Реакции ионного обмена в растворах

Эксперемент-самая душевная для меня тема. Была бы моя воля  я бы 70% отдала эксперементу и чуть-чуть теории. Ведь химия это- эксперементальная наука с истоков древности. Этот  урок- практика, очень "мобильный" урок. Хочешь как урок нового материала,- закрепления в 9классе, можно и в 11 классе ,как повторение темы" Реакции ионного обмена".Здесь, на примере задачи по очистке сточных вод, можно рассмотреть экологическую проблему. Проблему чистой воды. Очень актуальной в наше время.Я привожу пример ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Реакции ионного обмена»

Цели урока:

*Закрепить понятия ионных реакций, умение составлять общие и ионные уравнения, познакомить с применением ионных реакций в аналитических целях.

*Развить навыки наблюдения, умения выделять главное, сравнивать изучаемые факты, делать выводы.

*Способствовать дальнейшему научному развитию научного мировоззрения на основе взаимосвязи свойств и строения.

Оборудование:

Таблицы: «Растворимость в воде кислот, солей, оснований», «Качественные реакции на ионы».

растворы солей CuSO4., Na2SO4, NaCL, BaCL2, Ba(NO3)2., растворы соляной и серной кислот, щелочей , пробирки.

Опыт 1.

На столах: Растворы хлорида бария, сульфата натрия, штатив с пробирками -1шт.

Опыт 2.

На столах: раствор серной кислоты (1:5), раствор нитрата бария, штатив с пробирками 1шт.

Опыт 3.

На столах: растворы карбоната натрия, соляной кислоты (1:2),штатив с пробирками -1шт.

Опыт 4.

На столах: растворы фенолфталеина, гидроксида натрия, серной кислоты (1:5), штатив с пробирками -1шт.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Проверка домашнего задания: 18 упр5,6 стр.74





2. Новый материал

Тема урока : «РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА»

Реакции, протекающие между ионами, называются реакциями ионного обмена.

Реакции ионного обмена в водных растворах могут протекать обратимо и необратимо.

.?.Приведите пример обратимой реакции.

-Учащиеся приводят пример обратимой реакции- гидролиза.

Необратимо или до конца, реакции протекают в том случае, если в результате образуются нерастворимые, газообразные или малодиссоциирующие вещества.

Рассмотрим протекание необратимых реакций ионного обмена с точки зрения теории электролитической диссоциации.

1 случай - реакцию идущую с образованием нерастворимого вещества.

Рассмотрим реакцию, протекающую при сливании раствора хлорида бария и сульфата натрия.

Опыт 1.

В пробирку налейте 5мл раствора хлорида бария и добавьте 2-3 капли сульфата натрия.

Что наблюдаете?

Запишите уравнения химической реакции.

Учащиеся отмечают выпадение белого осадка

BaCI2 + Na2SO 4 = Ba SО4 + 2NaCI (молекулярное уравнение)

Ba 2- + 2CI- + 2Na+ + SO24- = BaSO4 + 2Na+ + 2CI - (полное ионное

уравнение)

Ba2+ + SO42- = BaSO4 (сокращенное ионное уравнение)

Сокращенное ионное уравнение выражает сущность химической реакции .

Сокращенное ионное уравнение показывает, что в результате этой реакции из ионов, входящих в состав сильных электролитов, образовались молекулы неэлектролита.

Это реакция необратимая, т.к. выделившийся осадок покинул сферу реакции.

А теперь рассмотрим реакцию протекающую при сливании растворов нитрата бария и серной кислоты.

Опыт 2.

В пробирку налейте 5мл раствора нитрата бария и добавьте 2-3 капли серной кислоты (1:5)

Что наблюдаете?

Запишите уравнение химической реакции,

Учащиеся отмечают выпадение белого осадка.

Ученик у доски записывает уравнение химической реакции.

