- Преподавателю
- Химия
- Программа кружка «Любознательным о тайнах науки химия»
Программа кружка «Любознательным о тайнах науки химия»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Курсакова С.Е. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа кружка « Любознательным о тайнах науки химия»
Пояснительная записка
В 7-8 классе учащиеся начинают изучать новый предмет - химию. Главная особенность содержания основного курса химии заключается в насыщенности новыми предметными понятиями, на осмысление которых, а также на отработку связанных с ними умений требуется время.
Программа кружка « Любознательным о тайнах науки химия» имеет чётко выраженную предметную и социокультурную направленность. В единстве с основным школьным курсом химии кружок будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися важнейших химических понятий, законов, теорий, фактов, методов химической науки с опорой на межпредметные связи и на этой основе формировать естественно-научное мировоззрение и восприятие учащимися химического образования как элемента общечеловеческой культуры. Этот курс будет интересен школьникам, ориентирующимся на практическое применение химических знаний в смежных областях знаний и деятельности людей. В последнее время интерес к прикладному значению химии очень возрос.
Обращение к трудам и страницам жизненного пути выдающихся учёных является важным фактором гуманизации и гуманитаризации школьного химического образования, которое будет способствовать формированию у школьников целостных представлений об основных этапах становления и развития химии в контексте истории развития общества, науки и культуры. Предлагаемый факультативный курс носит занимательный характер, способствуя формированию у учащихся познавательного интереса и мотивации к изучению химии.
Актуальность и новизна программы
К настоящему моменту в школе создана целостная воспитательная система, которая рассматривается как часть образовательного процесса. На уроках и внеурочной деятельности закладываются ключевые понятия воспитания: нравственные ценности, опыт общения, воспириятие культурных норм, выработанных человечеством.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. Химический эксперимент курса должен сформировать и закрепить у учащихся практические навыки в проведении основных химических операций, приобщить их к самостоятельной химической работе. Кроме того, химический эксперимент может проводится в домашних условиях и не требует специального оборудования.
Цели и задачи программы:
Цель: расширение и углубление знаний школьников, полученных при изучении основного школьного курса химии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование у них устойчивого интереса и мотивации к изучению основ химической науки.
Задачи:
-
расширить и углубление знаний учащихся по химии;
-
развивать познавательные интересы и способности, повышение творческой активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;
-
формировать и закреплять знания о полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;
-
изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;
-
научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
-
научно обосновать важность ведения здорового образа жизни, развивать интерес к предмету;
-
развивать учебную мотивацию школьников на выбор профессии.
Особенности набора детей
Кружок « Любознательным о тайнах науки химия» - открытая добровольная организация, в состав которой могут войти учащиеся 7-8 классов МОУ СОШ № 1г. Южноуральска. Все поручения внутри кружка распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса. Членами кружка могут стать обучающиеся школу с разным уровнем знаний предмета химия.
Продолжительность
Программа рассчитана на один год
Количество часов в год - 68
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа
Ведущие технологии, принципы и методы,
обеспечивающие усвоение материала детьми.
Программа составлена с учетом общепедагогических принципов:
-
Принцип научности: знания, которые получают обучающиеся, должны быть научно доказаны
-
Принцип систематичности и последовательности: получаемые знания должны даваться поэтапно, в определенном порядке
-
Принцип доступности: задания и практические работы должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся
-
Принцип связи теории с практикой: теоретические знания должны воплотиться в практической деятельности
Основные методы:
-
Репродуктивный
-
Поисковый
-
Научный
-
Исследовательский
-
Практический
Формы и режим работы
В программе используются следующие формы организации образовательного процесса:
-
проведение химических опытов,
-
чтение химической научно - популярной литературы,
-
подготовка рефератов,
-
создание презентаций,
-
выполнение экспериментальных работ,
-
творческая работа по конструированию и моделированию.
Условия и средства реализации программы
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей, здоровьесберегающей образовательной среды как комплекса комфортных психолого-педагогических и социальных условий, необходимых для развития творческих способностей детей.
Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.
Занятия проходят в кабинете химии и лаборатории кабинета. В кабинете есть компьютер с выходом в интернет.
