• Преподавателю
  • Химия
  • Методическая разработка обобщающего урока - игры по теме Основные классы неорганических соединений (8 класс)

Методическая разработка обобщающего урока - игры по теме Основные классы неорганических соединений (8 класс)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока химии в 8 классе

«Оксиды.Кислоты. Основания. Соли»

Урок: «Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

Описание материала. Предложенный материал - обобщающий урок в 8 классе по теме «Основные классы неорганических соединений». Урок в интересной форме - игра - квест с применением здоровьесберегающих технологий.

ТЕМА: Обобщение знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

Цель урока: Закрепить у учащихся знания об основных классах неорганических соединений: оксидах, кислотах, основаниях и солях.
Задачи урока:

-обобщить сведения об основных классах неорганических соединений, и их свойствах;
-закрепить умения записывать уравнений реакций, характеризующие химические свойства изученных классов веществ;
-продолжить формирование умений работы с химическим оборудованием, химическими реактивами.

-воспитывать любовь к предмету.

Тип урока: урок обобщения знаний формирование практических умений и навыков.

Форма проведения: элементы игры - квест.

Оборудование: ПК, мультимедийная презентация к уроку, карточки с заданиями для игры квест, жетоны, таблица, разноцветные кружочки

Ход урока

І. Организационный момент. Заполнение поляны настроения

Учитель: Добрый день. Наши чувства и эмоции такие же разноцветные, как и весь окружающий мир. Психическое и эмоциональное состояние человека можно определить на основании цветовых привязанностей и общепринятых соотношений «цвет - настроение». Яркие жизнерадостные оттенки свидетельствуют о хорошем эмоциональном состоянии ребенка, уверенность и удовлетворении своим положением. Темные тона могут свидетельствовать о неуверенности в себе.

Давайте, ребята, определим, ваше эмоциональное состояние на начало урока. Для этого каждый из вас выберет кружок того цвета, который на ваш взгляд, соответствует вашему настроению Кружок закрепите на поляне.

Посмотрите, какая прекрасная поляна у нас получилась.

ІІ. Оглашение темы, целей и задач урока

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня я приглашаю вас на урок - квест. На уроке мы повторим физические, химические свойства, классификацию, определения и нахождение в природе четырех классов неорганических соединений: оксидов, кислот, оснований и солей.

Сегодня мы будем работать в парах, командах, сформируем навыки эффективного общения, совместной деятельности и сотрудничества. Сегодня каждый из вас почувствует, что означает быть членом одной команды.

  1. Учитель. Давайте, ребята, вспомним, что означает слово квест?

(Ребята вспоминают, что означает квест)

Квест (от английского gvest - поиск приключений) - это игра на испытание эрудированности, начитанности и умение работать в одной команде

  1. Учитель: Правила игры - квест (коротко проектируются на доске) вы знаете, но я напомню вам еще раз. Все участники квеста делятся на 4 команды.

  1. Вы все - сплоченная, дружная команда. Вам необходимо доказать, что вы умнее, сообразительные, эрудированные в вопросах, касающихся свойств, классификации, получения и применения основных классов неорганических соединений.

  2. Все участники должны брать активное участие в игре.

  3. Игра делится на три этапа:

  • Теоретический (индивидуальная работа)

  • Практический (работа в малых группах(по два человека)

  • Творческий (работа в группах)

  1. На прохождение каждого этапа - до 10 минут.

  2. На І этапе каждый участник выбирает карточку, где есть задания с вариантами ответов. Участник внимательно читает вопрос и выбирает правильный ответ. Если все участники дадут, правильны ответы образуется первый теоретический круг желтого цвета.

  3. На ІІ этапе класс работает в малых группах( в каждой команде по 6 человек, поэтому получится по три пары). Пара берет задание с практическим заданием, которое не обходимо выполнить в тетрадях и записать на доске. Если ответы будут правильными, образуется второй практический круг голубого цвета

  4. На ІІІ этапе класс работает в группах. Если участники справятся с этим заданием, образуется третий творческий круг красного цвета.

  5. Игра командная, но каждый набирает свои баллы. За каждый правильный ответ вы получаете квест - жетоны, которые соответствуют 1, 2 и 3 баллам.

  6. Если участник не дал ответа на вопрос, любой из участников команды может дать правильный ответ и получить квест - жетон.

Правила игры вспомнили? Начинаем игру.

І этап - Теоретический.

Класс заранее разделен на 4 команды: «Оксиды», «Кислоты», «Основания» и «Соли».

