Урок по химии Типы химических реакций

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воронина Галина Дмитриевна, учитель химии

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области

Предмет: химия

Программа: О.С.Габриелян. Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). М.: Дрофа, 2008

Класс: 10, профильный уровень

Урок № 1 в разделе 3 «Химические реакции в органической химии»








Тема урока: «Типы реакций в органической химии».

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы обучения: фронтальная, групповая

Методы обучения: репродуктивные, частично - поисковые

Оборудование:

шаростержневые модели

компьютер для демонстрации презентации

Используемые технологии: здоровьесберегающие, эвристические

( эвристическая беседа)

Цели урока:

Образовательная - сформировать систему знаний о типах химических реакций в органической химии через повторение типов реакций в неорганической химии и их сравнение с типами реакций в органической. Сравнить реакции разложения и реакции отщепления и расщепления; соединения и присоединения; найти отличие реакций замещения в неорганической и органической химии. Повторить понятие изомеры и научиться составлять реакции изомеризации. Повторить номенклатуру, составляя названия всех органических соединений.

Воспитательная - продолжить формирование научного мировоззрения, экологической грамотности, воспитывать добросовестность и трудолюбие, нравственные привычки поведения.

Развивающая - развивать умения наблюдать и объяснять химические явления, умение работать в парах и группах - коммуникативные навыки, развивать мышление: способность анализировать и обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, классифицировать, выделять существенные признаки.




Ход урока.

№ этапа, длитель-

ность, мин (общее время)

Характерис-

тика этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Примечание

1. 1 мин

(1)

Организационный

Приветствие: Здравствуйте, я очень рада видеть вас. А с каким настроением вы начинаете урок? Я надеюсь, с хорошим, но в конце урока оно будет ещё лучше - его поднимут и хорошие оценки, и новые знания. Давайте оценим его хлопком в ладоши и послушаем, как будет звучать наш общий хлопок, запомним, и сравним с тем, что будет в конце урока.

Слушают учителя, настраиваются на работу.


Хлопают

Создание эмоционального настроя

2. 4 мин

(5)

Формули-ровка темы урока, его цели и задач, актуализа-ция субъектного опыта учащихся

- Давайте представим, что мы - на уроке биологии. Любой живой организм - сложнейшая система. За счёт чего, каким образом он функционирует? За счёт энергии, которая выделяется в химических реакциях. Какой раздел химии изучает эти реакции - органическая или неорганическая? Почему вы так думаете?

Вернёмся на урок химии и попробуем ответить на вопрос - типы реакций в органической и неорганической химии будут одинаковые или разные? Почему вы так думаете, обоснуйте свою точку зрения.

В нашей беседе мы сейчас сформулировали тему урока - кто сможет её назвать? Что мы можем узнать о типах реакции в органической химии, какова цель нашей работы? Названия типов, отличие и сходство с реакциями в неорганической химии, примеры реакций.

Беседуют, отвечая на вопросы учителя


Считают, что типы реакций должны отличаться, так как очень сильно отличаются состав и строение молекул . При этом можно вспомнить и повторить особенности строения органических веществ.




Слайд № 1

Слайд № 2

3. 5 мин

(10)

Подготовка к усвоению нового материала - повторение типов реакций в неорганической химии

Я прошу вас вспомнить и записать себе в тетрадь названия типов реакций в неорганической химии, а после этого распределить примеры реакций.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Обсудите ошибки.

Беседуют с учителем, объясняя свой выбор.

Выполняют работу, затем в парах проверяют и обсуждают.

Слайд № 3

4. 10 мин

(20)

Усвоение нового материала:

Изучение типов реакций в органической химии мы начнём с реакций замещения - типичных реакций насыщенных углеводородов. Обсуждаем определение, смотрим анимацию, выбираем из записанных на доске реакций реакции замещения и записываем себе в тетрадь

Таким образом знакомимся с типами отщепление, расщепление, присоединение, изомеризация.

Участвуют в беседе, выписывают названия типов реакций и примеры к ним в тетрадь

Слайды № 4 - 46

5. 1 мин

(21)

физкультминутка

«Руки - ноги» Один хлопок - команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка - команда ногам: нужно встать или сесть

Учитель или кто-то из учеников проводит разминку - игру для всех

6. 5 мин

(26)

Проверка соответствия записанных примеров типам реакций

Учитель приглашает желающих подписать названия типов реакций примерам на доске и объяснить свой выбор.

Дополнительно можно попросить дать названия веществам, участвующим в реакциях.

Вызванные к доске 5 учеников подписывают названия типов реакций под примерами на доске, остальные обсуждают правильность ответов

Каждый из отвечающих получает оценку.

7. 9 мин

(35)

Работа с моделями

А теперь попробуем осуществить реакции с помощью шаростержневых моделей - в группах соберите, пожалуйста, модель молекулы пропана, пропена, хлорэтана, пропанола, ацетилена.

Подумайте, какой тип реакции можно провести с вашей молекулой? Почему? Осуществите её и приготовьтесь рассказать о вашей работе по плану.

Работают в группах - собирают модель, выбирают возможную реакцию, готовят выступление - от каждой группы участник по желанию

7 мин - работа, 2 мин - на выступление всех групп

Работа в группах по 4 человека Слайд № 47- 48

Каждый из отвечающих получает оценку

8. 1 мин

(36)

Инструкция по выполнению домашнего задания

Объясняет домашнее задание

Записывают обязательное задание, творческое - по желанию

Слайд № 49

9. 2 мин

(38)

Подведение итогов

Что нового мы сегодня узнали? Какая информация была знакомой? Какой тип реакций в органической химии показался самым сложным? Почему? Какой был понятнее всего? Какие реакции заинтересовали?

Отвечают на вопросы учителя

10. 2 мин

(40)

Оценка работы всех, кто был у доски, всего класса

Оценивает работу у доски, устные удачные ответы и вопросы, работу всего класса в целом

Слайд № 50

12. 5 мин

(45)

рефлексия

Оценим наше эмоциональное состояние - хлопаем. Учитель желает всем удачи. Звонок .


© 2010-2022