Авторская программа факультативного курса по химии

Данная программа по учебной дисциплине химия предназначена для изучения химии в учреждениях общего образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, в условиях профилизации. Программа составлена на основе компонента государственного стандарта среднего  общего образования на базовом уровне. В программе представлено развёрнутое тематическое планирование, составленное в соответствии с примерной программой учебной дисциплины химия для профессий начального профессионального образования. Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки, нормы оценки знаний и умений обучающихся. Содержание химического образования разбито на разделы согласно базовым блокам фундаментальной науки, что соотносится с задачей формирования у обучающихся представления о логике развития химических представлений. Содержание программы детализирует и раскрывает содержание стандарта, соответствует общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения химии, которые определены стандартом. Календарно-тематическое планирование составлено с учетом необходимости проведения итоговых занятий (практические работы, конференции и т.д.). Эти виды работ тесно связаны с изучением химических свойств основных классов соединений, что обеспечивает развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и синтеза научных химических данных, на которых строятся фундаментальные основы химии как науки. Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося - исследователя, развивает общие креативные способности. При организации учебного процесса используются различные виды групповой и самостоятельной работы учащихся. При организации контроля используются разные его формы. Программа рассчитана на  3 часа в неделю. Программа     рекомендована  для  реализации     в   образовательных   учреждениях, реализующих образовательные программы по дисциплине химия.
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное учреждение «Средняя школа №2 г.Ушарал с

дошкольным миницентром»


Программа рассмотрена и одобрена Утверждаю

на заседании педагогического совета директор средней школы

средней школы №2 г.Ушарал №2 г.Ушарал с дошкольным

от 28 августа 2012 г. Протокол № 1 миницентром

____________Аханова А.А

Программа рассмотрена и одобрена 28 августа 2012 г.

на заседании методического совета

Средней школы №2 г.Ушарал

от 25 августа 2012 г. Протокол № 1

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании методического

объединения учителей естественно-

математического цикла

средней школы №2 г.Ушарал

от 23 августа 2012 г. Протокол № 1



А В Т О Р С К А Я П Р О Г Р А М М А

факультативного курса «Химия»

для учащихся 9,10,11 классов

с русским языком обучения



Программа разработана

учителем химии и биологии

высшей категории

Савчук Дмитрием Валерьевичем



г. Ушарал

2012 год


РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую программу факультативного курса «Химия» учителя биологии и химии высшей категории Савчук Дмитрия Валерьевича

Данная программа по учебной дисциплине химия предназначена для изучения химии в учреждениях общего образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, в условиях профилизации.

Программа составлена на основе компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне.

В программе представлено развёрнутое тематическое планирование, составленное в соответствии с примерной программой учебной дисциплины химия для профессий начального профессионального образования.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки, нормы оценки знаний и умений обучающихся.

Содержание химического образования разбито на разделы согласно базовым блокам фундаментальной науки, что соотносится с задачей формирования у обучающихся представления о логике развития химических представлений.

Содержание программы детализирует и раскрывает содержание стандарта, соответствует общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения химии, которые определены стандартом.

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом необходимости проведения итоговых занятий (практические работы, конференции и т.д.). Эти виды работ тесно связаны с изучением химических свойств основных классов соединений, что обеспечивает развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и синтеза научных химических данных, на которых строятся фундаментальные основы химии как науки.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося - исследователя, развивает общие креативные способности.

При организации учебного процесса используются различные виды групповой и самостоятельной работы учащихся.

При организации контроля используются разные его формы.

Программа рассчитана на 3 часа в неделю.

Программа рекомендована для реализации в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы по дисциплине химия.

Рецензент:

Ф.И.О.__________________________должность____________________________

«___»_____________201__г.

Подпись________________








РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую программу факультативного курса «Химия» учителя биологии и химии высшей категории Савчук Дмитрия Валерьевича



Рабочая программа факультативного курса «химия» составлена на основе Государственного стандарта и содержит в себе весь объём обязательного минимума содержания образования.

В программе четко проработаны последовательность изучения материала, варианты и темы уроков, самостоятельные работы учащихся и зачетная контрольная работа.

Составитель очень подробно расписал основное содержание учебного предмета, выявил общие тенденции в усвоении учащимися учебного материала и раскрыл основные умения и навыки, которыми они должны овладеть по окончании курса.

Данная авторская программа факультативного курса, составленная преподавателем Савчук Дмитрием Валерьевичем соответствует всем требованиям и полностью готова для внедрения в учебный процесс любого образовательного учреждения.

Рецензент:

Ф.И.О.__________________________должность____________________________

«___»_____________201__г.

Подпись________________






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа базового уровня предмета «Химия» отражает современные тенденции в химическом образовании и является завершающим звеном в системе изучения естественнонаучных дисциплин.

Основной целью курса является повышение интереса к химии за счёт образования межпредметных связей, формирование у обучающихся широких представлений о строении, структуре и свойствах мира, развитие геополитического мышления.

Основные цели учебного курса: формирование обобщённых сведений о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов; подробных сведений о свойства щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия и железа, халькогенов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

Основные задачи учебного курса:

Изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;

Развить умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;

Раскрыть роли химии в решении глобальных проблем человечества;

Развивать личность обучающихся, формировать у них гуманистические отношения и экологически целесообразное поведение в быту и в трудовой деятельности.

