Программа кружка «Любознательным о тайнах науки химия»

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа кружка « Любознательным о тайнах науки химия»

Пояснительная записка

В 7-8 классе учащиеся начинают изучать новый предмет - химию. Главная особенность содержания основного курса химии заключается в насыщенности новыми предметными понятиями, на осмысление которых, а также на отработку связанных с ними умений требуется время.

Программа кружка « Любознательным о тайнах науки химия» имеет чётко выраженную предметную и социокультурную направленность. В единстве с основным школьным курсом химии кружок будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися важнейших химических понятий, законов, теорий, фактов, методов химической науки с опорой на межпредметные связи и на этой основе формировать естественно-научное мировоззрение и восприятие учащимися химического образования как элемента общечеловеческой культуры. Этот курс будет интересен школьникам, ориентирующимся на практическое применение химических знаний в смежных областях знаний и деятельности людей. В последнее время интерес к прикладному значению химии очень возрос.

Обращение к трудам и страницам жизненного пути выдающихся учёных является важным фактором гуманизации и гуманитаризации школьного химического образования, которое будет способствовать формированию у школьников целостных представлений об основных этапах становления и развития химии в контексте истории развития общества, науки и культуры. Предлагаемый факультативный курс носит занимательный характер, способствуя формированию у учащихся познавательного интереса и мотивации к изучению химии.

Актуальность и новизна программы


К настоящему моменту в школе создана целостная воспитательная система, которая рассматривается как часть образовательного процесса. На уроках и внеурочной деятельности закладываются ключевые понятия воспитания: нравственные ценности, опыт общения, воспириятие культурных норм, выработанных человечеством.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Химический эксперимент курса должен сформировать и закрепить у учащихся практические навыки в проведении основных химических операций, приобщить их к самостоятельной химической работе. Кроме того, химический эксперимент может проводится в домашних условиях и не требует специального оборудования.

Цели и задачи программы:

Цель: расширение и углубление знаний школьников, полученных при изучении основного школьного курса химии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование у них устойчивого интереса и мотивации к изучению основ химической науки.

Задачи:

  • расширить и углубление знаний учащихся по химии;

  • развивать познавательные интересы и способности, повышение творческой активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;

  • формировать и закреплять знания о полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;

  • изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;

  • научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;

  • научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развивать интерес к предмету;

  • развивать учебную мотивацию школьников на выбор профессии.

Особенности набора детей

Кружок « Любознательным о тайнах науки химия» - открытая добровольная организация, в состав которой могут войти учащиеся 7-8 классов МОУ СОШ № 1г. Южноуральска. Все поручения внутри кружка распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса. Членами кружка могут стать обучающиеся школу с разным уровнем знаний предмета химия.

Продолжительность

Программа рассчитана на один год

Количество часов в год - 68

Занятия проводятся один раз в неделю по два часа

Ведущие технологии, принципы и методы,

обеспечивающие усвоение материала детьми.

Программа составлена с учетом общепедагогических принципов:

  • Принцип научности: знания, которые получают обучающиеся, должны быть научно доказаны

  • Принцип систематичности и последовательности: получаемые знания должны даваться поэтапно, в определенном порядке

  • Принцип доступности: задания и практические работы должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся

  • Принцип связи теории с практикой: теоретические знания должны воплотиться в практической деятельности

Основные методы:

  • Репродуктивный

  • Поисковый

  • Научный

  • Исследовательский

  • Практический

Формы и режим работы

В программе используются следующие формы организации образовательного процесса:

  • проведение химических опытов,

  • чтение химической научно - популярной литературы,

  • подготовка рефератов,

  • создание презентаций,

  • выполнение экспериментальных работ,

  • творческая работа по конструированию и моделированию.

Условия и средства реализации программы

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих способностей детей.

Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.

Занятия проходят в кабинете химии и лаборатории кабинета. В кабинете есть компьютер с выходом в интернет.


Содержание программы


Вводное занятие (1 ч.)

Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.

Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки - эксперименте.