Содержание программы
Вводное занятие (1 ч.)
Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки - эксперименте.
Тема 1. Ознакомление с наукой химия и с кабинетом химии (7ч.)
Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Оборудование и реактивы. Мытье и сушка химической посуды.
Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Алхимия. Возникновение понятия «химия». Достижения современной химии на службе человека. Химия в ряду естественных наук. Важнейшие химические открытия.
Химическая символика. Химические знаки и химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Тема 2. Растворы в химической лаборатории и в быту (12 ч.)
Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Природная вода и её разновидности. Характеристика вод по составу и свойствам. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Водные ресурсы города. Водопользование и водопотребление. Источники загрязнения воды. Экологическая проблема чистой воды. Дистиллированная вода и её свойства. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни. Минеральные и газированные воды. Основные составляющие. Жажда. Чем лучше утолять жажду? Химический состав газированных напитков, популярных в молодёжной среде. Качественные реакции: оксида углерода (IV), кислот; адсорбция красителя. Русский квас.
Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».
-
Практическая работа № 1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
-
Практическая работа № 2. Растворение оконного стекла в воде.
-
Практuческая работа № 3. Анализ прохладительных напитков .
Тема 3. Удивительный мир веществ (12ч).
Раздел 1. Два газа Кислород и Водород (4 ч).
Состав воздуха. Использование воздуха как химического сырья. «Огненный воздух». Обожествление огня. Огонь - разрушитель, огонь - на службе человека. История спички. Горение веществ в кислороде и воздухе. Состав, строение и цвет пламени. Источники и последствия загрязнения атмосферы. Охрана воздушной среды.
Кислород как химический элемент и простое вещество. История открытия и способы получения кислорода: опыты К. Шееле и Дж. Пристли. Кислородная теория горения и её создатель А. Л. Лавуазье.
А. Л. Лавуазье - один из основоположников научной химии, финансист, общественный деятель Франции. Изучение А. Л. Лавуазье процессов горения и дыхания.
Озон - родственник кислорода. Понятие об аллотропии.
Углекислый газ - «лесной воздух» из сгоревшей золы: история открытия углекислого газа И. Б. Ван-Гельмонтом.
Оксиды - «дети» кислорода и других элементов.
Расчётная задача: Вычисление относительной плотности газов.
Демонстрации
1. Количественное определение содержания кислорода в воздухе (опыт Лавуазье).
2. Получение кислорода разложением пероксида водорода с использованием в качестве катализатора оксида марганца(IV).
3. Обнаружение углекислого газа с помощью известковой воды.
Лабораторный опыт: Ферментативное разложение пероксида водорода под действием каталазы, содержащейся в картофеле.
Водород - элемент Вселенной. Получение и применение водорода в технике. Разложение воды электрическим током.
Демонстрационные опыты: Получение водорода и его свойства.
Раздел 2. Неорганические вещества - знакомые незнакомцы. (8 ч.)
Классификация веществ
Неорганические и органические кислоты в природе и жизни человека. Общие свойства неорганических и органических кислот.
Практическая работа № 7: Простейшие исследование свойств кислот, встречающихся в повседневной жизни: уксусная, яблочная, лимонная, аскорбиновая, аспирин и т.д.
Органические и неорганические основания, их роль в нашей жизни. Сравнительная характеристика органических и неорганических оснований.
Классификация солей: средние, кислые, основные, двойные, смешанные, комплексные соли. Удивительные свойства солей. Соли в быту, науке, живописи, медицине. Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле - здоровый дух».
Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.
Практическая работа № 8: Качественные реакции на анионы солей (простейшие исследования состава соли)
Металлы и неметаллы. Их физические свойства и применение.
Практическая работа № 9: Исследование свойств металлов
Тема 4. Химия и жизнь человека (25ч.)
Химические вещества на кухне. Еда и химия.
Практическая работа № 5: Определение некоторых веществ в продуктах питания, в домашних условиях.
Химия и одежда.
Бытовая химия. Химия и косметика.
Практическая работа № 6: Определение рН у косметических средств.
Домашняя аптечка.
Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
Спички. История изобретения спичек.
Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.