  • Подходите, пожалуйста, к столу и получайте карточки с вопросами и вариантами ответов. (Приложение 1)

(Проводится игра. Дети, ответив на вопрос, вешают на круг кружки желтого цвета и получают квест - жетон)

Учитель: Вот мы с вами и образовали первый теоретический круг желтого цвета. В первом туре нашего квеста мы с вами вспомнили физические свойства, определения, классификацию, нахождение в природе различных веществ.

А сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть формулы веществ, а вы определяете класс веществ и соответствующая команда поднимается. NaOH, KCL, CO, HCL, SO2, Mg(OH)2, H3PO4, Na2SO4,CuS, P2O5, AL(OH)3, H2CO3

Учитель: переходим ко второму этапу

ІІ этап - Практический

Учитель. Работаем в парах. Сейчас вы получаете задания, выполняете их в тетради, а потом на доске.

Правильно ответив на вопросы практического характера, вы сможете образовать второй практический круг голубого цвета.

(Учащиеся выполняют задания, комментируют их выполнение у доски и получают за правильный ответ квест - жетон)

1 Задание: "Почта"

Ребята вы сейчас побудете в роли почтальонов. Вам надо доставить письма по адресам

Na2O, NaOH, H2CO3, Mg(OH) 2 , BaSO4, SO2, HСI, АI(OH)3, KNO3, MgO, H3PO4, Na2S, Li2SO4, AI2O3, Ca(OH)2, HNO3.

Проверим, как вы справились с этим заданием. Те пары, которые быстрее других справились с этим заданием выходят к доске и записывают

формулы веществ, которые относятся к четырем разным классам веществ: к классу Кислоты, к классу Оснований, к классу Оксиды, и к классу Соли. (Учащиеся называют вещества, за правильный ответ получают квест - жетон)

Теперь мы проверим, как вы умеете составлять формулы по названиям. Каждая пара выходит к школьной доске( на которой заранее изображена «Доска почета») и составляет по две формулы веществ из своего столбика.

2 Задание: "Доска Почета"

В нашем Московском районе есть «Доска почета», которая находится на площади Героев. На ней размещают фотографии отличившихся жителей нашего района, но фотографии оказались испорчены, на доске остались одни названия. Вам надо восстановить фото, путем написания формул.


Оксид кальция

Азотная кислота

Гидроксид меди(II)

Хлорид магния

Гидроксид натрия

Сульфат калия

Углекислый газ

Соляная кислота

Оксид азота (V)

Гидроксид хрома (III)

Угольная кислота

Оксид железа (III)

Мел

Оксид лития

Карбонат магния

Гидроксид бария


Сероводородная кислота

Угарный газ

Оксид кальция

Силикат цинка


Сульфид натрия

Оксид серы(VI)

Хлорид алюминия

Поваренная соль

(Учащиеся вписывают формулы веществ и называют вещества, за правильный ответ получают квест - жетон)

Соответствие движению Эта игра используется, чтобы внести в процесс обучения оживление и разрядку, которая способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов. Учитель договаривается с учащимися, что, если он называет, например, кислоту, они поднимают правую руку, оксид - левую руку, основание - дотрагиваются до носа, соль - берутся за правое ухо. Игра проходит весело и оживленно, учащиеся быстро запоминают необходимые химические соединения, учатся воспринимать информацию на слух.

3 Задание. Осуществить превращения(дифференцированное задание)(ребята сами выбирают какое задание они будут выполнять). Условие конкурса ( за цепочку под буквой а ребята получают, если все написано правильно 1 квест -жетон, за б 2 квест жетона )

1 пара

а)Na2O→NaOH→Cu(OH)2 →CuO→CuSO4; б)P→ x→H3PO4→ Na3PO4→ Ag3PO4.
2 пара

Ca→СаО→Са (ОН)2 →СаСI2 →СаSO4; б) S→SO2 → SO3 →х→ CaSO4

3 пара

а)С→ СО2 → СаСОз → СаО → Са (ОН)2 ; б) Al→х→AlCl3→Al(OH)3→Al2(SO4)3

4 пара

Ва →ВаО → Ва(ОН) 2 →ВаСІ2 → ВаSO4; б)N2O5→HNO3→ AL(NO3)3 → x→AL2O3

5 пара

Li→Li2O→LiOH→LiNO3→Li3PO4; б) Cu→ CuO→х→ Cu(OH)2→ CuSO4

(Учащиеся осуществляют превращение , за правильный ответ получают квест - жетоны и кружок голубого цвета, который закрепляют на круге)

Учитель. Вот мы и образовали второй круг нашей игры, круг голубого цвета.

