Конспект урока по химии В чем опасность этилового спирта?

        Проиллюстрирую применение интерактивных образовательных технологий с применением ИКТ  на примере урока по теме: «В чем опасность этилового спирта?» (10 класс) В начале урока я провожу «Мозговой штурм», чтобы сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы. Также вначале урока использую прием «Ожидание», когда совместно с учащимися определяются дидактические цели урока. На доске высвечивается надпись “Ожидания”. Детям предлагаю после сообщения мной темы высказать свои о...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор Беляева Ольга Николаевна учитель биологии и химии ГБОУ гимназия 1274 г. Москва

Тема урока: «В чем опасность этилового спирта?»

Дидактическая цель: систематизировать знания учащихся, полученные при изучении класса спиртов.

Психологическая цель: создатьситуацию успеха и комфортный микроклимат для каждого обучающегося.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Воспитательные:

- Создать условия для развития коммуникативных навыков при работе в группах и в парах,опыта творческой деятельности, делового общения, способности к сотрудничеству,проводить рефлексию собственной деятельности.

- Создать условия для формирования чувства ответственности за выполненную работу, самокритичности, взаимопонимания, умения выступать перед аудиторией.

- Создать условия для развития у учащихся интереса к предмету, формирование научного мировоззрения и пропаганды здорового образа жизни. Формирование химической культуры.

Метапредметные:

- Создать условия для развития у учащихся коммуникативных уменийи навыков: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии; умения анализировать,сравнивать, делать выводы, классифицировать объекты и явления, вырабатывать совместное решение

- Создать условия для развития общеучебных умений и навыков (планирование ответа,логическое рассуждение, применение полученных знаний на практике).

- Создать условия длясамореализации личности: развития самостоятельности, умения преодолевать трудности в учении, навыки взаимо- и самоконтроля.

- Способствовать развитию и совершенствованию практических навыков работы в сети Интернет, составлению презентации PowerPoint.

Предметные:

- Организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, опираясь на ранее полученные знания; провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта.

- Углубить знания учащихся по теме: «Спирты», расширить знания учащихся о ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии его на организм человека; приобрести новые знания, способствующие расширению кругозора и развитию эрудиции.

- Создать условия для повышения познавательной активности и самостоятельности, учащихся в приобретении новых знаний и умений в ходе работы с сетью Интернет с компьютером.

Тип урока:урок обобщения и систематизации изученного материала сприменением ИКТ.

Форма урока: урок - проект

Место проведения:кабинет химии.

Применяемые методы:

информационно - иллюстративный,частично-поисковый,частично- исследовательский, проектный и репродуктивный

Формы работы:индивидуальная, парная и групповая, тестирование, лабораторная работа, самоконтроль, взаимоконтроль.

Средства обучения:

проверочные тесты;компьютер для презентации проектов, электронная база,слайд - презентация урока - подготовленная учителем,электронные проекты по спиртам подготовленные группами учеников.

Оборудование:Комплекс "Компьютер + проектор" для демонстрации озвученных видеофрагментов и компьютерной презентации к уроку, слайд-презентация учителя, презентации проектов учеников, лабораторная посуда и реактивы.

Применяемые технологии: компетентно-деятельная технология,информационная технология - программы MicrosoftPowerPoint. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. Урок построен на основе личностно-ориентированного подхода в условиях гуманизации обучения.

Планируемые результаты

Урок-проект в сочетании с ИКТ позволяет создать ситуацию успеха, комфортную обстановку в учебном процессе дает возможность, увидеть ученику свои сильные стороны, быть понятым. Личностно-ориентированный подход дает возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности, широко использовать нетрадиционные формы обучения.

Структура урока

Этап урока

% времени

Методическая цель

Применяемые методики

1 этап

Мотивация

5 %

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы

"Мозговой штурм"

2 этап

Оглашение темы и задач

5%

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока

Ожидание

Через эпиграф

3 этап

Получение необходимой информации

10%

Инструктаж учащихся для выполнения задания

Выполнение практической работы

Работа в группах

4 этап

Интерактивное задание

60%

Практическое усвоение материала

"Защита проекта"

Работа в малых группах

5 этап

Подведение итогов

20%

Обсуждение

с целью закрепления материала

"Неожиданное предложение"

Работа с тестами


План урока:

1.Мотивационный этап.

2. Совместная формулировка темы и целей урока.

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

- практическая работа

4. Операционно-исполнительский этап.

- защита проектов (презентации);

- физкультминутка « Гимнастика для глаз»;

- выполнение лабораторных опытов;

5. Оценочно-рефлексивный этап.

-самостоятельное выполнение теста, взаимопроверка.

- подведение итогов урока;

- выставление оценок, их аргументация.

6. Дифференцированное домашнее задание.

7. Рефлексия.










Ход урока.

Девиз урока: «Мощь и сила науки - во множестве фактов,

цель - в обобщении этого множества».

Д.И.Менделеев (слайд 1).

Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного. Ваша задача обобщить и систематизировать ранее изученный материал и полученный сегодня на уроке и применить его на практике.

1.Мотивационный этап.

Мы с вами изучили кислородосодержащие соединения, в том числе класс спиртов и альдегидов. Чтобы сформулировать тему нашего урока предлагаю ответить на вопросы.

Мозговой штурм: «Кто быстрей?»

