Особенности обучения с использованием сетевых технологий

       Работа в Центре дистанционного обучения через скайп относительно "молодая"технология. Во всяком случае о такой форме обучения детей, которые не могут посещать школу из-за болезни еще каких-нибудь 5-7лет мало кто слышал.И когда мне предоставилась возможность заняться такой деятельностью, я не сразу восприняла это "на ура".Но скоро стало ясно, что эта работа просто необходима для детей, и предоставляет широкие возможности и для педагогов тоже.В статье представлены первые теоретические вывод...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности обучения с использованием сетевых образовательных ресурсов.

(авторская разработка для учителей ЦДО)

Л.А.Смирнова, учитель химии

ГБС(К) ОУ РХ С(К)ОШИ III, IV видов, г Абакан.

Три года назад мне посчастливилось перейти на работу с детьми-инвалидами дистанционно через скайп.

При нашей школе-интернат III,IV видов был организован ЦДО (центр дистанционного обучения). Хотя, по-началу, было сложно осваивать новые для себя технологии обучения, но скоро я поняла и полюбила эту работу. Теперь уже хорошо понимаю важность и особенности такого обучения детей, не посещающих школу по состоянию здоровья. Важнейшие особенности такого обучения состоят в следующем.

Возможность реализации индивидуально-ориентированного подхода.

Реализация дистанционного обучения предусматривает проектирование учителем уроков по специальной технологической карте, используемой как механизм индивидуализации учебного процесса через применение различных индивидуально-ориентированных моделей организации урока, учебных планов в соответствии с образовательными потребностями и возможностями детей - инвалидов. Конечно, индивидуальный подход в работе с такими детьми необходим и обязателен, и именно такой подход и является наиболее результативным и прогрессивным. Из своего опыта могу привести несколько примеров, когда при реализации индивидуально-ориентированного подхода удавалось не только ликвидировать пробелы в знаниях обучающихся по одному из сложнейших школьных курсов, но и добиться хороших результатов.

Гибкость организационной структуры учебной деятельности.

В условиях обучения детей с ОВЗ особенную важность приобретает приоритетная задача образования - сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Для учащихся, осваивающих учебные программы по индивидуальным учебным планам образовательное пространство I- Школы предусматривает различные конфигурации построения индивидуальной образовательной стратегии - пошаговое или модульное освоение учащимися учебных программ. Часто благодаря гибкости организационной структуры учебной деятельности в своей работе возможно повторить или вновь усвоить наиболее важные темы курсов биологии и химии.

Возможность интенсификации процесса обучения

Планирование индивидуальной учебной деятельности является предметом обсуждения и согласования каждого учащегося со своим преподавателем. Дети с ОВЗ нередко проходят плановое лечение в стационарах, в связи с чем варьируется темп освоения учебного материала, возникают значительные промежутки в занятиях, после которых учебный процесс может быть ускорен. Интенсификация учебного процесса позволяет пройти столько тем, сколько может освоить данный ученик. В моей практике были случаи, когда на одном уроке удавалось пройти 4-5 тем с довольно высоким результатом, что в последствии было подтверждено результатами обученности.

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников как необходимое условие индивидуализации обучения

Индивидуализация учебных действий контроля и оценки является необходимым условием для становления полноценной учебной деятельности школьников. Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, одновременно не вызывая излишней нервозности и тревожности.

При таком раскладе дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями представляется в качестве основы новой парадигм образовательного процесса, ибо в центре его становятся не содержание учебного материала, предметы, формы и методы обучения, а именно личность обучающегося, его индивидуальность, самореализация в учебном процессе. Подобный личностный подход связан и с индивидуализацией обучения, поскольку предполагает учет личностных, психофизиологических и когнитивных особенностей, ценностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка. И таким образом, дидактические свойства и функции сетевых телекоммуникаций, а также ряд преимуществ дистанционного над традиционными формами обучения подтверждают целесообразность вовлечения особых детей в обучение дистанционными технологиями с целью оказания помощи в получении ими полноценного образования и успешной социальной адаптации.

Возможность организации групповой работы.

В условиях дистанционного обучения детей-инвалидов особую роль играет организация групповых форм обучения. Во-первых, учащиеся получают возможность общаться, что для данной категории школьников очень ценно, во-вторых, не посещая школу, ребята имеют возможность сотрудничать в учебном пространстве с одноклассниками. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет сформировать виртуальный класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути её решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Использование данной формы организации обучения позволяет успешно продолжать формирование навыков самообучения. Такая организация группового обучения безусловно очень интересна, однако, требует определенного технического обеспечения, которого нам пока что недоступно.

Исходя из своего, пока небольшого, опыта работать дистанционно, можно сделать несколько выводов:

  1. Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. - все, что требуется от взрослого человека.

  2. Значит, для среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой. Такую среду создают олимпиады и конкурсы с одной стороны, и серьезные игры - с другой.

3. Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью подростка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.

И последнее, форма обучения -очная или дистанционная не должна сама по себе влиять на конечный результат.

© 2010-2022