Текущий контроль над качеством усвоения учебного материала осуществляется с помощью:

  • Периодического тестирования по изученному материалу;

  • Проверки выполнения домашних заданий;

  • Проверки практических работ;

  • Проведения контрольных работ по окончании изучения определённой темы.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

ТЕМА 1 СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА.

Строение атома, структура ядра, изотопы. Электронная оболочка атома и характеристика состояния электрона. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Зависимость строения атома химического элемента от его положения в периодической системе химических элементов. Особенности заполнения электронной оболочки атомов у элементов побочных подгрупп IY периода.

Виды и механизм образования химической связи. Валентность и валентные возможности атома. Характеристика ковалентной связи. Зависимость физических свойств веществ от типа химической связи.

Агрегатное состояние вещества: газ, жидкость и твердое тело. Аморфное и кристаллическое состояние, виды кристаллических решёток.

Чистые вещества и смеси. Понятие о дисперсных системах. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов. Теория электролитической диссоциации, электролиты и неэлектролиты.

Учащийся должен знать:

  • Электронное строение атомов химических элементов 1-4 периода;

  • Характеристику агрегатного состояния вещества;

  • Закономерности в расположении и строении атомов химических элементов в периодической системе.

Учащийся должен уметь:

  • Составлять электронную формулу атома;

  • Находить процентную и молярную концентрацию растворов;

  • Определять тип химической реакции по физическим характеристикам вещества.

ТЕМА 2 КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.

Общее понятие о металлах и неметаллах, как простых веществах. Окислительно-восстановительные свойства металлов и неметаллов. Важнейшие представители, их нахождение в природе, получение, свойства и применение.

Сложные вещества. Оксиды, гидроксиды и соли. Их классификация, нахождение в природе, способы получения свойства и применение важнейших представителей.

Учащийся должен знать:

  • Способы получения металлов восстановлением, оксидов ,гидроксидов и солей;

  • Характерные физические и химические свойства важнейших представителей каждого класса:

  • Принципы и правила составления уравнений химических реакций.

Учащийся должен уметь:

  • Составлять формулы сложных веществ;

  • Решать задачи на нахождение массы, объёма и практического выхода вещества;

  • Называть области применения веществ каждого класса в народном хозяйстве.

ТЕМА 3 ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Чистые вещества и смеси. Понятие о дисперсных системах. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов. Теория электролитической диссоциации, электролиты и неэлектролиты.

Классификация химических реакций по количеству и качеству веществ, тепловому эффекту, изменению степени окисления элементов и обратимости процесса.

Скорость химической реакции, её зависимость от внешних факторов. Химическое равновесие и условия его смещения.

Учащийся должен знать:

  • Основные типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена);

  • Закономерности изменения скорости реакций от температуры, давления и концентрации вещества.

  • Принцип Ле Шателье.

Учащийся должен уметь:

  • Определять тип химической реакции;

  • Расставлять степени окисления и определять элемент окислитель и восстановитель;

  • Показывать направление смещения химического равновесия при определённых условиях.

РАЗДЕЛ 2 ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

ТЕМА 4 ТЕОРИЯ ХИМИЧЕСКОГО СТРОЕНИЯ.

Органическая химия - химия соединений углерода. Становление органической химии как науки, сущность и кризис «витализма». Отличительные свойства органических веществ, их разнообразие и значение в современном мире.

Учащийся должен знать:

  • Качественный состав органических веществ;

  • Роль органической химии в современном мире.

Учащийся должен уметь:

  • Проводить опыты, доказывающие элементарный качественный состав органических веществ;

  • Отличать по характерным свойствам органические и неорганические вещества.

Основные положения теории А.М.Бутлерова, предпосылки создания теории и её современное прочтение. Понятие валентности, углеродный скелет органической молекулы, изомерия и её виды, характеристика химических связей в органических веществах. Принципы классификации органических веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп.

Учащийся должен знать:

  • Четыре положения теории А.М.Бутлерова;

  • Сущность явления изомерии и гомологии;

  • Типы углеродных скелетов;

  • Типы гибридизации атома углерода.

Учащийся должен уметь:

  • Составлять различные типы углеродных цепочек;

  • Определять по структурной формуле вещества его принадлежность к определённому классу;

  • Составлять структурные формулы простейших изомеров.

ТЕМА 5 КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.

Гомологический ряд, закономерности в изменении физических свойств, характерные виды изомерии и номенклатуру, получение, особенности химических свойств и основанные на этих свойствах области применения спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов (моно- и дисахаридов).

Учащиеся должны знать:

  • Молекулярные и структурные формулы важнейших представителей каждого класса ( метанол, этанол, формальдегид, ацетальдегид, муравьиная и уксусная кислота, глюкоза и сахароза);

  • Области применения этих веществ применительно к своей профессии;

  • Способы получения, химические свойства и генетическую связь между спиртами, альдегидами и карбоновыми кислотами.

Учащийся должен уметь:

  • Составлять и называть изомеры предложенного вещества;

  • Составлять уравнения химических реакций горения, окисления, восстановления и присоединения на примере метанола, этанола, формальдегида, уксусной кислоты, сложного эфира и глюкозы;

  • Составлять реакции, характеризующие генетическую связь между классами кислородосодержащих органических веществ;

  • Решать расчетные задачи на нахождение массы или объёма вещества по уравнению химической реакции.