Тема 1. Ознакомление с наукой химия и с кабинетом химии (7ч.)

Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Оборудо­вание и реактивы. Мытье и сушка химической посуды.

Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Алхимия. Возникновение понятия «химия». Достижения современной химии на службе человека. Химия в ряду естественных наук. Важнейшие химические открытия.

Химическая символика. Химические знаки и химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Тема 2. Растворы в химической лаборатории и в быту (12 ч.)

Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Природная вода и её разновидности. Характеристика вод по составу и свойствам. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Водные ресурсы города. Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения воды. Экологическая проблема чистой воды. Дистиллированная вода и её свойства. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни. Минеральные и газированные воды. Основные составляющие. Жажда. Чем лучше утолять жажду? Химический состав газированных напитков, популярных в молодёжной среде. Качественные реакции: оксида углерода (IV), кислот; адсорбция красителя. Русский квас.

Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».

  • Практическая работа № 1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.

  • Практическая работа № 2. Растворение оконного стекла в воде.

  • Практuческая работа № 3. Анализ прохладительных напитков .

Тема 3. Удивительный мир веществ (12ч).

Раздел 1. Два газа Кислород и Водород (4 ч).

Состав воздуха. Использование воздуха как химического сырья. «Огненный воздух». Обожествление огня. Огонь - разрушитель, огонь - на службе человека. История спички. Горение веществ в кислороде и воздухе. Состав, строение и цвет пламени. Источники и последствия загрязнения атмосферы. Охрана воздушной среды.

Кислород как химический элемент и простое вещество. История открытия и способы получения кислорода: опыты К. Шееле и Дж. Пристли. Кислородная теория горения и её создатель А. Л. Лавуазье.

А. Л. Лавуазье - один из основоположников научной химии, финансист, общественный деятель Франции. Изучение А. Л. Лавуазье процессов горения и дыхания.

Озон - родственник кислорода. Понятие об аллотропии.

Углекислый газ - «лесной воздух» из сгоревшей золы: история открытия углекислого газа И. Б. Ван-Гельмонтом.

Оксиды - «дети» кислорода и других элементов.

Расчётная задача: Вычисление относительной плотности газов.

Демонстрации

1. Количественное определение содержания кислорода в воздухе (опыт Лавуазье).

2. Получение кислорода разложением пероксида водорода с использованием в качестве катализатора оксида марганца(IV).

3. Обнаружение углекислого газа с помощью известковой воды.

Лабораторный опыт: Ферментативное разложение пероксида водорода под действием каталазы, содержащейся в картофеле.

Водород - элемент Вселенной. Получение и применение водорода в технике. Разложение воды электрическим током.

Демонстрационные опыты: Получение водорода и его свойства.

Раздел 2. Неорганические вещества - знакомые незнакомцы. (8 ч.)

Классификация веществ

Неорганические и органические кислоты в природе и жизни человека. Общие свойства неорганических и органических кислот.

Практическая работа № 7: Простейшие исследование свойств кислот, встречающихся в повседневной жизни: уксусная, яблочная, лимонная, аскорбиновая, аспирин и т.д.

Органические и неорганические основания, их роль в нашей жизни. Сравнительная характеристика органических и неорганических оснований.

Классификация солей: средние, кислые, основные, двойные, смешанные, комплексные соли. Удивительные свойства солей. Соли в быту, науке, живописи, медицине. Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле - здоровый дух».

Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.

Практическая работа № 8: Качественные реакции на анионы солей (простейшие исследования состава соли)

Металлы и неметаллы. Их физические свойства и применение.

Практическая работа № 9: Исследование свойств металлов

Тема 4. Химия и жизнь человека (25ч.)

Химические вещества на кухне. Еда и химия.

Практическая работа № 5: Определение некоторых веществ в продуктах питания, в домашних условиях.

Химия и одежда.

Бытовая химия. Химия и косметика.

Практическая работа № 6: Определение рН у косметических средств.

Домашняя аптечка.

Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.

Спички. История изобретения спичек.

Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.

Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.

Керамика. Виды керамики. История фарфора.

Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить - здоровью вредить! Наркомания - опасное пристрастие.

Химическая промышленность: металлургия , силикатная промышленность.

Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.

  • Практическая работа № 10. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

  • Практическая работа № 11. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).

  • Практическая работа № 12. Действие этанола на белок.

Тема 5. События в мире веществ - химические реакции (9 ч.)

Признаки и условия протекания химических реакций. Типы химических реакций.

Изменение энергии - одна из важнейших причин протекания реакций. Понятие об энергии активации. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Уравнения химических реакций. Простейшие задачи по уравнениям химических реакций.

Простейшие первоначальные представления о скорости химической реакции и возможностях её изменения.

Теория флогистона Г. Шталя и её подтверждение в опытах Р. Бойля. Удар М. В. Ломоносова по теории флогистона. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. М. В. Ломоносов - выдающийся учёный-энциклопедист, его роль в развитии химической науки.

Расчёты по термохимическим уравнениям.

Демонстрации

1. Опыты, иллюстрирующие признаки химических реакций: взаимодействие перманганата калия с лимонным соком; взаимодействие питьевой соды со столовым уксусом; взаимодействие раствора медного купороса со щёлочью.

2. Опыт, подтверждающий изменение запаса энергии при протекании химической реакции: разложение малахита.

3. Опыты, иллюстрирующие различную скорость протекания химической реакции: действие кристаллического, а затем разбавленного водой медного купороса на железный гвоздь.

4. Взаимодействие алюминия с иодом.

5. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях (2 по выбору учителя).

6. Опыты, иллюстрирующие химические реакции с различным тепловым эффектом (2-3 по выбору учителя).

Практическая работа № 13: Типы химических реакций.

Итоговое занятие (2ч.)




Учебно-тематический план


п/п

наименование темы

количество часов

из них

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

Ознакомление с наукой химия и с кабинетом химии

7

7

-

3.

Растворы в химической лаборатории и в быту

12

9

3

4.

Удивительный мир веществ

12

9

3

5.

Химия и жизнь человека

25

20

5

6.

События в мире веществ - химические реакции

9

8

1

7.

Итоговое занятие

2

2

-


Итого:

68

55

13






















Требования к уровню подготовки учащихся


В ходе освоения курса учащиеся должны

знать/понимать:

  • правила безопасной работы в кабинете химии;

  • правила обращения с веществами;

  • правила работы с лабораторным оборудованием;

  • порядок организации рабочего места.

уметь:

  • выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;

  • оказывать меры первой помощи;

  • определять цель, выделять объект исследования;

  • наблюдать и изучать явления и свойства;

  • описывать результаты наблюдений;

  • создавать необходимые приборы;

  • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

  • составлять отчет;

  • делать выводы;

  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;

  • осуществлять проектную деятельность.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
    лабораторным оборудованием;

  • формирования высокой культуры отношения к природе;

  • критической оценки достоверности химической информации,
    поступающей из разных источников.


Планирование занятий


п/п

Даты

План/факт

Тема занятий

Кол -во

час

1

Вводное занятие

1

Тема 1. Ознакомление с наукой химия и с кабинетом химии (7ч.)

2

Основные требования к учащимся (ТБ).

1

3

Оборудо­вание и реактивы. Мытье и сушка химической посуды.

1

4

Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии.

1

5

Химия в ряду естественных наук. Важнейшие химические открытия.

1

6

Химическая символика. Химические знаки и химические формулы.

1

7

Относительная атомная и молекулярная массы.

1

8

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

1

Тема 2. Растворы в химической лаборатории и в быту (12 ч.)

9

Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Природная вода и её разновидности.

1

10

Характеристика вод по составу и свойствам. Строение молекулы. Круговорот воды в природе.

1

11

Водные ресурсы города. Водопользование и водопотребление.

1

12

Источники загрязнения воды. Экологическая проблема чистой воды.

1

13

Дистиллированная вода и её свойства. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ.

1

14-15

Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

2

16

Практическая работа: Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.

1

17

Практическая работа: Растворение оконного стекла в воде.

