Урок химии: Реакции ионного обмена

Тема урока: Реакции ионного обмена и условия их протекания. Тип урока:    Урок новых знаний. Вид урока:     Проблемно – исследовательский.  Цель  урока:  изучение реакций ионного обмена.  Задачи урока:   Образовательные: Актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов, сформировать навыки написания пол...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Реакции ионного обмена и условия их протекания.

Тип урока: Урок новых знаний.

Вид урока: Проблемно - исследовательский.

Цель урока: изучение реакций ионного обмена.

Задачи урока:

Образовательные:

Актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов, сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений.

Развивающие:

Продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт в различных ситуациях: способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации.

Воспитательные:

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности.

Метод обучения: частично-поисковый.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, реактивы ( р-ры соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфат меди (II), карбоната натрия, серная кислота, фенолфталеин).

Опорные знания: Основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей.

Ход урока:

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

2 мин

Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Эпиграфом нашего урока будут следующие слова:

Три пути ведут к знанию:

путь размышления - самый благородный,

путь подражания - самый легкий,

и путь опыта - это самый горький.

Я желаю вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями. Сегодня вы должны научиться применять полученные знания по теме «ТЭД» в новой нестандартной ситуации.

2. Актуализация опорных знаний

8 мин

Фронтальный опрос по материалам предыдущих уроков:

1.Какие вещества называются электролитами? Приведите примеры.





2. Какие вещества называются неэлектролитами? Приведите примеры.





3. В каком году и кто разработал ТЭД?

Парная работа :

1. Перечисленные названия веществ разделите на два столбика: в один запишите - электролиты, в другой - неэлектролиты.

Раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, раствор сахара, дистиллированная вода, серная кислота, спирт.

2.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

KNO3, Ba(OH)2, HCl, Na2SO4

Ответы учащихся:

1.Вещества, проводящие электрический ток в водных растворах или расплавах. Например: раствор или расплав поваренной соли .

2.Вещества, которые в растворенном или расплавленном состоянии не проводят электрический ток. Например: газы и орг.вещества.

3.1887г, Сванте Аррениус.

Работа в тетради, обсуждение.

3.Изучение нового материала.

5 мин

СТАДИЯ «ВЫЗОВА»

До сих пор мы рассматривали процессы, происходящие при растворении одного электролита в воде; сегодня мы рассмотрим, когда в растворе присутствуют два электролита.

Тема нашего урока:

« Реакции ионного обмена и условия их протекания».

Знаю

Хочу узнать

Узнал


Мы знакомы с реакциями обмена. До изучения ТЭД реакции обмена рассматривались как взаимодействие молекул кислот, оснований и солей. Теперь известно, что в растворах этих веществ молекул практически нет, а имеются ионы. Отсюда следует логический вывод. Реакции между растворами этих веществ сводятся к взаимодействию ионов.

Реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций - ионными уравнениями.

При сливании некоторых растворов электролитов реакции протекают, а в других случаях - нет. По каким признакам можно судить о протекании реакций?





Запись в тетради.

Обсуждение , выход на цель урока.





Запись в тетради.



( приложение. Составление ионных уравнений- правила)

20 мин

СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»



Лабораторная работа.№1 (групповая)

Тема: Реакции ионного обмена между растворами электролитов.

Цель : отработать алгоритм составления реакций ионного обмена, знать условия протекания реакций ионного обмена.

Группа 1: Взаимодействие растворов гидроксид натрия и сульфат меди (II).

Группа 2: Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты.

Группа 3: Взаимодействие растворов гидроксида натрия и серной кислоты.

В процессе выполнения лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу.

Исходные вещества

Признаки реакций

Уравнения реакций

Выводы

1.



Деление на группы

« Атомы- молекулы»

Работа с учебником, проведение экспериментов, составление постера, выступление групп.

Взаимооценка.





4.Вывод по теме урока:

3 мин

Знаю

Хочу узнать

Узнал



Учащиеся самостоятельно формулирует вывод урока.

5.Рефлексия

Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по направлениям:
- "я" - как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой;
- "мы" - насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе;
- "дело" - достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы.

6. Инф. О дом задании

Параграф 6 стр. 20-23, читать упр 2,5(б,в),6***.

Повторить химические свойства кислот, солей и оснований.

Запись в тетрадь или в дневник.

Парная работа :

1. Перечисленные названия веществ разделите на два столбика: в один запишите - электролиты, в другой - неэлектролиты.

Раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, раствор сахара, дистиллированная вода, серная кислота, спирт.