ТЕМА 6 АЗОТОСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА.

Гомологический ряд, закономерности в изменении физических свойств, характерные виды изомерии и номенклатуру, получение, особенности химических свойств и основанные на этих свойствах области применения аминов и аминокислот. Биологическая роль аминокислот.

Учащиеся должны знать:

  • Молекулярные и структурные формулы важнейших представителей каждого класса ( метиламин, этиламин, анилин, аминоуксусны);

  • Области применения этих веществ применительно к своей профессии;

  • Способы получения, химические свойства и биологическое значение аминов и аминокислот.

Учащийся должен уметь:

  • Составлять уравнения реакций получения предложенного вещества по цепочке превращений;

  • Решать задачи на практический выход продукта реакции от теоретически возможного;

  • С помощью характерных реакций распознавать предложенные растворы или

  • образцы органических веществ.

ТЕМА 7 ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ, ПОЛИМЕРЫ.

Общее понятие о ВМС, их классификация на основе происхождения, физических свойств и строения. Общие свойства полимеров, способы их получения на примере полиэтилена и капрона.

Природные полимеры - каучук, крахмал, целлюлоза, белки и нуклеиновые кислоты. Их строение, свойства, применение и биологическая роль.

Синтетические полимеры - пластмассы и волокна, их получение свойства и применение на примере полиэтилена, поливинилхлорида, фенолформальдегидной смолы, лавсана и капрона.

Роль отечественных учёных в создании полимерных материалов.

Учащийся должен знать:

  • Формулы структурных звеньев пластмасс, синтетических и природных волокон, натурального каучука;

  • Отличительные свойства термопластичных и термореактивных пластмасс;

  • Важнейшие области применения полимеров применительно к своей профессии.

Учащийся должен уметь:

  • Составлять уравнения реакций полимеризации и поликонденсации;

  • Определять по характерным свойствам важнейшие полимерные материалы.

ТЕМА 8 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты как полинуклеотиды. Строение нуклеотида. Сравнение РНК и ДНК. Их роль в хранении и передаче наследственной информации.

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Пепсин и птиалин как представители ферментов. Особенности функционирования ферментов. Понятие о ре акции среды (рН). Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и производстве. Понятие о биотехнологии.

Витамины. Понятие о витаминах. Виды витаминной недостаточности. Классификация витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Бытовая химическая грамотность.

Учащийся должен знать:

  • Основы безопасного обращения с лекарствами, продуктами бытовой химии и пищевыми продуктами.

Учащийся должен уметь:

  • Ориентироваться в условных обозначениях на этикетках товаров бытовой химии;

  • Показывать роль отдельных химических производств в загрязнении окружающей среды.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка

учащихся

Самостоя-

тельная учебная нагрузка учащегося

Лабораторно-практические

занятия

  1. Строение вещества и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

12

4

2

  1. Классы неорганических веществ.

18

6

13

  1. Закономерности протекания химических процессов.

8

5

8

  1. Теория химического строения.

5

5


  1. Кислородосодержащие органические вещества.

17

5

10

  1. Азотосодержащие органические вещества.

5

5


  1. Высокомолекулярные соединения, полимеры.

9

5

6

  1. Химия и жизнь.

3

4

3

Всего:

102

34

42


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА «ХИМИЯ»-102 ЧАСА

№ урока

Раздел, тема урока, лабораторно-практические работы

. Кол-во часов

Форма

контроля знаний

1

Строение атома и его электронная оболочка.

1

2

Распределение электронов в атоме по энергетическим уровням и орбиталям.

1

Сам.работа

3

Строение атома и периодическая система химических элементов.

1

Сам.работа

4

Практическая работа №1

1

5

Практическая работа №2

1

6

Краткая характеристика химической связи и её разновидностей.

1

Сам.работа

7

Валентность и валентные возможности атома.

1

Сам.работа

8

Агрегатное состояние вещества.

1

Конспект

9

Аморфное и кристаллическое состояние вещества. Зависимость физических свойств от типа химической связи.

1

Тестирование

10

Чистые вещества и смеси. Понятие о дисперсных системах.

1

Тестирование

11

Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.

1

Устный

опрос

12

Приготовление растворов заданной концентрации.

1

Решение задачи

13

Классификация веществ.

1

Лекция

14

Положение металлов в периодической системе химических элементов, особенности строения их атомов, закономерности в изменении физических свойствах.

1

лекция

15

Положение неметаллов в периодической системе химических элементов, особенности строения их атомов, закономерности в изменении физических свойствах.

1

лекция

16

Химические свойства неметаллов как окислителей. Оксиды.

1

Оформление в тетради

17

Практическая работа №3

1

18

Вода. Химические свойства воды. Кислородосодержащие кислоты.

1

Оформление в тетради

19

Практическая работа №4

1

20

Химические свойства воды.Основания.

1

лекция

21

Практическая работа №5

1

22

Соли. Получение и общие свойства.

1

Конспект

23

Общие свойства металлов.

1

лекция

24

Практическая работа №6

1

25

Свойства оксидов, гидроксидов и солей.

1

Сам.работа

26

Практическая работа №7

1

27

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы».

1

Сам.работа

28

Практическая работа №8

1

29

Классификация химических реакций по количеству и качеству веществ.

1

Оформление в тетради

30

Практическая работа №9

1

31

Классификация химических реакций по обратимости и тепловому эффекту.