1

18-19

Минеральные и газированные воды. Основные составляющие. Жажда. Чем лучше утолять жажду? Химический состав газированных напитков, популярных в молодёжной среде.

2


Тема № 3. Удивительный мир веществ (12ч).

Раздел 1. Два газа Кислород и Водород (4 ч).


21

Состав воздуха.

1

22

Кислород и озон

1

23

Оксиды

1

24

Водород

1

Раздел 3. Неорганические вещества - знакомые незнакомцы. (8 ч.)


25

Классификация веществ

Неорганические и органические кислоты в природе и жизни человека. Общие свойства неорганических и органических кислот.

1

26

Практическая работа: Простейшие исследование свойств кислот, встречающихся в повседневной жизни: уксусная, яблочная, лимонная, аскорбиновая, аспирин и т.д.

1

27

Органические и неорганические основания, их роль в нашей жизни. Сравнительная характеристика органических и неорганических оснований.

1

28

Классификация солей: средние, кислые, основные, двойные, смешанные, комплексные соли. Удивительные свойства солей. Соли в быту, науке, живописи, медицине.

1

29

Практическая работа: Качественные реакции на анионы солей (простейшие исследования состава соли)

1

30

Металлы

1

31

Неметаллы


32

Практическая работа: Исследование свойств металлов

1

Тема 4. Химия и жизнь человека (25ч.)

33-34

Химические вещества на кухне. Еда и химия.

2

35

Практическая работа: Определение некоторых веществ в продуктах питания.

1

36

Бытовая химия. Химия и косметика.

1

37

Практическая работа: Определение рН у косметических средств.

1

38

Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир.

1

39

Разновидности моющих средств.

1

40

Зубная паста. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.

1

41

Химия и одежда.

1

42

Спички. История изобретения спичек.

1

43

Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.

1

44

Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.

1

45-46

Керамика. Виды керамики. История фарфора.

2

47-48

Лекарства и яды в древности. Домашняя аптечка.

2

49-50

Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.

2

51-52

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить - здоровью вредить! Наркомания - опасное пристрастие.

2

53-54

Химическая промышленность: металлургия, силикатная промышленность.

2

55

Практическая работа : Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

1

56

Практическая работа:. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).

1

57

Практическая работа :Действие этанола на белок.

1

Тема № 6. События в мире веществ - химические реакции (9 ч.)

58-59

Признаки и условия протекания химических реакций. Типы химических реакций.

2

60

Практическая работа: Типы химических реакций.

1

61-62

Уравнения химических реакций

2

63-64

Простейшие задачи по химическим уравнениям

2

65

Изменение энергии - одна из важнейших причин протекания реакций. Понятие об энергии активации. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.

1

66

Простейшие первоначальные представления о скорости химической реакции и возможностях её изменения.

1

67-68

Итоговое занятие

2

68



Учебно-методическое обеспечение


Список литературы

для учащихся:

  1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.

  2. Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г.

  3. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.

для учителя:

  1. Валединская О.Р. Экологическая химия азота. - М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.

  2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г

  3. Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.

  4. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.

  5. Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил

Ресурсы интернета: school-collection.edu.ru/

xumuk.ru/

openclass.ru/

vokrugsveta.ru/

ru.wikipedia.org/wiki/











Приложение


Примерные темы для подготовки сообщений.

  1. Чудесный мир бумаги.

  2. Много ли соли в солонках страны?

  3. «Соляные бунты» в России.

  4. Физиологический раствор в медицинской практике.

  5. Имеет ли вода память?

  6. Влажность воздуха и самочувствие человека.

  7. Выводим пятна со страниц книги.

  8. Синтетическая бумага - альтернатива целлюлозной бумаге.

  9. История бумажных денег.

  10. Вода в космосе.

  11. Лекарства и яды в древности.

  12. Зубная паста.

  13. Из истории стеклоделия.

Примерные темы исследовательских работ (проектов, рефератов)

  1. Очистные сооружения городского водоканала .

  2. История спички.

  3. Бумага - материальный носитель различных видов искусства

  4. Аспирин: за и против.


© 2010-2022