Ba(NO3 )2 + H2 SO4 = BaSO 4 + 2HNO3

Ba2+ + 2NO- + 2H+ + SO42- = BaSO4 + 2H+ +2NO3-

Ba 2+ + SO42- = BaSO4

Реакция свелась к взаимодействию ионов бария и сульфат ионов, в результате которого образовалось вещество BaSO4 - неэлектролит.

При этом неважно, в состав каких веществ входили эти ионы до их взаимодействия.

Можно взять любые растворимые соли бария и любой раствор содержащий сульфат ион - SO42- .

2- случай, когда в результате реакции обмена образуется газообразное вещество.

Проведем реакцию между растворами карбоната натрия и соляной кислотой.

Учащиеся отмечают бурное выделение газообразного вещества, газа без цвета, запаха.

CO2

Na2 CO3 +2HCI = 2NaCI + H2 CO3

H 2O

2Na+ + CO 32- + 2H+ + 2CI- = 2Na+ + 2CI- + CO 2 + H 2O

CO32- + 2H+ = CO2 + H 2O

Сокращенное ионное уравнение показывает, что в результате этой реакции из ионов, входящих в состав сильных электролитов, образовались молекулы неэлектролита.

И в данном случае при взаимодействии любой растворимой карбонатной соли и раствора любой кислоты будет образовываться газообразное вещество -углекислый газ.

Реакция необратимая т.к. продукт реакции углекислый газ уходит из сферы реакции.

Рассмотрим последний 3 случай, когда образуется в результате ионного обмена малодиссоциирующее вещество.

Проведем реакцию между раствором гидроксида натрия и серной кислотой.

Опыт 4.

В пробирку налейте 5мл раствора гидроксида натрия и добавьте каплю фенолфталеина.

Нейтрализуйте щелочь приливанием раствора серной кислоты (1:5).

Что наблюдаете?

Запишите уравнения химической реакции.

Учащиеся отмечают окрашивание раствора щелочи в малиновый цвет при добавлении фенолфталеина, после нейтрализации раствором кислоты - обесцвечивание.

Ученик у доски записывает уравнение химической реакции.

2NaOH + H2 SO4 = Na2 SO 4 + 2H2 O

2Na+ +2OH- + 2H ++ SO42- = 2Na+ + SO42- + 2 H2 O

2OH- + 2H+ = 2H2O | : 2

ОН - + Н + = Н2 О

Эта реакция также сводится к образованию из ионов сильных электролитов молекул слабого электролита - воды.

Реакция необратима, т.к. образуется малодиссоциирующее вещество -вода.

Таким образом, можно вывести общее правило.

Реакции в растворах электролитов протекают необратимо, если происходит взаимодействие ионов сильных электролитов с образованием слабого электролита (неэлектролита).

Реакции ионного обмена имеют большое практическое значение.

В качественном химическом анализе для обнаружения ионов

используются аналитические (качественные) реакции, сопровождающиеся видимым эффектом: выпадение или растворением осадка, образованием или изменением окраски, выделением газов, которые лежат в основе Аналитической химии.

Аналитическая химия - наука о методах определения состава вещества.

Аналитические реакции лежат в основе решения многих экологических проблем.

Решить одну из экологических проблем - очистки сточных вод - позволяют аналитические реакции.


  1. .Закрепление знаний, умений, навыков

Давайте и мы попробуем решить одну из таких задач.

ЗАДАЧА

В сточных водах аккумуляторного цеха содержится губительное для живых организмов количество ионов свинца, меди, железа.

Предложите метод очистки этой воды от указанных ионов.


  1. .Домашнее задание


  • 17 , с 68

  • У.3 с 74







Опыт 1.

В пробирку налейте 5мл раствора хлорида бария и добавьте 2-3 капли сульфата натрия.

Что наблюдаете?

Запишите уравнения химической реакции.

Опыт 2.

В пробирку налейте 5мл раствора нитрата бария и добавьте 2-3 капли серной кислоты (1:5)

Что наблюдаете?