1

Оформление в тетради

32

Окислительно-восстановительные реакции.

1

Оформление в тетради

33

Скорость химической реакции, её зависимость от внешних факторов.

1

лекция

34

Практическая работа №10

1

35

Химическое равновесие и условия его смещения.

1

лекция

36

Практическая работа №11

1

37

Проведение реакций различных типов.

1

Оформление в тетради

38

Практическая работа №12

1

39

Выращивание кристаллов солей.

1

Оформление в тетради

40

Практическая работа №13

1

41

Практическая работа №14

1

42

Реакции, идущие с образовани ем осадка, газа или воды.

1

Оформление в тетради

43

Практическая работа №15

1

44

Идентификация неорганических соединений.

1

Оформление в тетради

45

Практическая работа №16

1

46

Практическая работа №17

1

47

Получение и распознавание газов.

1

Оформление в тетради

48

Практическая работа №18

1

49

Практическая работа №19

1

50

Основные положения теории А.М.Бутлерова, предпосылки создания теории и её современное прочтение.

1

Сам.работа

51

Практическая работа №20

1

52

Основные положения теории А.М.Бутлерова, предпосылки создания теории и её современное прочтение.

1

Сам.работа

53

Практическая работа №21

1

54

Изомерия.

1

Тестирование

55

Практическая работа №22

1

56

Спирты.

1

Сам.работа

57

Практическая работа №20

1

58

Альдегиды.

1

Сам.работа

59

Практическая работа №23

1

60

Карбоновые кислоты.

1

Сам.работа

61

Практическая работа №24

1

62

Сложные эфиры и жиры.

1

Сам.работа

63

Практическая работа №25

1

64

Углеводы.

1

Сам.работа

65

Практическая работа №26

1

66

Генетическая связь на основе получения данных классов.

1

устный

опрос

67

Получение, выделение и изучение свойств уксусной кислоты.

1

Оформление в тетради

68

Практическая работа №27

1

69

Получение сложного эфира.

1

Оформление в тетради

70

Омыление жиров.

1

Оформление в тетради

71

Практическая работа №28

1

72

Амины.

1

Лекция, Сам.работа

73

Анилин, как представитель ароматических аминов.

1

Конспект

74

Практическая работа №29

1

75

Аминокислоты.

1

Сам.работа

76

Практическая работа №30

1

77

Общее понятие о ВМС, их классификация на основе происхождения, физических свойств и строения.

1

лекция

78

Практическая работа №31

1

79

Общие свойства полимеров, способы их получения на примере полиэтилена и капрона.

1

Конспект, Сам.работа

80

Практическая работа №32

1

81

Природные полимеры.

1

Конспект

82

Практическая работа №33

1

83

Природные полимеры.

1

Конспект, Сам.работа

84

Практическая работа №34

1

85

Природные полимеры.

1

Конспект, Сам.работа

86

Практическая работа №35

1

87

Пластмассы.

1

Конспект, Сам.работа

88

Практическая работа №36

1

89

Практическая работа №37

1

90

Синтетические волокна.

1

Конспект

91

Практическая работа №38

1

92

СК общего и специального назначения.

1

Сам.работа

93

Распознавание пластмасс и волокон.

1

Оформление в тетради

94

Практическая работа №39

1

95

Биологически активные вещества.

1

устный

опрос

96

Практическая работа №40

1

97

Практическая работа №41

1

98

Идентификация органических соединений.

1

Оформление в тетради

99

Практическая работа №42

1

100

Идентификация органических соединений.

1

Оформление в тетради

101,102

Итоговое занятие.

2

Тестирование

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема

Содержание лабораторно-практического занятия

Кол-во часов

Строение вещества и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Правила Т.Б. на лабораторных и практических занятиях. (ПР. РАБ.)

1

Приготовление растворов заданной концентрации. (ПР. РАБ.)

1

Классы неорганических веществ.

Получение водорода взаимодействием металлов с кислотами.

1

Взаимодействие воды с оксидом кальция.

1

Получение жесткой воды и её умягчение.

1

Получение и распознование кислорода.

1

Свойства соляной кислоты.

1

Качественные реакции на анионы.

1

Качественные реакции на катионы.

1

Получение гидроксида алюминия и доказательства его амфотерности.

1

Получение и распознование углекислого газа.

1

Общие свойства металлов. (ПР. РАБ.)

1

Свойства оксидов, гидроксидов и солей. (ПР. РАБ.)

2

Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы». (ПР. РАБ.)

1

Закономерности протекания химических процессов.

Выращивание кристаллов солей. (ПР. РАБ.)

1

Проведение реакций различных типов. (ПР. РАБ.)

2

Реакции, идущие с образовани ем осадка, газа или воды. (ПР. РАБ.)

2

Идентификация неорганических соединений. (ПР. РАБ.)

2

Получение и распознавание газов. (ПР. РАБ.)

1

Кислородосодержащие органические вещества.

Свойства этанола.

1

Свойства глицерина.

1

Свойства формальдегида.

1

Свойства уксусной кислоты.

1

Свойства жиров.

1

Свойства глюкозы.

1

Свойства сахарозы.

1

Получение, выделение и изучение свойств уксусной кислоты. (ПР. РАБ.)

1

Получение сложного эфира. (ПР. РАБ.)

1

Омыление жиров. (ПР. РАБ.)

1

Высокомолекулярные соединения, полимеры.

Свойства крахмала.