А сейчас мы с вами выполним упражнение для глаз.

Упражнение для глаз -

Потрите ладони рук, чтобы появилось тепло. Сделайте ладони «домиком» и положите их на поверхность глаз, чтобы не проходил свет, но, не дотрагиваясь их. Расслабьтесь и представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Вы ощущаете, как нежно светит солнце, и морские волны приятно плещутся у ваших ног.… Поморгайте глазами под ладонями и откройте их. Заметили ли вы, что цвета стали ярче, зрение улучшилось.

ІІІ этап - Творческий

Учитель. В третьем туре вы будете работать в группах - командах, по 6 человек.

Дома вам необходимо было сделать рекламу классу неорганических соединений. Команда «Оксиды» рекламирует класс Оксиды, команда «Основания» -Основания, Команда «Кислоты» рекламирует класс Кислоты, Команда «Соли» рекламирует класс Соли и подкрепляют свою рекламу коллажем.

Выполнив задание ІІІ этапа, каждый участник получает квест - жетон, стоимостью в три балла и помещает кружок красного цвета на третий - творческий круг. Если все члены команды будут активно работать, образуется третий творческий круг нашей игры красного цвета.

ІV. Подведение итогов

V. Домашнее задание

1.Подготовиться к контрольной работе.

VІ. Определение эмоционального настроения.

Обратимся к нашей поляне, на которой вы оставили кружки разного цвета на начало урока. Скажите, не испортили ли вам настроение оценки, которые вы получили сегодня на уроке.

VІІ. Рефлексия.

Ребята получают от учителя разноцветные кружочки и при выходе из класса наклеивают их на лесенку, в которой указаны разные представления об уроке.

Приложение 1

Вопросы теоретического этапа игры - квест.

1.Соли - это

а) сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

в) сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы ОН

2.Основания - это

а) сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

в) сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы ОН

3. Кислоты - это

а) сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

в) сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы ОН

4. Оксиды - это

а) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы ОН

в) сложные вещества, состоящие из двух химических элементов один из которых кислород со степенью окисления -2

5.Как классифицируются основания:

а) щелочи и нерастворимые основания

б) кислородосодержащие и бескислородосодержащие

в) одноосновные и растворимые в воде основания

6.Как классифицируются соли:

а) щелочи и нерастворимые основания

б) кислородосодержащие и бескислородосодержащие

в) средние, кислые, основные

7. Как классифицируются оксиды:

а) солеобразующие и несолеобразующие

б) основные и неосновные

в) солеобразующие и некислотные

8. Как классифицируются кислоты

а) одноосновные и нерастворимые

б) растворимые и нерастворимые

в) малорастворимые и сильные

9. Формула гидроксида лития

а) Li 2SO 4
б) Li 2О,
в) LiОН,
г) НNО3.

10. КNO3 - это

а) азотная кислота,
б) оксид азота,
в) гидроксид азота,
г) калий нитрат

11. Формула сульфата натрия

а) Na 2SO 4 ,
б) Na 2S
в)Na 2SO 3,

12. Карбонат кальция - это

а) основание,
б) оксид,
в) кислота,
г) соль.

13. ВаО - это

а) оксид бериллия,
б) гидроксид бериллия,
в) гидроксид бария,
г) оксид бария

14. Формула гидрокарбоната натрия

а) КСI,
б) Na НСO 3 ,
в) Na 2СO 3 ,
г) Na 2SO 4 ,

15. H3 PO4 - это

а) фосфат калия

б) оксид фосфора

в) гидрофосфат калия

г) ортофосфорная кислота

16. Оксид хлора (VII) - это

а) CL2O

б) CL2O7

в) CL2O3

г) CLO2

17. Соль хлорида серебра растворима

а) да
б) нет

в) малорастворимая

13. Выберите формулу кислоты

а) К2СO 3 ,
б) КОН,
в) К 2О,
г) НСI

14. Гидроксид алюминия - это:

а) основания,
б) оксид,
в) кислота,
г) соль.

15. Самый распространенный класс неорганических веществ в природе

а) соли

б) кислоты

в) основания

г) оксиды

16.Соли

а) тугоплавкие кристаллические вещества

б) жидкости

в) газообразные вещества

17.Твердые вещества, растворимые и нерастворимые в воде

а) соли и основания

б) кислоты и основания

в) оксиды и соли

© 2010-2022