С какими понятиями или явлениями у вас ассоциируются следующие слова или словосочетания:

1. Гидратация этилена - присоединение воды с образованием спирта

2. Глицерин - трехатомный спирт

3.Взаимодействие сахара и дрожжей - спиртовое брожение

4.Ацетатальдегид - уксусный альдегид

5. Этерификация - взаимодействие кислоты и спирта

6.Антифризы-незамерзающие жидкости - этиленгликоль

7. «Древесный спирт» - метиловый спирт

8.Сивушные масла - смесь высших одноатомных спиртов

9. Интоксикация - отравление

10. «Похититель рассудка» - алкоголь

11. «Спиритусвинни» или «дух вина» - этиловый спирт

2. Совместная формулировка темы и целей урока.

Знания о свойствах спиртов и альдегидов подводит нас к формулировке темы урока. На основе последних ответов мозгового штурма сформулируйте тему нашего урока. Тема урока: «В чем опасность этилового спирта?»(слайд 2).

Эпиграфом нашего урока, будут следующие слова:

«Вино губит телесное здоровье людей, губит ум, способности, губит благосостояние семей и, что сего ужаснее, губит душу людей и их потомство».
Л.Толстой(слайд 3).

К нашему эпиграфу мы еще вернемся в конце урока при подведении итогови обсудим актуальность этого высказывания на сегодняшний день.

На проекторе высвечивается надпись "Ожидания"(слайд 4). Детям предлагаю после сообщения мной темы высказать свои ожидания от заявленной темы, чтобы потом сформулировать дидактические цели урока. Учащиеся высказывают свои предложения по поводу того, что они хотят узнать, каким образом и для чего. Записываю на доске ожидания детей от урока и затем сообщаю им конкретные дидактические цели урока, говоря о том, что ученическое мнение, их желание тоже учтено при обозначении целей.

Цель урока: «Обобщить знания о свойствах спиртов; расширить знания о ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии его на организм человека; провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта»( слайд 5).

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

Прежде чем перейти к изучению нового материала предлагаю выполнить практическую работу. Ученики заранее поделились на четыре группы. Каждая группа выполнит свой эксперимент согласно инструкционным картам и ответит на поставленный вопрос. После выполнения работы все группы сообщат о результатах своего исследования.

Практическая работа: «Свойства этилового спирта»

  1. Растворимость спиртов в воде. Объясните почему выданные спирты по разному растворяются в воде?

  2. Отношение спиртов к индикаторам.Почему не происходит изменение окраски индикатора?

  3. Окисление первичных спиртов оксидом меди. Какой продукт образуется приокисление первичных спиртов?

  4. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди.Как отличить многоатомные спирты от одноатомных? (слайд 6).


  1. Операционно-исполнительский этап.



  1. Переходим к изучению новой темы: «В чем опасность этилового спирта?»(слайд 7).

Многие из вас подготовили проекты о влиянии этилового спирта на различные органы человека. Прослушав все выступления, мы попробуем установить причины и последствия отрицательного действия этанола на организм человека.

Презентации - проектов учеников:

«Влияние этилового спирта на мозг».

«Влияние этилового спирта на сердце».

«Влияние этилового спирта на желудок».

«Влияние этилового спирта на почки».

«Влияние этилового спирта на печень»( слайд 8).

Физкультминутка « Гимнастика для глаз». Проводим небольшую физкультминутку для снятия напряжения глаз.

Химический эксперимент: «Влияние этанола на молекулы белков»(слайд 9).

Сейчас вы, работая в парах, проделаете химический эксперимент: «Влияние этанола на молекулы белков» и определите причины этого явления. У вас на столах 3 пробирки: одна со спиртом, вторая с яичным белком, третья с сырым мясом. Каждая пара, на основе проделанной работы, установит связь со схемой: «Патологические изменения, вызванные разрушающим действием этилового спирта»и сообщит о результатах своего исследования (слайд 10).

Вывод - комментарий по химическому исследованию всех групп

(слайд 11).

Опытным путем вы убедились, что спирт оказывает токсическое действие на все органы и ткани(12- 13).

  1. Рефлексионно - оценочный этап

Используя новый материал, выполните тестовое задание, каждый индивидуально.

После окончания выполнения теста проверьте сами и передайте проверить соседу по парте. Проверяем правильность выполнения тестового задания.(слайд14) Поставьте оценку, согласно критерию: 3 задания - два; 5 заданий - три; 7 заданий - четыре; 9 заданий - пять. (слайд 15).

А теперь подумайте и задайте один вопрос, который остался неясным.

Вопрос: «Почему спирт оказывает такое негативное влияние на организм человека?». Токсическое действие этанол проявляет за счет образования промежуточных продуктов распада (слайд 16).

Подведение итогов урока.

  1. Над какой темой мы сегодня работали?

  2. Что нового мы узнали об этиловом спирте?

  3. Решили ли мы проблему токсичности этанола?

  4. К каким выводам пришли?

Вернемся еще раз к нашему эпиграфу: «Вино губит телесное здоровье людей, губит ум, способности, губит благосостояние семей и, что сего ужаснее, губит душу людей и их потомство». Л.Толстой(слайд 17).

Как вы считаете,актуальны ли на сегодняшний день слова Л.Толстова?

Оценки за работу на уроке.

Каждый учащийся выполнит рефлексивный тест. Оценки выставляю за работу на уроке, подготовку презентаций и за выполнение теста.

6. Домашнее задание.

1.Повторить раздел «Спирты, альдегиды и карбоновые кислоты».

2.Придумать антирекламу алкогольной продукции.

3.Подготовиться к контрольной работе по теме: «Кислородосодержащие органические соединения»(слайд 18).

Урок хочется закончить стихотворением.(слайд 19) .Спасибо всем за урок (слайд 20).

© 2010-2022