1

Качественные реакции на белок.

1

Ознакомление с коллекцией волокон.

1

Ознакомление с коллекцией синтетических каучуков.

1

Распознавание пластмасс и волокон. (ПР. РАБ.)

2

Химия и жизнь.

Определение характера среды СМС.(л/р)

1

Идентификация органических соединений. (ПР. РАБ.)

1

Идентификация органических соединений. (ПР. РАБ.)

1

ВСЕГО ЧАСОВ


42


ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Номер темы

Содержание задания

Количество часов

Форма отчётности и контроля

2

Решение задач.3

Составление кроссворда.1

4

Запись в тетради, тестирование,

устный отчёт

3

Решение задач.4

Реферат.2

4

Запись в тетради, тестирование,

устный отчёт

4

Решение задач.4

Реферат.1

4

Запись в тетради, тестирование,

устный отчёт

5

Решение задач.5

5

Запись в тетради, тестирование,

устный отчёт

6

Решение задач.5

5

Запись в тетради, тестирование,

устный отчёт

7

Решение задач.3

Составление кроссворда.1

Реферат.1

4

Запись в тетради, тестирование,

устный отчёт

8

Решение задач.5

4

Запись в тетради, тестирование,

устный отчёт

9

Составление кроссворда.1

Презентация.3

4

Запись в тетради, тестирование,

устный отчёт

Всего часов:

34


ОРГАНИЗАЦИЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Организация итогового контроля проводится в виде тестирования, выполнения самостоятельных и практических работ на основании учебного материала после соответствующей изученной темы данной учебной дисциплины.


Примерный вариант контрольной работы:

1. Охарактеризуйте химический элемент под №12 по плану:

а) положение его в периодической системе химических элементов (период, группа, электронное семейство, металл или неметалл);

б) строение атома (электронная и графическая формулы, число протонов, электронов и нейтронов);

в) формула, вид химической связи в его высшем оксиде и свойства этого оксида (подтвердить уравнениями реакций);

г) формула гидроксида, вид химической связи в нём и его свойства (подтвердить уравнениями реакций).

2. Осуществите превращения:

SiO2 → Si → Mg2Si → SiH4 → SiO2 → K2SiO3

а) охарактеризуйте реакцию 1 в соответствии с различными классификациями;

б) в реакции 4 расставьте коэффициенты методом электронного баланса.

3. Осуществите превращения, укажите условия их протекания и назовите продукты реакций:

C2H5OH → C2H4 → C2H4Cl2 →C2H2 → C6H6 → C6H5Cl

  1. Вычислите объём ацетилена (н.у.), выделившегося при взаимодействии 0,4 моль карбида кальция и 7,2 г воды.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1 кабинет - 67,2 м2 ,

15 ученических столов,

30 ученических стульев,

1 доска учебная,

1 вытяжной шкаф,

10 таблиц,

1 модель электрического поля,

1 диапроектор,

1 экран,

1 вентилятор,

1 штатив демонстрационный,

1 воронка,

4 цилиндра,

1 магнитная доска.

Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.).

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационные пособия, приобретаются в одном экземпляре.

Р - раздаточное оборудование, приобретается - 1 экземпляр на 2-х учащихся в основной и старшей школе при базовом изучении предмета и 1 экземпляр на каждого ученика в профильных классах.

Наборы химических реактивов* приобретаются из расчета 1 набор для демонстрационных опытов и ученического эксперимента. Они имеют обозначе6ния Д/Р.

Некоторые пособия используются учащимся поочередно. Они обозначены буквой П.

Количество учебного оборудования (Д - 1 экз; Р - от 12 - 15 до 24 - 30 экз) приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет.

Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).

Наименование

объектов и средств мто

Базовый уровень

Профильный
уровень

Примечания


Стандарт основного общего образования по химии

Стандарт среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)

Д

Стандарт (полного) общего образования по химии (профильный уровень)

Д

Примерная программа основного общего образования по химии

Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)

Д

Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень)

Д

Авторские рабочие программы по разделам химии

Д

Д

Методические пособия для учителя

Д

Д

Учебники по химии (базовый уровень)

Для 8 класса

Для 9 класса

Р
Р

Учебники по химии (баз. уровень)

Для 10 класса

Для 11 класса

Р

Р

Учебники по химии (профиль)

Для 10 класса

Для 11 класса

Р
Р

Рабочие тетради для учащихся (8, 9, 10, 11 класса)

Р

Р

Сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля (8, 9, 10, 11 класса)

Р

Р

Сборник задач по химии

Р

Р

Руководства для лабораторных опытов и практических занятий по химии (8, 9, 10, 11 класса)

Р

Р

Справочник по химии

П

П

Энциклопедия по химии

П

П

Атлас по химии

П

П


Комплект портретов ученых-химиков

Д

Д

Постоянная экспозиция

Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»).

Д

Д

Серия инструктивных таблиц по химии

Д

Д

Сменная экспозиция

Серия таблиц по неорганической химии

Д

Д

Серия таблиц по органической химии

Д

Д

Серия таблиц по химическим производствам

Д

Д

Серия должна содержать таблицы по производству основных продуктов химической промышленности: серной кислоты, аммиака, а также по производству чугуна, стали, алюминия.

Сменная экспозиция


Цифровые компоненты учебно-методи ческих комплексов по всем разделам курса химии, в том числе задачник

Д

Д

Цифровые компоненты учебно-методического комплекса могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

Задачник (цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы).