2.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

KNO3, Ba(OH)2, HCl, Na2SO4

Парная работа :

1. Перечисленные названия веществ разделите на два столбика: в один запишите - электролиты, в другой - неэлектролиты.

Раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, раствор сахара, дистиллированная вода, серная кислота, спирт.

2.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

KNO3, Ba(OH)2, HCl, Na2SO4

Парная работа :

1. Перечисленные названия веществ разделите на два столбика: в один запишите - электролиты, в другой - неэлектролиты.

Раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, раствор сахара, дистиллированная вода, серная кислота, спирт.

2.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

KNO3, Ba(OH)2, HCl, Na2SO4

Парная работа :

1. Перечисленные названия веществ разделите на два столбика: в один запишите - электролиты, в другой - неэлектролиты.

Раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, раствор сахара, дистиллированная вода, серная кислота, спирт.

2.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

KNO3, Ba(OH)2, HCl, Na2SO4

Парная работа :

1. Перечисленные названия веществ разделите на два столбика: в один запишите - электролиты, в другой - неэлектролиты.

Раствор гидроксида калия, твердый гидроксид калия, кристаллы сахара, раствор сахара, дистиллированная вода, серная кислота, спирт.

2.Написать уравнения диссоциации следующих веществ:

KNO3, Ba(OH)2, HCl, Na2SO4

Лабораторная работа.№1 (групповая)

Тема: Реакции ионного обмена между растворами электролитов.

Цель : отработать алгоритм составления реакций ионного обмена, знать условия протекания реакций ионного обмена.

Группа 1: Взаимодействие растворов гидроксид натрия и сульфат меди (II).

В процессе выполнения лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу.

Исходные вещества

Признаки реакций

Уравнения реакций

Выводы

1.



Лабораторная работа.№1 (групповая)

Тема: Реакции ионного обмена между растворами электролитов.

Цель : отработать алгоритм составления реакций ионного обмена, знать условия протекания реакций ионного обмена.

Группа 2: Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты.

В процессе выполнения лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу.

Исходные вещества

Признаки реакций

Уравнения реакций

Выводы

1.



Лабораторная работа.№1 (групповая)

Тема: Реакции ионного обмена между растворами электролитов.

Цель : отработать алгоритм составления реакций ионного обмена, знать условия протекания реакций ионного обмена.

Группа 3: Взаимодействие растворов гидроксида натрия и серной кислоты.

В процессе выполнения лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу.

Исходные вещества

Признаки реакций

Уравнения реакций

Выводы

1.



РЕФЛЕКСИЯ.

- "я" - как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой_________________________________________________________________________________________________________________________________________
- "мы" - насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- "дело" - достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы_______________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕФЛЕКСИЯ.

- "я" - как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой_________________________________________________________________________________________________________________________________________
- "мы" - насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- "дело" - достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы_______________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕФЛЕКСИЯ.

- "я" - как я себя чувствовал в процессе урока, доволен ли я своей работой_________________________________________________________________________________________________________________________________________
- "мы" - насколько комфортно и эффективно мне было работать в малой группе__________________________________________________________________________________________________________________________________________
- "дело" - достиг ли я цели обучения, в чем испытал затруднения, как преодолеть проблемы_______________________________________________________________________________________________________________________________________



СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ Правила:

1.Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.

2.Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.

3.Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.

4.Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.

Алгоритм составления ионного уравнения реакции

Пример

1. Записать молекулярное

уравнение реакции.

2. С помощью таблицы

растворимости определить

растворимость каждого

вещества.

3. Составить полное ионное

уравнение.

4. Составить сокращенное

ионное уравнение

(найти одинаковые ионы и

сократить их слева и справа).

3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl

Р Р Н Р

3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl

3Na+ + 3OH + Fe3+ + 3Cl = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl

3Na+ + 3OH + Fe3+ + 3Cl = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl

3OH + Fe3+ = Fe(OH)3

СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ Правила:

1.Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не диссоциируют.

2.Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.

3.Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.

4.Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна сумме электрических зарядов ионов в правой части.

Алгоритм составления ионного уравнения реакции

Пример

1. Записать молекулярное

уравнение реакции.

2. С помощью таблицы

растворимости определить

растворимость каждого

вещества.

3. Составить полное ионное

уравнение.

4. Составить сокращенное

ионное уравнение

(найти одинаковые ионы и

сократить их слева и справа).

3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl

Р Р Н Р

3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3 + 3NaCl

3Na+ + 3OH + Fe3+ + 3Cl = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl

3Na+ + 3OH + Fe3+ + 3Cl = Fe(OH)3 + 3Na+ + 3Cl

3OH + Fe3+ = Fe(OH)3




© 2010-2022