора по использованию компьютерных технологий).

Над проектом работал весь класс. Были организованы различные группы (6 групп). Знакомство с теорией проходило в библиотеках, в сети Интернет. Родители активно помогали моим ученикам.

Основополагающим вопросом проекта стал вопрос «Что общего между яблоком, щавелем, лимоном, лимонадом и парафиновой свечой?».

Образовательные цели: ознакомить с вопросами учебной программы: Что такое кислоты? Классификация кислот. История открытия важнейших представителей данного класса веществ. Применение и использование кислот. Влияние кислот на организм человека.

Развивающие цели: привить навыки к исследовательской деятельности, перевести учащихся в режим самообразования, научить групповому творчеству и умению обосновывать свой взгляд на решение проблемы.

Задачи: создать проблемную ситуацию; установить связи между объектами - процессами; решить проблему путем анализа и обобщения усвоенных ранее знаний и умений; провести поиск недостающей информации для решения проблемы; создать условия для самостоятельной работы и взаимодействия с учителем; освоить основы информационных технологий, получить практические навыки их использования в работе по созданию проекта по химии.

1-я группа ребят разрабатывала вопрос: «Что общего между лимоном, щавелем, яблоком, лимонадом и обыкновенной свечой?» Учащиеся проанализировав состав веществ, сделали вывод - все они содержат кислоты, доказали экспериментально их наличие, и выяснили все ли кислоты жидкие вещества?

2-я группа ребят давала ответ на вопрос: «Какие вещества называются индикаторами? История их открытия. Для каких целей индикаторы используются?». После сбора информации об индикаторах была подготовлена презентация «Мир индикаторов».

3-я группа - готовила информацию «Полезные советы с использованием различных кислот». После подбора нужной информации ребята решили выпустить газету и сделать презентацию «Химчистка на дому».

4-я группа - изучая многообразие кислот, состав кислот, классифицировала их. Итог работы - таблица классификации кислот и её электронная презентация.

5-я группа - разрабатывала правила по технике безопасности при работе с кислотами, проводя эксперименты под руководством учителя. Итог - самостоятельно сформулированы правила по ТБ при работе с кислотами.

6-я группа - готовила публикацию, где были представлены исследования о вредности жевательной резинки. Ребята сделали вывод после анализа этой проблемы: жевательная резинка не так безопасна, как это кажется!

Хочется отметить, что не все ученики способны к такой форме работы, как проектирование. Чтобы и эти ребята почувствовали себя нужными, а не сторонними наблюдателями вместе мы готовим оборудование и реактивы для проведения экспериментов, убирали и мыли химическую посуду. Дело находилось каждому.

Постепенно в процессе работы над проектом каждая группа учащихся всё больше проявляет интерес к проекту. Ребята видят результат своей работы, и это становится им интересно.

Проект охватывает материал изученных ранее тем - вещества простые и сложные, качественный и количественный состав веществ, тепловой эффект химической реакции, техника безопасности в химическом кабинете, простые вещества - металлы и неметаллы. Таким образом, происходит интеграция внутрипредметных связей. Следует также упомянуть о связи с физикой и биологией. С физикой, поскольку на разных этапах рассматриваются физические свойства веществ, с биологией - роль кислот в живой природе: в жизни растений, насекомых, человека. Это приводит к интеграция межпредметных связей.

В заключение каждая группа представляет отчет работы по выбранным темам и защищает свои проекты, показывая компьютерные презентации. В ходе защиты каждой группе предоставляется до 10 минут для того, чтобы рассказать о своей работе, выделить ее сущность. В ходе защиты проекта ребята учатся красиво и грамотно говорить, масштабно мыслить, слушая выступления своих одноклассников, учатся слушать и слышать других, вести себя достаточно корректно. Ведь все навыки, полученные при выполнении проекта, им пригодятся не только в школьной среде, но и где бы они не работали, и кем бы в будущем не стали.

Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно. Считаю необходимым использовать связь предмета с жизнью, а значит проводить профориентацию на уроках химии, начиная с 8-го класса.


Прекрасно понимаю, что истинно высоких результатов любых педагогических преобразований можно достичь лишь тогда, когда идут на встречу друг другу и движутся в одном направлении главные участники образовательного процесса - учителя и ученики.

Главное - неравнодушие школьников, их заинтересованность в результатах наших общих усилий, включенность в реализацию наших планов. Сотрудничество, соучастие, сотворчество - это вечные ценности педагогической практики «нашей школы».

Завершить свою статью мне хочется пословицей:

«Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю».


© 2010-2022