Д

Д

Цифровой компонент учебно-методического комплекса, включающий обновляемый набор заданий по химии, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу химии.

Д

Д

Коллекция образовательных ресурсов включает комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав коллекции могут входить тематические базы данных, фрагменты источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD, или создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Д

Д

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Д

Д

К специализированным инструментам учебной деятельности, используемыми в курсе химии, относится, в частности, виртуальная лаборатория, являющиеся проектной средой, предназначенной для создания моделей химических явлений, химических реакции, изучения строения молекул


Комплект видеофильмов по неорганической химии (по всем разделам курса)

Д

Д

Комплект видеофильмов по органической химии (по всем разделам курса)

Д

Д

Комплект слайдов (диапозитивов) по неорганической химии (по всем разделам курса)

Д

Д

Комплект слайдов (диапозитивов по органической химии)

Д

Д

Комплект транспарантов по неорганической химии: строение атома, строение вещества, химическая связь

Д

Д

Используется метод наложения

Комплект транспарантов по органической химии: строение органических веществ, образование сигма и пи-связей.

Д

Д

Все серии транспарантов подлежат разработке

Комплект транспарантов по химическим производствам

Д

Д

Комплект фолий (кодопленок) по основным разделам неорганической и органической химии

Д

Д


Графопроектор (оверхед-проектор)

Д

Д

Видеомагнитофон (видеоплеер)

Набор компьютерных датчиков с собственными индикаторами или подключаемые к карманным портативным компьютерам (должен входить в комплект)

П

П

Датчики для измерения физико-химических параметров: температуры, давления, электрической проводимости, рН

Телевизор (с диагональю экрана не менее 72см)

Д

Д

Мультимедийный компьютер

Д

П

Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Сканер с приставкой для сканирования слайдов

Д

Д

Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

Принтер лазерный

Д

Д

Цифровая видеокамера

Д

Д

Цифровая фотокамера

Д

Д

Слайд-проектор

Д

Д

Мультимедиа проектор

Д

Д

Стол для проектора

Д

Д

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Минимальные размеры 1,5 × 1,5 м


Общего назначения

Аппарат (установка) для дистилляции воды

Д

Д

Весы (до 500кг)

Д

Д

Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка)

Д

Д

Доска для сушки посуды

Д

Д

Комплект электроснабжения кабинета химии

Д

Д


Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии

Д

Д

Должен содержать готовые узлы для монтажа приборов

Набор деталей для монтажа установок, иллюстрирующих химические производства

Д

Р

Столик подъемный

Д

Д

Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21

Д

Д

Штатив металлический ШЛБ

Д

Д

Экран фоновый черно-белый (двусторонний)

Д

Д

Подлежит разработке

Набор флаконов (250 - 300 мл для хранения растворов реактивов)

Д

Д


Аппарат (прибор) для получения газов

Д

Д

Аппарат для проведения химических реакций АПХР

Д

Д

Горелка универсальная ГУ

Д

Д

Источник тока высокого напряжения (25 кВ)

Д

Д

Набор для опытов по химии с электрическим током

Д

Д

Комплект термометров (0 - 1000С; 0 - 360 0С)

Д

Д

Прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ

Д

Р

Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий

Д

Р

Прибор для окисления спирта над медным катализатором

Д

Р

Прибор для определения состава воздуха

Д

Р

Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров

Д

Р

Прибор для собирания и хранения газов

Д

Д/Р

Прибор для получения растворимых твердых веществ ПРВ

Д

Д

Эвдиометр

Д

Д

Установка для перегонки

Д

Р

Установка для фильтрования под вакуумом

Р

На группу 3 - 5 человек


Весы

Р

Р

Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента

Р

Р

Набор для экологического мониторинга окружающей среды

Р

1 набор на группу 3 - 5 человек

Набор посуды и принадлежностей для курса «Основы химического анализа»

Р

Набор банок для хранения твердых реактивов (30 - 50 мл)

Р

Р

Из расчета 10 банок на 2-х или 1-го учащегося (профиль)

Набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов

Р

Р

Из расчета 16 флаконов на 2- или 1-го учащегося (профиль)

Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16)

Р

Р

Из расчета 10 шт ПХ-14 и 2 шт ПХ-16 на 2-х или 1-го уч-ся (профиль)

Набор по электрохимии лабораторный

Р

Р

Подлежит разработке

Набор по тонкослойной хроматографии

Р

Подлежит разработке

Нагреватели приборы (электрические 42 В, спиртовки (50 мл)

Р

Р

Прибор для получения газов

Р

Р

Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров

Р

Р

Штатив лабораторный химический ШЛХ

Р

Р


Набор кристаллических решеток: алмаза, графита,

диоксида углерода, железа,

магния, меди, поваренной соли, йода, льда или конструктор для составления молекул

Д

Д

Набор для моделирования строения неорганических веществ

Д/Р

Р

Набор для моделирования строения органических веществ

Д/Р

Р

Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации)

Для работы с моделями используется магнитная доска

Набор для моделирования электронного строения атомов

Р

Набор для моделирования строения атомов и молекул (в виде кольцегранников)

Д/Р

Модели-электронные стенды

Справочно-информационный стенд «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Д


