- Преподавателю
- Химия
- Разработка урока по химии на тему: Состав оснований, свойства и их классификация. (8 класс)
Разработка урока по химии на тему: Состав оснований, свойства и их классификация. (8 класс)
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сарыглар С.М. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - конспект урока №
Дата:
Тема урока: «Состав оснований, свойства и классификация».
Тип урока: комбинированный
Цели:
Образовательная: Создать условия для усвоения учащимися понятия «основания», их состава и классификации, рассмотреть названия оснований.
Развивающая: Способствовать развитию у школьников интереса к химической науке, развивать умения выделять главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь, внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.
Воспитательная: Воспитывать умение работать в атмосфере поиска, творчества, прививать чувство ответственности за выполненную работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, мультимедийный проектор, презентация, учебник, образцы веществ ( гидроксид натрия, гидроксид калия, гидроксид кальция), оборудование для опытов ( штативы, пробирки, химические стаканы, стеклянные палочки, раствор сульфата меди, раствор гидроксида натрия, индикаторы).
Ход урока
-
Организационный момент. Проверка домашнего задания (2 мин).
-
Актуализация знаний учащихся (5 мин)
А) Игра «Умницы и умники». Передо мной сидят красивые и умные молодые люди. А кто умнее, мальчики или девочки? Сейчас проверим. Вызываются самая умная девочка и самый умный мальчик в классе. (индивидуальная работа 2-х учеников на доске).
Мальчик: Основные оксиды: СаО - оксид кальция, K2O - оксид калия, CuO - оксид меди (II), ВаО - оксид бария, Li2O - оксид лития, CrO - оксид хрома (II).
Девочка: Кислотные оксиды: SiO2 - оксид кремния (IV), СО2 - оксид углерода (IV), NO2 - оксид азота (IV), SO3 - оксид серы (VI), P2O5 - оксид фосфора (V), Mn2O7 - оксид марганца (VII).
Б) Фронтальный опрос.
Учитель: А пока умники состязаются, я задам несколько вопросов классу по пройденным темам.
- Какими основными классами неорганических соединений мы познакомились на предыдущих уроках? (оксиды, основания, кислоты, соли).
- Какие вещества называются оксидами? (Оксиды - это сложные вещества, состоящие из 2-х элементов, одним из которых является кислород).
- В каких агрегатных состояниях при н.у. встречаются оксиды? Приведите примеры (твердые, жидкие, газообразные; например СаО - твердое вещество, SO3 - бесцветная жидкость, CO2 - бесцветный газ).
-На какие группы делятся оксиды? (Оксиды бывают основные, амфотерные, кислотные).
-Какие оксиды называются кислотными? Какие вещества им соответствуют? (Оксиды неметаллов и металлов с валентностью свыше 4-х называются кислотными оксидами. Кислотным оксидам соответствуют кислоты).
-Какие оксиды называются основными? Какие вещества им соответствуют? (Оксиды металлов, валентность которых равна I и II, называются основными. Основным оксидам соответствуют основания.
Вывод по игре «Умницы и умники»: Давайте посмотрим, кто же победил в состязании «Умницы и умники» (исправление ошибок, коррекция знаний).
III. Изучение нового материала(15 мин).
Учитель: Сегодня мы будем говорить об очень важном классе химических соединений, который состоит не из 2-х химических элементов, а из 3-х. Что же это за вещества? Попробуйте отгадать загадку (слайд 1).
Дом без них ты не построишь,
И одежду не отмоешь,
Нет на даче их - Ой! Ай!
Погибает урожай!
Не заводится машина,
Чаю даже не попьешь!
Что ж за вещества такие?
Может, ты их назовешь?
Предположительный ответ учащихся: Основания.
Вы правильно определили тему нашего урока. Я хочу её немного конкретизировать. Посмотрите на слайд и запишите в тетрадь тему урока: «Состав оснований, свойства и классификация» (слайд 2).
А. Состав оснований (слайд 3).
Учитель: Перед вами формулы нескольких оснований: KOH, Ca(OH)2, Ва(ОН)2, Fe(OH)3, Cr(OH)3. В столбик запишите их в тетрадь.
-Что общего между этими веществами? Найдите три сходства. ( есть группа -ОН, все они состоят из 3-х элементов, содержат металлы).
-Дадим определение данному классу веществ. Возьмите свои учебники, откройте стр. 81 пар. 31 и найдите точное определение оснований. Выпишите его в тетрадь (словарная работа). Прочитайте определение еще раз.
ОСНОВАНИЯ - это сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими группами атомов ОН (слайд 4).
Б. Номенклатура оснований.
Учитель: Чтобы составить химические формулы оснований, необходимо руководствоваться свойством валентности. Гидроксогруппа имеет валентность -1. А металлы имеют разную валентность. Например:
КОН - калий - 1 валентен, -ОН - 1 валентна.
Са(ОН)2 - кальций двухвалентен, следовательно, гидроксогруппу следует взять в скобки и написать дважды.
Ва(ОН)2 - барий двухвалентен, значит гидроксогруппу следует взять в скобки и написать дважды.
Fe(OH)3 - железо трехвалентно, значит, гидроксогрупп к нему присоединится три.
Cr(OH)3 - хром трехвалентен, значит, гидроксогрупп к нему присоединится три.
Учитель: А как правильно называть основания? (слайд 4)
Первым в названии пишется слово «гидроксид» + название металла (в род. падеже).
- На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
Если металл имеет переменную валентность, то ее указывают в скобках после формулы. Например, CuOH - гидроксид меди (I), Cu(OH)2 - гидроксид меди (II).
