- Преподавателю
- Химия
- Программа элективного курса Химия и сельское хозяйство
Программа элективного курса Химия и сельское хозяйство
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аладьина В.В. |
Дата | 11.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Согласовано Утверждаю
Руководитель МО Директор школы
МБОУ ООШ с.Березняговка
Программа элективного курса
Программу разработала учитель химии и экологии МБОУ ООШ с.Березняговка
Аладьина В.В.
Б Е Р Е З Н Я Г О В К А
Элективный курс «Химия и сельское хозяйство»
Пояснительная записка
Курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ, а также гимназий и лицеев нехимического профиля.
Курс рассчитан на 17 часов. Предпочтительное календарное время - второе полугодие. Учащиеся к тому времени изучат большую часть курса химии 2-го года обучения.
Содержание данного курса не представлено в базовом курсе химии, некоторые понятия вскользь упоминаются в разделах «Кислород», «Вода», «Химия элементов-неметаллов» и т. д.
Учебный и вспомогательный материалы - лекции учителя, дидактический материал, сборники задач, справочная литература, фонд кабинета химии.
Через систему занятий в форме лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ и экскурсий возможно наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки, учитывая интересы, склонности учащихся, Эти формы работы призваны помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля, дать возможность проявить себя, добиться успеха в выборе будущей профессии.
Предпочтительные виды деятельности учащихся - самостоятельная исследовательская работа, создание проектов и реферативные работы.
Большую часть курса учащиеся работают самостоятельно. Возможность проявления инициативы состоит в выборе тем для исследовательской деятельности, создании проектов и написании реферативных работ.
Критериями, позволяющими педагогу и ученику оценить успехи в изучении данного курса, являются различные тесты, носящие контролирующий характер, степень активности на занятиях - участие в семинарах, а также накопительная система оценки знаний.
Динамика интереса к изучаемому курсу фиксируется учителем методом анкетирования и тестирования.
Изучение элективного курса завершается для учащихся зачетом. Итоговая форма отчетности - реферативная работа или проект по выбору учащихся.
Цели элективного курса:
-
Через активные формы организации деятельности учащихся вызвать интерес к изменениям природы и социума в результате воздействия химических веществ на окружающую среду.
-
Помочь на основе личного опыта учащихся сформировать представление о характере профессионального труда в сфере сельского хозяйства.
-
Выявить возможности посильного участия учащихся в охране природы; способствовать формированию активной жизненной позиции в природоохранных вопросах.
Задачи элективного курса:
-
Выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта, способствование сознательному выбору трудового пути и создание основы последующей профессиональной подготовки
-
Осуществление развития определенного образа мышления на основе решения задач с производственным сельскохозяйственным содержанием
-
Формирование практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами как средства расширения политехнического кругозора.
-
Оказание посильной помощи в принятии адекватного решения о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии, связанной с с/х.
Межпредметные связи:
-
экология,
-
биология,
-
география,
-
ресурсосбережение,
-
почвоведение,
-
растениеводство
Структура курса:
-
Теоретический блок (лекции, семинары) - 8 час.
-
Экспериментальный блок (лабораторный практикум) - 4 час.
-
Блок решения расчетных задач с сельскохозяйственным производственным и экологическим содержанием - 2 час.
-
Творческая мастерская (защита проектов и рефератов) - 2 час.
-
Аналитический блок (анализ деятельности, профильное анкетирование и тестирование) - 1 час.
Программа теоретического блока
№ п/п
Название темы
Количество часов
1.
Значение химии для сельского хозяйства
Лекция - 1 час
2.
Почва - главное богатство страны
Лекция - 1 час
Семинар - 1 час
3.
Химия природных вод
Лекция - 1 час
Семинар - 1 час
4.
Металлы и сельское хозяйство
Лекция - 1 час
5.
Сущность и направления охраны окружающей среды
Лекция - 1 час
Семинар - 1 час
Темы практических работ:
-
Техника безопасности при работе в лаборатории - 1 час
-
Определение временной и общей жесткости воды. Устранение жесткости воды - 1 час.
-
Очистка загрязненной воды - 1 час.
-
Определение содержания тяжелых металлов в снеге и почве - 1 час.
Темы рефератов для учащихся:
-
Природоохранная деятельность сельхозпредприятий.
-
Здоровье воды - здоровье человека.
-
Тяжелые металлы и проблема металлизации литосферы.
-
Ядохимикаты: можно ли обойтись без них?
-
Влияние кислотных дождей на природу.
-
Минеральные удобрения - добро или зло?
-
Все ли мы знаем о ПАВ?
Формы проектов учащихся:
-
Изготовление моделей природоохранных объектов в сельской местности
-
Съемки сюжетов об экологии села.
-
Защита полученной из Интернета информации о современных сельскохозяйственных технологиях.
-
Компьютерное моделирование и презентация личных предложений по защите окружающей среды от воздействий химических веществ.
Литература:
-
Аликберова Л. Ю., Хабарова Е.И. Сведения об экологии в химических задачах. Химия в школе. - 2000 №6
-
Грамм-Осипова В.Н., Арефьева О.Д. Расчетные задачи с экологическим содержанием. Химия в школе. - 2000 №7
-
Кузнецов В.В. Химические основы экологического материала Соросовский образовательный журнал. - 1999 №1
-
Миткова М., Сиволоб Е.Н., Альбрехтсен К. Ресурсосбережение. Учебное пособие. - СПб: Салит-Медкнига, 2003
-
Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000
-
Турлакова Е.В. Определение показателей качества воды. Химия в школе. - 2001 №7
5