Алюминий

Р

Р

Волокна

Р

Р

Каменный уголь и продукты его переработки

Р

Р

Каучук

Р

Металлы и сплавы

Р

Р

Минералы и горные породы

Р

Р

Набор химических элементов

Р

Нефть и важнейшие продукты ее переработки

Р

Р

Пластмассы

Р

Р

Стекло и изделия из стекла

Р

Р

Топливо

Р

Р

Чугун и сталь

Р

Р

Шкала твердости

Р

Р


Набор № 1 ОС «Кислоты»

Кислота серная 4,800 кг

Кислота соляная 2,500 кг

Д/Р

Д/Р

Для учащихся только растворы

Набор № 2 ОС «Кислоты»

Кислота азотная 0,300 кг

Кислота ортофосфорная 0,050 кг

Д/Р

Д/Р

Для учащихся только растворы

Набор № 3 ОС «Гидроксиды»

Аммиак 25%-ный 0,500 кг

Бария гидроксид 0,050 кг

Калия гидроксид 0,200 кг

Кальция гидроксид 0,500 кг

Натрия гидроксид 0,500 кг

Аммиак учащимся выдается 5%-ный раствор

Набор № 4 ОС «Оксиды металлов»

Алюминия оксид 0,100 кг

Бария оксид 0,100 кг

Железа (III) оксид 0,050 кг

Кальция оксид 0,100 кг

Магния оксид 0,100 кг

Меди (II) оксид (гранулы) 0,200 кг

Меди (II) оксид (порошок) 0,100 кг

Цинка оксид 0,100 кг

Д/Р

Д/Р

Набор № 5 ОС «Металлы»

Алюминий (гранулы)

0,100 кг

Алюминий (порошок)

0,050 кг

Железо восстановл. (порошок) 0,050 кг

Магний (порошок) 0,050 кг

Магний (лента) 0,050 кг

Медь (гранулы, опилки)

0,050 кг

Цинк (гранулы) 0,500 кг

Цинк (порошок) 0,050 кг

Олово (гранулы) 0,500 кг

Д/Р

Д/Р

Порошки металлов учащимся использовать запрещено

Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы»

Кальций 10 ампул

Литий 5 ампул

Натрий 20 ампул

Д

Д

Набор № 7 ОС «Огнеопасные вещества»

Сера (порошок) 0,050 кг

Фосфор красный 0,050 кг

Фосфора (V) оксид 0,050 кг

Д

Д

Набор № 8 ОС «Галогены»

Бром 5 ампул

Йод 0,100 кг

Д

Д

Набор № 9 ОС «Галогениды»

Алюминия хлорид 0,050 кг

Аммония хлорид 0,100 кг

Бария хлорид 0,100 кг

Железа (III) хлорид 0,100 кг

Калия йодид 0,100 кг

Калия хлорид 0,050 кг

Кальция хлорид 0,100 кг

Лития хлорид 0,050 кг

Магния хлорид 0,100 кг

Меди (II) хлорид 0,100 кг

Натрия бромид 0,100 кг

Натрия фторид 0,050 кг

Натрия хлорид 0,100 кг

Цинка хлорид 0,050 кг

Д/Р

Д/Р

Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»

Алюминия сульфат 0,100 кг

Аммония сульфат 0,100 кг

Железа (II) сульфид 0,050 кг

Железа (II) сульфат 0,100 кг

7-ми водный

Калия сульфат 0,050 кг

Кобольта (II) сульфат

0,050 кг

Магния сульфат 0,050 кг

Меди (II) сульфат безводный 0,050 кг

Меди (II) сульфат 5-ти водный 0,100 кг

Натрия сульфид 0,050 кг

Натрия сульфит 0,050 кг

Натрия сульфат 0,050 кг

Натрия гидросульфат

0,050 кг

Никеля сульфат 0,050 кг

Натрия гидрокарбонат

0,100 кг

Д/Р

Д/Р

Набор № 11 ОС «Карбонаты»

Аммония карбонат 0,050 кг

Калия карбонат (поташ) 0,050 кг

Меди (II) карбонат основной 0,100 кг

Натрия карбонат 0,100 кг

Натрия гидрокарбонат

0,100 кг

Д/Р

Д/Р

Набор № 12 ОС «Фосфаты. Силикаты»

Калия моногидроортофосфат

(калий фосфорнокислый двухзамещенный) 0,050 кг

Натрия силикат 9-ти водный 0,050 кг

Натрия ортофосфат трехзамещенный 0,100 кг

Натрия дигидрофосфат (натрий фосфорнокислый однозамещенный) 0,050 кг

Д/Р

Д/Р

Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа».

Калия ацетат 0,050 кг

Калия ферро(II) гексацианид (калий железистосинеродистый) 0,050 кг

Калия ферро (III) гексационид (калий железосинеродистый

0,050 кг

Калия роданид 0,050 кг

Натрия ацетат 0,050 кг

Свинца ацетат 0,050 кг

Д/Р

Д/Р

Набор № 14 ОС «Соединения марганца»

Калия перманганат

(калий марганцевокислый) 0,500 кг

Марганца (IV) оксид 0,050 кг

Марганца (II) сульфат

0,050 кг

марганца хлорид 0,050 кг

Д/Р

Д/Р

Набор № 15 ОС «Соединения хрома»

Аммония дихромат 0,200 кг

Калия дихромат 0,050 кг

Калия хромат 0,050 кг

Хрома (III) хлорид 6-ти водный 0,050 кг

Д

Д

Набор № 16 ОС «Нитраты»