Керамика. Виды керамики. История фарфора.
Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить - здоровью вредить! Наркомания - опасное пристрастие.
Химическая промышленность: металлургия , силикатная промышленность.
Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.
-
Практическая работа № 10. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
-
Практическая работа № 11. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
-
Практическая работа № 12. Действие этанола на белок.
Тема 5. События в мире веществ - химические реакции (9 ч.)
Признаки и условия протекания химических реакций. Типы химических реакций.
Изменение энергии - одна из важнейших причин протекания реакций. Понятие об энергии активации. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Уравнения химических реакций. Простейшие задачи по уравнениям химических реакций.
Простейшие первоначальные представления о скорости химической реакции и возможностях её изменения.
Теория флогистона Г. Шталя и её подтверждение в опытах Р. Бойля. Удар М. В. Ломоносова по теории флогистона. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. М. В. Ломоносов - выдающийся учёный-энциклопедист, его роль в развитии химической науки.
Расчёты по термохимическим уравнениям.
Демонстрации
1. Опыты, иллюстрирующие признаки химических реакций: взаимодействие перманганата калия с лимонным соком; взаимодействие питьевой соды со столовым уксусом; взаимодействие раствора медного купороса со щёлочью.
2. Опыт, подтверждающий изменение запаса энергии при протекании химической реакции: разложение малахита.
3. Опыты, иллюстрирующие различную скорость протекания химической реакции: действие кристаллического, а затем разбавленного водой медного купороса на железный гвоздь.
4. Взаимодействие алюминия с иодом.
5. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях (2 по выбору учителя).
6. Опыты, иллюстрирующие химические реакции с различным тепловым эффектом (2-3 по выбору учителя).
Практическая работа № 13: Типы химических реакций.
Итоговое занятие (2ч.)
Учебно-тематический план
№
п/п
наименование темы
количество часов
из них
теория
практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2.
Ознакомление с наукой химия и с кабинетом химии
7
7
-
3.
Растворы в химической лаборатории и в быту
12
9
3
4.
Удивительный мир веществ
12
9
3
5.
Химия и жизнь человека
25
20
5
6.
События в мире веществ - химические реакции
9
8
1
7.
Итоговое занятие
2
2
-
Итого:
68
55
13
Требования к уровню подготовки учащихся
В ходе освоения курса учащиеся должны
знать/понимать:
-
правила безопасной работы в кабинете химии;
-
правила обращения с веществами;
-
правила работы с лабораторным оборудованием;
-
порядок организации рабочего места.
уметь:
-
выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
-
оказывать меры первой помощи;
-
определять цель, выделять объект исследования;
-
наблюдать и изучать явления и свойства;
-
описывать результаты наблюдений;
-
создавать необходимые приборы;
-
представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
-
составлять отчет;
-
делать выводы;
-
обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
-
осуществлять проектную деятельность.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
-
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
-
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
лабораторным оборудованием; -
формирования высокой культуры отношения к природе;
-
критической оценки достоверности химической информации,
поступающей из разных источников.
Планирование занятий
№
п/п
Даты
План/факт
Тема занятий
Кол -во
час
1
Вводное занятие
1
Тема 1. Ознакомление с наукой химия и с кабинетом химии (7ч.)
2
Основные требования к учащимся (ТБ).
1
3
Оборудование и реактивы. Мытье и сушка химической посуды.
1
4
Первые наблюдения древних людей в процессе деятельности. Краткие сведения из истории возникновения и развития химии.
1
5
Химия в ряду естественных наук. Важнейшие химические открытия.
1
6
Химическая символика. Химические знаки и химические формулы.
1
7
Относительная атомная и молекулярная массы.
1
8
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
1
Тема 2. Растворы в химической лаборатории и в быту (12 ч.)
9
Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Природная вода и её разновидности.
1
10
Характеристика вод по составу и свойствам. Строение молекулы. Круговорот воды в природе.
1
11
Водные ресурсы города. Водопользование и водопотребление.
1
12
Источники загрязнения воды. Экологическая проблема чистой воды.
1
13
Дистиллированная вода и её свойства. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ.