Задание: Дать названия написанным ранее основаниям (устно).
КОН - гидроксид калия; Са(ОН)2 - гидроксид кальция; Ва(ОН)2 - гидроксид бария; Fe(OH)3 - гидроксид железа (III); Cr(OH)3 - гидроксид хрома (III).
В. Классификация оснований (слайд № 5).
Учитель: По растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые, или щёлочи, и нерастворимые.
Основания
растворимые (щёлочи) нерастворимые NaOH, Ca(OH)2, KOН Сu(OH)2
Учитель: Запомнить, какие основания являются растворимыми, а какие нет, вам поможет таблица растворимости в конце учебника. (Учитель знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости).
Задание: определить растворимость написанных ранее оснований (работа у доски).
КОН - гидроксид калия - растворимое (щелочь);
Cа(ОН)2 - гидроксид кальция - растворимое (щелочь);
Ва(ОН)2 - гидроксид бария; - растворимое основание;
Fe(OH)3 - гидроксид железа (III) - нерастворимое основание;
Cr(OH)3 - гидроксид хрома (III) - нерастворимое основание.
Г. Физические свойства растворимых оснований (слайды 6 - 9).
Учитель демонстрирует образцы оснований: NaOH , КОН, Ca (OH)2 - твердые белые кристаллические вещества, очень гигроскопичные.
Учитель: - Если некоторые основания называют растворимыми, значит, они должны растворяться в воде.
Демонстрационный химический эксперимент «Растворение оснований в воде». Вывод: Гидроксиды натрия и калия - растворимы в воде.
Учитель: Растворимые основания - опасные вещества. Давайте познакомимся с правилами техники безопасности при работе с щелочами.
Правила техники безопасности при работе с щелочами (слайд 10):
1. Щелочи - едкие вещества, разъедают кожу, дерево, бумагу. Гидроксид натрия NaOH - называют «едкий натр», а гидроксид калия КОН - «едкое кали».
2. Если раствор щелочи попал на кожу, может образоваться язва. Чтобы этого не случилось, немедленно смойте ее большим количеством проточной воды и протрите поврежденный участок слабым раствором борной кислоты.
Д. Физические свойства нерастворимых оснований.
Учитель: А как выглядят нерастворимые основания? Хотите увидеть? Но для этого необходимо сначала их получить.
Для учащихся: Химический эксперимент №1 «Получение нерастворимых оснований».
Инструктивная карта №1 (слайд 11).
1. Возьмите пробирку и налейте в нее 1-2 мл раствора сульфата меди (II). Добавьте в нее несколько капель раствора гидроксида натрия.
2. Что вы наблюдаете?
3. Сделайте вывод. Закончите уравнение химической реакции:
CuSO4+ 2NaOH=Cu (ОН) 2 + Na2SO4.
Вывод: В результате реакции выпадает нерастворимый осадок гидроксида меди (II) голубого цвета.
Е. Распознавание оснований с помощью индикаторов.
Учитель: Ребята! А вдруг лаборант перепутал вещества, и приготовил растворы других веществ? Как можно отличить гидроксиды от других веществ?
Для этого существуют специальные вещества - индикаторы, которые изменяют свой цвет под действием растворов щелочей и кислот. К ним относятся лакмус, фенолфталеин и метилоранж. Индикатор в переводе с латинского значит «указатель». Вот пусть они нам и укажут, щелочи перед нами, или нет.
Для учителя: Химический эксперимент №2 «Изменение окраски индикаторов в щелочах».
Сейчас мы сверимся с таблицей на слайде 12. (Обсуждение таблицы на слайде).
Вывод: В растворах щелочей лакмус - синеет, фенолфталеин становится малиновым, а метилоранж - желтым.
Ж. Химические свойства оснований (таблица 11 стр 85) (слайд 13)
IV. Физминутка (3 мин). Учитель: Ребята! Наверное, вы уже утомились, пора размяться. Проведем физминутку. Повторяйте упражнения за мной (слайд 14, 15).
Очень химию мы любим!
Шеей вправо-влево крутим.
К знаниям найдем дорожку,
И попрыгаем немножко.
Есть в оксидах кислород -
Делай вправо поворот.
А в кислотах - водород!
Делай влево поворот.
Лакмус в щелочи синеет,
Шагом марш! Быстрей! Бодрее!
Есть гидроксогруппа в ней,
Сжали кулачки сильней!
Много разных есть солей,
Приседаем. Веселей!
Вы учиться не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь!
Стоп, закончена зарядка,
Вдох и выдох для порядка.
И готовы вы опять
На вопросы отвечать.
Спасибо!
V. Закрепление изученного материала (15 мин).
1. Работа по учебнику. Упр. 5 стр 86
2. Работа по карточкам
Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке.
Ряд
Формулы веществ
1
Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.
2
КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2.
Обсуждение результатов (слайд 16)
VI. Рефлексия. Выставление оценок (5 мин).
Домашнее задание
§ 31 стр 81 прочитать
Упр. 7 стр 86
Карточка № 1
Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке - Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.
Карточка № 2
Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке - КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2.
Карточка № 1
Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке - Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.
Карточка № 2
Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке - КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2.
Карточка № 1
Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке - Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.
Карточка № 2
Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке - КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2.
Карточка № 1
Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке - Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.
Карточка № 2
Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке - КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2.
Карточка № 1
Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке - Al(ОН)3, NaOH, Сu(ОН)2, Zn(ОН)2.
Карточка № 2
Задание: вычеркните лишнее и допишите напротив, почему это вещество вы считаете лишним в списке - КOH, NaOH, Ва(ОН)2 , Fe(OH)2.