Алюминия нитрат 0,050 кг

Аммония нитрат 0,050 кг

Калия нитрат 0,050 кг

Кальция нитрат 0,050 кг

Меди (II) нитрат 0,050 кг

Натрия нитрат 0,050 кг

Серебра нитрат 0, 020 кг

Д

Д

Набор № 17 ОС «Индикаторы»

Лакмоид 0,020 кг

Метиловый оранжевый

0,020 кг

Фенолфталеин 0,020 кг

Д/Р

Д/Р

Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения»

Аммофос 0,250 кг

Карбамид 0,250 кг

Натриевая селитра 0,250 кг

Кальциевая селитра 0,250 кг

Калийная селитра 0,250 кг

Сульфат аммония 0,250 кг

Суперфосфат гранулированный 0,250 кг

Суперфосфат двойной гранулированный 0,250 кг

Фосфоритная мука 0,250 кг

Д/Р

Д/Р

Набор № 19 ОС «Углеводороды»

Бензин 0,100 кг

Бензол 0,050 кг

Гексан 0,050 кг

Нефть 0,050 кг

Толуол 0,050 кг

Циклогексан 0,050 кг

Д

Д

Набор № 20 ОС «Кислородсодержащие органические вещества»

Ацетон 0,100 кг

Глицерин 0,200 кг

Диэтиловый эфир 0,100 кг

Спирт н-бутиловый 0,100 кг

Спирт изоамиловый 0,100 кг

Спирт изобутиловый 0,100 кг

Спирт этиловый 0,050 кг

Фенол 0,050 кг

Формалин 0,100 кг

Этиленгликоль 0,050 кг

Уксусно-этиловый эфир 0,100 кг

Д

Д

Набор № 21 ОС «Кислоты органические»

Кислота аминоуксусная 0,050 кг

Кислота бензойная 0,050 кг

Кислота масляная 0,050 кг

Кислота муравьиная 0,100 кг

Кислота олеиновая 0,050 кг

Кислота пальмитиновая 0,050 кг

Кислота стеариновая 0,050 кг

Кислота уксусная 0,200 кг

Кислота щавелевая 0,050 кг

Д/Р

Д/Р

Набор № 22 ОС «Углеводы. Амины»

Анилин 0,050 кг

Анилин сернокислый 0,050 кг

Д-глюкоза 0,050 кг

Метиламин гидрохлорид 0,050 кг

Сахароза 0,050 кг

Д

Д

Набор № 23 ОС «Образцы органических веществ»

Гексахлорбензол техн. 0,050 кг

Метилен хлористый 0,050 кг

Углерод четыреххлористый 0,050 кг

Хлороформ 0,050 кг

Д

Д

Набор № 24 ОС «Материалы»

Активированный уголь 0,100 кг

Вазелин 0,050 кг

Кальция карбид 0,200 кг

Кальция карбонат (мрамор) 0,500 кг

Парафин 0,200 кг.

Д

Д



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

  1. Габриелян, Олег Сергеевич. Химия: 11 класс: профильный уровень: учебник для общеобраз. учреждений/О. С. Габриелян, Г. Г.Лысова.-М.: Дрофа, 2010.

  2. Габриелян, Олег Сергеевич. Общая химия. 11 класс: профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов.-М.: ОЛМА-Учебник: ОЛМА Медиа Групп,2008.

  3. Габриелян, Олег Сергеевич. Химия. 10 класс: базовый уровень учебник для общеобраз. учрежд./О. С. Габриелян.-5-е изд., стереотип.-М.:Дрофа,2009.

  4. Савинкина, Елена Владимировна. Сборник задач и упражнений по химии: 8 класс: К учебнику О. С. Габриеляна "Химия. 8 класс"/Е. В. Савинкина, Н. Д. Свердлова.-М.:Экзамен,2006.

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Основная

  1. Ерохин Ю.М. Химия.13-издание - М., Академия,2009;

  2. Гузей Л.С. химия 10 класс. - М., Дрофа,2007;

  3. Гузей Л.С. Химия 11 класс. - М.,Дрофа,2007;

  4. Ерохин Ю.М. Сборник задач и упражнений по химии, 4-издание - М., Академия,2007.

Дополнительная

  1. Аналитическая химия. Физические и физико-химические методы анализа./ Под ред. О.М.Петрухина. М.; 2001

  2. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.; 2003

  3. Биологическая химия./ред.Ю.Б.Филипповича,Н.И.Ковалевская,Г.А.Севастьяновой .М.; 2005

  4. Биохимия./Под редакцией В.Г.Щербакова.СПб.; 2003

  5. Вольхин В.В. Общая химия. Избранные главы. СПб, М, Краснодар.; 2008

  6. Вольхин В.В. Общая химия. Основной курс. СПб, М, Краснодар.; 2008

  7. Гельфман М.И., Юстратов В.П. Химия. СПб, М, Краснодар.; 2008

  8. Глинка Н.Л. Общая химия. М.; 2005

  1. Ипполитов Е.Г., Артемов А.В., Батраков В.В. Физическая химия. М.; 2005

  2. Коржуков Н.Г. Общая и неорганическая химия. М.; 2004

  3. Семчиков Ю.Д. Высокомолекулярные соединения. М.; 2005

  4. Цитович И.К. Курс аналитической химии. М.; 2007




© 2010-2022