Запишите уравнение химической реакции,

Опыт 3.

В пробирку налейте 5мл раствора карбоната натрия и добавьте 2-3 капли раствора соляной кислоты (1:2).

Что наблюдаете?

Запишите уравнение реакции.

Опыт 4.

В пробирку налейте 5мл раствора гидроксида натрия и добавьте каплю фенолфталеина.

Нейтрализуйте щелочь приливанием раствора серной кислоты (1:5).

Что наблюдаете?

Запишите уравнения химической реакции.

Опыт 1.

В пробирку налейте 5мл раствора хлорида бария и добавьте 2-3 капли сульфата натрия.

Что наблюдаете?

Запишите уравнения химической реакции.

Опыт 2.

В пробирку налейте 5мл раствора нитрата бария и добавьте 2-3 капли серной кислоты (1:5)

Что наблюдаете?

Запишите уравнение химической реакции,

Опыт 3.

В пробирку налейте 5мл раствора карбоната натрия и добавьте 2-3 капли раствора соляной кислоты (1:2).

Что наблюдаете?

Запишите уравнение реакции.

Опыт 4.

В пробирку налейте 5мл раствора гидроксида натрия и добавьте каплю фенолфталеина.

Нейтрализуйте щелочь приливанием раствора серной кислоты (1:5).

Что наблюдаете?

Запишите уравнения химической реакции.

Опыт 1.

В пробирку налейте 5мл раствора хлорида бария и добавьте 2-3 капли сульфата натрия.

Что наблюдаете?

Запишите уравнения химической реакции.

Опыт 2.

В пробирку налейте 5мл раствора нитрата бария и добавьте 2-3 капли серной кислоты (1:5)

Что наблюдаете?

Запишите уравнение химической реакции,

Опыт 3.

В пробирку налейте 5мл раствора карбоната натрия и добавьте 2-3 капли раствора соляной кислоты (1:2).

Что наблюдаете?

Запишите уравнение реакции.

Опыт 4.

В пробирку налейте 5мл раствора гидроксида натрия и добавьте каплю фенолфталеина.

Нейтрализуйте щелочь приливанием раствора серной кислоты (1:5).

Что наблюдаете?

Запишите уравнения химической реакции.

Опыт 1.

В пробирку налейте 5мл раствора хлорида бария и добавьте 2-3 капли сульфата натрия.

Что наблюдаете?

Запишите уравнения химической реакции.

Опыт 2.

В пробирку налейте 5мл раствора нитрата бария и добавьте 2-3 капли серной кислоты (1:5)

Что наблюдаете?

Запишите уравнение химической реакции,

Опыт 3.

В пробирку налейте 5мл раствора карбоната натрия и добавьте 2-3 капли раствора соляной кислоты (1:2).

Что наблюдаете?

Запишите уравнение реакции.

Опыт 4.

В пробирку налейте 5мл раствора гидроксида натрия и добавьте каплю фенолфталеина.

Нейтрализуйте щелочь приливанием раствора серной кислоты (1:5).

Что наблюдаете?

Запишите уравнения химической реакции.


NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2 SO4

SiO2

KOH

K2 SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4




NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

NaCI

AI(OH)3

H2 S

CO2

KBr

H2SO4

SiO2

KOH

K2SO4

«великий русский химик»


К 175-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА

В простых и сложных веществах

Все элементы изучались.

Их сочетания в телах

Веками лишь распознавались.

В разнообразиях они

Черты подобий проявляли.

И люди не одной страны

Меж ними сходство всё искали.

Никто, однако, не открыл

Того, что обнаружил гений!

Провиден мир весь поразил.

Проникнув в сущность изменений.

Закон периодов нашёл

Наш русский химик Менделеев,

Чем, безусловно, превзошёл

Он всей науки корифеев.

Своей системой показал

В различье элементов - сходства.

И этим миру доказал

Науки русской превосходство!


С Щипачёв. Менделееву посвящает


© 2010-2022