1
14-15
Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
2
16
Практическая работа: Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
1
17
Практическая работа: Растворение оконного стекла в воде.
1
18-19
Минеральные и газированные воды. Основные составляющие. Жажда. Чем лучше утолять жажду? Химический состав газированных напитков, популярных в молодёжной среде.
2
Тема № 3. Удивительный мир веществ (12ч).
Раздел 1. Два газа Кислород и Водород (4 ч).
21
Состав воздуха.
1
22
Кислород и озон
1
23
Оксиды
1
24
Водород
1
Раздел 3. Неорганические вещества - знакомые незнакомцы. (8 ч.)
25
Классификация веществ
Неорганические и органические кислоты в природе и жизни человека. Общие свойства неорганических и органических кислот.
1
26
Практическая работа: Простейшие исследование свойств кислот, встречающихся в повседневной жизни: уксусная, яблочная, лимонная, аскорбиновая, аспирин и т.д.
1
27
Органические и неорганические основания, их роль в нашей жизни. Сравнительная характеристика органических и неорганических оснований.
1
28
Классификация солей: средние, кислые, основные, двойные, смешанные, комплексные соли. Удивительные свойства солей. Соли в быту, науке, живописи, медицине.
1
29
Практическая работа: Качественные реакции на анионы солей (простейшие исследования состава соли)
1
30
Металлы
1
31
Неметаллы
32
Практическая работа: Исследование свойств металлов
1
Тема 4. Химия и жизнь человека (25ч.)
33-34
Химические вещества на кухне. Еда и химия.
2
35
Практическая работа: Определение некоторых веществ в продуктах питания.
1
36
Бытовая химия. Химия и косметика.
1
37
Практическая работа: Определение рН у косметических средств.
1
38
Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир.
1
39
Разновидности моющих средств.
1
40
Зубная паста. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.
1
41
Химия и одежда.
1
42
Спички. История изобретения спичек.
1
43
Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.
1
44
Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.
1
45-46
Керамика. Виды керамики. История фарфора.
2
47-48
Лекарства и яды в древности. Домашняя аптечка.
2
49-50
Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.
2
51-52
Токсическое действие этанола на организм человека. Курить - здоровью вредить! Наркомания - опасное пристрастие.
2
53-54
Химическая промышленность: металлургия, силикатная промышленность.
2
55
Практическая работа : Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.
1
56
Практическая работа:. Исследование лекарственных препаратов методом «пятна» (вязкость).
1
57
Практическая работа :Действие этанола на белок.
1
Тема № 6. События в мире веществ - химические реакции (9 ч.)
58-59
Признаки и условия протекания химических реакций. Типы химических реакций.
2
60
Практическая работа: Типы химических реакций.
1
61-62
Уравнения химических реакций
2
63-64
Простейшие задачи по химическим уравнениям
2
65
Изменение энергии - одна из важнейших причин протекания реакций. Понятие об энергии активации. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.
1
66
Простейшие первоначальные представления о скорости химической реакции и возможностях её изменения.
1
67-68
Итоговое занятие
2
68
Учебно-методическое обеспечение
Список литературы
для учащихся:
-
Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.
-
Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г.
-
Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
для учителя:
-
Валединская О.Р. Экологическая химия азота. - М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.
-
Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г
-
Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.
-
Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
-
Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. - М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил
Ресурсы интернета: school-collection.edu.ru/
xumuk.ru/
openclass.ru/
vokrugsveta.ru/
ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение
Примерные темы для подготовки сообщений.
-
Чудесный мир бумаги.
-
Много ли соли в солонках страны?
-
«Соляные бунты» в России.
-
Физиологический раствор в медицинской практике.
-
Имеет ли вода память?
-
Влажность воздуха и самочувствие человека.
-
Выводим пятна со страниц книги.
-
Синтетическая бумага - альтернатива целлюлозной бумаге.
-
История бумажных денег.
-
Вода в космосе.
-
Лекарства и яды в древности.
-
Зубная паста.
-
Из истории стеклоделия.
Примерные темы исследовательских работ (проектов, рефератов)
-
Очистные сооружения городского водоканала .
-
История спички.
-
Бумага - материальный носитель различных видов искусства
-
Аспирин: за и против.