- Преподавателю
- Химия
- Применение алгоритмов на уроках химии с целью повышения качества образования
Применение алгоритмов на уроках химии с целью повышения качества образования
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белова Н.В. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема самообразования:
«Применение алгоритмов
на уроках химии с целью повышения качества образования»
Учитель химии
МАОУ Винзилинская СОШ им. Ковальчука
Белова Надежда Викторовна
Химия-одна из интереснейших и практически значимых наук. В то же время химия относится к абстрактно-конкретным наукам и ее изучение часто представляет определенные трудности.
Содержание химии очень обширно и часто предстает копилкой огромного числа формул, уравнений, фактов и законов, запомнить которые не просто трудно, а очень трудно. Использование алгоритмов позволяет учащимся увидеть логику, общность и взаимосвязи в химии. Выполняя каждый раз точную последовательность действий, учащиеся получают конкретный результат.
Цель: составление и внедрение алгоритмов в учебно-образовательный процесс по химии для повышения качества образования
Задачи:
- изучить литературу и имеющиеся материалы по данной теме;
- пройти курсы повышения квалификации;
- принять участие в работе учителей химии на портале «Сеть творческих учителей»;
- посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
- провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
-разработать комплект раздаточного материала (алгоритмов) по предмету;
- разработать уроки в электронном варианте с использованием алгоритмов;
-апробировать данные комплекты на практике.
Форма организации самообразования - индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- методической литературы;
-интернет-ресурсов;
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности.
Этапы организации самообразования
1 этап - установочный:
- создание определенного настроя на самостоятельную работу, формулирование темы самообразования, осмысление последовательности своих действий.
2 этап - обучающий:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы.
3 этап - практический:
- накопление материалов, их отбор и анализ, использование созданных алгоритмов на уроках.
4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов:
- творческий отчет о ходе самообразования на заседаниях МО, проведение открытых уроков с последующим обсуждением.
5 этап - итогово-контрольный:
-подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты.
План работы
учителя над темой по самообразованию
на 2012-2014 учебный год
Направление деятельности
Сроки
Отметка о выполнении
Выбор темы и обоснование. Постановка целей и задач. Определение этапов работы.
Август 2012
Составление плана работы над темой.
Сентябрь 2012
Составление списка литературы по теме
Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме
Сентябрь 2012
Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности
В течение года
Посещение уроков коллег с целью изучения опыта
В течение года
Разработка алгоритмов и использование их на уроках
В течение года
Разработка алгоритмов решения расчетных задач разных типов с применением компьютерных технологий
В течение года
Разработать комплект раздаточного материала (алгоритмов)
В течение года
Мониторинг педагогической деятельности (анализ результатов успеваемости, олимпиад)
В течение года
Систематизация материалов по теме
В течение года
Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО
По плану МО
Планируемые результаты самообразования:
- расширить и углубить с помощью применения алгоритмов общеучебные знания, умения, навыки учащихся;
- повысить качество успеваемости по предмету.
Алгоритм- это выполнение последовательных действий при помощи ориентиров и указаний.
Для учащихся алгоритмы являются:
предметом изучения;
основой для овладения способами добывания и применения знаний;
объектом самостоятельной деятельности.
Этапы работы по алгоритму:
-
Формирование знаний о приеме
-
Развитие умений пользоваться приемом самостоятельно и в различных связях
-
Формирование умений пользоваться приемом по аналогии и в сходных условиях.
Алгоритмы в химии - это:
- правила составления электронной формулы;
-правила составления формул и уравнений;
- последовательность описания химических элементов, свойств веществ, протекания химических реакций;
- определенный порядок приготовления растворов заданной концентрации;
- рациональный способ решения расчетных и экспериментальных задач;
- оптимальный план проведения химического анализа неорганических и органических веществ и др.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПОЗВОЛЯЕТ:
- оптимизировать учебный процесс;
- рационализировать обучение, развивая способность мыслить свернутыми структурами;
- развивать логическое мышление;
- формировать у учащихся умения осуществлять определенные действия и получать конкретный результат;
- увидеть общность и взаимосвязи в химии;
-применять их не только на уроках, но и при подготовке к олимпиадам и экзаменам.
Используемая литература
1. Шипилина Л.А. Технология формирования и развития общих учебных навыков учащихся: Методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001 - 108с.
2. Лошкарёва Н.А. Формирование ОУУН школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. - М.:1990.
3. Татьянченко Д.В.и др. Общеучебные умения как объект управления общеобразовательным процессом// Народное образование. - 2003,
№ 2, с. 58-64.
4. Блохина Е.В. Как научить учиться: Методические рекомендации по формированию ключевой компетентности в сфере познавательной деятельности. Курган, 2003. -72 с.
5. Конева Л.С. Технология разноуровневого обучения основной школы. Итоги опытно-экспериментального исследования. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2001. - 212с.
6.Талызина Н.Ф.Формирование познавательной деятельности учащихся.- М.: Знание, 1983.
7. Титова И.М. Обучение химии. Психолого- методический подход. -
- СПб.: КАРО, 2002. - 204с.
8. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. Пер. с английского. -
-М., 1986.
9.Шевченко С.Д. Школьный курс: как научить каждого. - М.: Просвещение, 1991
10. Журналы «Химия в школе» №1-2000, №1-2004.